Прибытие

Рецензия на фильм, или человечество спасут филологи
Выход этого фильма ожидали у нас чуть ли ни с бОльшим интересом, чем само прибытие инопланетян, о котором в нем повествуется. Предлагаю непредвзятую рецензию на фильм «Прибытие».

 «Прибытие» —  это не героический эпос о борьбе землян с агрессивными пришельцами, напичканный спецэффектами, усиленными беспрерывной, помпезной музыкой, с мускулистыми героями – полукиборгами, действующими наперекор обстоятельствам, а лирическая драма, где тонкий психологический узор отвлекает на себя все внимание зрителя.

 А  спецэффекты — это всего лишь беглые заметки на полях, которые иногда не успеваешь и прочитывать. И в этом смысле сюжет «Прибытия» сродни современным психологическим практикам. Правда, в отличие от них, он не дает готовых инструкций, а предлагает свой вариант духовного развития человека, когда в него вмешиваются внешние силы.

В центре повествования молодая женщина, остро переживающая личную драму — потерю дочери. Помощи героиня не ждет, понимая, что ей, в принципе, взяться не откуда. Не существует силы, способной ей помочь.

Но помощь приходит.

Не от психотерапевтов или гипнотизеров, ни от  близких или любимого человека, а от инопланетян, с которыми ей приходится контактировать. «Прибытие», как жанр, близко к «Интерстеллару», фильмам — сюжетам, где фантастика используется не ради фантастики, а как средство, художественный прием, позволяющий авторам докопаться до глубин человеческой психики, поднять на поверхность самые дальние ее пласты, просмотреть, пощупать, проанализировать, и,  по возможности, «на свету» устранить «поломки».

Не скажу, что лента закончена именно, как некая психологическая практика.  Остаются непроработанные моменты, висят не обрубленные хвосты,  иные ходы можно по — разному трактовать. Даже финал явно не однозначен.

Но совершенно необъяснимым образом эти, казалось бы, «косяки», в конечном итоге играют на картину. Как всякое большое произведение для каждого зрителя она индивидуальна. То есть допускает особое видение себя любимой. Является в образе, которому зритель может быть редактором, а, значит, и участником процесса.

И вот тут происходит самое удивительное! Лично я досмотрелся до того, что вдруг поймал себя на мысли: а инопланетяне ли действуют на экране? Не плод ли это воображения самой героини? Фантом, сконструированный ее воспаленным воображением? Страдающей душой,  если хотите?

И следом – новая догадка. Ребята, а ведь к нам могут прилететь не только инопланетяне. Вдумайтесь в это! А кто же?! Спросите вы. А вы еще не поняли? Да кто угодно: посланцы из иных измерений, путешественники во времени, или сущности, созданные нашим же сознанием.

Ну, представьте себе, внезапно, на Землю в разных точках опускаются 12 огромных черных объектов. Откуда они взялись, почему земные средства слежения не отследили их на подлете, и так далее…

Да, в «Прибытии» явно представлены инопланетяне. Но каковы побудительные  мотивы, тончайшие нити и скрытые механизмы художественного действа, если оно исподволь сумело подвести меня к невиданным для меня догадкам!

Эстетика картины, опять – таки, как и в случае с «Интерстелларом» — неизбывная, закатная грусть. Как будто человечество навсегда прощается с чем-то сокровенным, бесконечно близким и дорогим. И эта грусть почему-то завораживает, заставляет цепенеть, как мороз засыпающего в поле путника.

Множество удачных находок. Даже само название этих инопланетян – криптоподы – лично для меня нечто совершенно незнакомое и жутко фантастическое, хотя это слово известно нашим биологам.

А язык общения криптоподов… его надо видеть!

Я не ошибся, именно «видеть». Ведь не зря же к контакту с ними была привлечена филолог – лингвист – наша героиня. И в этом еще один высокий смысл картины: наш мир спасут не военные, а специальные «дипломаты» — филологи, умеющие разговаривать.

Находить общий язык.


Рецензии
Множество удачных находок?

Григорий Аванесов   04.02.2022 05:08     Заявить о нарушении