Дух Японии

ДУХ ЯПОНИИ. Автор:Сэр Рабиндранат Тагор

Для студентов Частных колледжей Токио и членов Индо-японского общества.
Ассоциация, в то же время Университет Кейо Гиджуку.

Опубликовано Индо-японской ассоциацией, Токио

2 июля 1916 года.



     Я рад возможности ещё раз поговорить с вами перед отъездом из Японии. Мое пребывание здесь было таким коротким, что можно подумать, будто я не заслужил права говорить с вами о чем-либо , касающемся вашей страны. Я уверен, что мне скажут, что я идеализирую некоторые аспекты, оставляя другие незамеченными, и что есть вероятность моего разочарования, если я останусь здесь надолго. Ибо я знавал иностранцев, чей многолетний опыт заставил их усомниться в ваших моральных качествах, даже в вашей полной эффективности в современном оборудовании прогресса.

Но я не собираюсь быть избитым авторитетом долгого опыта, который, вероятно , будет опытом слепоты, пронесенным через долгие годы. Я знаю такие случаи у себя на родине. Ментальное чувство, с помощью которого мы чувствуем дух народа, подобно чувству зрения или осязания, является природным даром. Она находит свои объекты не путем анализа, а путем прямого постижения. Те, у кого нет этого видения, видят только события и факты, а не их внутреннюю ассоциацию. Те, у кого нет музыкального слуха, слышат звуки, но не песню. Поэтому когда, по одной лишь причине из-за длительности их страданий они угрожают установить факт, что мелодия-это шум, не нужно беспокоиться о музыке. Очень часто именно ошибки требуют больше времени, чтобы развить свои путаницы, в то время как правильный ответ приходит быстро.

Вы спрашиваете меня, как я могу доказать, что я прав в своей уверенности, что я могу видеть. Мой ответ таков: потому что я вижу нечто положительное. Есть и другие, которые утверждают, что видят нечто противоположное. Это только показывает, что я смотрю на картинку со стороны холста, а они на пустую сторону. Поэтому мой короткий взгляд имеет большую ценность , чем их продолжительный взгляд.

Это трюизм - говорить, что тени сопровождают свет. То, что вы чувствуете, как истину народа, имеет свои бесчисленные противоречия, подобно тому как округлости земли на каждом шагу противоречат ее холмы и впадины. Те, кто может похвастаться большим знакомством с вашей страной, чем я, могут привести передо мной массу противоречий, но я остаюсь твердым в своем видении истины, которая зависит не от ее измерения, а от ее жизненности.

Сначала у меня были сомнения. Я подумал, что, возможно, не смогу увидеть Японию такой, какая она есть, но мне придется довольствоваться тем, чтобы увидеть Японию, которая с акробатической гордостью насильственно появляется в качестве чего-то другого. В первый мой приезд в эту страну, когда я выглянул с балкона дома на склоне холма, город Кобе, эта огромная масса гофрированных железных крыш, показался мне похожим на дракона с блестящей чешуей, греющегося на солнце после того, как он съел большой кусок живой плоти земли. Этот дракон принадлежал не к мифологии прошлого, а к и в своей железной маске он старался казаться детям той эпохи реальным, реальным, как величественные скалы на берегу, как эпический ритм морских волн. Как бы то ни было, она скрывала Японию от моего взгляда, и я чувствовал себя путешественником, у которого мало времени, ожидающим, когда облако поднимется, чтобы увидеть вечный снег на вершине Гималаев. Я спросил себя: "Неужели густой туман железного века отступит на мгновение и позволит мне увидеть, что истинно и пребывает в этой земле?’ Меня окутал вихрь приема, но у меня были дурные предчувствия, и я подумал, что это может быть или что эти люди чувствовали себя обязанными выразить свою признательность человеку, который завоевал известность в Европе, оказав таким образом честь Западу в опосредованной форме.

Но в облаках виднелись трещины, и проблески, которые я видел в Японии, где она истинна и более человечна. Во время путешествия в железнодорожном поезде На придорожной станции я встретил нескольких буддийских священников и преданных. Они принесли мне свою корзину с фруктами и держали перед моим лицом зажженные благовония, желая отдать дань уважения человеку, пришедшему из страны Будды. Величественная безмятежность их поведения, простота их набожности, казалось , наполняли атмосферу оживленного железнодорожного вокзала золотым светом покоя. Их язык молчания заглушал шумный поток газет. Я чувствовал, что вижу нечто, лежащее в основе величия Японии. И, с тех пор, я были и другие возможности достигать сердца людей; и я пришел к выводу, что добро, которая текла ко мне, с такими порыв искренности, объясняется тот факт, что Япония чувствуется близость Индии в себя, и понял, что ее собственное сердце есть место, чтобы расширить пределы ее границ и границ Нового времени.

Я путешествовал по многим странам и встречался с людьми всех сословий, но никогда в своих путешествиях я не ощущал присутствия человека так отчетливо, как в этой стране. В других великих странах признаки человеческой власти были заметны, и я видел огромные организации, которые демонстрировали эффективность во всех своих проявлениях. Там показ и экстравагантность - в одежде, в мебели, в дорогих развлечениях- поражают. Они, кажется, загоняют вас в угол, как бедного незваного гостя на пиру; они способны вызвать у вас зависть или изумление. Там вы не чувствуете человека как всевышний; вы брошены против колоссальности вещей, которые отчуждают. Но в Японии преобладающим элементом является не демонстрация власти или богатства . Вы видите повсюду эмблемы любви и восхищения, а не только честолюбия и жадности. Вы видите народ, чье сердце вышло наружу и в изобилии разбросало себя в самых обыкновенных предметах повседневной жизни, в его общественных учреждениях, в его манерах, которые тщательно совершенны, и в его отношениях с вещами , которые не только ловки, но и изящны в каждом движении.

Что больше всего поразило меня в этой стране, так это убежденность в том, что вы постигли тайны природы не методами аналитического познания, а сочувствием. Вы знали ее языка строк и музыку цветов, симметрия в ее неровностей, и каденции в ее свободы движений; у вас есть видел, как она приводит ее огромные толпы все еще избежать всех трений; как само конфликтов в ней творения выбиться в танец и музыку, как ее изобилие имеет аспект к полноте самозабвения, и не просто рассеяние дисплей. У тебя есть открыла, что природа хранит свою силу в формах красоты; и именно эта красота, подобно матери, питает все гигантские силы в ее груди, сохраняя их в активной силе, но в покое. Вы знаете, что энергии природы спасают себя от истощения ритмом совершенной грации, и что она нежностью своих изогнутых линий снимает усталость с мышц мира. Я почувствовал, что вы смогли впитать эти тайны в свою жизнь, и истина, заключающаяся в красоте всего сущего, проникла в ваши души. Простое знание вещей может быть получено за достаточно короткое время, но их дух может быть приобретен только веками обучения и самоконтроля. Подчинить природу извне гораздо проще, чем сделать ее своей в любовном восторге, который является произведением истинного гения. Ваша раса проявила этот гений не приобретениями, а творениями; не демонстрацией вещей, но проявлением своего внутреннего существа. Эта творческая сила есть во всех народах, и она всегда активна в овладении природой людей и придании им формы, соответствующей ее идеалам. Но здесь, в Японии, она, кажется, достигла своего успеха и глубоко запала в умы всех людей, пронизала их мышцы и нервы. Ваши инстинкты стали истинными, ваши чувства обострились, а руки приобрели естественное мастерство. Гений Европы дал своему народу организационную силу, которая особенно проявилась в политике и торговле и в координации научных знаний. Гений Японии дал вам видение красоты в природе и силу реализовать ее в своей жизни. И, в силу этого факта, сила организации он так легко пришел к вам на помощь, когда вы в ней нуждались. Ибо ритм красоты есть внутренний дух, чье внешнее тело есть организация.

Вся конкретная цивилизация есть интерпретация конкретного человеческого опыта. Европа, по-видимому, остро ощущала конфликт вещей во Вселенной, который может быть взят под контроль только завоеванием. Поэтому она всегда готова к бою, и лучшая часть ее внимания занята организацией сил. Но Япония ощутила в своем мире прикосновение какого-то присутствия, которое вызвало в ее душе чувство благоговейного обожания. Она не хвастается своим господством над природой, но с бесконечной заботой и радостью приносит ей свои дары. о любви. Ее отношения с миром -это более глубокие отношения сердца. Эта духовная узы любви, которую она создала с холмов ее страны, с морем и ручьев, с леса во всех своих цветочных настроений и разнообразной физиономией филиалов; она принимает в свое сердце все шепот, шорох и вздохи леса и всхлипы волн, солнце и луна у нее учился в переливах свет и оттенки, и она рада ее рядом магазины, чтобы приветствовать времена года в ее садов и огородов и Нив. Это открытие сердца душе мира не ограничивается частью ваших привилегированных классов, это не вынужденный продукт экзотической культуры, но это принадлежит всем вашим мужчинам и женщинам всех состояний. Это переживание вашей души при встрече с личностью в сердце мира воплотилось в вашей цивилизации. Это цивилизация человеческих отношений. Ваш долг по отношению к вашему государству, естественно, принял характер сыновнего долга, ваша нация стала одной семьей с вашим Императором во главе. Ваше национальное единство не развилось из товарищества оружия для оборонительных и наступательных целей, или от участия в набеговых авантюрах, разделяя между каждым участником опасность и добычу грабежа. Это не результат необходимости организации для какой-то скрытой цели, но это расширение семьи и обязанностей сердца в широком пространстве и времени. Идеал “майтри” лежит в основе вашей культуры, “майтри” с мужчинами и “майтри” с природой. И истинное выражение этой любви-в языке красоты, который так широко распространен в этой стране. Вот почему незнакомец, как я сам, вместо того чтобы испытывать зависть или унижение перед этими проявлениями красоты, этими творениями любви, чувствую готовность участвовать в радости и славе такого раскрытия человеческого сердца.

И это заставило меня еще больше опасаться перемен, угрожающих японской цивилизации, как чего-то вроде угрозы собственной личности. Ибо огромная разнородность современной эпохи, единственной общей связью которой является полезность, нигде так жалко не выставляется против достоинства и скрытой силы скрытой красоты, как в Японии.

Но опасность заключается в том, что организованное уродство штурмует ум и несет день своей массой, своей агрессивной настойчивостью, своей силой насмешки, направленной против глубинных чувств сердца. Его жесткая навязчивость делает его насильственно видимым для нас, преодолевая наши чувства, и мы приносим к его алтарю жертвы, как дикарь к фетишу, который кажется могущественным из-за его безобразия. Поэтому его соперничество с вещами скромными и глубокими, обладающими утонченной утонченностью жизни, должно внушать ужас.

Я совершенно уверен , что в вашей стране есть люди, которые не симпатизируют вашим национальным идеалам; их цель - завоевание, а не рост. Они громко хвастаются, что модернизировали Японию. Хотя я согласен с ними в том, что дух расы должен гармонировать с духом времени, я должен предупредить их, что модернизация-это просто притворство модернизма, точно так же, как притворство поэзии-это поэтизация. Это не что иное, как мимикрия, только аффектация громче оригинала, и она слишком буквальна. Нужно иметь в виду, что те, кто обладает истинным современным дух не нуждается в модернизации, так же как те, кто действительно храбр, не хвастуны. Модернизм не в одежде европейцев, не в отвратительных постройках, куда помещают их детей, когда они берут уроки, не в квадратных домах с плоскими прямыми стенами, пронизанными параллельными линиями окон, где этих людей при жизни сажают в клетку; конечно , модернизм не в их дамских шляпках, несущих на себе груз несообразностей. Они не современные, а просто европейские. Истинный модернизм-это свобода ума, а не рабство вкуса. Это независимость мысли и действия, а не наставничества под руководством европейских школьных учителей. Это наука, но не ее неправильное применение в жизни, простое подражание нашим учителям науки, которые сводят ее к суеверию , абсурдно призывающему ее на помощь для всех невозможных целей.

Наука, когда она выходит за свои пределы и занимает всю область жизни, имеет свое очарование. Он выглядит таким мощным из-за своей поверхностности, как гиппопотам, который очень мало что еще, кроме физического. Наука говорит о борьбе за существование, но забывает, что человек существует не только на поверхности. Человек действительно существует в идеале совершенства, глубина и высота которого еще не измерены. Жизнь, основанная на науке, привлекательна для некоторых людей, потому что она имеет все признаки спорта; она притворяется серьезной, но не глубокой. Когда вы идете на охоту, чем меньше жалости, тем лучше; ибо ваша единственная цель-преследовать дичь и убивать ее, чувствовать, что вы-более великое животное, что ваш метод уничтожения тщателен и научен. Потому что, следовательно, спортсмен-это только поверхностный человек, его полнота человечности не мешает ему, он успешно убивает невинную жизнь и счастлив. И жизнь науки - это та поверхностная жизнь. Она стремится к успеху с искусством и тщательностью, не принимая во внимание высшую природу человека. Но даже наука не может противопоставить человечество истине и добиться успеха; и те, чьи умы достаточно грубы, чтобы планировать свою жизнь исходя из предположения, что человек-всего лишь охотник , а его рай-рай охотника, будут грубо разбужены среди своих трофеев скелетов и черепов. Ибо борьба человека за существование состоит в том, чтобы существовать во всей полноте своей природы, не ограничивая все лучшее в себе и не умаляя самого своего существования, но принимая на себя всю ответственность своей духовной жизни, даже через смерть и поражение.

Я ни на минуту не предполагаю, что Япония не должна забывать о приобретении современного оружия самозащиты. Но это никогда не должно выходить за рамки ее инстинкта самосохранения. Она должна знать, что настоящая сила не в самом оружии , а в человеке, который владеет этим оружием.; и когда он, в своем стремлении к власти, умножает свое оружие ценой собственной души, тогда он находится в еще большей опасности, чем его враги.

Живым существам так легко причинить вред, поэтому они нуждаются в защите. В природе жизнь защищает себя изнутри в оболочках, которые построены из собственного материала жизни. Поэтому они находятся в гармонии с ростом жизни, или же , когда приходит время, они легко уступают и забываются. Живой человек имеет свою истинную защиту в своих духовных идеалах, которые имеют свою жизненную связь с его жизнью и растут вместе с его ростом. Но, к сожалению, вся его броня не живая, часть ее сделана из стали, инертной и механической. Следовательно, используя его, человек должен быть осторожен, чтобы защитить себя от его тирании. Если он достаточно слаб , чтобы стать меньше, чтобы соответствовать своему покрову, тогда это становится процессом постепенного самоубийства путем сокращения души. И Япония должна иметь твердую веру в моральный закон существования, чтобы иметь возможность утверждать , что западные нации идут по этому пути самоубийства, где они душат свою человечность под огромным весом организаций , чтобы удержать себя у власти и держать других в подчинении.

Поэтому я не могу думать, что имитация внешних аспектов Запада, которая становится все более и более очевидной в современной Японии, необходима для ее силы или стабильности. Это отягощает ее истинную природу и вызывает слабость, которая со временем будет ощущаться все глубже. Привычки, которые формируются у современных японцев с детства, привычки западной жизни, привычки чужой культуры, однажды окажутся серьезным препятствием для понимания их собственной истинной природы. А потом, если дети Японии забудут свое прошлое, если они будут стоять как барьеры, задушив поток, который течет с горной вершины их древней истории, их будущее будет лишено воды жизни, которая сделала ее культуру столь плодородной богатством красоты и силы.

Еще более опасно для Японии не это подражание внешним чертам Запада, а признание движущей силы западной цивилизации как своей собственной. Ее социальные идеалы уже демонстрируют признаки поражения в руках политики, и ее современная тенденция, кажется, склоняется к политическим азартным играм, в которых игроки ставят на карту свои души, чтобы выиграть свою игру. Я вижу ее девиз, взятый из науки, “Выживание наиболее приспособленных” , написанный широко на входе ее современной истории девиз, значение которого: “Помоги себе сам, и никогда не думай о том, чего это стоит другим” - девиз слепого, который верит только в то, что может потрогать, потому что не может видеть. Но те, кто может видеть, знают, что люди так тесно связаны, что когда вы наносите удар другим, удар возвращается к вам. Нравственный закон, который есть величайшее открытие человека, есть открытие той удивительной истины, что человек становится тем истиннее, чем больше он реализует себя в других. Эта истина имеет не только субъективную ценность, но и проявляется во всех сферах нашей жизни. И народы, которые усердно культивируют нравственную слепота, как культ патриотизма, положит конец их существованию внезапной и насильственной смертью. В прошлые века у нас были иноземные нашествия, были жестокости и кровопролития, интриги зависти и алчности, но они никогда не затрагивали глубоко душу народа, ибо народ, как тело, никогда не участвовал в этих играх. Они были просто результатом личных амбиций. Сами люди, будучи свободными от ответственности за низменную и гнусную сторону этих приключений, имели все преимущества героических и человеческих дисциплин, вытекающих из них. их. Это развило их непоколебимую преданность, их целеустремленную преданность долгу чести, их способность к полной самоотдаче и бесстрашному принятию смерти и опасности. Поэтому идеалы, места которых были в сердцах народа, не претерпели бы никаких серьезных изменений из-за политики, проводимой королями или полководцами. Но теперь, когда дух западной цивилизации преобладает, весь народ с детства приучается всеми способами питать ненависть и амбиции, фабриковать полуправды и неправды в истории., путем постоянного искажения представлений о других расах и культуры неблагоприятных настроений по отношению к ним, путем создания мемориалов событий, очень часто ложных, которые ради человечества должны быть быстро забыты, тем самым постоянно порождая злую угрозу по отношению к соседям и народам, отличным от их собственных. Это отравление самого источника человечества. Это дискредитация идеалов, которые родились из жизни людей, которые были нашими величайшими и лучшими. Она поддерживает гигантский эгоизм как единую универсальную религию для всех народов мира. Мы можем возьмите из рук науки что угодно, но только не этот эликсир моральной смерти. Никогда не думайте ни на мгновение, что боль, которую вы причиняете другим расам , не заразит вас, и вражда, которую вы сеете вокруг своих домов, будет стеной защиты для вас на все грядущие времена. Наполнить умы целого народа ненормальным тщеславием собственного превосходства, научить его гордиться своим нравственным бессердечием и дурно порожденным богатством, увековечить унижение побежденных народов, выставляя на показ завоеванные на войне трофеи и используя их в школах для размножения в обществе. детские умы презирают других, подражая Западу, где у нее есть гнойная рана, чье набухание -это набухание болезни, разъедающей ее жизненную силу.

Наши продовольственные культуры, необходимые для нашего существования, являются продуктами многовекового отбора и ухода. Но растительность, которую мы не должны превращать в нашу жизнь, не требует терпеливых мыслей поколений. Нелегко избавиться от сорняков, но легко путем пренебрежения погубить свои продовольственные культуры и позволить им вернуться к своему первобытному состоянию дикости. Точно так же и культура, столь любезно приспособившаяся к вашей почве, столь близкая к жизни, столь человеческая, не только нуждалась в возделывании и прополке в прошлые века, но все еще нуждается в напряженной работе и наблюдении. То, что является просто современным, как наука и методы организации, может быть пересажено; но то, что является жизненно человеческим, имеет волокна столь тонкие, а корни столь многочисленные и далеко идущие, что оно умирает, когда его перемещают из почвы. Следовательно Я боюсь грубого давления политических идеалов Запада на ваши собственные. В политической цивилизации государство есть абстракция и отношение людей утилитарное. Поскольку она не имеет корней в чувствах, с ней так опасно легко справиться. Полвека вам было достаточно, чтобы овладеть этим и среди вас есть люди, чья любовь к ней превосходит их любовь к живым идеалам, которые родились вместе с рождением вашей нации и воспитывались в ваших веках. Это похоже на ребенка, который в восторге от игры воображает, что любит свои игрушки больше, чем мать.

Там, где человек находится в своем наивысшем состоянии, он бессознателен. Ваша цивилизация, главной движущей силой которой являются узы человеческих отношений, питалась в глубине здоровой жизни, недоступной постороннему самоанализу. Но чисто политические отношения -это все сознательное; это взрывное воспаление агрессивности. Он насильственно лопнул, как только вы заметили. И пришло время, когда вы должны быть пробуждены к полному осознанию истины , которой вы живете, чтобы вас не застали врасплох. Прошлое было Божьим даром для вас; что касается настоящего, вы должны сделать свой собственный выбор.

Итак, вопросы, которые вы должны задать себе, таковы: “Неужели мы неправильно читаем мир и основываем наше отношение к нему на незнании человеческой природы? Прав ли инстинкт Запада, когда он строит свое национальное благосостояние за баррикадой всеобщего недоверия к человечеству?”

Вы, должно быть, замечали сильный акцент страха всякий раз, когда Запад обсуждал возможность возникновения восточной расы. Причина этого в том, что сила, с помощью которой она процветает, является злой силой; пока она держится на своей стороне, она может быть в безопасности, в то время как остальной мир дрожит. Жизненная цель современной европейской цивилизации состоит в том, чтобы обладать исключительным владением дьявола. Все ее вооружение и дипломатия направлены на эту единственную цель. Но эти дорогостоящие ритуалы для вызова злого духа ведут по пути процветания на грани катаклизма. Фурии террора, которые Запад выпустил на волю. Божий мир, вернись, чтобы угрожать самой себе и подстрекать ее к приготовлениям все более и более страшных; это не дает ей покоя и заставляет забыть обо всем , кроме тех опасностей, которые она причиняет другим и навлекает на себя. Поклоняясь этому дьяволу политики , она приносит в жертву другие страны. Она питается их мертвой плотью и жиреет на ней до тех пор, пока туши остаются свежими, но они наверняка в конце концов сгниют, и мертвые заберут ее. их месть, распространяя загрязнение повсюду и отравляя жизненную силу кормушки. Япония обладала всем своим богатством человечности, гармонией героизма и красоты, глубиной самообладания и богатством самовыражения; однако западные народы не испытывали к ней уважения, пока она не доказала, что ищейки сатаны не только разводятся в европейских питомниках, но и могут быть одомашнены в Японии и вскормлены человеческими страданиями. Они признают равенство Японии с собой только тогда, когда знают, что Япония также обладает ключом для открытия шлюза адского огня на прекрасной земле, когда она пожелает, и может танцевать, в своей собственной мере, дьявольский танец грабежа, убийства и изнасилования невинных женщин, в то время как мир идет к гибели. Мы знаем, что на ранней стадии нравственной незрелости человек испытывает только благоговение перед богом, чьей злобы он страшится. Но разве это тот идеал человека, на который мы можем взирать с гордостью? После столетий цивилизации народы боялись друг друга, как бродячие дикие звери ночного времени; закрывали свои двери гостеприимства; объединялись только для того, чтобы агрессия или оборона; сокрытие в своих норах своих коммерческих секретов, государственных секретов, секретов своего вооружения; делая мирные подношения лающим друг на друга собакам с мясом, которое им не принадлежит; удерживая падшие расы, борющиеся за то, чтобы устоять на ногах; рассчитывая на свою безопасность только благодаря слабости остального человечества; своими правыми руками раздавая религию более слабым народам, грабя их левыми, есть ли в этом что-нибудь, заставляющее нас завидовать? Должны ли мы преклонить колени перед духом этой цивилизации, которая сеет широковещание? по всему миру семена страха, жадности, подозрительности, бесстыдной лжи его дипломатии и елейной лжи его исповедания мира и доброй воли и всеобщего братства Людей? Можем ли мы не сомневаться, когда спешим на западный рынок купить этот иностранный продукт в обмен на собственное наследство? Я знаю, как трудно познать самого себя; и человек, который опьянен, яростно отрицает свое опьянение; тем не менее, сам Запад тревожно думает о своих проблемах и пробных экспериментах. Но она похожа на обжору, у которой не хватает духу откажитесь от невоздержанности в еде и с любовью цепляйтесь за надежду, что он сможет вылечить свои кошмары несварения желудка лекарством. Европа не готова отказаться от своей политической бесчеловечности со всеми сопутствующими ей низменными страстями человека; она верит только в изменение систем, а не в изменение сердца.

Мы готовы покупать их машинные системы не сердцем, а мозгом. Мы испытаем их и построим для них сараи, но не будем хранить их в наших домах или храмах. Есть расы, которые поклоняются животным, которых они убивают; мы можем купить у них мясо, когда мы голодны, но не поклонение, которое идет с убийством. Мы не должны портить умы наших детей суеверием, что бизнес есть бизнес, война есть война, политика есть политика. Мы должны знать, что дело человека должно быть чем-то большим, чем просто бизнес, и поэтому должны быть его война и политика. У вас была своя индустрия как скрупулезно честна и правдива была она в Японии, видно по ее произведениям, по их изяществу и силе, по их добросовестности в деталях, где их едва ли можно заметить. Но приливная волна лжи захлестнула вашу страну из той части света, где бизнес есть бизнес, а честность-это всего лишь лучшая политика. Разве вам никогда не было стыдно, когда вы видите торговые объявления, не только оклеивающие весь город ложью и преувеличениями, но и вторгающиеся в зеленые поля, где крестьяне честно трудятся, а вершины холмов, которые встречают первый чистый утренний свет ? Наше чувство чести и утонченность ума так легко притупить постоянным истиранием, в то время как ложь гордо шагает за границу во имя торговли, политики и патриотизма, что любой протест против их постоянного вторжения в нашу жизнь считается сентиментализмом, недостойным истинного мужества.

И случилось так, что дети тех героев, которые держали бы свое слово на пороге смерти, которые презирали бы обманывать людей ради вульгарной выгоды, которые даже в своей борьбе предпочли бы потерпеть поражение, чем быть бесчестными, стали энергичными в борьбе с ложью и не чувствуют себя униженными, получая от нее выгоду. И на это повлияло обаяние слова " современный’. Но если неоскверненная полезность современна, красота принадлежит всем векам; если подлый эгоизм современен, человеческие идеалы не являются новыми изобретениями. И мы должны знать наверняка, что каким бы современным ни было мастерство, которое зажимает и калечит человека ради методов и машин, оно никогда не доживет до старости.

Когда Японии грозит неминуемая опасность пренебречь осознанием своего величия, долг такого иностранца, как я, напомнить ей, что она дала начало цивилизации, совершенной по своей форме, и развила зрение, которое ясно видит истину в красоте и красоту в истине. Она достигла чего-то, что является положительным и полным. Незнакомке легче узнать, что в ней есть, что действительно ценно для всего человечества, что есть, что только она, из всех других рас, произвела из своей внутренней жизни, а не из одной только своей сила приспособляемости. Японии необходимо напомнить, что это ее чувства ритма жизни и все вещи, ее гений, для простоты, любви к чистота, ее определенность мысли и действия, ее веселый стойкость, ее огромный резерв силы самоконтроль, ее чувствительность, чтобы ее код честь и презрением к смерти, которое дал ей сила сопротивляться циклон эксплуатации что отскочил от берегов Европы кружит круг за кругом света. Все эти качества являются результатом цивилизации, фундамент которой есть в духовных идеалах жизни. Такая цивилизация обладает даром бессмертия, ибо она не нарушает законов творения и не подвергается нападкам всех сил природы. Я чувствую , что быть безразличным к его защите от вторжения вульгарности власти-это нечестие.

Но, пытаясь освободиться от надменных притязаний Европы и помочь себе выбраться из зыбучих песков нашего увлечения, мы можем впасть в другую крайность и ослепить себя всеобщим подозрением к Западу. Реакция разочарования столь же нереальна, как и первый шок иллюзии. Мы должны постараться прийти к тому нормальному состоянию ума, при котором мы можем ясно различать свою собственную опасность и избегать ее, не будучи несправедливыми к источнику этой опасности. У нас всегда есть естественное искушение отплатить Европе ее собственной монетой, и отвечайте презрением на презрение и злом на зло. Но это опять-таки означало бы подражать Европе в одной из ее худших черт, которая проявляется в ее поведении к людям, которых она называет желтыми или красными, коричневыми или черными. И это тот момент, в котором мы на Востоке должны признать свою вину и признать, что наш грех был так же велик, если не больше, когда мы оскорбляли человечество, обращаясь с полным презрением и жестокостью к людям, которые принадлежали к определенному вероисповеданию, цвету кожи или касте. Это действительно потому, что мы боимся собственной слабости, которая позволяет себя преодолеть при виде власти мы пытаемся заменить ее другой слабостью, которая делает себя слепой к славе Запада. Когда мы по-настоящему познаем великую и добрую Европу, мы можем эффективно спасаться от Европы, которая подлая и цепкая. Легко быть несправедливым в своем суждении, когда сталкиваешься с человеческими страданиями, и пессимизм является результатом построения теорий, в то время как ум страдает. Отчаяться в человечестве можно только в том случае, если мы потеряем веру в силу, которая приносит ему силу, когда его поражение больше всего и призывает выходит новая жизнь из глубины ее разрушения. Мы должны признать, что есть живая душа на Западе которая борется с ненаблюдаемыми против огромность организаций, при которых мужчины, женщины и дети измельчаются и чей механических необходимостей игнорируя законы, духовные и человека, душа, чувства которой отказываются быть совсем отупел опасные привычки беспечности в отношениях с гонки на которых ему не хватает взаимопонимания. То Уэст никогда не смог бы подняться до той высоты, которой она достигла, если бы ее сила была просто силой зверь или машина. Божественное в ее сердце страдает от ран, нанесенных ее руками миру, и из этой боли ее высшей природы течет тайный бальзам, который принесет исцеление этим ранам. Раз за разом она боролась с собой и развязывала цепи, которыми своими собственными руками обвивала беспомощные конечности; и хотя она загоняла яд в горло великого народа под острием меча ради денег, она сама просыпалась, чтобы выйти из него, чтобы снова вымыть руки. Это показывает скрытые источники человечества в местах, которые выглядят мертвыми и бесплодными. Это доказывает, что глубинная истина в ее натуре, которая может пережить такую карьеру жестокой трусости, - не жадность, а благоговение перед бескорыстными идеалами. Было бы совершенно несправедливо, как по отношению к нам, так и по отношению к Европе, сказать, что она очаровала современный восточный ум одной лишь демонстрацией своей силы. Сквозь дым пушек и пыль рынков ярко сиял свет ее нравственной природы, и она принесла нам идеал этической свободы, основа которого лежит глубже, чем социальные условности и законы. сфера деятельности которого охватывает весь мир.

Восток инстинктивно почувствовал, даже через свое отвращение, что ему есть чему поучиться у Европы, и не только о материалах власти, но и о ее внутреннем источнике, который заключается в уме и нравственной природе человека. Европа учит нас более высоким обязанностям общественного блага , чем обязанности семьи и клана, и святости закона, который делает общество независимым от индивидуальных капризов, обеспечивает ему непрерывность прогресса и гарантирует справедливость всем людям всех жизненных положений. Прежде всего Европа занимала высокое положение наше сознание-знамя свободы, через века мученичества и подвигов, свободы совести, свободы мысли и действия, свободы в идеалах искусства и литературы. И потому что Европа завоевала наше глубокое уважение, она стала такой опасной для нас там, где она буйно слаба и фальшива, опасна, как яд, когда его подают вместе с нашей лучшей пищей. Есть одна безопасность для нас, на которую мы надеемся, что можем рассчитывать, и это то, что мы можем претендовать на саму Европу, как на нашего союзника, в нашем сопротивлении ее искушениям и ее насильственным посягательствам. собственный эталон совершенства, по которому мы можем измерить ее падения и оценить степень ее неудачи, по которому мы можем вызвать ее перед ее собственным судом и опозорить ее , позор, который является признаком истинной гордости благородства.

Но мы боимся, что яд может быть сильнее пищи, и то , что в ней сегодня есть сила, может быть не признаком здоровья, а наоборот; ибо это может быть временно вызвано нарушением равновесия жизни. Мы боимся, что зло имеет роковое очарование, когда оно принимает размеры они колоссальны, и хотя, в конце концов, он наверняка потеряет свой центр тяжести из-за своей ненормальной диспропорции, вред, который он создает перед своим падением, может быть не возмещен.

Поэтому я прошу вас иметь силу веры и ясность ума, чтобы знать наверняка, что неуклюжая структура современного прогресса, скованная железными болтами эффективности, которая работает на колесах честолюбия, не может долго держаться вместе. Столкновения неизбежны, потому что он должен двигаться по организованным линиям, он слишком тяжел, чтобы свободно выбирать свой собственный курс; и как только он сойдет с рельсов, его бесконечный поезд транспортных средств будет смещен. Настанет день , когда он превратится в груду развалин и станет серьезным препятствием для движения всего мира. Разве мы не видим признаков этого даже сейчас? Не голос пришел к нам, через грохот войны крики злобы, вопли отчаяния, через бурлящий до неописуемой мерзости, которая имеет копившиеся на протяжении веков в нижней части этой цивилизации, голос, который взывает к нашей душе, что башня национальных эгоизм, который выходит под названием патриотизма, который поднял свое знамя в измене против неба должен шататься и падать с грохотом, отягощенный собственный насыпной, под его флагом, целуя пыль, ее свет потушили? Мои братья, когда красный свет огонь огня посылает свой треск смеха к звездам, храните свою веру на этих звездах, а не на огне разрушения. Ибо когда этот пожар погаснет, оставив свой памятник в пепле, вечный свет снова засияет на Востоке, на Востоке, который был местом рождения утреннего солнца человеческой истории. И кто знает, не наступил ли уже этот день и не взошло ли солнце на самом восточном горизонте Азии? И я предлагаю, как и мой предок риши, мое приветствие тому восходу солнца на Востоке, который является суждено вновь озарить весь мир.

Я знаю, что мой голос слишком слаб , чтобы возвыситься над шумом этого суматошного времени, и любому уличному мальчишке легко бросить против меня эпитет "непрактичный". Я знаю, как рискует человек из толпы энергичных спортсменов прослыть идеалистом в наши дни, когда троны потеряли свое достоинство , а пророки стали анахронизмом, когда звук, заглушающий все голоса,-это шум рыночной площади. И все же, когда однажды, стоя на окраине города Иокогама , ощетинившись своей выставкой современных альманахов, Я смотрела на закат в своем южном морском, и увидел ее покой и величие среди поросших соснами холмов, с Великой Фудзиямы растет слабым против Золотой горизонт, как Бог преодолеть своими сияние, музыка вечности навернулся через вечерней тишины, и я почувствовал, что небо и земля и текст песни от зари и dayfall с поэтами и идеалисты, а не с marketsmen решительно презрительное из всех чувств, что после забвения своей собственной божественности человек снова вспомнит, что небо всегда соприкасается с его миром, который никогда не может быть оставлен навсегда волкам, преследующим современную эпоху, почуявшим человеческую кровь и воющим в небо.


Рецензии