Воспоминание. Осень как предчувствие весны
Всё в мире взаимосвязано. Всё подчинено гармонии. Даже если нам кажется, что это не так. Весна — это предчувствие осени. А осень — предчувствие весны.
Youtube: http://www.youtube.com/watch?v=zh5mjGc-Y9U
—
/ кармен-фильм: на основе кадров фильма «О любви» реж. Михаила Богина (Киностудия имени М.Горького, 1970).
/ в гл. ролях: Олег Янковский и Виктория Фёдорова.
/ музыка: Евгений Крылатов, инстр. композиция «Воспоминание».
/ исп. Ленинградский концертный оркестр п/у А.С.Бадхена.
—
• Федерико Гарсиа Лорка: «Ничто так долго не живёт, как воспоминания».
• Брюс Ли: «Воспоминания — это единственный рай, из которого нас не могут изгнать. Удовольствие — это цветок, который скоро завянет, а воспоминание — это запах цветка, который остаётся надолго. Воспоминания живут дольше, чем всё остальное в жизни».
• Эрнест Хемингуэй: «Доверьтесь осени. Она станет вашим меланхоликом, другом, который, как никто другой, поддержит в тихий вечер и порадует последними лучами солнца. Поверьте осени. Дайте ей свою ладонь, и она закружит вас в бешеном ритме вальса, который заставит поменять взгляды на некоторые простейшие вещи, научит радоваться мелочам. Это время романтиков. Время вдумчивых прогулок и посиделок у камина большой семьёй или в гордом одиночестве. Узнайте себя получше. Влюбитесь в осень».
—
Фильм «О любви» вышел на экраны страны 50 лет назад, в июле 1971 г. За два года до выхода на той же киностудии знаменитого телесериала «Семнадцать мгновений весны». Почему провожу такую параллель?
Татьяна Лиознова и Микаэл Таривердиев... Великолепная пара мастеров. И знаменитая сцена встречи Штирлица с женой. Сцена, которая потрясла многих.
Вот как об этом вспоминал Микаэл Таривердиев в своей книге «Я просто живу» (1997).
<< Эпизода такой встречи с женой в сценарии не было. Сделать её решила Лиознова уже по ходу съёмок. В кафе входит жена разведчика с покупками, в сопровождении человека из посольства, даже не зная, что именно в этот день и сейчас она увидит своего мужа. А в этом кафе уже находится Штирлиц (все детали были воссозданы по рассказам). Сопровождающий просит посмотреть вправо, только незаметно, и она видит мужа. Малейшая реакция может стоить ему жизни. Когда мне рассказали о таких встречах, меня это просто потрясло. И я написал музыку. Восьмиминутную прелюдию. Этот эпизод в фильме получился беспрецедентным по длительности звучания музыки. Восемь минут — и ни одного слова. Сопровождающий говорит: «Сейчас я отойду, куплю спички», — и начинается сцена, где Штирлиц встречается с женой взглядами. На этом месте были убраны все шумы: все реальные звуки кафе, звон посуды, стук приборов, все скрипы, проходы, весь звук был вынут, звучала только музыка.
Сначала я написал партитуру для большого симфонического оркестра, но когда соединили с изображением — плохо, фальшиво. Оставили один рояль. И взгляды двух людей, их лица. Они ничего не делали — просто смотрели. Вячеслав Тихонов — блестящий актёр. Но он специально сделал всё, чтобы не добавлять ничего к музыке. Музыка была написана, конечно, заранее, и Лиознова снимала под неё. Это была находка режиссёра, она сделала это блистательно. Кстати, когда я показывал ей музыку для этого эпизода, она безумно эмоционально реагировала. Она была в восторге, она плакала. Это страшно заводило, и всё получалось.
Сцена встречи с женой по кинематографическим меркам бесконечно большая. Она идёт почти двести пятьдесят метров, то есть около восьми минут, без единого слова, без всякого движения, только наезды камеры. По всем киношным стандартам это должно быть бесконечно скучно, это просто невозможно, и по идее должно было быть сокращено метров до двадцати. Лиознова оставила двести пятьдесят и выиграла партию. Этот эпизод получился одним из самых сильных. >>
—
А ведь это не что иное, как самостоятельный романс. Романс без слов. Инструментальный. Но тесно переплетённый с визуальными образами, с драматургией, с кинематографической основой.
Работая над одним достаточно масштабным кинопроектом, я столкнулся с тем, что там в финале требуется обязательно использовать подобный приём. Отдельный фильм-в-фильме. Миниатюра. Кармен-фильм без слов. Только музыка. И два героя. Он и Она.
И тут вспомнил, что есть прекрасный материал. Над ними уже работал, но не думал о том, что это может превратиться в подобный фильм-романс. Общий хронометраж у него 7 минут. На минуту меньше, чем в сцене Лиозновой. Но здесь я использовал особую увертюру в 2,5 минуты с диалогом двух главных действующих лиц.
Если вы никогда ранее не слышали потрясающе нежной и пронзительно-глубокой музыки Евгения Крылатова к этому фильму, его «Воспоминание», то вполне могли бы посчитать, что автором является Микаэл Таривердиев.
Вся загвоздка в том, что Михаил Богин и Евгений Крылатов вплотную подошли к подобному решению на 3 года раньше Лиозновой и Таривердиева. Я лишь за счёт монтажа выстроил необходимую драматургию кармен-фильма. И дополнил великолепным звучанием оркестра под управлением Анатолия Семёновича Бадхена (ныне это Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга).
—
2019. Из последнего интервью Евгения Крылатова. Он его дал накануне своего 85-летия. За 2,5 месяца до своего ухода из жизни.
— Вся моя жизнь связана с кинематографом. Я приехал в Москву из Перми, поздно пробился. Но когда меня заметили, работал не покладая головы от клавиш. В какой-то момент всё рухнуло, и кино в том числе. Когда восстановилось, уже пришло другое поколение, новая стилистика, другие команды.
Сейчас я не слышу моей музыки. У меня тоже был свой круг режиссёров: Михаил Богин, Владимир Бычков, Павел Арсенов, Владимир Попов, Константин Бромберг, Леонид Нечаев, Динара Асанова. Одни уже ушли из жизни. Те, кто остались, слава богу, живут в других странах. Константин Бромберг, с которым мы сделали фильмы «Чародеи» и «Электроник» — в Америке, там же Михаил Богин. Я написал музыку для его картин: «Ищу человека» и «О любви» с потрясающей Викторией Фёдоровой. К сожалению, её не стало очень рано, 7 лет назад. Тоже в эмиграции.
— Евгений Павлович, а у вас никогда не возникала мысль уехать на запад?
— Не было такой мысли, потому что я по своей духовной сущности очень русский человек. Это не значит, что те, которые уезжают, не русские... Не потому, что я такой патриот, просто я очень привязан к русской культуре. Пётр Чайковский объездил весь мир, открывал «Карнеги-холл» в Нью-Йорке, но каждый раз возвращался куда? В Клин, в свой родной дом, писал там свою музыку. Сергей Рахманинов, хоть и эмигрировал, но как он страдал! У каждого свой внутренний камертон. Зачем мне уезжать?
Кармен-фильм: http://www.youtube.com/watch?v=zh5mjGc-Y9U
—
• Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: http://proza.ru/2021/03/16/1545
• Семнадцать мгновений весны. Таривердиев. Три года каторги: http://proza.ru/2020/06/29/115
Свидетельство о публикации №221050300719