Главный проект Бога часть 8

                Главный проект Бога.

                (часть восьмая)

      1.Вступление.

      Главная задача, которую должен был решить Невидимый мир (Бог) и о которой я рассказывал в первой части истории о Главном проекте Бога, заключалась в создании многочисленного и сильного народа, который был бы беспредельно предан Богу, выполнял все его Законы, Уставы, Указания и распространял бы эту веру в Единого Бога по всему ветхозаветному миру. Как видно из предыдущей части повествования создать такой народ не удалось.

      В предыдущих своих работах я писал о том, что на основе богатейшего запаса знаний древнего Египта образовались два  направления в развитии религии. Моисей и Орфей создали две противоположные религии. Религия, созданная Моисеем, представляет собой строгое единобожие. Религия, созданная Орфеем, представляла собой сверкающее многобожие. Эти две религии существовали параллельно длительное время. И вот в послепленный период эти религии сошлись в результате захвата Александром Македонским огромных территорий, в том числе и Иудеи.

     Почему Невидимый мир не оставил малочисленную Иудею и не начал что-либо иное? Я хочу понять какие задачи должны были решить иудеи для Невидимого  мира (Бога) в этот период времени.

     2. Основная часть.

     Если Моисей привел к земле обетованной более 2 млн. человек, то в рассматриваемый период численность иудеев была намного меньше.  Из плена в два этапа вернулось в Иудею  не более 45 тыс. человек. Такого количества людей было явно не достаточно для достижения ранее поставленных целей.

     Так какие задачи должны были решить иудеи в новых условиях?

     Как мне представляется, первая задача состояла в возрождении Храма, который олицетворял собой Дом Бога на земле. Только в Храме проходили все серьезные службы и приносились жертвы. Только в Храме Бог принимал покаяние и отпускал грехи. В Храме  хранились книги Священного Писания.

     Вторая задача заключалась в сохранении Священного Писания и распространение этого писания по всему ветхозаветному миру.

     Попробую разобраться каким образом Невидимый мир (Бог) решал эти задачи.

     2.1.Строительство Храма.

     В 536 г. до Р.Х.  иудеи во главе с Зоровавелем из царского рода Давида и первосвященником Иисусом совершили торжественную закладку Храма. Но строительство Второго храма шло медленно – как из-за недостатка средств, так и по причине козней  окружающих народов, особенно самарян. Они считали и себя потомками Авраама (примечание: см. часть седьмую) и поэтому претендовали на участие в постройке Храма, а значит и в богослужении. Иудеи, ревнуя о чистоте служения Богу,  категорически воспротивились этому, и с тех пор началась непримиримая вражда самарян с иудеями. Самаряне стали противодействовать иудеям вплоть до вооруженных набегов.

     Таким образом,  десять колен израиля, вышедших с Моисеем, полностью растворились в истории под общим наименование – самаряне.

     Дальнейший повествование будет вестись только о двух оставшихся коленах Иудином и Вениаминовым под общим наименованием -  Иудеи.

     Благодаря усилиям Зоровавеля, первосвященника Иисуса и горячей проповеди пророков Аггея и Захария иудеи продолжили строительство Храма. Возведение Второго храма было завершено в 517 г. до Р.Х. Храм был построен по образцу Соломонова, но уступал ему величиной и внешним блеском. По причине утраты Ковчега Завета во времена пленения израиля  Святое Святых Храма было пустым.

     Для возрождения страны и возвышения духовной жизни богоизбранного народа наряду с Зоровавелем и первосвященником Иисусом много  потрудились направленные Невидимым миром (Богом) священник Ездра и государственный муж Неемия.

     2.2.Священник Ездра.

     Священник Ездра из рода Аарона служил при дворе персидского царя Артаксеркса I и был одним из его наставников. Получив тревожные известия о нестроениях на родине, он решил ехать в Иудею. Он обратился за помощью к царю, который не только разрешил Ездре ехать, но и передал с ним золото и серебро для украшения Храма. Артаксеркс I разрешил всем евреям, которые пожелают, присоединиться к Ездре. Собралось около 1700 человек – эта вторая волна переселенцев прибыла в Иерусалим в 459 г. до Р.Х. Думаю, что это произошло исключительно по воле Невидимого мира (Бога).

     Для просвещения народа и возрождения духовной жизни Ездра открыл в селениях синагоги, где иудеи собирались каждую субботу, слушали чтение и толкование Священного Писания и молились. Толкованием занимались ученые мужи, которых стали называть книжниками, или законниками, а наиболее авторитетных из них – раввинами (учителями). Усилиями Ездры была создана также Великая синагога – совет старейшин и мудрецов, хранителей предания, которые разъясняли народу Закон, занимались толкованием и собиранием книг Священного Писания, охранением чистоты веры и благочиния при богослужении, судили богоотступников  и еретиков. Великая синагога стала впоследствии Синедрионом, но в отличие от него совет старейшин Ездры был только религиозным центром и не выполнял административных функций.

     После плена иудеям удалось избавиться от идолопоклонства и сопутствующих идолослужению развращенности и нечестия.

     Народ клялся «поступать по Закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа, Бога нашего, и уставы Его, и предписания Его». Возобновление Завета было  оформлено письменно с приложением печатей начальников иудейских.

     Одной из главных заслуг Ездры было то, что он сформировал Канон ветхозаветных книг, который сохраняется и в наше время. К каноническим Ездра причислил книги, боговдохновенность которых абсолютно бесспорна. Иные книги Священного Писания впоследствии стали называться неканоническими. Сделано это было для того, чтобы народ мог правильно ориентироваться среди множества священных книг.

     Ездра восстановил и привел в порядок тексты Ветхого Завета. Он сам написал книги Ездры, а также две книги Паралипоменон (Хроники), в которых  внимание  уделено Храму, богослужению, духовной жизни и исполнению воли Божией.

     Свою деятельность Ездра осуществлял в сотрудничестве с Неемией.

     2.3.Государственный муж Неемия.

     На помощь Своему народу Господь направил Неемию, который также как и Ездра был одним из приближенных Артаксеркса I. Известия о бедственном положении  Иерусалима побудили Неемию  упросить Царя отпустить его. Царь доверял Неемие и не только разрешил ехать, но назначил его областеначальником. До этого назначения администрирование и финансы в Иудее находились в руках персидских наместников. Иудея стала именоваться отдельной провинцией. В IV в. до Р.Х. полномочия областеначальника перейдут к первосвященнику.

     Многолетней строгой, обдуманной и боговдохновенной деятельностью Неемии удалось освободить иудеев от всего чужеземного и порочного, восстановить богослужение и неукоснительное соблюдение Закона.

     Во многом благодаря Ездре и Неемии вернувшемуся из плена народу удалось сосредоточить силы на духовном развитии и возродить свои лучшие качества – благоволение к Храму и ревностное следование Закону Божиему. Если раньше основные положения Закона Божия передавались в качестве предания, то теперь иудеи получили тексты Ветхого завета. Эти тексты можно было распространять по всему ветхозаветному миру.

     2.4.Иудея под  властью греческих правителей.
 
     Согласно пророчеству Даниила, «серебренное» персидское царство должно было смениться «медным» греческим.

     В 331 г. до Р.Х. Персия пала, и над миром воцарились греческие правители в лице Александра Македонского, после смерти которого империя была разделена его полководцами на четыре отдельных царства:  Македонское, Фракийское, Сирийское и Египетское. Иудеям пришлось пережить владычество греческих царей египетской, а затем сирийской династии.

     В этот период преданность иудеев Богу подверглась испытанию со стороны языческого миросозерцания греков с их бесчисленными богами и богинями, которым греки приписывали могущество и вместе с тем подверженность человеческим страстям: зависть, ненависть, плотской похоти, причем в чрезвычайной степени. Период владычества греков над Иудеей продолжался с 331 г. по 143 г. до Р.Х., после чего иудеи на 80 лет добились независимости.
 
     Основная идея, которую хотел осуществить Александр, была создание всемирного государства на основе эллинской цивилизации, причем не столько силой оружия и политики, сколько привлекательностью самого эллинизма с его философией, наукой, языком, нравами и религиозными культами.  Александр умер в Вавилоне в возрасте 33 лет в начале лета 323 г. до Р.Х..  По-видимому,  эта его идея распространения многобожия не соответствовала требованиям Невидимого мира (Бога).  По предсмертному указанию Александра в гроб его положили так, что бы были видны его пустые руки: царь показал, что ничего из своих богатств человек не унесет с собой.

     В 320 г. до Р.Х. египетский царь Птолемей I Лаг из македонской династии Птолемеев захватил Иерусалим и увел в Египет 100 тысяч иудеев, а заодно и самарян.

     Под мягким правлением  Птолемея I жизнь иудеев была мирной и безбедной, они строили  синагоги, куда допускались и язычники, что способствовало их ознакомлению с истинной религией. Иудеи обосновались в торговых городах вдоль побережья Средиземного моря, занимались торговлей, промышленностью и иудейская диаспора в Египте стала процветающей.

     Птолемей II Филадельф был человеком просвещенным,  на что указывает полученное им прозвище Мудрый. Он собрал в Александрийской библиотеке до 200 тысяч книг. Но царь не имел греческого перевода Пятикнижия Моисея, о котором составил высокое мнение, во многом благодаря стараниям иудеев.

     Полагаю, что именно с этого момента начинается распространение единобожия в ветхозаветном мире.

     В 272 г. до Р.Х. царь обратился к иудейскому первосвященнику Елеазару, испрашивая переводчиков, сведущих в Священном Писании, и копию подлинника. Елеазар предоставил Пятикнижие и направил  в Александрию 72 ученых книжника, в совершенстве владевших греческим языком, который стал государственным по всей подвластной  грекам ойкумене.

     Переводившие книжники выполняли работу независимо друг от друга. Когда же они сверили тексты, боговдохновенность перевода  проявилась удивительно ясно: обнаружились лишь терминологические и стилистические расхождения, которые были обсуждены и согласованы.

     После одобрения особым собранием ученейших мужей перевод вошел во всеобщее употребление не позднее 250 г. до Р.Х. под названием Перевода LXX (семидесяти толковников), или Септуагинты. Постепенно в его состав вошли и остальные тексты Священного Писания, которые были переведены в последующее столетие.

     Язык 70 толковников - разговорный греческий со строго  выработанными терминами и выражениями для точной передачи древнееврейского оригинала. Этот библейски – греческий язык, впоследствии  послужил написанию новозаветных книг, составил базис для христианской  терминологии и православного богословия. С  Септуагинты сделан славянский перевод Священного Писания.
 
     Перевод LXX – самый совершенный и точный перевод Писания – долгое время практически приравнивался к подлиннику и явно передавал пророчества о грядущем Христе.  Поэтому в последствии он был отвергнут и запрещен евреями, не принявшими Мессию. Книжники-масореты (изъяснители) сделали новый перевод, целенаправленно исказив неугодные им места Писания.

     Блаженный Иероним (IV в. по Р.Х.), выполнив перевод Библии на латынь, известный сегодня всему миру под именем Вульгаты, учитывал текст LXX, но за основу взял масоретские тексты.

     Греческий перевод Священного Писания стал доступным жителям всех стран Европы, Азии и Египта, через него многие язычники уверовали в Истинного Бога. На мой взгляд, это как раз то, к чему и стремился Невидимый мир (Бог), сохраняя и поддерживая малочисленное колено иудеев.

     Гонения  на иудеев начались в период правления Птоломея IV Филопатора. Победив войска Сирии и отвоевав Палестину, Птоломей принес благодарственные жертвы. Он вошел внутрь Храма и вошел в Святилище. Когда же царь пожелал войти и во Святая Святых, иудеи стали убеждать его, что никто не в праве входить туда, кроме первосвященника. Птоломей заявил, что он, великий император, достоин такой чести, и сделал первый шаг, но упал без чувств.
     Вернувшись в Александрию, он пребывал в неописуемом гневе на иудеев и на их Бога. Он издал указ, чтобы всех иудеев, которые не согласятся отречься от Яхве, обращали в рабов и выжигали им на лбу знак Диониса – виноградный лист. Тем, кто отрекся от Бога и принял участие в языческих  жертвоприношениях, приказано было даровать высокую честь полноправных граждан Александрии.

     Иудеи решительно  воспротивились, и это окончательно взбесило деспота. Он решил устроить показательное растерзание ослушников. Иудеи со слезами возопили к Господу.  Как всегда в таких случаях Господь внял слезам раскаяния Своего народа. Господь великим знамением воздействовал на царя и тем смягчил его ожесточенное сердце. Царь отменил казнь, и иудеям была возвращена свобода.

     Невидимый мир  (Бог) еще раз доказал, что всегда встанет на защиту Своего народа, когда верный ему народ попадает в сложное положение и просит Его о помощи. И помощь Его всегда  осуществляется вне зависимости от величия и силы нападающих на Его народ супостатов.

     2.5.Иудеи под властью сирийских царей македонской династии Селеквидов.

     Воцарившийся в 175 г. до Р.Х. Антиох IV Епифан, грек, вознамерился насильно провести  всеобщую эллинизацию с целью получить единое царство, связанное  общим греческим языком, культурой и поклонением греческим богам. С этой целью царь на место  благочестивого первосвященника Онии назначил Иасона, обещавшего вводить все эллинское и вносить в казну более значительные суммы.

     Иасон устроил в Иерусалиме палестры – места для атлетических состязаний, которые проводились в честь того или иного греческого бога и были формой поклонения богам. Участие в таких состязаниях и играх считалось  за честь и показывало лояльность к греческим властям. Атлетам полагалось быть на играх обнаженными, обрезанных иудеев стали осмеивать, и тогда многие перестали совершать богоустановленный обряд. К тому же  атлетические игры сопрягались с блудом и посещение  «домов непотребных».

     Иудеи, которые не участвовали в играх, не могли занимать значительные должности и навлекли на себя многочисленные беды.

     Даже священники стали нерадеть о своих обязанностях, о богослужении и жертвах, спеша на зрелищные игры.

     Некто Менелай пообещал царю более значительные отчисления в казну, нежели Иасон, и тем добился первосвященства. По его приказу был тайно  убит благочестивый первосвященник Ония. Смещенный с должности Иасон собрал вооруженный отряд, пытаясь расправиться с Менелаем.

     Столь вопиющее нечестие иудеев и их пастырей грозило богоизбранному народу полным разложением, и Господь прибег к испытанному средству – наказанию.

     Антиох, узнав о волнениях, принял их за желание отложиться от него и пришел в Иерусалим с войском. В продолжение трех дней погибло 40 тысяч иудеев, и еще большее количество было продано в рабство.

     По приказу царя уничтожались священные книги под страхом смерти, все иудейские обряды оказались под полным запретом.

     Цари династии Селевкидов насаждали новый династический культ, заявив о своем происхождении от Аполлона. Жертвы приносились Аполлону и другим греческим богам. 
Насильственное  насаждение эллинизма возбудило в народе отвращение ко всем соблазнам, которые начали было  увлекать иудеев, и укрепило в богоизбранном  народе приверженность к своей исконной религии. Столь страшными гонениями Господь вновь воспламенил в народе оскудевшую веру: по-видимому, не было более мягкого способа для спасения человечества, иначе оно в безверии погибло бы окончательно.

     2.6.Освободительная война под  предводительством Маккавеев.

     Среди мучеников, пострадавших за истинную веру во время гонений при Антиохе IV Епифане, особенно известны старец Елеазар и вдова Соломия с семью сыновьями, прозванными мучениками Маккавейскими за их крепкую веру (маккава – молот).

     Жестокие гонения Антиоха Епифана возбудили восстание против владычества Селевкидов, которое началось в 168 г. до Р.Х. и было возглавлено священником Маттафией, а затем его сыновьями, за силу и целеустремленность в следовании Господу прозванных братьями Маккавеями – так стали называть всех кто боролся за независимость Иудеи.

     Священник Маттафия со своими сыновьями  Иоанном, Симоном,  Иудою, Елеазаром и Ионафаном подняли восстание. Уничтожая  сирийские отряды, беспощадно поражая предавших веру соплеменников и разрушая  идольские жертвенники, воины Маттафии  восстанавливали в народе жизнь по Закону Моисееву. Эта ревность народных героев была угодна Господу: Он возвратил иудеям  Свою милость, и их борьба за  истинную веру и свободу стала победоносной.

     Когда пришло время умирать,  Маттафий созвал народ и дал свое последнее пастырское наставление: «Возревнуйте о Законе и отдайте жизнь вашу за Завет отцов наших». Начальником войска он поставил своего сына Иуду.

     Иуда громил одного за другим сирийских полководцев, а также вторгшиеся войска идумеев, аммонитям и иных чужеземцев. Ревностный Иуда Маккавей вдохновлял своих воинов возвышенными словами: «У Бога небесного нет различия, многими ли спасти, или немногими; ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила».

     В этот период Господь видимым образом помогал свергнуть иноземное иго. Во многих сражениях проявлялось Его участие в победах, от  чего воины так укреплялись духом, что готовы были «сокрушать не только людей, но и лютых зверей и  даже железные стены».

     Не смотря на явную помощь Невидимого мира (Бога) Иуда совершает свою самую главную ошибку. Чтобы усилить свои позиции против Сирии он направляет послов в Рим для заключения союза с этим могущественным, но языческим государством. С политической точки зрения это был оправданный шаг, но с теократической – грубое нарушение воли Божией. В результате Невидимый мир (Бог) отказал иудеям в помощи.

     Иуда не дожил до возвращения послов из Рима. В очередном сражении Господь не дал крепости Макавеям и в результате иудеи потерпели поражение, а Иуда был убит.

     После него начальником и вождем был избран его брат Ионафан, который продолжил политику брата на союз с Римом. Риму был выгоден союзник в тылу их врага – Сирии и  такой союз был заключен.

     Очень важной особенностью этого периода является отсутствие пророков, направляемых Богом для оказания помощи Своему народу. Создается такое впечатление, что Невидимый мир (Бог) решил более не вмешиваться в естественный ход истории.

     После смерти Ионафана власть перешла к последнему,  оставшемуся в живых сыну Маттафии Симону.

     Ослабевшая Сирия была уже не в состоянии угрожать иудеям и в 143 г, до Р.Х. греческое иго в лице сирийских царей было свергнуто.

     Симом окончательно овладел всеми приграничными крепостями и наладил строгое соблюдение закона Моисеева в жизни народа.

     Внук Симона Иоанн по прозвищу Гиркан (разоритель врагов) доставил Иудее мир и благоденствие на 20 лет. Это был последний народный герой, прославивший династию Маккавеев. Потомки его знаменовали собой упадок династии. Беспорядки и смуты, начавшиеся при преемниках Иоанна Гиркана, ускорили падение иудейского государства.

     Когда последние представители династии Геркан и Аристовул бились между собой за власть и не могли одолеть друг друга, они обратились за помощью к союзному Иудее Риму. Римский полководец Помпей воспользовался ситуацией и захватил Иерусалим, перебив всех защищавших город сторонников Аристовула.

     От имени миродержавного Рима Помпей утвердил правителем и первосвященником Гиркана II, власть которого была чисто номинальной.

     Так в 63 г, до Р.Х., после восьмидесяти лет независимости, Иудея попала под власть языческого Рима. С воцарением в Риме Октавиана Августа в Иудее постоянно находились наместники римского кесаря – прокураторы (начиная с 6 г, по Р.Х.).

     2.7.Иудея под властью Римлян.

     По пророчеству Даниила настало время  четвертого «железного» царства.

     С приходом к власти римлян в 63 г. до Р.Х. вся Палестина стала называться Иудеей, но потеряла независимость. Иудея была превращена в провинцию Римской империи и платила дань.

     В результате целой череды заговоров и убийств правителей Иудеи сын  прокуратора Антипатра, отравленного на пиру в 43 г. до Р.Х., Ирод успел убежать в Рим, где подобострастной лестью угодил римлянам. Сенат объявил его царем. В 37 г. до Р.Х. Ирод взошел на престол и основал династию Иродов, правившую около 140 лет.

     Ирод ввел в Иерусалиме языческие увеселения, подобные римским. Он держался на умелом заискивании перед Римом.

     Подозрительный и властолюбивый идумеянин Ирод, постоянно опасаясь заговора, учинил в Иудее целую эпоху террора. Его жертвами стали даже трое из его сыновей. Все эти ужасы сочетались с возрастающим языческим влиянием Рима, бесстыдной похотью и прочим нечестием.

     2.8.Третий Храм.

     Стремясь обрести расположение иудеев, а заодно увековечить свое имя, Ирод начал в 20 г. до Р.Х. полную реконструкцию Храма. Храм Ирода, третий в истории богоизбранного народа, был выше, а с пристройками – шире Соломонова храма.

     3. Заключение.

     Жизнь иудеев в межзаветный период была значительно более благочестивой, нежели в Период разделенного царства.

     Переселив богоизбранный народ в Вавилон, всемирный центр языческой религии и просвещения, халдеи тем самым вывели на арену мировой истории проповедников Истинного Бога. Иудеи становились всемирно распространенным народом. Но это не то распространение, которое планировал Невидимый мир (Бог) когда создавал Свой народ. Распространение произошло в результате пленения и переселения иудеев в другие страны, а не как шествие пророков по ветхозаветному миру для распространения веры в Единого Бога.

     На этом история Ветхого завета заканчивается.

                Конец восьмой части.

     Литература:

     1.Библия. Библейские общества, Москва, 1995 г.

     2.   Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина, 1905 г.
 
     3. С. Воробьев. Библия и история, Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Москва, 2011г.

     4. Э. Шюре. Великие Посвященные, Репринтное воспроизведение издания.1914г.


Рецензии