Жизнь взаймы

     Весна была самая настоящая. И это было так прекрасно, так чудесно, что не передать словами. А ещё она была долгожданной. Особенно после нудной, снежной, словно застрявшей навечно в их городе зимы. Ему казалось, что вереница студёных и промозглых вечеров, сменяющих слякотно-унылые дни, не закончится уже никогда. И зима устроит здесь себе лежбище на долгие годы. И каждый день будет одинаково холодным и белым. Зима станет полновластной хозяйкой. Она будет сыпать колючей снежной крошкой в лицо, устраивать каток в самых неподходящих местах, завывать длинными ночами, носясь с бешеным, ледяным ветром по крышам и кружить порошей на стылых дорогах. И при этом, она станет безжалостно и неумолимо вытравливать, уничтожать всё, что окажется живым и трепетным, заковывая в ледяной плен мысли и чувства, замораживая сердца и души.
     Но сейчас совсем другое дело! Он посмотрел вверх на рыжее, щедро льющее на землю золотой свет солнце и зажмурился от удовольствия. Точь- в-точь, как мартовский кот на пригретом первыми солнечными лучами деревянном крылечке… Он вдыхал полной грудью свежий, тёплый воздух, чувствовал, как ласковый ветерок касается лица, играет с его волосами и улыбался помимо своей воли. Теперь он верил, что 15 мая всё-таки наступит. А ведь ещё совсем недавно, глядя на грязные, оплывающие сугробы возле тротуаров и наблюдая, как к вечеру температура воздуха неизменно стремится к отметке, расположенной ниже нуля, у него по этому поводу были большие сомнения.
     Но всё же, всё же… Во второй половине апреля зима нехотя, со скрипом и упорным желанием остаться, всё же стала сдавать свои  позиции. И сейчас, где ещё недавно лежал неопрятный, отчаянно надоевший, как гречка с кефиром, сидящей на диете дамочке снег, пробивалась молоденькая, нежная травка. А на деревьях, всё ещё отлично помнящих мёрзлые прикосновения изрядно загостившейся в их краях злюки зимы, пробивались почки.
     Вообще всё было замечательно. И этот день. И этот город. И он сам. И его любимая… И приближающийся день 15 мая. И то, что они нашли возможность провести этот вечер вместе. А это было не так-то просто. Из-за всех этих забот и бесконечных дел, связанных с приближающимся торжеством. Из-за этой предсвадебной горячки, было настоящим чудом встретиться этим чудесным, субботним вечером. И не для того, чтобы провести репетицию танца жениха и невесты, и не для очередного обсуждения списка приглашённых и деталей фотосессии. А просто, чтобы побыть вдвоём, коснуться руки, заглянуть в глаза друг другу и убедиться, что всё идёт так, как и должно быть. И движется в верном направлении. Это я, а это она… А то, что между нами называется любовь.
     Теперь он не жалел, что приехал раньше. Продолжая улыбаться своим мыслям, он глянул на часы и сел на скамью. Им всегда нравился этот сквер. Уютный, зелёный и малолюдный. Именно здесь состоялось их первое свидание. У этого места действительно какая-то особая аура. А может быть, всё дело в том, что он просто счастлив. Вот и весь секрет. В этом случае человеку будет хорошо почти везде… Он просто влюблённый болван, подумал молодой человек, откидываясь на спинку деревянной, удивительно удобной скамьи. И ещё шире улыбнулся. Именно поэтому в его голове, столько чувствительной, банальной шелухи. 
     До её прихода было ещё около получаса. Он подумал, что они успеют немного погулять, прежде чем пойдут в ресторан, где он заказал столик. Они прекрасно проведут время, он в этом не сомневался. Он вспомнил её сияющие глаза, мягкую улыбку, тонкий профиль, изящную фигурку, весь её, прелестный, наполненный музыкой и светом, удивительно женственный облик и блаженно прикрыл глаза.
    Наверное, именно поэтому он не сразу заметил, как на другой конец  скамьи опустился пожилой человек. Это был высокий, худощавый мужчина с вытянутым, невероятно бледным лицом и внимательным взглядом, глубоко запавших, тёмных глаз. Несмотря на тёплый вечер, одет он был очень тепло. На нём было длиннополое, чёрное пальто, застёгнутое на все пуговицы, шерстяные брюки, отливающие угольным блеском ботинки на толстой подошве и тёмной расцветки, глубоко надвинутое на глаза, замшевое кепи, отороченное мехом. 
      Встретившись с ним взглядом, молодой человек нахмурился и тут же поспешно отвернулся. Что-то было в нём неуловимо отталкивающее, тревожное и даже внушающее опасение. Он подумывал о том, чтобы просто встать и уйти, но было от чего-то неудобно. К тому же скоро должна прийти она, подумалось ему.
     Взгляд у незнакомца был притягивающий и невыразимо печальный. В его присутствии было трудно сосредоточиться на чём-то своём или делать вид, что ничего ровным счётом не произошло. Пока он думал, с чем это связано, мужчина заговорил:
- Добрый вечер… - проговорил он глубоким, приглушённым голосом, - Вы простите, что нарушил ваше уединение… То состояние в котором вы находитесь, привлекло моё внимание, - он протяжно, с невыразимой тоской вздохнул и посмотрел себе под ноги. Мне оно знакомо… Вы счастливы, верно? И возможно, влюблены… Когда-то я тоже с нетерпением ждал прихода весны, любил, страдал… Жил, одним словом, а сейчас… Он безнадёжно махнул худой рукой, с длинными, согнутыми пальцами и посмотрел на молодого человека так, что у того противно и жалобно заныло сердце.
- Наверное, резкий, потрясающий контраст вашего и моего настроения и мироощущения в целом, натолкнул меня на мысль обратиться к вам, - он закашлялся, достал платок и приложил к губам, - а может, вы мне просто напомнили меня самого, только много лет назад…
- О, не беспокойтесь, - продолжил он, - мне ничего не нужно от вас… Тот, к кому он обращался был потрясён той болью и отчаянием, которые заметил в глазах мужчины. С ним случилось какое-то несчастье… Молодой человек не помнил, он подумал или же спросил об этом вслух.
- Однажды я испытывал нечто подобное, - продолжил незнакомец, - я был молод… У меня было любимое дело, были настоящие друзья… А ещё, я любил женщину, и она любила меня. Мы собирались пожениться… Но случилось так, что на моём пути встретилась другая: амбициозная и дерзкая. Женившись на ней, я мог уехать в другую страну и получить возможность заниматься тем, что мне дорого совсем на другом уровне… И я пошёл на это. Я оставил своих родителей, своих единомышленников и друзей, я предал свою любимую… Хотя тогда я называл это по-другому. В моём понимании, это звучало, как сделать правильный выбор. Мужчина усмехнулся и покачал головой:
- Я не знал тогда, что оставляю ещё одно живое существо, имеющее ко мне самое прямое отношение. Мой сын родился через полгода после моего отъезда. Та, которую я любил, не сказала мне об этом ни слова. Она была гордой, и не хотела, чтобы этот факт повлиял на моё решение.
     В чужой стране я не смог заниматься делом, о котором мечтал всю жизнь. Нужно было устраиваться, учить язык, зарабатывать деньги… Я всё думал, что уже совсем скоро, ещё немного, мы встанем на ноги и тогда… Но этого не случилось. Никогда. Сначала я не мог, потом стал сомневаться, а потом уже не хотел… Жену свою я так никогда и не полюбил. Мы были совершенно чужие друг другу. У неё была своя жизнь, в которой мне не было места. Она считала меня неудачником, а я её прожжённой стервой. Сейчас я считаю, нам повезло, что у нас не было детей. В таком браке нельзя вырастить счастливого ребёнка… И вот, спустя двадцать лет, я вернулся.   Мои родители умерли, мой сын называет отцом и совершенно справедливо, другого человека. Та, кого я любил всю жизнь, ничего кроме жалости ко мне не испытывает. Мои друзья считают меня подлецом и предателем. У меня не осталось никого, кто подумал бы обо мне с теплотой. В довершение всего у меня обнаружилась смертельная болезнь, название которой лучше не произносить вслух. Но я даже рад… Потому что очень устал и потому что уже ничего не хочу… Знаете, человеку, который перестал замечать смену времён года, пора в обратный путь. Туда, откуда он пришёл. Это моё личное мнение. Он невесело улыбнулся:
- А сегодня в вас я немного увидел себя… Того себя, прежнего. Настоящего… С открытой душой, чистым сердцем и с любовью живущей в нём… С искренними и тёплыми чувствами…
     И ещё я понял, из чего сделана моя болезнь… Она сделана из тех писем, которые я так и не написал. Из той дружбы, которую предал. Из той любви, которую не заметил. Она сделана из моей непрожитой жизни… Жизни, взятой взаймы. Вот что на самом деле страшно, молодой человек… Когда понимаешь, что прожил не свою, а чужую жизнь... Поэтому я даже обрадовался, когда узнал о диагнозе. И именно поэтому отказался от лечения и операции… Я думаю, пора заканчивать это неудавшееся путешествие…
     В ресторане он был тих и подавлен.
- Что с тобой? - спросила она, ласково накрыв его руку ладонью, - Ты сегодня сам не свой…
- Даже не знаю, - ответил парень, и надолго замолчал, - тот человек в нашем сквере, - наконец проговорил он, - никак не идёт у меня из головы… Он выглядел таким несчастным... Наверное, с ним что-то случилось…


Рецензии