подслушано

воспоминания

Вспомнился рассказ бабушки, как жили они давным давно в глухой с......ской деревне. Из ее рассказов сейчас многие вещи кажутся просто странными, дикими и даже жестокими, но в то далекое время считалось обыденным и ничем не примечательным. Например как приготовить обед, подоить корову или зачерпнуть воды из колодца. Часто зимними вечерами завершив на день все дела и чтоб скоротать время. Бабушка выпив рюмочку домашней наливки собственноручно приготовленную из целебных ягод собранных нами летом в лесу. Взяв с полки вязание, бабушка усаживалась в любимое кожаное кресло черного цвета с выцветшими поручнями, которое по возрасту было почти бабушкиным ровесником. Ноги, которые постоянно мерзли укрывала пуховым платком в некоторых местах потрепанный молью, связанным еще ее покойной мамой, который бабушка очень берегла. Предавалась далеким воспоминаниям из своего детства. Удивительно то, что в силу своего возраста, а ей тогда было уже много лет, досконально помнила даже самые незначительные детали  деревенского быта. Например хорошо знала клички дворовых собак не только своих, но и соседских. Помнила  всех кошек, которые ловили в доме мышей. Знала коров и даже хорошо представляла количество молока, которое от них получали. Перечисляла количество уток, кур, гусей, содержавшихся в домашнем хозяйстве. Так сложилось, что была в это время единственным ее слушателем. Многое всплывало в памяти и эти удивительные мелочи деревенского быта вырисовывались в размытых акварелях бабушкиных повествований. Закрывала глаза и мысленно перемещалась будто на машине времени в то далекое ушедшее время. Как мне ее сейчас не хватает в этой стремительной современной жизни, где люди куда то спешат, летят и вечно куда то опаздывают. К сожалению многое из того утрачено и даже кажется неправдоподобным но, время движется и ход его невозможно никому остановить. Уже не встретишь этого особого мелодичного говора, этой непревзойденной игры слов, количества эпитетов, мудрых пословиц и поговорок искусно применяемых в нужных местах, от чего речь пронизывалась некой волшебной аурой неизведанных ароматов сладостных приправ, щедро льющихся из бабушкиных историй. Ту неповторимую ауру, художественную поэзию чувств, невозможно передать обычным человеческим языком, а надо просто слушать и наслаждаться общением с мудрым человеком безвозвратно ушедшей эпохи. Бабушки давно нет, да и я уже не молода. Дети выросли, окончили институт, у них свои семьи. Мы часто собираемся вместе, накрываем стол, много общаемся, делимся житейскими радостями, проблемами. Как любая бабушка очень люблю своих внучек, вижу в них свое продолжение и очень хочу, чтобы выросли мои девочки хорошими людьми и все у них сложилось благополучно. Радуюсь,что связь поколений не прерывается, когда ярко светит солнце, или льет промозглый осенний дождь, трещат крещенские морозы, или ветер с деревьев срывает листву. Жизнь размеренно течет и время невозможно повернуть назад  и мы продолжаемся в наших детях. Просто философия жизни.
Один случай из бабушкиной юности мне особенно запомнился, просто врезался в память и постараюсь его передать как можно точней. Конечно к своим детям я применять такие методы воспитания никогда бы не смогла, но было другое время и нравы людские были другими. Плохо ли хорошо, не мне судить, так жили мои предки. Как то зашел разговор о том,
как в те годы занимались становлением молодого поколения и какие методы воспитания использовали в семье. Мне было очень интересно услышать из первых уст. После окончания школы решила поступать в педагогический институт и всегда мечтала в дальнейшем связать свою работу с детьми. По всякому, говорила бабушка, какие родители были очень строги к своим детям, а некоторые были мягкими и не применяли телесные наказания и даже иногда баловали. В нашей семье, как и во многих других неизменным было то, что секли нас розгами от всей души. Никакого снисхождения к провинившимся никогда не испытывали. Эта была своего рода традиция в наших местах. Правда неизвестно кем и когда установленная, но отступать от нее у нас никто не помышлял. Наш любимый старенький батюшка отец Василий, который с давних времен жил со своей матушкой в нашем селе в небольшом домике при церкви, рядом с погостом.  Многих наших деток крестил и росли они на его глазах. На проповедях в церкви приводя выдержки из Писания говорил. Розги очищают от всякие скверны, вразумляют, наставляют и оберегают от совершения тяжких грехов и это очень важно для молодого поколения, чтоб по своей неопытности не впадали в грех и приносили пользу для спасения души, выросли настоящими людьми. Не бойтесь погубить тело но Душу свою берегите. Примерно так это озвучивалось устами отца Василия, если память мне не изменяет, сетовала бабушка. Секли всегда за дело, но иногда просто для вразумления находя незначительный повод. Для профилактики, чтоб всякое дурное засевшее в голове в дальнейшем не размножалось, что в наши отроческие годы было вполне объяснимым, то непременно после такого вразумления выветрилось, как дым. Бабушка скажи, перебила я, неужели девочек тоже секли, как и мальчиков, ведь это дико, жестоко и никак не укладывается в голове. Еще как секли, говорила бабушка, нас девок не жалели и порой нам даже больше доставалось чем мальчикам. Ведь мамы их берегли, и знаю, что некоторые учили не все говорить отцу. Поводов для порки находили всегда великое множество и наказывали даже за самые на мой взгляд незначительные проступки, просто искали повод за что телесно наказать. Как это происходило, мне стало жутко любопытно. Стала назойливо приставать и бабушка немного расслабившись от выпитой рюмки, нехотя поведала во всех подробностях, как это выглядело.
Раз в месяц, а иногда чаще в нашем селении, в которой было больше сотни дворов, после субботней литургии и исповеди в церкви отцу Василию, перед воскресным причастием, на котором было положено всем присутствовать. Молодежь обязана была открыть и  родителям о своих неблаговидных поступках, помыслах совершенных за последнее время, за которые  было им  совестно и главное то, что  сами считали важным перед Богом покаяться. Родители 'если дочка то решение принимала мама или бабушка, а у сыновей отец, дед либо другой близкий родственник " назначали количество телесных наказаний, а также и других ограничений на свое усмотрение. Родители по совету отца Василия сами никогда не секли, это считалось недопустимым, а отправляли девочек к тетке Агафье. Мальчишек обычно в теплое время секли на поляне невдалеке от водокачки. Перед наказанием он задирал рубаху, и как есть ложился на специально для этого сколоченную деревянную, гладко выструганную дедом Макаром лавку, которую хранил под навесом водокачки, где был сторожем. Руки и ноги крепко стягивали ремнями и привязывали за железные крючья вделанные в основания. Выглядело так, что он лежал и крепко обнимал лавку руками и ногами и совершенно не мог ими двигать. Мы девочки любили издали подглядывать за распластанными мальчиками и даже иногда злорадствовали по этому поводу особенно за тех, которые нас иногда обижали. Обычно сек кто либо из мужчин, что покрепче и сноровистей. Мальчикам постарше приходилось терпеть боль от щедро с жутким свистом наносимых ударов от чего на известном месте появлялись красные рубцы. Запрещалось издавать никаких стонов, криков. Если не выдержит и заплачет, то это  считалась для него  позором. С ним никто не общался, либо насмехались вывешивая обидное, как это обычно бывает среди мальчиков, пока он не докажет, что может терпеть боль.. Мне их было жаль и старалась, как могла всячески морально поддерживать. Такие были времена, такие были нравы и ничего здесь не сделаешь.
С девочками поступали иначе и прилюдно никогда не наказывали, но делали в тайне от посторонних глаз. Для этого по благословению отца Василия была назначена своеобразным воспитателем тетка Агафья, прихожанка нашей церкви, многое сделавшая полезного для нашей общины. Она была вдова, муж упав с высоты сильно пострадал,, после чего долго болел и почти не вставал, да вскоре и помер. Похоронили его на нашем кладбище.Так стала Агафья вдовой. Отец Василий благословил ее воспитывать юных девиц.Так витиевато это названо, но подразумевалось пороть девок. В нашем селе Агафья вскоре приобрела определенную значимость и кажется ей это льстило.
 Домашние своих деток частенько пугали Агафьей. Не слушаешься, вот Агафья тебе задаст и это часто сдерживало от баловства. Но все равно хочешь или нет встречаться с ней приходилось и довольно часто. Была она женщина видная. Высокого роста со смуглым лицом, большим носом, карими глазами и с очень сильными руками, которыми, играя замешивала в огромном чане тесто из которого выпекали просфоры, на что имела благословение отца Василия. Также всегда стирала для батюшке белье, мыла в церкви пол и натирала до блеска подсвечники, да и всегда была на подхвате. Доила корову и одним махом сносила головы курам, уткам и гусям. Еще перед большими праздниками готовила обеды, для общей трапезы. Голова всегда повязана цветастым платком, да так по особому, что придавало внешности некую задорность. Белая ситцевая кофточка статно обтягивала пышную грудь, а пуговки все были застегнуты по самый верх. Длинная черная юбка плавно свисала почти до пят. В доме всегда был идеальный порядок и каждый предмет утвари занимал свое место. Жила Агафья с сыном, лет десяти, а может и больше. Мы девочки по известной причине его не долюбливали и с ним не водились.
Приходим мы к ней во двор с другими девочками, встанем у крыльца и ждем своей горькой участи. Боязно и страшно примерять на себе жгучие  розги. Вскоре открывается дверь и появляется Агафья во всей своей стати. Подойдет поближе, измерит нас своим пронзительным взглядом, какбы просверлит насквозь и скажет. Что милые приуныли, страшно вам, а грешить перед Богом и родными не страшно. Лучше потерпеть здесь на этом свете, чем попасть в будущем веке туда, большим пальцем указывая вниз. Уж поверьте, там будет плач и скрежет зубов, вечные муки и нет никакого спасения, это очень, очень страшно. Ведь сами вы слышали, как говорит на проповедях отец Василий. Так будьте сильные духом мои хорошенькие и с божьей помощью все стерпите. Вспоминайте, как Господь наш страдал на Кресте и вы мои милые тоже немного пострадайте телом для вашего блага. Говорила возвышенным тоном, закатив глаза к небу, и лицо ее обретало  некую одухотворенность и от ее поучений становилось немного спокойнее. Сейчас пока стойте и ждите. Молитесь и кайтесь пред Богом, пока буду пить чай и хорошенько думайте о спасении души. Проходит еще некоторое время, выходит Агафья такая вся раскрасневшаяся веселая от выпитого чая, или может чего покрепче, так мне тогда казалось и так с задоринкой смеясь говорит. Что курочки мои, розги приготовлены, а вы мои хорошие готовы нести наказание. Мы киваем в знак согласия и глядя на наши жалкие испуганные лица, Агафья улыбается и говорит. Не я буду вас наказывать, а тот, кто хочет вам спасения.  Кто из вас самая смелая. Конечно первой быть всегда боязно,но я как самая старшая среди других, ведь тогда мне было почти тринадцать, заходила первой. Агафья улыбнется, возьмет за руку погладит по голове к себе прижмет, приласкает. С тебя Машуля и начнем и взяв за руку заводит в дом. Запирает дверь, от чего в сенях становится темно и от скрежета задвижки  пробегает по телу холодок. Агафья строго посмотрит и от ее взгляда полного решимости чувствуешь полную беспомощность и будто лягушка ползешь к удаву в открытую пасть. Раздевайся крикнет она, да побыстрей, некогда мне тут с вами, вон сколько вас. От нахлынувшего страха перестаешь воспринимать происходящее и быстро скидываешь одежду и в чем есть заходишь в светлую горницу. Комната небольшая три окна выходящих в сад. Как и положено в святом углу на треугольной подставке убранной вышитой накидкой находятся образа Господа нашего Иисуса Христа, матери Божьей и Николая Чудотворца по правую руку Спасителя. Над ними горит неугасимая лампада в красном граненом стаканчике. На комоде стоит большой бронзовый подсвечник с тремя свечами и вытянутый сосуд плотно закрытый пробкой в виде Креста со святой водой и разными святыми маслами в небольших баночках и другими святынями привезенные паломниками и переданными Агафье из святых мест. У стены расположилась железная кровать выкрашенная голубой краской и накрытое ярким цветастым покрывалом, на котором величественно возвышаются холмиками пером набитые разных размеров подушечки в пестрых наволочках, на которые наброшены тюлевые накидки. Прикроватную стену украшает плюшевый коврик с милыми мишками под большим деревом. В противоположном углу разместился массивный дубовый стол на таких же массивных ножках, покрытый сероватой скатертью и два стареньких но весьма крепких венских стула. На потолке прикручено не большое железное кольцо, за которое раньше вешали детскую люльку и убаюкивали младенца, а сейчас применяют для других воспитательных целей используя как вытяжку для битья. Подходи сюда, командует Агафья и подними руки. Подходишь, от страха вся дрожишь и поднимаешь руки и Агафья крепко связывает вместе, а конец веревки взобравшись на табурет продевается через  кольцо. Затем с помощью Леши сыночка натягивает веревку. Руки сами поднимаются вверх и стоишь на одних носочках, как натянутая балалаечная струна, а помощник привязывает ее к полу за специально вмонтированный крюк. Сынок неси со двора розги, просит Агафья. Ты в это время висишь на вытяжке и покорно ждешь своей участи. Бабушка и что Леша видит девочек, вот так без ничего, я бы наверно сквозь землю провалилась и никогда не разделась тем более при нем. Перед женщиной быть в таком виде стыдно, а при мальчике, вообще ужасно. Бабушка это ведь просто дикость и очень хорошо, что мне не пришлось жить в то ужасное время в котором ты росла. Что здесь дикого, возмущается бабушка, это вы сейчас так на все смотрите, а когда мы росли то это не замечали и значения не предавали. Даже в домашнюю баню, которую еще дедушка мой Иван Савельевич собственными руками срубил из сосновых бревен ходили все вместе. Мама, бабушка и мы детвора, а нас было пятеро. Ведь если каждому топить, то дров не напасешься и время много уйдет. Раздетое тело мы не воспринимали чем то запретным и зазорным не считали. Все было это для нас естественным. На речке детвора купались и на это не обращали внимания. Вот правда, когда девочки постарше становились, то надевали рубашку, трусов в деревне не носили, считали что для здоровья не полезны, да и мало, кто про них знал. В городе конечно носили трусы богатые, а в деревне все было проще. Длинные юбки и платья, на голове всегда платок, так ходили женщины в нашем селе. Так то вот внученька и ходили мы летом все время босыми, ведь одежда и обувь были дорогими и не каждая семья могла себе позволить лишнее, поэтому вещи берегли и относились к ним бережно. Надевали самое лучшее, когда шли в церковь и на большие праздники. Такое было время трудное,но все выросли, кто-то выучился, многие переехали в город, создали семьи, родили деток.
  Поворачивайся ко мне спиной командует Агафья. Готова…..
Сколько …. Отвечаешь столько то вот, а затем час стоять в углу. Бабушка, а можно ведь было обмануть и назвать меньшее, спросила я и мне стало совестно, что такая крамольная мысль пробежала в голове. Представила себя на том месте, что за это могла получить плетей, ибо знала всегда, что обманывать плохо. Бабушка прочла это на моем лице и сказала, что я сама себе ответила на вопрос и добавила, что если обман вскроется, то будет наказание еще больше.
 Нельзя сказать, что было невыносимо терпеть удары, конечно было очень больно, но терпимо. Агафья все таки нас девок жалела, лупила не в полную силу и можно было хныкать сколько угодно, девочкам это не возбранялось. После экзекуции должна еще некоторое время повисеть на вытяжке это являлось дополнительным наказанием. Девочек помладше, по договоренности с матерью могли и не сечь, а просто вытянуть на какое то время, ну или дать пару плетей для острастки. После того обязательно должна подойти и поблагодарить за науку и идти одеваться. Вот так деточка мы и выросли, слава Богу за все.
Я с высоты прожитых лет поняла от чего раньше так поступали с детьми, и поняла. Это была своего рода как сейчас говорят инициация, чтобы дети становились крепкими и выносливыми. Нельзя все время есть одно сладкое или кислое, но для физиологии просто необходимо кушать и горькую пищу, для хорошей работы органов тела. В будущем мальчики служа в армии смогли мужественно преодолевать физические страдания и боль, а девушки рожать здоровых детей, что очень важно. Вырабатывался особый иммунитет к боли, люди становились сильными и мужественными. Может поэтому нас никому в войнах не удавалось покорить, сломить, уничтожить, как народ. Тело становилось здоровым и в нем крепчал Дух.

 


Рецензии