Формалистский подход к учебе

Ученица 5 класса на индивидуальном занятии по иностранному языку с репетитором. Преподаватель спрашивает что было задано в школе. Ученица отвечает и добавляет, что оно уже сделано, проверено и выставлена оценка. Поскольку в иностранном языке важную роль играет закрепление, повторение, он попросил прочитать вслух это уже проверенное задание, заодно проверить правильность произношения, подкорректировать. Однако столкнулся с упорным сопротивлением ученицы. Она стала повторять как заклинание: «зачем это проверять, не понимаю!?», хотя перед этим педагог ей объяснил, что хочет послушать как она читает и при необходимости исправить произношение, учитывая, что ученица только начала учить данный иностранный язык.
После долгих препирательств репетитор задает резонный вопрос: «чего ты споришь, просто прочитай». Ученица ему в ответ: «зачем это проверять? Его уже проверили и оценку поставили. Лучше что-нибудь новое взять». Преподаватель ей напомнил, что она уже 5 минут спорит и, вместо этого, уже давно могла прочитать. С очень недовольным видом и претензией в голосе снова завела старую пластинку «не понимаю, зачем это проверять, если у нас это уже проверили, мы это уже сделали. Вообще-то я хотела что-нибудь новое проработать». Репетитор снова ей объяснил, что это не контроль или недоверие, что «повторение –мать учения», что чем больше и чаще она будет читать вслух, особенно на начальном этапе, тем лучше, тем легче и быстрее она сможет все это произносить, что не надо лениться, не надо спорить, а надо просто прочитать, перевести и показать как она это умеет, раз уже сделано и получила отличную оценку.
Ученица начала читать. Ни одного слова не смогла произнести правильно. Перевести тоже не смогла, кроме одного единственного слова… - и это называется, упражнение сделано? С каких пор домашнее задание считается сделанным, если весь труд состоял в бездумном и бесполезном списывании?
Оказалось, что ученица списала у отличницы в классе и у них проверили только письменную часть задания. Она ни разу не читала и не переводила это задание. Стало понятно, почему так отчаянно ученица сопротивлялась «проверке» домашнего задания репетитором, так как прекрасно знала, что ни прочитать, ни перевести не сможет.
Стоит ли с этой ученицей сразу брать новое, если текущий материал еще не отработан?
Репетитор помимо прочего объяснил этой девочке, что нужно пополнять свой словарный запас, что если данная страница в учебнике пройдена, то она должна уметь правильно читать все, что там есть, знать грамматику и правила. Чем больше слов она будет знать, тем меньше придется обращаться к словарям. Если идти по легкому пути, то потом будет очень трудно и многое не понятно, буквально за каждым словом придется обращаться к словарю. Не нужно накапливать слишком много незнакомых слов, так как одно наслаивается на другое, все надо осваивать своевременно и тщательно отрабатывать.
А что же было дальше? – Ученица пожаловалась родителям на учителя и заявила, что не хочет с ним больше заниматься…


Рецензии