Игра на контрастах. Олеся тбдт
Перечитывая "Олесю", нахожу в реплике старухи Мануйлихи "висельники проклятые" - вот от этой реплики, видимо, и оттолкнулась режиссер Олеся Невмержицкая (наша землячка, актриса Табакерки), создавая образы полесских упырей: лица в белом гриме с черными кругами вокруг глаз, повадки ни то животных (еда, совокупление и оборона-нападение), ни то нелюдей, живущих по адским законам, дерюжные рваные одежи-шкуры: темное царство, где вера - суеверие, Бог – карающий и запрещающий, а люди - бабы-кикиморки и мужики-злобные лешаки да водяные... темные, тупые, безжалостные... бррр... оторопь...
И в канву этого всего вплетено – по контрасту и несостыковке – смешное и лирическое. Но смешное зрителем не прощается героям из-за их суеверной темноты, а лирическое, этой темнотой побежденное, поглощается – и в финале идет кроваво-красный, рябинно-боярышниково-коралловый град (падает струей крашенный керамзит с потолка, пуляя в зрителя) карающий царство тьмы, и звенит по нему колокол... яма... в которой поет-воет во все трубы ветер безысходности-кручины – плач по душам пропащим… Я не смогла видеть финальную улыбку Аузина. И аплодировать было невыносимо – до того в конце больно и безысходно… тишины хотелось ещё на долгое время…
…А начинается всё неимоверно забавно. Садимся с подругой на крайние места, чуть выше, прямо на лестнице, лежит мужиченка в тулупе. Это самый забавный персонаж спектакля – слуга главного героя Ярмола, которого блистательно играет солнечный Аузин. Он перед началом действа шалит напропалую, обнимая зрительниц, сально с ними заигрывая и не пропуская их на места. Забирает у оторопевшего театрала сотовый – снимает на него собственное селфи, гримасничая и любуясь собой. Сцена с обучением его письму тоже самая забавная – эти дрожания губок и немые «ма» - просто умиляют. Даже играющий без настроения (девять лет – срок! Может, устал ещё на репетициях) Ивана Тихонов оживляется в этой сцене. И когда поднимает голос на негодяев. Дважды. Ждала от него большей погруженности.
Второй персонаж, держащий зрителя в напряжении и оторопи, и, собственно, они с Аузиным и самые яркие спектакле – тошшая баба с королевской осанкой из полесской толпы – очередной шедевр открывшейся мне в «Трех товарищах» (там она ярко сыграла проститутку) Марины Карцевой: гротескная, нервная, злая, с умопомрачительной мимикой и артикуляцией наглая и развязная кикиморища. Вот уж кто ведьма! И птица-канюка у неё вышла просто великолепно… Почему я эту актрису не разглядела в «Иванове»? Наверное, потому что мне там не понравилась в принципе ни одна из его жен, их поведение и слова – содержание затмило игру.
Олесю играет Евгения Казакова, которую я видела в роли Пат в «товарищах». Там у неё было минимум пластических сцен, а здесь – простор для сильного и гибкого тела. Гутоперчива и хороша. Выразительна. А в антракте ещё и продолжила игру Аузина, прося пантомимически мужчину в зале пошире открыть рот (показывая ему, как это сделать), чтобы закинуть ягодку боярышника. И уж совсем весело – сыграв, что, видимо, это заставили так сделать беднягу и пожалев девочку-зрителя с зелеными волосами. Отличный ход! Вот только никак я не могу поверить Жениному пионэрски чистому голоску, уж до того он «я – чайка!» … ну да у многих актрис есть вот эта декломатийная ассолевско-вертинковская родом из 50-х пафосность. Не моё. Простите. Чет надо делать с декламацией в сторону естественности – ломать! Ну, блин, а вдруг публике нравится – я говорю только за себя.
Чрезвычайно рада была увидеть на сцене (лет 15 не видела, если не больше) Ирину Тутулову, играющую Мануйлиху. Силища актриса и человек! Ничуть не сдала позиций! Наслаждалась каждой её репликой, каждым взглядом.
Что ещё? Сыгранность полесовчан – чувство плеча, страшная музыка палок-дубинок, да и вообще страшная музыка, страшный звук ветра. Беглый разговор на мове – половина непонятно, а понятно. Как Олеся, забираясь на дерево, упархивала с ветки за кулисы (парень рядом аж присвистнул "нифа се!") Этот жуткий звук и "присасывание" - упыри сосут кровь... Олеся ж тоже где-то ограничена - в вере своей, что берет свои силы от дьявола и принадлежит ему (по Куприну - так, по известным мне вещам - путей обретения сидх много, и кто их дает - много ответов). Ну, серебряный век, Куприн с Грином к тому же ещё и постромантики и постмистики (пост - это для меня после Гофмана и Погорельского), предвестники Толкиена и Роулинг, нынешнего повального увлечения парапсихологией и эзотерикой - в фентези, в кино, в шоу, в увлечении Индией...
Что ещё? Зависть - самое разрушающее чувство. Зависть происходит из невежества (здесь суеверия). Из зависти рождается гордыня (птица, не могущая напиться). Мы пришли в этот мир, позавидовав Богу - Его могуществу. Мы по нашему невежеству и по гордыне продолжаем пытаться сами быть Богами - вершить "справедливый суд" над инаковыми вместо того, чтобы учиться любить и жертвовать, принимать инаковость... собственно, спектакль по-романтически на контрастах - об этом.
Что ещё? Моя подруга права - "Олесю" мы обе смотрели на одном дыхании, позабыв обо всем. Спектакль очень театрален и ярок: обескураживает, ошеломляет, шокирует. Генеральная репетиция к "Семейке Адамсов" просто))) Всем смотреть.
P.S.: фильмы с Чурсиной и Мариной Влади ("Колдунья") я тоже пересмотрела. Все уступают тексту, слову Куприна - сочному, образному. Но Влади как же хороша: манкая, изящная... Высоцкий не устоял... ну а Чурсина - идеальная ведьма, да)))
Свидетельство о публикации №221050300272