Что и кого сегодня печатает журнал Юность?

          Сто лет не брал в руки журнал "Юность." Решил взять в библиотеке, и не потому, что его возглавляет писатель и депутат Сергей Шаргунов, а просто ради интереса узнать: какую литературу сегодня печатает один из старейших молодёжных изданий?
           Сразу признаюсь, пролистал предварительно и затем прочитал только частично. Конечно, оформление страниц разительно изменилось. И оно для догматиков и консерваторов непривычное.
           И что же заинтересует молодого читателя под обложкой, исполненной традиционно для этого издания? И даже сохранена головка юной девушки на внутреннем логотипе.
          Итак, после беглого просмотра второго номера за 2021 год целый блок отдан молодым фантастам в рубрике "Жанровая литература", авторов которой представил фантаст и фэнтезист Вадим Панов. Этот раздел вместил целую плеяду молодых фантастов и фэнезистов под брендом «Таврида»: мастер-класс Вадима Панова и Михаила Форейтера.
           Сам Вадим Панов вводной информацией – «Как становятся писателями?» –– разъясняет все прелести своей «школы». Видимо, это и есть часть его бизнеса. Солидную площадь журнал отвёл его воспитанникам.  И в скобках заметим, вряд ли журнал пустит  на свои страницы  независимых авторов даже талантливых из самотёка. Чтобы сюда попасть, видимо, надо состоять в зависимости от  мастеров излюбленного жанра.
           Вот представленные Пановым  имена с их детищами из его школы. Это Полина Жандармова «Кровь Аранеев», Бесс Велиаль «Мечта Лёни», Людмила Прохорова «Контрольная точка», Андрей Нечаев «Цифровой человек», Дарья Сницаль «Семейное дело». Галия Трушечкина «Пассажир».
          Несколько слов об их работах. По первым абзацам в глаза тотчас же бросаются чужеземные имена и фамилии героев у некоторых авторов. И стили почти на одно лицо. Я бы назвал этот блок «Синтетическая литература» ничего не имеющая общего современной действительностью. Все авторы пребывают в своих творческих грёзах.
          Второй блок тоже определён как «жанровая литература», а её авторы помечены: как участники литературного конкурса фантастики памяти Михаила Успенского. Максим Тихомиров грезит о «Культурном вымирании». А Марина Беляева рассказывает о «Последней бабушке», почему-то Петра Гаврилина очень занимает «Горячая вода». А вот Татьяну Чурус интересует «Пастбище». Для Павла Виноградова в его воображении чудится «Принцесса Воронов»
           Резюме такое: с юного возраста у подростков, читающих фантастику, но особенно заражённых фэнтезийной литературой, сознание и мышление деформируются в сторону «глубинных грёз». И таким образом такая литература  воспитывает инфантильных обывателей, для которых окружающая действительность как бы не существует.
            Раздел «Поэзия» представлен пятью авторами стихотворным творчеством. Они пытаются поведать о своём внутреннем мире и  об окружающей действительности разговорным языком, окрашенным лишь поэтическим флёром. Александр Иличевский известен читателям как прозаик, но вот решил высказаться в стихотворной форме. В  «Стеклянных башнях» он пытается овладеть своей формой и содержанием. Но получается стихотворное обращение к самому себе и осмысление себя в этом мире. Василий Нацентов поэт и эссеист, для меня – новое имя, его стихи отражают взгляд на природу с философским подтекстом, мыслит он нестандартно. Иван Родионов представлен здесь больше прозой, чем стихами. Ирина Крупина и её стихотворение «Бабушкин дом» пример разговорной поэзии, а точнее, стихосложения. Но более всех предпочтителен из пяти авторов Василий Попов. Это пример настоящей поэзии.
Раздел «Проза» представлен тремя авторами: Саша Николаенко «Муравьиных Бог». И киноповестью «Невозможность» соавторов-супругов Ярославы Пулинович и Романа Сенчина. Короткими миниатюрами SMALL TALK представлена Ольга Харитонова. К своим анекдотическим рассказикам автор, видимо, не смогла подобрать обобщающее название, и прибегла к английскому, в переводе на русский как разговор ни о чём.
          В разделе «Лицом к лицу» Татьяна Соловьёва беседует довольно объективно с писателем Алексеем Ивановым о «Рациональном познании Мира более работоспособного, нежели эмоционального»
           В разделе «Былое и Думы» без преувеличений считаю: историк литературы Вячеслав Огрызко –один из лучших в этой области, размышляет в очерке «Социально опасный элемент: Юрий Казаков». Автор приводит высказывания видных критиков, писателей прошлого о творчестве замечательного писателя Юрия Казакова, и как он сам рассказывал о том, как  нелегко ему приходилось в проталкивании своих рассказов в толстые журналы. А сегодня Юрий Казаков давно признанный классик.
           Стоит задаться вопросом: есть ли у нас равные историку литературы Вячеславу Огрызко? Думаю, вряд ли.
Владимир ВЛАДЫКИН


Рецензии