Мир вам! Каноны покаяния

 "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей..."



   1 мая 2021. В этом году так совпало, что Первомай и Пасха - практически в один день. Трудящиеся, вырвавшись, наконец, на свободу от трудов праведных и неправедных, стремятся расслабиться.

   Празднование к вечеру в самом разгаре: шашлык, природа, музыка, вино и шашлык...Разрывающие темное небо цветные фейерверки...

 ...А в это время православные верующие все еще не вкушают ни мяса, ни крашеных яиц, ни творожной пасхи, ни пирогов и булочек, ни вина и мяса.

   Все это, сложенное в корзиночки и накрытое салфеточками, еще ожидает своего часа. Когда, хорошенько подготовившись, после трудов Великого поста, работы над собой, верующие потянутся к храмам на зов Спасителя:

  - "Придите же ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас!"

   Благо, что не долго уже осталось до того момента, когда во всех Храмах раздастся многократное, торжествующее:

   - Христос воскресе!!!

   И, в ответ, - восторженное и ликующее подтверждение, снова и снова:

  -Воистину воскресе!!!

   И вот Он - снова с нами и навсегда, - победивший ад и смерть, - Спаситель рода человеческого!

   Он пришел, Он приглашает всех на пир. Раскрываются Царские врата, и трапеза приготовлена:

  - Придите, ядите, сие есть Моя кровь и Моя плоть...Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем!..


   Но пока что мы еще только готовимся к Великой трапезе, мы читаем Покаянные каноны, молитвы ко Святому причащению. Работа над собой не завершена.

   Снова и снова я пытаюсь заглянуть поглубже в душу свою: с чистым ли сердцем я осмелюсь пойти на Пир? Или с совестью, обремененной грехами нераскаянными, не покаявшаяся, не исправленная постом и покаянием?

  -"Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько. Помилуй мя, Боже, помилуй мя..."

   И хотя еще сегодня на субботней утренней службе я исповедалась, склонивши голову над Распятием под тяжелое бело-золотое крыло епитрахили, и получила отпущение грехов,  - отошла я от аналоя все же с чувством, что хотя и "отвален камень от гроба", но велика еще ноша на плечах. И сейчас понимаю и чувствую, что гора накопленных за жизнь грехов еще огромна, и долго надо будет откалывать от нее по кусочку, собирая разбросанные в свое время камни.

   Ведь еще всего лишь несколько лет, как началась эта моя работа. Прокладывать свой путь к Богу - это, конечно, - большая, тяжелая работа. Всем работам работа. И нельзя было ее откладывать "на потом". Чтобы не пришлось разбирать по камушку весь этот погребальный курган - воздвигнутый мною же самой над гробом души моей.

  - "..ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих... О безумный человече, доколе углебаеши яко пчела, собирающи богатство свое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия".

   Трудилась я всю жизнь, собирая богатства тленные, но много ли удалось накопить их? Ровно столько, сколько нужно, чтобы выжить, было бы достаточно, и много лишнего накоплено, - без чего вполне можно и обойтись. А уж о богатствах нетленных и говорить нечего. Здесь должно быть ровно все наоборот: чем больше, тем лучше. Но...Сколько упущено времени, возможностей для роста духовного, сколько могла бы вместить в себе моя бедная, нищая душа богатств всевозможных? И опять же - но...

  - "...душе моя, того ли восхотела еси?"

   Разве хотела моя душа, данная при рождении, чтобы ее, - чистую и непорочную, - отдали на произвол темных сил? И кем? Мною же самой, по моей доброй (хотя скорее напротив - не доброй!) - воле. Я сама впустила в себя греховные помыслы, сама взрастила в себе семя греха, которое крепло день ото дня, росло год от года, заглушая семя добра и чистоты.

  - "Кто творит таковая, яко же аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя. Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою".

   Почему мы не слышим голоса Бога? Не слышим зова Его? Света не видим? Для чего ослепляемся ложным блеском соблазнов, - подкупаемые сулящими ими наслаждениями сиюминутными, - ведущих к падению в пропасть?

   Для чего попускается нам, по слабости нашей, искушение врагом человеческим? Для погибели ли? Или для того, чтобы, падая все ниже и ударившись как следует уже о самое дно, - опомниться наконец, оглянуться вокруг, заглянуть в себя, задуматься:
 
  - А кто Я во всем этом? Откуда пришел и куда уйду, для чего это все? В чем смысл существования - меня в мире сем, и мира вообще? И откуда он - этот мир, возник, и куда катится...

   И вот ты начинаешь видеть все таким, как оно есть на самом деле, а не так, как тебе мерещилось ранее. Не сразу, постепенно начинают приоткрываться дальние дали, а только по мере твоего восхождения - из пропасти - наверх, к подножию горы, затем - по ее склонам - к самой вершине. В мир Горний. Святая святых.

   Тяжел и тернист путь. С трудом отыскивается в темноте кромешной узкая тропинка, ведущая к давно забытому источнику света. Только каким-то наитием вспоминает душа свой первоначальный путь - тот, что намечен был для нее еще до начала всего, до начала всех век...

   Путь души должен лежать к чистоте, непорочности, - пусть через падения и испытания, - но все же к свету, а не к темной стороне его.

  - "Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его".

   Новая Ева, призванная восставить падшее человечество от греховной смерти, - помощница нам и верная заступница.

   Мы продолжаем идти путем, проложенным еще до нас - волей отпадших духов и праотцев наших. По гордыне, своеволию, непослушанию все отпадаем и отпадаем от воли Отца, по великой любви Своей даровавшем свободную волю созданиям Своим. Чтобы стали мы подобными Ему.

  - Но на что нам эта воля, если ведет она часто к погибели? - Так и хочется возроптать и самооправдаться. - Мол, я же не виноват, что злая воля во мне побеждает. Но самооправдание - еще бОльший грех, чем предыдущие. Бог ведь зла и воли злой, ведущей к смерти греховной - не создавал, как и смерти вообще.

  - "Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от всех сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: Милосерде Господи, помилуй мя, грешнаго".
 
   "Почто?.." Почему я предаюсь воле князя века сего? Да потому что сладко волю творить его, предаваясь греху. Жить днем сегодняшним, брать от него "все", а завтра - хоть потоп! Берешь все, что предлагает он к услугам твоим, преступая часто все мыслимые и немыслимые запреты и заповеди. А когда и сегодняшний день прожит, и еще один, и... все ближе день "ответа..."

  - "Помысли, душе моя, горький час смерти и Страшный Суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грозни поймут тя, душе, и в вечый огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиюще: Господи, помилуй мя, грешнаго".

   И вот, пожиная плоды уже здесь, задумываешься: а что будет Т а м, - ведь все ближе и ближе "день Господень"... Хотя на самом деле он - каждый день, этот самый "день". Не знаешь ведь, в какой момент призовет тебя обратно к Себе творец твой, и куда поведут под белы рученьки: Ангел ли твой хранитель, которого ты не призывал никогда в жизни своей, и который успел отойти от тебя далеко-далеко... Или - другие "ангелы"? Аггелы, как их называют еще - слуги сатаны, с которыми ты на самом деле и шел всю дорогу свою. Хотя, может, сильно-то этого как бы и не желая. или  - не сознавая. Хотя это и не оправдывает. И не послужит оправданием ни тут, ни Там.
   
   Самое страшное, наверное, - думать, что ад, наступающий еще при жизни земной, продолжится вечно в тех краях, куда отойдет душа-странница, закончив скитания свои по земле.

   И поэтому снова и снова обращаешься к душе своей:

  - "Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши...не уповай, душе моя, на телесное здравие и на коромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного..."

   Не собирать тленных богатств, не гоняться за наслаждениями любой ценой, "не ходить на совет нечестивых...", не уповать на здоровье, - ведь сегодня оно есть, а завтра - не известно, будет ли, - и на "скоромимоходящую красоту", как и на "мимоходящее" время дня и ночи (если оно потрачено впустую для спасения души): все это трудно, но - возможно!

   С помощью Того, кто "Страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый..."

  - "возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели... Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избранного стада Твоего, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, с молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь".


   Покаянный канон ко Господу прочитан. Остались еще два: ко Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю. Затем - молитвы, Последование ко причащению...

   Тяжел путь покаяния ко Храму Твоему, Господи.

   Но ведь легких путей Ты и не обещал никому.

   "Бери крест свой и - иди".

    Берем и идем.

    Другого уже не дано. Да и не надо.


   Я решила немного передохнуть и посмотреть: как там мои яички красятся в луковой шелухе? Наверное, уже готовы. Так красила их еще моя мама, давно почившая. Атеистка, кстати. Но пред смертью дано ей было все же покаяться, исповедать грехи и причаститься. Так что ушла она со спокойной совестью. И мое сердце спокойно за душу ее...

   Снова я приступаю к Канонам. Стараюсь читать со вниманием, не отвлекаясь на залпы салютов, то и дело с громкими хлопками взрывающие черноту неба за окном и запахи жарящегося мяса на мангале у соседей...

   



1 мая 2021

Продолжение пишется
   


Рецензии