О рассказе Владислава Крапивина Флаг отхода

Писатель Владислав Петрович Крапивин известен своими повестями и романами о ребятах-подростках "Мальчик со шпагой", "Журавлёнок и молнии", "Оруженосец Кашка", "Тень каравеллы", "Та сторона, где ветер" и др. Есть у него и большой цикл фантастики о мирах Великого Кристалла. И везде действующими лицами являются мальчишки - любопытные, неугомонные, честные и отважные, всегда готовые прийти на помощь, встать на защиту друга в борьбе за справедливость.

Излюбленным местом действия многих произведений Крапивина стал город Севастополь, который сыграл особую роль в судьбе писателя - навсегда подружил его с морем, кораблями, ветрами дальних странствий, славной русской историей. Самыми известными книгами о севастопольских мальчиках являются повести "Трое с площади Каронад", "Давно закончилась осада", "Острова и капитаны", сборник рассказов "Шестая Бастионная".

Но мне хочется остановиться на одном из ранних рассказов Крапивина - "Флаг отхода", потому что в нём на нескольких страницах сконцентрировано всё удивление и счастье автора от самой первой встречи с этим необыкновенным городом у Чёрного моря.

Ещё в детстве, прочитав книгу Сергея Григорьева "Малахов курган", Владислав Крапивин очень ярко представил себе Севастополь как некий легендарно-сказочный город, прославившийся в истории своей Первой обороной 1854-1855 гг. - во время Крымской войны. Белый город из легенды звал и манил автора. "Тоска по этому городу была физически ощутимой, как голод или боль. Мне снились заросшие колючками бастионы, чугунные каронады на покосившихся лафетах и ядра, застрявшие в цоколях памятников. И, конечно, корабли".

Освоение и познание Севастополя происходило у Крапивина не как у обыкновенного туриста, приехавшего осмотреть достопримечательности и вдоволь накупаться в море. Нет. Перво-наперво он познакомился с севастопольскими мальчишками, ибо мир детей интересовал его куда больше, чем, например, обыденные взгляды и заботы его квартирной хозяйки. Её волновали лишь меркантильно-денежные отношения. А мальчишки шестидесятых годов... они ведь об этом не думали, а интересовались кораблями и морскими раковинами, в которых шумит прибой, заросшими травой пустырями и старыми военными гильзами, славной историей белого приморского города. краше которого и нет на свете.

Сразу же автора поразил школьный двор: "Мне почудилось, что я попал на праздник... Странно было видеть у школы ребятишек, одетых так легко и разноцветно". Ведь на Урале, откуда приехал писатель, и в центральной России школьники в 60-е годы прошлого века были "упакованы в серую униформу из сукна, толстого и жёсткого". Причём, в любую погоду. А здесь, казалось, радость детства не замутнена никакой школьной несвободой, и учиться ребятам так же легко и весело, как бегать к морю или бродить по зелёным улочкам, дышащим историей и тайнами.
Первым из ребят, с кем познакомился писатель в Севастополе, был пятиклассник Лёнька - славный паренёк, октябрятский вожатый с алой звёздочкой на рукаве. Он, можно сказать, по зову души, добровольно взял на себя обязанность заниматься с малышнёй, играть с октябрятами, устраивать для них интересную жизнь с походами и футболом, тайнами и приключениями. Такой мальчишка просто не может быть плохим человеком. Он готов всегда прийти на помощь сам и бывает благодарен, если кто-то оказывает помощь ему. Он спокоен, весел и общителен.
Именно Лёнька первым рассказал писателю, как хорош его белый город - Севастополь, какой музыкой звучат в ушах названия: Херсонес, Графская пристань, площадь Нахимова. И Владислав, как мальчишка, пускается в путешествие по указанному Лёнькой маршруту, чтобы пройти пешком по незнакомым улочкам, утопающим в зелени лестницам, мимо кораблей в бухте - в славный Херсонес, дышащий тайнами далёких веков. И потом, ничем не отличаясь от друзей-мальчишек, он наберёт полные карманы сокровищ. "Там были пёстрые и чёрные камни, осколки мраморных колонн, черепки греческих амфор, ржавые гильзы, большая крабья клешня... и плоские перламутровые раковины мидий". Для любого взрослого обывателя все эти сокровища не имеют никакого смысла и ценности, а вот для человека, собирающегося писать книги для детей - всё это бесценный материал, оживляющий воображение и заставляющий быстрее биться сердце. Лёнька всё это понимает и не усмехается, глядя на находки своего нового знакомого. Просто они друг друга понимают, находятся на одной эмоциональной волне - взрослый и мальчишка.

Лёнька показывает своему взрослому другу нарисованный на бумаге "флаг отхода" - синий флажок с белым прямоугольником в центре - что по Международному своду сигналов означает поход. Оказывается, его поднимают на кораблях, которые готовятся уходить в море. Увидев такой флажок, Лёнькины октябрята понимают: пора собираться в дорогу, скоро и у них будет поход!
Тема дороги в творчестве Владислава Крапивина - одна из основных. Дорога всегда желанна, она манит и захватывает, но требует от героев крапивинских книг смелости, выносливости, умения работать в связке, не ныть и не хныкать в трудную минуту и, конечно, товарищеской поддержки. Поход учит ребят многое делать своими руками. Вот и Лёньку не назовёшь белоручкой. Во время второй встречи с писателем он чинит велосипед - вполне уверенно и со знанием дела. Удивляют и знания мальчишки обо всём, что касается кораблей, сигнальных флагов и обычаев родного города - Севастополя. Недаром автор пишет: "Лёнька был бескорыстен и чист в стремлении разделить со мной свои радости. Он сделал ещё ярче неповторимую радость встречи с Севастополем".

А ведь этот юный персонаж - Лёнька - наверняка, был "списан" с настоящего мальчишки, который повстречался Владиславу Петровичу во время его первой поездки в Севастополь. Нужно было только зафиксировать на бумаге этот ребячий характер, эту встречу, которая, возможно, повлияла на дальнейшее развитие темы о любимом приморском городе - уже в более крупных произведениях. Ведь недаром в конце рассказа автор говорит такие важные слова: "Первую встречу с этим городом не сравнить ни с чем. В ней была радость открытия. Эту радость можно испытать снова лишь в том случае, если подаришь её другому. Посмотришь в изумлённые глаза человека, впервые увидевшего море над белыми террасами улиц, и начинаешь чувствовать то же, что и он". И, наверное, начинаешь писать новые повести о Севастополе...

(Фотография автора. 2012 г. Севастопольский мальчик)


Рецензии
Было бы очень хорошо, если бы произведения Крапивина включили в школьную программу для внекласного чтения в средних классах (а может они там есть, да я не знаю). И будет очень жаль, если со временем Крапивин станет "забытым писателем".

Николай Орехов   03.05.2021 12:59     Заявить о нарушении
Некоторые учителя по своей инициативе предлагают детям для внеклассного чтения повести "Мальчик со шпагой" и "Журавлёнок и молнии". Но официально в программе их нет. А ведь там столько замечательных мыслей, столько поводов для воспитания ребят смелыми, справедливыми, добрыми, деятельными, замечательными товарищами. Но нынче это, видимо, не модно. Увы...

Шестакова Елена Аркадьевна   10.05.2021 00:05   Заявить о нарушении