Детский спектакль с недетским подтекстом

С удовольствием сходила на премьеру в кукольный - сто лет там не была! Назывался спектакль "«Невероятные приключения Маленькой Птички». Ставили его приглашенные режиссеры Ирина и Сергей Кузины. Художник - Светлана Бажко.

Спектакль играли в фойе прямо перед сидящими на кубиках в первых рядах ребятишками, те так сопереживали, что не шелохнулись все 35-40 минут действа. Как я соскучилась по этой непосредственой реакции зала, когда актеры - "там росли все фрукты - яблоки, апельсины, бананы...", из зала самозабвенно - "и морковка!"

Знакомые мне актеры - Зинаида Береговая и Юрий Федоров, директор Василий Пустыльников были зрителями, а на сцене - молодые, которых я видела впервые. Но играют - высший класс. У актера театра кукол же свой главный арсенал - умелые ручки и завораживающий голос. Ммммм - какие у молодых голоса! Павлин (Александр Панов) разговаривал голосом Харламова (на первых же словах- бурная реакция зала); Попугай (Антон Бартоль), само собой - под Хазанова. Актриса с невероятно звонким и мелодичным голосом изнеженной сибаритки-интеллигентки - Маша Филоненко - отлично играла птичку, очень понравилась маленьким девочкам. И мимика у всех, включая четвертого большого и красивого под стать своему герою-слонику актера Алексея Усова шикарная, гротесково-мультяшно-длядетейнеобычайновыразительная. И преображение обстановки "на ходу", когда родное местечко птички превращается в экзотический остров и наоборот (переворачиваются двусторонние декорации, открывается-закрывается ширма) - очень динамичная находка.

Но главное, господа, не в этом, и даже не в узнаваемом обыгранном из "Приключений Шурика" "птичку жалко", и не в моралите насчет того, что "убьем большого - не спасти маленького" или "раз надо спасать - денег не возьмем", а в очень тонком и неоднозначном, совсем не детском подтексте насчет "хорошо там, где нас нет". Ведь вот улетела птичка от скуки-тоски, от друзей - попала на роскошный остров... и что?! А там - "надо танцавать" (нарочитое под начало века правильное буквоведение - как у Вертинского и в старинных фильмах!) и "теперь мы тебе покажем остров". Попадание в неволю, в ад даже какой-то, а то и в тоталитаризм с его фанатичным псевдозадором масс и хождением стройными рядами по одному и тому же заданному кругу! Самсара же!

И - да простят меня режиссеры, если я что-то перенаворачиваю в смыслах - нужно ножками слоновьими потопать, сотрясти этот устой, чтобы иллюзия этой райской жизни исчезла, и птичка со слоником вернулись домой, туда, где люди, пардон, животные нужны друг другу не ради эксплуатации и показного веселья, где забота и любовь...

А вот что хотите - то и думайте о том, что значит "потопать слоновьими ножками". У меня мнооого мыслей приходит в голову в связи с этой метафорой и по поводу состояния культуры, и политических аллюзий - ох, что только в голову не приходит. Но я здесь этого не напишу. Просто от всей души поблагодарю актеров и режиссеров за неглупую, многослойную пьесу - праздник для детей и повод задуматься для их мам и пап...

Кстати, музыкальное сопровождение тоже не случайно - как так - мелодия из "не слышны в саду даже шорохи", с чего бы это в краю, где живут обезьянки, шакалы и прочие экзотические твари?


Рецензии