Великие люди от Авраама до Хокинга 39

Девятнадцатый век (продолжение)


Немецкий философ и богослов итальянского происхождения Романо Гвардини – сторонник нового католического сознания. Он призывает строить человечную Европу.

Творчество парагвайского композитора и гитариста Агустина Барриоса перекликается со стихами выдающейся латиноамериканской поэтессы, лауреата Нобелевской премии Габриэлы Мистраль. Если под ритм «Колыбельной песни» Барриоса декламировать строки «Колыбельной» чилийской поэтессы, то увидим картину заботливой любви матери к ребенку:
«Море баюкает тысячи волн / Божественными речами. / Слушая любящие моря, / Родное дитя качаю. / Ветер-бродяга колышет хлеба, / Баюкает их ночами. / Слушая любящие ветра, / Родное дитя качаю. / Бог наклонился над люлькой миров, / Отчими смотрит очами. / Чувствуя тень от его руки, / Родное дитя качаю».
Какая проникновенная лирика! Какой глубокий философский подтекст! Прямо-таки безмерная барриосская любовь. Композитор и поэтесса мыслят вселенскими категориями.

Театральному режиссеру Александру Таирову выпало счастье руководить созданным им «камерным театром» на протяжении 36 лет. И когда? В эпоху революции и мировых войн! У него сложился особый режиссерский почерк, который можно определить, как «романтический реализм».

Камерный театр Таирова опирался на конкретные чувства и мысли героев в эпоху торжества правдивого отображения жизни, которому режиссер никогда не изменял.

Немецкий неомарксист, идеолог коммунизма Эрнст Блох – философ надежды. Жизненная актуальность его взглядов подтверждается опорой на европейский гуманизм и верой в будущее гуманное общество.

Воссоздавая характеры великих людей, французский писатель Андре Моруа тонок и деликатен. В работе над литературными портретами он придерживается трех правил: точность, лаконичность, увлекательность.

Моруа – доброжелательный писатель-гуманист.

Моруа прячется от жизненных бурь за стеллажами книжного прекраснодушия.

Андре Моруа и Нина Берберова слагают гимны непокорному творческому духу гениев.

Поэтесса и переводчица София Парнок – русская Сафо. Вместе с другими утонченными женщинами она срывает цветы поэзии, музыки и любви.

Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни с молодых лет страдала неврастенией. Не потому ли она взялась разрабатывать теорию современной невротической личности?

Карен Хорни наблюдала и фиксировала разницу в психике невротика европейского и невротика американского. Думается, что и в стремлении к наживе есть ощутимая разница у бизнесменов Европы и Америки.

Узеир Гаджибеков – азербайджанский композитор-счастливец. Киноверсия его оперетты «Аршин мал алан» обошла экраны 136 стран мира.

Датский ученый, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор – выдающийся физик и серьезный философ: он рассматривал квантовую механику в неразрывном единстве с теорией познания.

Датский физик Нильс Бор, подобно Эйнштейну, замарал свое имя участием в разработке американской атомной бомбы, сброшенной на города Японии.

Поэзия Велимира Хлебникова – это звучащая геометрия слов и неологизмов. Он создает «словесный квадрат», в котором столько же тайного смысла, сколько в «Чёрном квадрате» Казимира Малевича.

Поэзия Хлебникова – это алгебра и геометрия слов.

Поэтическая фантазия Хлебникова – своего рода машина времени, с помощью которой он путешествует по зеркальным лабиринтам цивилизации. Взору поэта открывается история человечества в ее вертикальном срезе. Мы вправе называть Хлебникова современным пророком.

Хлебников – Нострадамус XX века. Изучая законы времени, он предсказывает Февральскую и Октябрьскую революции за 5 лет до их начала.

Хлебников – не поэт, а словотворец!

Хлебников – безумный смельчак в поэзии. Он рвется в небо, как первые авиаторы.

Конструктивист в живописи и архитектуре Владимир Евграфович Татлин проектировал «Памятник III Интернационала» или, как его называли, «Башню Татлина». В конце жизни художник нарисовал картину «Череп на раскрытой книге». О чем говорят эти символы? Не о близкой ли гибели советской державы, созданной по фундаментальному труду Карла Маркса?

Поэт Николай Гумилёв – конкистадор с православной душой.

Стихи Гумилёва волнуют искренней верой в православного Бога и горячей любовью к России.

Гумилёв – поэт с возвышенным строем мыслей, светлой и открытой душой. Перед нами возникает образ неутомимого путешественника, вечного скитальца, не знающего ни покоя, ни утешения. Его очаровывает все необычное и таинственное. Он уносится на крыльях фантазии в далекие экзотические страны и дикие уголки земли. Ему видятся суровый Египет, духовная Индия, цветущий Китай, пленительный Ближний Восток, бурлящая Африка. Гумилёву милы изящная Франция, благонамеренная Англия, его кровь взбадривают холодные ветра Скандинавии. Поэт находит гуманные черты в героях божественной Эллады и императорского Рима. Он восхищается эпохой благородных дам и рыцарских поединков, ибо сам, подобно средневековому рыцарю, влюблен в женщину неземной красоты. Поэзия Николая Гумилёва дорога каждому русскому человеку.

Не последнее место в поэзии Владислава Ходасевича занимают такие понятия, как «простота» и «непринужденность».

Незатейливые стихи и тихая личная жизнь Ходасевича словно говорят: «Доволен малым будь».

Меланхолические стихи Ходасевича скорее умиляют, чем восхищают.

В стихах Ходасевича присутствует «дыхание распада» жизни, отчего кажутся грустными.

Ходасевич – поэт оборвавшегося времени и сгинувшей эпохи.

Ходасевич не принимает эпоху революционных бурь и потрясений.

Ходасевичу чуждо «поэтов праздное бряцанье». Ему дороги скромная жизнь и мудрый покой. Он избегает житейской суеты.

Жизнь для Ходасевича – «таинственное бытиё». Оно возвышает поэта над прозой жизни и словесной риторикой.

Ходасевич проповедует единство жизни и творчества.

Поэт Владислав Ходасевич берет от жизни то, что дается ему, а не подчиняет ее себе, как, скажем, это делает мэтр стихосложения Валерий Брюсов.

 Писатель Сергей Николаевич Дурылин методично собирал воедино свое литературное наследие, подобно тому, как его отец по копеечке сколачивал богатство. В каких только областях творчества Дурылин не работал! Он выступал в роли педагога, богослова, литературоведа, религиозного писателя и поэта, театрального критика, искусствоведа, музыковеда, фольклориста, путешественника, описывающего жизнь и быт коренных народов России.

Проза Дурылина – это имитация народной речи, твердой, крепкой, плотно сбитой из булыжников. Ее истоки надо искать в произведениях Лескова, в дальнейшем она появляется в литературе Солженицына и писателей-деревенщиков. Древесная проза Лескова, деревянная проза Дурылина и дубовая проза Солженицына – это вещи одного порядка! Сравните роман Дурылина «Колокола» с эпопеей «Красное колесо» Солженицына, и вы согласитесь с этой мыслью.

Священномученик архиепископ Иларион Троицкий обладает чертами русского богатыря. Он – простой, сердечный, незлобивый и, вместе с тем, мужественный человек. К сожалению, иерарх прожил немногим более 40 лет. Церковь прославила его в лике святых.

Крупный деятель сионизма Давид Бен-Гурион совершил подвиг, равный деяниям библейского царя Давида. Он основал еврейское государство в XX веке.

«Портрет С.М. Михоэлса» - знаковое произведение Роберта Рафаиловича Фалька. Картины художника редко выставлялись в главных музеях Советского Союза. Михоэлса убили, Фалька старались забыть.

Марк Алданов – писатель-интеллигент в литературном сообществе.

Литературный язык Алданова тщательно выверен и отточен.

Герои Алданова конкретны, почти осязаемы.

Повествуя об исторических событиях, Алданов не лжет, но имеет склонность к тенденциозным поправкам в изложении отечественной истории.
 
Относительно невежества русского народа Алданов уверяет своих читателей, что каким народ был в XVIII веке, таким остался и в XX!

Марк Алданов описывает исторических героев с явной идеализацией, которые напоминают парадные портреты Левицкого и Боровиковского.

Марк Алданов, подобно Валентину Пикулю, подновляет исторических героев. Он приближает их к современности, прямо или косвенно наделяя актуальным содержанием сегодняшнего дня.

Алданов в основном добросовестно воссоздает облик творцов истории. Правда, делает он это не без эмигрантского злопыхательства на Советский Союз.

Романы Алданова, как и других писателей-эмигрантов, покрыты антисоветской паршой. Не очень-то хочется вкушать их плоды!

Алданов – разносторонне образованный человек. Однако, философия и наука иссушают, а политика ставит под сомнение его литературный талант.

Диего Ривера – мексиканский художник-монументалист левого направления. Он был членом Коммунистической партии Советского Союза, вступил в интернационал Троцкого, которого приютил у себя дома. Одной из его жен стала художница Фрида Кало тоже левых взглядов.
Ривера – большой выдумщик в жизни, в политике, в живописи, в связях с женщинами. Достаточно напомнить историю со скандально известным произведением художника. В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма, как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма, как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина и демонстрации на Красной площади в Москве.
Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Впоследствии Ривера воссоздал фреску в Мехико для Дворца изящных искусств. Правда, на ней, в отличие от аналогичной картины в Нью-Йорке, появилось изображение Троцкого. Произведение было названо «Человек, управляющий вселенной».

Немецкий адмирал Вильгельм Франц Канарис – двуликий Янус. Он был высокопоставленным нацистом и Праведником народов мира. С 1935 года Канарис возглавлял службу военной разведки и контрразведки фашистской Германии, при этом он имел тесные связи с английской и американской разведкой. Известно, что он спас от уничтожения 500 евреев, пытался облегчить положение советских военнопленных. В конце концов, его арестовали и повесили за месяц до окончания войны. Откуда у адмирала возникла мысль участвовать в германском сопротивлении? Не повлияло ли на его мировосприятие родство с героем освободительной борьбы за независимость Греции, премьер-министром, адмиралом Константином Канарисом? В любом случае, это родство принесло добрые плоды для Европы.

Революционер-анархист Дмитрий Богров убил премьер-министра России Столыпина. Сын богатого еврея был революционером и одновременно тайным агентом полиции. Это означает, что Пётр Аркадьевич стал жертвой заговора высшей власти!

Чем дышит музыка Эйтора Вилла-Лобоса? Древней бразильской землей и могучими океанскими прибоями. О чем плачет гитара Вилла-Лобоса? Об утраченной любви и несбывшейся надежде.

Симфоническая музыка Вилла-Лобоса – штормовое море, перекатывающее огромные волны.

Симфоническое творчество Вилла-Лобоса – это бурный поток латиноамериканской тревоги!

О трагической любви повествует знаменитая Пятая Бразильская бахиана Вилла-Лобоса. В ней запечатлена вселенская скорбь!

Считается, что Артуро Тосканини и Вильгельм Фуртвенглер – величайшие дирижеры XX века. Их исполнительское искусство достигло классического совершенства. Тосканини воздействовал на оркестрантов требованием безупречного профессионализма, Фуртвенглер – посредством магических движений рук.
Живя при фашистских режимах, артисты по-разному относились к диктатуре. Тосканини категорически отказался сотрудничать с фашистскими властями в Италии, Фуртвенглер – шел на сотрудничество с гитлеровцами в Германии: он изнутри «вырастал» сквозь политику и поднимался до вершин музыкального искусства.

Игорь-Северянин – возвышенный поэт с юношеской мечтой о красивой женщине.

В лирической поэзии Игорь-Северянин исторгает фонтаны любви и нежности с такой доверчивостью, какая не оставляет равнодушной ни одну даму.

Поэзия Игоря-Северянина – это тихое безмолвие рябины, запорошенной снегом.

Кого не очарует душистая, сиреневая поэзия Игоря-Северянина?

Игорь-Северянин – автор меланхолических стихов, навеянных дождливой погодой.

Поэзия Игоря-Северянина отражает печальный свет бледной утренней луны.

Поэзия Игоря-Северянина – грустное воспоминание о давно ушедшей, но еще любимой женщине.

Лирика Игоря-Северянина – нежная, эмоционально близкая лирике его родственника по материнской линии Афанасия Фета.

Игорь-Северянин – поэт мопассановской эротической любви.

Игорь-Северянин – это чистый, холодный флейтовый тенор Виталия Собинова. Соотнесите нежные, меланхолично-фиалковые стихи поэта с тонкой, изысканной лирикой певца, и вы в полной мере насладитесь пленительным искусством обоих художников.

Выдающийся английский биолог Джулиан Хаксли, подобно Владимиру Ивановичу Вернадскому, связывает теорию эволюции с философским постижением мира, выступает сторонником научно обоснованного гуманизма.

Каково содержание картин французского художника Марка Шагала? Его полотна – это жизнь, любовь, цветы, звезды, сияющие во тьме первозданного бытия. Живопись Шагала наполнена вселенским романтизмом.

Живописное искусство Шагала привлекает внимание возвышенными чувствами, благородными эмоциями, проповедью любви и верности: это красочно-яркие и, вместе с тем, одухотворенные полотна.

Не предлагает ли нам Шагал символ вселенской любви в образе летящей в космосе женщины с букетом цветов?

Шагал обнимает мир любовью. Вот почему его художественный стиль мягкий, лирический, грациозный, как облик красивой женщины.

Шагал – художник городских нагромождений, сквозь которые пробивается ручеек любви.

Людские страдания и беды Шагал воспринимает через призму собственного природного жизнелюбия.

Марсель Дюшан – авантюрный человек и эпатажный художник. Он находился у истоков дадаизма и сюрреализма. Дюшан решительно отвергал традиционные художественные формы. Среди его «творческих достижений» - выставленные на всеобщее обозрение писсуар, велосипедное колесо и другие!

Французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье проектировал комплексы жилых и административных зданий будущего индустриального города, а именно то, что он называл «зеленым» или «сияющим» городом. В основе его замыслов лежал принцип свободных форм и рациональных подходов к строительству.

Самуил Маршак принадлежал к тем литераторам, чьи переводы стихов иной раз бывали лучше подлинников, в частности, считаются классическими его переводы Сонетов Уильяма Шекспира, Песен и Баллад Роберта Бёрнса. Не случайно советский поэт был удостоен звания «Почетный гражданин Шотландии».

Идейная парабола немецкого писателя Арнольда Цвейга такова: националист, сионист, пацифист, социалист, коммунист. Его литературный язык отличается сдержанной напряженностью повествования.

Арнольд Цвейг – участник Первой мировой войны. О событиях 1914-1918 годов он создает цикл романов «Большая война белых людей».

Американская художница Джорджия Тотто О’Кифф работала в жанре пейзажа и натюрморта. У нее был нервный срыв, лечилась. Была избрана в члены Американской академии искусств. Джорджия не любила цветов, зато нарисовала череп коровы. Это парадоксальная натура прожила 98 лет!

Выдающийся ученый-генетик Николай Иванович Вавилов замучен в сталинских тюремных застенках. В малоразвитой стране нет места передовой науке.

Сегодня как никогда злободневны вопросы дисциплины в школе. В свое время они были разработаны выдающимся советским педагогом Антоном Семёновичем Макаренко. Он пришел к важному заключению: «Дисциплина создается не определенными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети». Далее Макаренко конкретизирует свою мысль: «В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его. Правильная дисциплина – это тот хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми силами при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении».
Следует также привести слова Макаренко о том, что «Коммунистическое воспитание – это счастливый процесс, который сам в себе несет успех и поэтому дело воспитания легкое и счастливое дело».
Эта мысль не утратила своей актуальности для прогрессивно мыслящих педагогов даже сегодня.


Рецензии