В школе

         Я учился десять лет в двухэтажной школе  на окраине города. До пятого класса получал грамоты за успеваемость, а потом потерял интерес к учёбе и оценки стали хуже.  На домашнее задание было жаль тратить время, в зимние месяцы гонял шайбу с ребятами на расчищенной нами от снега площадке, а с наступлением весны играл в разные игры на улице, чаще всего в футбол на пустыре и порой так увлекался, что прогуливал уроки.
       Многое из школьных лет забылось, стёрлось в памяти, вспоминаются лишь отдельные моменты и то, что тогда казалось смешным.
       Помню как во втором классе почему – то дрался на переменах с лопоухим одноклассником Серёжкой . На следующий год мы подружились, он приглашал меня в свою квартиру, мы играли в шахматы и его сестра старшеклассница приносила нам кусочки вкусного, самодельного торта и чашечки с кофе.
       Лучшей ученицей в классе была Галя Рубинштейн, черноволосая девочка с серьёзным выражением лица. Казалось, что она знает ответы на все вопросы учителей и её вызывали когда никто из учеников не мог ответить. Запомнилась и другая девочка с короткой стрижкой, её звали Тамара. Она училась плохо, была какая – то заторможенная и над ней посмеивались ребята. На уроке географии её вызвала учительница к доске, на которой висела большая карта мира и Тамара минуты три искала на ней Бразилию, пока не прочитала название на стране. Учительница задала ей вопрос : « Назови столицу Индии?» Девочка не знала, ей что – то подсказывали, но то ли неправильно, то ли не расслышав, она сказала : « Мандели». В классе засмеялись, девочка покраснела, учительница поставила ей двойку и отправила за парту.
        В седьмом классе я сидел за одной партой с Вовкой Толмачёвым. Его вдруг разобрал смех, он негромко смеялся и не мог остановиться. Вовка сказал мне : « Оглянись, посмотри на Толика. Он похож на мышонка». Я повернулся и тоже рассмеялся, - худой, остроносый мальчик, сжавшись в комок и пригнувшись к парте, сидел и быстро грыз семечки, - он и впрямь походил на мышонка.  Не знаю, что на нас с  Вовкой нашло, мы старались сдерживать себя, но прыскали от смеха.  Учительница, обратившись к нам, спросила : « Вы наверно  сделали задание, раз так смеётесь?» -  « Нет» - ответили мы. Она влепила мне с Вовкой по двойке и выставила из класса в коридор, где мы, сдуру, продолжали смеяться.
        На уроке литературы учительница вызвала к доске низкорослого и хлипкого Димку.  Он наизусть читал заданное накануне стихотворение Маяковского « О советском паспорте». Уже после первых слов : « Я волком бы выгрыз бюрократизм», ребята стали посмеиваться, было смешно слышать такое от этого щуплого мальчика.  Я , как и другие мальчишки, не любил учить стихи, но всё же приходилось их зубрить. Помню как проходили творчество Льва Толстого, нам задавали читать помногу страниц романа « Война и Мир», мы мало, что понимали в нём, он казался скучным и прочитанное забывалось через несколько дней.
         Девочки в нашем классе в основном учились лучше мальчиков. Впереди меня сидела отличница Люда . Когда была трудная контрольная, эта девочка меня не раз выручала. Сделав задание, она, по моей просьбе,  отклонялась немного в сторону и я,  глядя в её тетрадь, быстро списывал. На другом ряду парт сидела русоволосая, с приятным лицом , Таня.  Порой она поворачивала голову и на несколько мгновений задерживала на мне взгляд ... Возможно, я нравился ей, она мне тоже, но не так чтобы очень. Таня была скромной, я неловок в обращении с девочками и дальше переглядок дело у нас не пошло. К девочкам из нашего класса, у нас ребят, было чувство схожее с родственным, мы долго учились вместе, сроднились с ними можно сказать и относились скорее как к сёстрам, а девочек из других классов уже тискали и прижимали.
        Мне было шестнадцать лет, когда после занятий в школе, я шёл весенним днём с ребятами и девчонками по улице.  Одноклассник Борька вдруг процитировал стих, который мы не проходили в школе, сказав, что его написал Есенин :

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

        Я равнодушно относился к стихам, но этот  меня заинтересовал. Вскоре взял в библиотеке томик Есенина, его стихи мне понравились и я перечитал всего поэта. Узнал, что он любил поэзию Пушкина, стал читать  стихи и поэмы  классика, а со временем потянулся к его прозе и другим писателям, в том числе к Льву Толстому.  Так, постепенно, полюбил литературу, которая в школе меня не интересовала.


Рецензии
Люблю читать воспоминания о чьём-то детстве - юности.
Будто переносишься в ТО время.
И незримо присутствуешь рядом с героями.
Хотя, я и знать не знаю всех этих ребят, но, ощущение такое, что это ребята из нашей школы. Просто из разных классов.

С уважением,

С удовольствием жму - понравилось!

Галина Леонова   20.02.2024 18:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв Галина!

Юрий Курский   20.02.2024 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написана 81 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.