Панморализм

          ПАНМОРАЛИЗМ – признание за моралью (этикой) приоритета надо всеми остальными сферами человеческого бытия и, как следствие, видение мира исключительно сквозь призму законов общечеловеческой морали. Согласно панморалистам, мораль – это вершина в иерархии человеческих ценностей, соответственно, ценность того или иного жизненного явления напрямую зависит от степени подчинённости его законам морали.
          Существующая обширная критика панморализма производится с разных, порой диаметрально противоположных, мировоззренческих позиций: от атеистов (ницшеанство, марксизм) до вполне религиозно настроенных авторов, позиционирующих себя как выразителей христианской традиции. И если позиция тех, кто далёк от религии и Церкви, вполне предсказуема (для них человек – это всего лишь "сын природы", животное, хотя и пытающееся оторваться от своей праматери), то позиция отдельных представителей религиозной мысли, низводящих мораль на уровень относительных ценностей, вызывает некоторое удивление. В качестве примера приведу высказывание одного церковного автора, пишущего следующее: "Для христианской доктрины очевиден тот факт, что нравственность вторична, а религия первична. Тем не менее в XVIII в., в эпоху Просвещения, Кант объявил об обратном, о первичности нравственности" [1]. Комментируя данную цитату, позволю себе возразить, что, во-первых, началось всё отнюдь не с Канта, а гораздо раньше – с античных стоиков (так думал и Ницше [2]), во-вторых, религиозный панморализм (в том числе, у Канта) вовсе не ставит мораль выше религии, он отождествляет её с религией, рассматривая моральный закон как врождённое Божественное мерило добра в душе человека, регулирующее его поведение через представление о должном. Для панморалиста немыслима ситуация, когда Бог находится "по ту сторону добра и зла". Более того, Бог и мораль для него – это одно целое, не поддающееся делению. Главный тезис религиозного панморализма: там, где нет морали, там нет и Бога.
          Официальная Церковь отвергает попытки сделать нравственность категорией относительной, обусловленной чем-либо иным. "Если в понятие нравственности и справедливости вносится относительность, то само это понятие разрушается, – говорит Святейший Патриарх Кирилл. – Хорошо то, что хорошо для великой Германии, – известный тезис. И нравственность исчезла. Когда мы нравственность обуславливаем коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, мы отказываемся от нравственного начала" [3]. Нормы морали, согласно Патриарху, – это нормы "фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные" [там же]. Как видим, здесь нет и намёка о вторичности морали по отношению к религии. Сказано вполне определённо и исчерпывающе.

_________________

[1] Дронов Михаил, прот. “Не противься злому…” // Альманах “Альфа и Омега”, № 8, 1996.
[2] Ницше Фридрих. По ту сторону добра и зла. // Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. - М.: Мысль, 1990.
[3] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч: http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html


Рецензии