Часть 1. 1132 г. Поход новгородцев на Чудь

   Упоминание населённого пункта «Клин» в русских средневековых источниках – большая редкость. До 1317 года данный топоним встречается лишь трижды: под 1234/1235 годами он упоминается в Троицкой, Новгородской, Софийской и Тверской летописях, под 1200/1201 годами – в Новгородской, Софийской и Тверской, под 1132 годом – в одной лишь Новгородской. Ввиду особой значимости в вопросе датировки города, кратко рассмотрим данные летописные своды.
   Троицкая летопись (рис.1) названа по имени Троице-Сергиева монастыря, в библиотеке которого она и была обнаружена академиком Г.Ф. Миллером в 1760 году. Написанный полууставом XV века на пергаменте, Троицкий свод был составлен в 1408 году на основе объединения различных местных летописей: Твери, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Ростова, Рязани, Смоленска. Изложение событий в летописи начинается с «Повести временных лет» и продолжается вплоть до 1408 года, заканчиваясь нашествием Едигея. Оригинал Троицкой летописи сгорел в 1812 году вместе со всем собранием Московского общества истории и древностей российских [12].
   Софийская первая летопись представлена двумя списками старшего извода, и двенадцатью – младшего, многие из которых (к примеру, Толстовский и Бальзеровский) датированы концом 1460-х – началом 1470-х годов. Вводная часть Софийской летописи включает как рассказ из «Повести временных лет», так и введение к «Временнику». Текст кончается описанием событий 1418 года. В издании Софийской летописи 1851 года интересующее нас упоминание топонима «Клин» под 1234/1235 годами напрямую заимствовано из Троицкой летописи, о чём содержится пометка в тексте [14].
   Тверские летописи дошли до нас «в жалких отрывках, сбитых, перепутанных, с заимствованиями из других сводов» [24]. Данная летопись составлена «в 1534 году Ростовским селянином, не получившим школьного образования» и написана «четкою Белорусскою скорописью начала XVII века, близко подходящею к полууставному почерку» и во многом основывается на материалах Новгородской, Софийской и Суздальской летописей. Впрочем, справедливости ради заметим, «сверх сего иногда сообщает… некоторые новые факты, или представляет старые в ином свете». Интересующие нас «Клинские» события за 1200/1201 и 1234/1235 годы приведены практически без изменений, и содержат пересказ Новгородской летописи [13].
   Древнейшим из перечисленных летописных сводов является Синодальный список старшего извода Новгородской летописи. Несомненно, он является первоисточником интересующих нас свидетельств. Пергаментная рукопись Новгородской Старшего извода летописи, состоящая из 169 листов, в наши дни хранится в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея. Синодальный список состоит из двух частей: первая часть (листы с 1 по 118) повествует о событиях до 1234 года и переписана рукой одного писца не позднее 1260-х годов. Вторая часть (листы с 119 по 166) освещает события 1234-1330 годов и переписана в 1330-е годы. Далее следуют приписки разными почерками о событиях 1331-1333, 1337, 1345 и 1352 годов [13].
   Таким образом, Троицкая, Софийская и Тверская летописи, будучи составленными не ранее XV-XVI веков, или же восстановленными с заимствованиями из других летописных сводов, практически слово в слово копируют интересующие нас события из более раннего источника, которым является Новгородская летопись. Далее приведём подробные выписки по 1132, 1200/1201 и 1234/1235 гг., руководствуясь дореволюционным изданием Новгородской первой летописи.

                1132 год. Поход новгородцев на Чудь
   Въ лъто 6639. Бысть знамение въ солнци, въ вечернюю [годину], марта въ 30. Томъ же лътъ, на зиму иде Всъволодъ на Чюдь; и створися пакость велика: много добрыхъ мужъ избиша въ Клинъ Новъгородьцъ, мъсяца генваря въ 23, въ субботу. Тогда же Антона игуменомъ Нифонтъ архепископъ постави [13].
   Это самое раннее летописное упоминание топонима «Клин», сохранившееся до наших дней. Говорится в нём о военном походе князя Всеволода Мстиславовича на Чудские земли, который закончился разгромом новгородцев в некоем Клину.
   Исследователи летописного «Клина» 1132 года разделились на два противоборствующих лагеря. В меньшинстве сторонники академика А.Н. Кирпичникова, (научные интересы которого – древнерусское войско и его вооружение) утверждающие, что «Клин» – вовсе не название насёленной местности, а способ построения отряда в боевой порядок» [4]. Данное утверждение не выдерживает даже поверхностной критики: боевое построение треугольной формы как в средневековье, так и в наши дни называется «свинья». Тому есть летописное подтверждение: «И наехашa на полкъ немци и Чюдь, и прошибошася свиньею сквозе полкъ. И бысть сеча ту велика немцемь и Чюди».
   Сторонников же Клина как населённого пункта большинство. Со времён историка П.В. Голубовского, летописный «Клин» 1132 года традиционно относят к Торопецкой волости (современный Куньевский район Новгородской области), в которой расположена деревня с одноимённым названием [3]. Академик В.Л. Янин (научные интересы – средневековый Новгород, берестяные грамоты и вислые печати) разместил Клин в среднем течении реки Ловать, неподалёку от Новгорода Великого. Проведя сличение текстов Новгородской первой и Ипатьевской летописей за 1132-1134 годы, он делает ошибочный вывод, «что в зиму с 1131 на 1132 г. был организован не повторный поход на Чудь, а поход на Литву, окончившийся плачевно и для киевлян, и для новгородцев» [25]. Однако данное утверждение не соответствует действительности: и Новгородская, и Ипатьевская летописи повествуют о двух совершенно разных по направлениям и обстоятельствам, но близких по времени и целям, следующих один за другим, военных походах. В текстах двух летописей допущена рассинхронизация событий, а не применяются «разные системы счисления», как считает маститый учёный.
   Описание военных столкновений Русичей с Чудью – не редкость в средневековых летописях, и происходили довольно часто. К примеру, в 1131 году Всеволод Мстиславович с братьями Изяславом, Ростиславом и Ярополком совершил свой первый поход на Чудь. В отличие от похода 1132 года, эта кампания завершилась успешно. Русские войска возвратились с пленниками и богатой добычей. В 1130 году Ярослав Мудрый воевал на землях эстов «и победил их, и поставил город Юрьев».
   Возможно, что «Клин» 1132 года вполне может быть и Клином московско-тверcкого порубежья. Академическая наука традиционно отождествляет летописную чудь с одним лишь направлением – прибалтийским. Однако из столь краткого сообщения невозможно определить, какое из направлений «на Чудь» имел в виду летописец: Прибалтику (Эсты, Водь, Весь, Чудь Заволочская, Сумь, Емь), Поволжье (Мордва, Марийцы, Меря, Мурома, Мещера), Прикамье (Коми-зыряне, Коми-пермяки, Удмурты), а может быть даже Урал, Западную Сибирь или же вообще Восточную Европу.
   Одна из убедительных версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык данного народа был непонятный, чудной, чуждый для славян. Чудь - это собирательное древнерусское название целого ряда племён и народов финно-угорской общности. Финно-угры заселяли обширнейшие пространства лесной зоны Восточной Европы от побережья Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке. Следы финно-угров прослеживаются и на территории современного Клинского района. Это поселения Дьяковской культуры Мишнево, Попелково, Спас-Коркодино, Сохино, Городище [1]. Носители Дьяковской культуры – предки племён Меря, Мурома, Весь. Характерная для данной культуры сетчатая лепная керамика, грузики и бронзовые украшения обнаружены также в историческом центре города.    Это вполне объяснимо: клинское городище расположено на высоком мысу с крутыми склонами, в месте изгиба реки Сестры. Именно в таких местах с естественными, природными укреплениями возникали в незапамятные времена первые поселения. На плане Клинской подмонастырской слободки 1766 года [18] наглядно показано выгодное для обороны положение древнейшей части города (рис. 2).

   P.S. На иллюстрации - план Подмонастырской слободки 1766 года. Библиография и выходные данные - в заключительной части статьи.


Рецензии