1940 август в небе легендарный истребитель Зеро

17 августа 1940 г. фашизм: нацисты разрушили памятник Мицкевичу в Кракове

17 августа 1940 г. нацисты разрушили в Кракове памятник Адаму Мицкевичу работы волнового героя итальянского скульптора польского происхождения Теодора Рыгера (умер 18 декабря 1913 г.н.с. в Риме – раздела нет), который был установлен в 1898 г. в самом центре Старого города. Остатки памятника были частично увезены в Германию, где были найдены на гамбургской свалке. Величественный памятник Мицкевичу восстановили в 1955 г. – это самое посещаемое туристами место в Кракове, самое узнаваемое и самое фотографируемое.

17 августа 1940 г. Битва за Атлантику: Германия начала морскую блокаду Британии

17 августа 1940 г. Гитлер объявил полную морскую блокаду Британии. Уничтожению подлежали все суда, плывущие к островам, включая торговые, гражданские и нейтральные. Война на море носила волновой характер. Для подтверждения этого приведу три цифры (точные!):
• С 1 июня 1940 г. по 1 июля 1941 г. Британия потеряла 899 кораблей;
• Германия начала войну с небольшим количеством подлодок, британцы за 1940 г. потопили 31 немецкую подлодку, у Германии осталось только 22 лодки;
• дело Германии улучшилось в 1941 г. – они стали выпускать 18 лодок в месяц, или 216 в год.

17 августа 1940 г. битва за Британию: погиб Вильям Фиске – двукратный олимпийский чемпион по бобслею, летчик, первый американец, поступивший на службу в Британские Королевские ВВС
 
«Большая олимпийская энциклопедия», М., «Эксмо», 2008:

«Вильям Линсдеу Фиске (4 июня 1911 г. — 17 августа 1940 г.) являлся уроженцем города Нью-Йорк. Вильям Фиске был удивительный спортсмен, в 16-лстнем возрасте возглавил экипаж пятиместного боба, получивший золотые медали второй зимней Олимпиады. Трое спортсменов, составляющих этот экипаж, были отобраны по рекламному объявлению в газете, при этом ни один из этих ребят ничего не знал о бобслее. В 1932 г. на третьей зимней Олимпиаде в Лейк-Плесиде Фиске стал еще раз олимпийским чемпионом в своем четырехместном экипаже. В 1939 г. Фнске стал первым американцем, поступившим на службу в Британские Королевские Военно-воздушные силы. В воздушном сражении над Англией получил тяжелое ранение, скончался 17 августа 1940 г., этому замечательному человеку на тот момент не было и тридцати лет. Похоронен Вильям Фиске в монастыре Богрове близ Чичестера, на склепе помещена надпись;  «Американский гражданин, который умер ради жизни Англии».

17 – 18 августа 1940 г. Канада: волновые герои президент США Рузвельт и премьер Канады Кинг подписали соглашение о защите американского континента

О.Сороко-Цюпа «История Канады», М., ВШ, 1985:

«В августе 1938 г. президент США Ф.Д.Рузвельт по приглашению Кинга (см. 17 декабря 1874 г.н.с.) посетил Канаду, где в Куинском университете был удостоен чести получить почетную степень доктора права. Кинг и Рузвельт вместе разрезали ленту, открыв движение в США по новому мосту через реку св. Лаврентия ниже Кингстона. Но кроме этих дружеских знаков внимания и солидарности президент и Книг обменялись взаимными заверениями в «особых соседских отношениях между двумя странами, а также в том, что стороны взаимно обязуются защищать континент от «нападения или вероятного вторжения». В свете того, что с января 1938 г. начались заседания представителей штабов Канады и США, визит Рузвельта означал новый шаг к военно-политическому сотрудничеству двух стран, оформленному в специальном соглашении уже после начала второй мировой войны 17 августа 1940 г. в Огденсберге.» «17 — 18 августа 1940 г. в городе Огденсберге (штат Нью-Йорк) Ф.Рузвельт и Кинг договорились о создании Постоянного объединенного совета обороны США и Канады, о возможности размещения американских войск и проведения маневров на территории Канады, о военных поставках, о планировании совместных действий и консультациях.»

17 - 18 августа 1940 г. Хельсинки: Германия начинает военные контакты с Финляндией, Маннергейм получает предложение Геринга

Карл  Маннергейм «Мемуары»:

Контакты Германии и Финляндии начались с того, что я 17 августа 1940 года получил от посла Финляндии в Берлине телеграмму, в которой меня просили на следующий день утром лично прибыть на аэродром Малми и получить письмо, которое привезёт важное, названное по имени лицо. Мне это было удобно сделать, поскольку 18 числа утром я намеревался вылететь в город Ювяскюля, где должен был присутствовать на первом годовом собрании Братского союза инвалидов войны. Когда я приехал на аэродром вместе с министром обороны Вальденом и генерал-лейтенантом Хейнрихсом, то узнал, что на эту встречу приглашён и министр иностранных дел Виттинг. Прочитав письмо, я пересказал его содержание обоим министрам: меня просили в тот же день принять немецкого подполковника Вельтьенса, которому поручили передать послание рейхсмаршала Геринга. Перед отправлением я сообщил домой, что приеду к вечеру. Подполковник Вельтьенс в тот же вечер (18 августа) посетил меня дома и передал приветствие Геринга. Тот интересовался, не пожелала ли бы Финляндия по примеру Швеции разрешить транспортировку через её территорию немецких грузов хозяйственного назначения, а также проезд отпускников и больных в Киркенес и оттуда далее. Кроме этого, Вельтьенс сообщил, что у нас теперь появится возможность получения военного снаряжения из Германии.

18 августа 1940 г. Африка: итальянская армия занимает  Сомалиленд

Итальянцы 18 августа 1940 г. занимают Британский Сомалиленд. Авантюризм этого шага  вскоре стал очевиден - у итальянцев нет танков и современной артиллерии, слабая авиации и отсутствует возможность поставки продовольствия из метрополии.

18 августа 1940 г. США: умер Уолтер Крайслер – автомобилестроитель, создатель крупнейшей корпорации

БЭ К и М:

КРАЙСЛЕР Уолтер Перси (2 апреля 1875 — 18 августа 1940), американский промышленник, основатель корпорации «Крайслер» Работал механиком на железных дорогах, управляющим на предприятиях Американской локомотивной компании. В 1912 перешел в компанию Бьюика на должность менеджера, с 1916 возглавил ее. В 1919 стал вице-президентом концерна Дженерал Моторс, куда входила и фирма Бьюик. В 1920-1924 Крайслер занялся реорганизацией компаний Виллис-Оверленд и Максвелл Мотора. Реорганизованная компания получила название Крайслер и стала выпускать автомобили по дизайну самого Крайслера. Эти автомобили, оснащенные высококомпрессионными двигателями и гидроприводами, отлично раскупались, и компания вскоре вошла е тройку крупнейших автопроизводителей США, купив впоследствии такие фирмы, как док» и Плимут.

18 августа 1940 г. битва за Британию: Геринг бережет бомбардировщики

Началась «Битва за Британию», и сразу стала сказываться неожиданная для Гитлера и Геринга техническая оснащенность и сила британских ПВО и ВВС, и выучка пилотов. Германия в этих компонентах немного, но уступала.

Б.Лиддел Гарт «Вторая мировая война»:

«К началу авиационного наступления 10 августа во 2-м и 3-м воздушных флотах насчитывалось в общей сложности 875 обычных и 316 пикирующих бомбардировщиков. (Пикирующие бомбардировщики оказались настолько уязвимыми, что после 18 августа их вывели из боев, чтобы сохранить для участия во вторжении.)»

18 августа 1940 г. Москва: Сталину направлены планы действий РККА

18 августа 1940 г. Нарком Обороны СССР волновой герой маршал Семён Тимошенко (см. 18 февраля 1895 г.н.с.) и начальник Генштаба генерал Кирилл Мерецков подали на утверждение волновому герою Иосифу Сталину (см. 18 декабря 1878 г.н.с.) «План действий Красной Армии на Западе и на Востоке в 1940-1941 годах».

19 августа 1940 г. Япония: первый боевой вылет истребителя «Зеро»

Л.Дейтон «Вторая мировая: ошибки, промахи...», М., «ЭКСМО-Пресс», 2000:

«19 августа 1940 года первый боевой вылет совершил новый японский истребитель морской авиации «Зеро», сопровождавший бомбардировщики, наносившие удар по Чунцину. Месяц спустя «Зеро» был испытан в воздушном бою: звено из 13 японских истребителей напало на 27 истребителей И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Все китайские самолеты были сбиты, при этом японцы не потеряли ни одного истребителя.»

19 августа 1940 г. Север: немецкий крейсер «Комет», - пароход «Донау» укрывается от шторма в проливе Матисена и ведет непонятные изыскания

С.Ковалев и др. «Арктические тайны Третьего рейха, СПб, Вектор, 2008:

«19 по 25 августа (1940) «Донау» пришлось закрываться от шторма в проливе Матисена (архипелаг Норденшельда). Эта еще одна вынужденная стоянка рейдера представляется для нас также весьма интересной, так как именно в проливе Матисена, возможно, находится тот самый район, где в 1942-1944 годах немцы добывали нечто, перевозимое затем на борту «серых волков» в порт Лиинахамари для какой-то переработки, после чего это нечто срочно доставлялось куда-то на территорию рейха. Такое предположение подтверждается тем, что поиском серебряно-свинцовых месторождений в проливе Маточкин Шар на Новой Земле могли заниматься только высококлассные специалисты-геологи, которые, вероятно, были в составе экипажа рейдера.»

19 августа 1940 г. Болгария: начаты переговоры с Румынией по Южной Добрудже

«История межд. отношений и внешней политики СССР», М., Изд. ИМО, 1962:

«Проходившие с 19 по 21 августа 1940 г. в городе Крайова переговоры между Румынией и Болгарией закончились подписанием соглашения, по которому Южная Добруджа возвращалась Болгарии и восстанавливалась болгаро-румынская граница 1912 года.  (см. 17 июня 1913 г.с.с.)»


Рецензии