Незримая нить. Огненный экипаж Ивана Черных

- Иванко, як жити будемо без батька! - голосила молодая вдова, прижимая к груди светловолосую голову трёхлетнего мальца.
Со дня его рождения, когда «Илья лето кончает, жито зажинает»*, подвязавши подол, вышла с серпом пшеницу жать, умываясь слезами, моля бога о возращении мужа с фронта живым и невредимым. Управлялась одна. Славилась крепким здоровьем, ловкостью, силой, «лёгкой рукой», за что выбиралась «зажинщицей»- первой срезала пучок золотистых колосьев, несла освещать в церковь, вносила в дом под иконы, оставляя до молотьбы. Правильной слыла в деревне. Выполняла все ритуалы.
А теперь её гнобила тяжёлая дума: «Плохо, видать, просила Господа Бога за мужа».
Она понимала, никто ей не подсобит, слишком велико людское горе. В деревне Петушки Фокинского сельсовета и во всей Вятской губернии нет ни одной семьи, где бы не оставила отпечаток Гражданская война, тянувшаяся четвёртый год.
Перебралась вдовушка в г. Томск, когда сыну стукнуло десять лет. 
В таком возрасте я, перейдя в пятый класс школы им. Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Черных, задумалась о Ване. Каким он рос? Какие книжки читал? О чём мечтал?
С ним взрослела, изучала поэзию, народный фольклор, русские былины. Пыталась понять отношение к «Слову о полку Игореве». Видела его у доски с горящими глазами, ощущала силу голоса при чтении шедевра Державина:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит!               

До сих пор читаю наизусть «Памятник» с большим удовольствием, с любовью к Отечеству.
С Иваном мы знакомились с повестью А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», с балладой Жуковского «Светлана». Изучали вдвоём «Недоросль», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени». Мы получали пятёрки на уроках, летели домой, мечтая о будущем. Я догадалась, когда Ивана настигла мечта о небе. Он тогда прокричал: 
- Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и- тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике- жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Может быть, раньше поманило ввысь голубое небо в брызгах солнца или ночное всё в звёздах. А может, после слов героини Николая Островского Екатерины, «Отчего люди не летают как птицы?»
Для него «глотком воздуха» была информация об авиации. И уж точно знал, что одессит родом из Афин, занимавшийся аграрным делом, «заразился» авиацией. А в 1923 г. он,  пилот- конструктор Василий Николаевич Хиони, изобрёл первый двухместный учебно-тренировочный самолёт «Конёк- Горбунок». Думаю, Ване страсть как хотелось забраться в одно из кресел.
Иван, узнал о первом металлическом самолёте конструкции А. Н. Туполева АНТ-2, о перелётах самолётов АК- 1, Р- 1, Р- 2 по маршруту Москва- Улан- Батор- Пекин и был горд тем, что советские пилоты М. А. Волковойнов, М. М. Громов ,А. И. Екатов, Н. И. Найденов, И. К. Поляков, А. И. Томашевский оставили свой след в истории авиации 1925 г. В мечтах третьим лицом присутствовал при испытании трёхместного пассажирского самолёта К-1 конструкции К. А. Калинина, со знанием дела вышагивал в берлинском салоне на международной авиационной выставке, где красовались советские самолёты: АНТ-3, У- 2, К-  4 . Вот тут-то грудь Ивана ходила колесом, а сердце кричало: «И у нас есть, что показать миру! Не лыком шиты».
Радовался, завидовал Ванька белой завистью советскому пилоту С. А. Шестакову,  «пробороздившему» небо от Москвы до Нью- Йорка в 1929 г. «Вот молодЕц! Мне бы так».
Желание паренька стать настоящим пилотом усилилось известием от 5 марта 1934 г. о спасении авиаторами ста четырёх челюскинцев, которые провели два месяца на льдине. Их пароход дрейфовал во льдах Чукотского моря пять месяцев, раздавленный мощным сжатием ледяных глыб, затонул в нескольких милях до чистой воды Берингова пролива. Летчики А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин  стали первыми Героями Советского Союза.
Трансполярный беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс на самолёте АНТ-25, который первыми совершили советские пилоты В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков 20 июня 1937г.,  мысленно унёс Ваню от московской взлётной полосы до американской посадочной.
Я  тоже на воздушном судне «выполняла» беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, ставший мировым авиационным рекордом дальности полёта, который совершили советские лётчицы В. С. Гризодубова, П. Д. Осипенко и штурман М. М. Раскова на самолёте «Родина» 25 сентября 1938 г. То была моя пионерская  тайна! Не чета раскрытой, свалившейся не известно откуда. «Когда я вырасту, выйду замуж за лётчика Валеру. А потом буду жить в Париже», - заявила я в свои семь лет. Взрослые улыбались, разводили руками.
Парадокс - стала женой Валерия, пилота гражданской авиации.
Много интересного о полётах узнавала от мужа. Но выше изложены факты «Хроники событий 1923- 1939 г. г. Аэрофлот» из Интернета, которые переплелись с моими детскими фантазиями и мечтами Вани.
Никто даже представить не мог, какие думы и заботы могли занимать его голову.  Возможно о девушке преданной любви, семье, внуках своей матери? Многолетние мечты манили в небо.
 После шести лет учёбы в школе Иван окончил Фабрично-заводское училище при томском заводе «Металлист» в 1937г. По распределению попал в Кемеровскую область на Киселёвский машзавод. Работая слесарем- ремонтником, приобрёл опыт, профессиональную закалку. Комсомол дал Ивану путёвку в авиацию. От заводских ворот до остановки спешил на автобус до Прокопьевского аэроклуба.
 Мечта сбылась. Ворвался в небо. Счастье заполнило все клеточки организма. Душа пела. А что она пела?
Не усомнюсь ни на йоту пропою куплет его любимой песни.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки- крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Припев:
Все выше, и выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ...

Иван не прохлаждался в парках, на танцплощадках. Он читал сводки о боевых действиях в Испании.  Писал письма матери.

Авиационное мастерство росло. Успешно завершил учёбу в аэроклубе и был рекомендован в Новосибирское военно- авиационное училище. Получив звание младшего лейтенанта, вышел хорошо подготовленным лётчиком.

 Страшным потрясением стало известие о вероломном нападение на СССР фашистской Германией. Началась Великая Отечественная Война! Теперь его душа кричала:
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Патриот своей Родины призван на фронт. С первых дней войны совершил шестьдесят два боевых вылета, за что награждён орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу».
Иван бил врага и, быть может, вспоминал о гибели Сергея Лазо, живьём сожжённого   японскими интервентами. Или газетную страницу о подвиге капитана Николая Гастелло, читая которую переглянулись Иван и Семён Косинов, а во взгляде застыл немой вопрос: «А как бы поступили мы?» Позднее в беседе Иван ответил Семёну:
- Если придётся погибать, то постараюсь, чтобы моя жизнь обошлась фашистам как можно дороже.
Эскадрилья Гастелло наносила удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно – Родошковичи в четыре часа утра на шестой день войны. Бомбы сброшены. Самолёт возвращался обратно. Его настиг снаряд из зенитки противника. Бензобак охватило пламя. Николай, совершив разворот, направил горящий самолёт в скопление бензоцистерн, в гущу колоны танков, совершил наземный таран немецко- фашисткой техники. Лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, лейтенант Анатолий Акимович Бурденок, младший сержант Алексей Александрович Калинин геройски погибли со своим командиром,  исключив применение парашютов.
Иван думал о них и всех защитниках Родины, о матери, о горящей земле, о каждом населённом пункте превратившемся в руины, о людском горе в тылу врага. Помнил сурово сказанную напутственную речь замполита училища. Особенно слова князя Александра Невского, разбившего немецких рыцарей на Чудском озере семь столетий назад. «Кто с мечом к нам придёт- от меча и погибнет».
Иван беспощадно  громил захватчиков, желая их изгнания с русской земли.
16 декабря 1941 года во время боя за Ленинград под городом Чудово самолёт Пе- 2 Ивана Черных был подбит и загорелся. Руки Ивана крепко держали штурвал. Сбросив бомбы на вражеские объекты, командир направил горящую машину на колонну немецкой техники. Сердца младшего лейтенанта Ивана Сергеевича Черных, лейтенанта, штурмана Семёна Кирилловича Косенкова, стрелка- радиста, сержанта Назара Петровича Губина бились в одном ритме. Им было по 23 года. Они повторили подвиг Гастелло ради жизни на земле.
 16 января 1942 года им присвоено звание  Героя Советского Союза.
Память о них жива.
Там, где закончилась огненная трасса героического бомбардировщика, установлен обелиск. Бесконечный поток машин летит по шоссе через Чудово.
В шахтёрском городке Киселёвске, где я родилась, на улице им. Ивана Черных, в доме 16 прошло моё  детство, комсомольская юность с первым рассветом любви и трепетным поцелуем. Тропика от крыльца вела к школе № 24, названной его именем.
На машиностроительном заводе им. Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Черных в бригаде слесарей- сборщиков, в которой навечно зачислен почётный член бригады С. И. Черных, до армии работал мой брат.

 Я всегда гордилась, горжусь и буду гордиться подвигом Ивана Черных.

Все годы 9 Мая ощущаю незримую нить сильной страны моего далёкого прошлого.
 Она оборвётся только с моим уходом.

Приближается главный праздник Родины, нашего народа - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. 

Много высокопарных слов скажем о павших и живых защитниках Советского Союза.

Сегодня обращаюсь к живущим на Земле: «Люди, берегите МИР!»

* 2 августа- Ильин день, христианский праздник.
Фото вып.в Народном школьном музее боевой славы им.Героя Советского Союза И.С.Черных в школе № 24 им.Героя Советского Союза И.С.Черных в г.Киселёвске.


Рецензии
Прочитал еще об одном подвиге. Сколько их было вообще! Мой отец ушел на войну с двумя своими братья, вернулся с изувеченной рукой один. Сам 9 пролежал в госпитале в Тбилиси, но вернулся живой, потом все его сыновья - четверо отдавали свой долг.
С теплом -

Иван Наумов   13.09.2021 15:37     Заявить о нарушении
Нет, пожалуй, ни одной семьи, где война не оставила свои отпечатки.
Многие семьи полностью без вести исчезли.
С уважением, - Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   13.09.2021 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.