Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 110

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



СУДЬБА СТАРИННОГО МЛЫНА

Гущин Прудок не дожил до наших дней. Знаменательное место - центральное в северной оконечности большого озера, забыто и заброшено. Безлюдно там сейчас. На месте запруды голые остовы мельничного сооружения.

Как долго действовал тамошний млын, неизвестно. Похоже, что Корсаки им не занимались. Неизвестно также, какие планы вынашивала российская власть, когда присоединила край к империи. Судя по записи в основном томе польского Словника, местечко входило в разряд государственной собственности – как и бернардинские земли. Не нашел я его также в статистических выкладках о землевладельцах Лепельского уезда за 1891 год, что очень странно. Старшина Игнатий Яковлев, заполняя отчет 20 июля 1891 года в губернский статкомитет, пропустил объект, считая его неперспективным (неважным?), или его уже не существовало?

К имению помещика Кусцинского относились три поселения: одноименная мыза на берегу (1132 десятины, в том числе озеро – 130 десятин и 6 десятин усадебной земли), фольварк Озерцы (32 десятины, тоже с усадебной) и застенок Стюденый Угол (18 десятин с усадебной также).

На тот час Завидичи, как и вся северная область Лепельского побережья, входили в состав Вороньской волости, где главенствующую роль играли дворяне-католики Селлявы. Они управляли («по раздельному акту») не только центральным местечком – Воронью, но и четырьмя окрестными фольварками, в том числе Кролевцем. Третьим волостным землепользователем считались «малолетние дворяне Грегоровичи» (я писал о них в другом материале). Заозерка (Малиновка), на которой стоял Гущин Прудок, делила волость пополам. Если Кусцинские занимали левосторннюю часть, то Селлявы распоряжались правосторонней. Малолетние Грегоровичи имели наделы вверх по Заозерке – от Деньгуб и выше, включая Жары.

Что повлияло на печальную судьбу старинной мельницы, неизвестно. Что Гущин Прудок при царях был государственным, можно рассматривать с двух позиций: что власть подчинила казне главный заозерный млын. Но мог быть еще один вариант, связанный со строительством междуреченского канала. Возможно, один из вариантов Березинской системы состоял в том, чтобы тянуть канал напрямую к Двине, включая Заозерку (Малиновку) и Ушачские озера, то есть использовать существовавший когда-то «черсвятский коридор». Путь был бы намного ближе к главной речной магистрали, чем чрез Чашники, по Улле, но затраты несоизмеримые, учитывая компенсационные расходы частным землепользователям. А может, все было намного проще? Млын исчерпал свои возможности, город перехватил инициативу, и необходимость в мельничной запруде отпала. Либо другой собственник построил более выгодное предприятие. Кстати, на карте 1810-1816 годов фигурирует еще один Прудок в пяти-шести верстах от Гущина, расположенный на селлявском водоеме Зено. Туда можно было легко попасть по Зехе, которая связывала вороньское озеро с большим, Лепельским. Видимо, каждый крупный землевладелец считал престижным иметь собственную мельницу.

Может, по этой причине Гущи покинули лепельские окрестности, сместившись на запад? Они возродились в другой - Кубличской волости. В пяти верстах от волостного центра отмечалась осада (предместье) Гущино, с местным костелом. В статистическом отчете за 1891 год осада упомянута как «погост», с церковным наделом в 82 десятины и усадебной землей. А два больших господских имения принадлежали Францу Игнатьеву и его сыну Венедикту Гущам, по наследству. Характерно, что Корсаки были рядом. Вильгельм Карлович Корсак, тоже по наследству, владел Васьковщиной.

В период коллективизации лепельский Гущин Прудок окончательно исчез. Его вообще снесли, жителей переселили. Сейчас на том месте – большое поле и остатки плотины – обнаженные островерхие деревянные остовы, торчащие, словно обломанные ребра...

(Продолжение следует).

На снимке: бугор, где жил мельник; окрестности Гущиного Прудка.


03.05/21


Рецензии