Моя родословная. Марина. Жизнь после школы

     Марина Макарова, моя двоюродная сестра - самый активный и отзывчатый мой соавтор! Я с удовольствием читаю её воспоминания о себе, своей семье и о том времени, которое так крепко связано со значимыми событиями в нашей стране. Кто из нашего поколения не знает про строительство БАМа? Для Марины БАМ - это было здесь и сейчас! Я добавляю ещё одну страничку, уверена, что далеко не последнюю, в книгу воспоминаний о моей большой семье:
                                                                                           «В своем повествовании я не хочу сравнивать "Два мира, два образа жизни" и делать какие-то выводы. Просто я жила в СССР, а теперь у нас другая страна.  Факты из моей жизни, о которых я хочу рассказать, случились только со мной. Так сложились звезды.  

     С началом строительства БАМа жизнь в нашем городе изменилась. Город Шимановск попал в проект комсомольско - молодежной стройки Байкало-Амурской магистрали. Приехали молодые строители. Они возводили несколько заводов для обслуживания самой стройки и жилые дома.

     На окраине города появился поселок строителей барачного типа. Открылись новые магазины. Снабжение в них было совсем другое. Весь город ездил к ним отовариваться.

     Работать на построенных заводах приехали специалисты со всей страны. Приехали семьями, а школы в микрорайоне строителей не было. Всех приехавших детей записали по имеющимся школам.

    Численность школьников в нашем классе увеличилась на 4 человека. Две девочки Марина и Галя и два мальчика Вадим и Наум. Наум приехал к нам аж из Одессы.  

     В старших классах мы как-то все сдружились. Отмечали праздники вместе у кого нибудь дома, где родители разрешили нам потусить. Потом были выпускные экзамены, выпускной вечер в школе, встреча рассвета и на второй день тусовка у Лапиных. И все - Свобода.

     Я даже не знала, что буду делать, куда дальше двигаться. Аттестат об окончании школы был без троек. Сестра Лена мне рассказывала про студенческую жизнь, как это здорово, и что я должна попробовать поступить в ВУЗ. Конечно, я с ней соглашалась, но в какой институт поступать у меня предпочтений не было.  

    За  компанию с подругой и одноклассницей мои документы были отправлены в приемную комиссию во Владивосток, в Университет на юридическое отделение. И вскоре нам пришло приглашение для сдачи вступительных экзаменов. Наступило время сдачи - август.

     Мы с подружкой- одноклассницей  Ириной приехали во  Владивосток, поселились в общежитии на улице Державина. Конкурс на юридическое отделение был большой. Народ - абитуриенты, уже были подготовлены к конкурсу, приехали с направлениями. Неделю до экзамена мы ходили на консультации и готовились.

     Первый экзамен был по истории, который мы с успехом не сдали. С  городом  как следует  познакомиться мы не успели. Ездили из общаги в университет на фуникулере и обратно. Запомнилась жара и влажность. Постель была сырая, белье не сохло. Такого влажного лета в нашем Шимановске не было,  днем у нас  было солнечно, а вечером и ночью прохладно. Один раз окунулись в море. Дома меня встретили спокойно: ну не поступила, с кем не бывает. И таких, не поступивших нас,  оказалось четыре девочки.

    Стали устаиваться на работу. Ира пошла работать в ателье, Люда в вагонное депо, Наташа в кинопрокат. Я же не знала, куда мне податься. И потом, стройка века в родном городе, зачем же куда-то ехать?! Такое пропустить было нельзя.

     Решила пойти в учебный пункт нового предприятия - Шимановский комбинат стройиндустрии БАМ, и освоить такую нужную специальность в строительстве, как арматурщик. Обучение  длилось три месяца, платили стипендию.

     По окончаниии обучения сдала на  3 разряд и получила квалификацию. Комбинат представлял собой объединение нескольких строительных производств: это арматурный цех, бетонно-смесительный узел, керамзитовое производство и производство железо-бетонных изделий.

     Распределили меня после учебы в бригаду по строительству мостов. Это моя первая запись в трудовой книжке.  Бригада была какая-то передовая, состояла из мужчин-сварщиков и женщин-арматурщиков.

     Цех арматурный был огромный, на три пролета, в каждом пролете - кран мостовой. Сварщики варили контур изделия, а потом арматурщики ужесточали этот контур металическими прутами. Привязывали к контуру металические пруды проволокой, такими специальными крючками в соответствии с чертежами. Потом это изделие перемещали в другой цех, где его заливали бетоном. В цехе было не жарко, вокруг металл, а зимой, вообще, холодина. Поцарапаешь проволокой руку, кровь долго не останавливается.

     Униформа была у всех - теплые штаны и телогрейки. Сварщики были все семейные, помогали нам в освоении професии, взяли под свою опеку. План, наверное, мы выполняли и даже перевыполняли, потому что заработок был неплохой.

     Однажды моя зарплата была где-то 300 рублей. По тем временам это были очень хорошие деньги. Но наступило лето, и снова встал вопрос моего дальнейшего обучения.  

     Я уволилась с работы и  с подружкой-одноклассницей Наташей поехала поступать в Хабаровский техникум связи на телеграфиста. У Наташи под Хабаровском на 49 км.  в военном городке жила сестра с семьей.

     Приехали в Хабаровск, поселились в общежитие, но там мы не жили, а жили у родственников. Приезжали на консультации и перед  экзаменами ночевали. Учились курить сигареты Космос. Но фокус с поступлением в техникум не удался. Меня выгнали с сочинения со шпорой, Наташа не прошла по конкурсу. И я вернулась домой в очередной раз ни с чем.

     Дома меня встретили спокойно: ну, снова не поступила, с кем не бывает?! В этот раз работать я пошла на завод кузнечно-прессового оборудования, где когда-то работала моя сестра Лена.

     Папа договорился, и меня взяли в отдел главного конструктора копировщицей. Коллектив в отделе был молодежный. Приехали молодые специалисты по распределению, часть из них жила в заводском общежитии. У завода был свой клуб, там отмечались все празлники с конкурсами, выступлениями самодеятельности, танцами. Всё было очень для меня необычно и интересно. И на работу я ходила, «как человек», в туфлях и нарядах.

     Копировщик - это человек, который делает копию чертежа тушью на кальке. А потом с кальки на копировальной машине получается копия чертежа на бумаге.

     ИТР (инженерно-технические работники) помимо основной работы участвовали в заводской художественной самодеятельности. Я пела в хоре. А ещё у нас была санитарная дружина. Наш хор участвовал в городском смотре художественной самодеятельности, а дружина выезжала в Благовещенск на областные соревнования.  

     В это же время нашим мальчикам-одноклассникам наступила пора идти в армию. Проводы в армию проходили весело, с застольями, с песнями, плясками, с приглашением друзей, подружек. В то время по ресторанам мы почему-то не ходили, а вот проводы в армию было местом встречи одноклассников.

     Участие города Шимановска во всесоюзной комсомольской стройке позволило открыть в нашем городе заочно-вечерний филиал Хабароского политехничесекого института. Вопрос моего обучения и приобретение специальности с повестки дня никто не снимал. И вот в филиале ХПИ объявили набор на вечерние подготовительные курсы, так называемый рабфак.

     Принимались демобилизовавшиеся из армии молодые люди и все, имеющие стаж работы не менее одного года. Я вместе с моими одноклассницами Ириной и Наташей отправилась подавать заявления на рабфак. Посовещавшись, мы решили поступать на автомобильный факультет.

     Почему-то в тот момент нам казалось, что это востребованная специальность, что  автомобилестроение обычно располагается в крупных городах, и что после окончания ВУЗа доить коров не придется.

     В приемной комиссии были удивлены нашему выбору и информировали, что на этот факультет девушки обычно не поступают. На наш вопрос, «а куда поступают девушки?», посоветовали инженерно-экономический факультет. Что и было нами сделано.

     Итак,  шел второй год после окончания школы. Я работаю копировщицей и вечерами учусь на вечерних подготовительных курсах Хабароского политехнического института. Преподавателями были наши школьные учителя, только на выпускные экзамены приезжали представители ВУЗа из Хабаровска. Оценки за выпускные экзамены на рабфаке принимались, как оценки за вступительные экзамены в институт. И человек, окончивший рабфак,  автоматически, без конкурса и без работы в колхозе принимался на первый курс.

     И таких, окончивших наш рабфак, приехало в октябре учиться на первом курсе института дневного отделения восемь человек. Представитель приемной комиссии, посоветовавшая нам инженерно-экономический факультет, не сказала, что это самый популярный факультет, и что конкурс при поступлении на эту специальность был бешенный. Соответственно обучаться нам пришлось с девочками, оконшившими школу с медалями. Но это уже другая история.    

     С одноклассниками я общаюсь и сейчас, в основном онлайн, в социальных сетях.  Два раза ездила в Шимановск к ним на встречу.

     Я и Ирина закончили институт. Виделись с ней после института два раза. Наташа после первого курса ушла в академический отпуск, а доучивадась уже в техникуме.

     Её муж, тоже наш выпускник рабфака, закончил институт на дневном отделении. Наташа рано ушла из жизни, в 48 лет после болезни. Пополнившие наш класс - девочка Марина уехала в Читу, больше я с ней не виделась. Девочка Галя живет на Украине в Днепропетровске, общались с ней одно время в "Одноклассниках".

    Но была у меня одна встреча с одноклассником Наумом (для одноклассников Нома). Хочу о ней написать подробно. Когда Ному призвали в армию его родители уехали из Шимановска в Рязань и, естественно,  Нома после демобилизации уехал к родителям. Там и затерялся его след. Уже после окончания института я работала и жила в Хабаровске. Жила в общежитии с девочкой Таней, которая приехала в Хабаровск после института из Владивостока. И вот, однажды, Таня после работы приводит к нам в гости матросика. Дело было в конце октября - начале ноября, на улице холод, а матросик в бескозырке.

     В Хабаровске моря нет, а матросов и тем более. Оказалось, что Танюха встретила его в автобусе и заговорила: «откуда и зачем».

     Парень демобилизовался и ехал домой в Рязань из Владивостока, в Хабаровске у него почему-то была пересадка. Тане его стало жалко, так он оказался у нас в гостях.

     Матросика мы накормили, дали денег в дорогу. И я попросила его через горсправку в Рязани найти моего одноклассника Наума. Где-то к 8 марта нам пришла открытка с поздравлениями из Рязани и справка с адресом моего одноклассника.

     Естественно я написала ему письмо и он мне ответил, потом  пару раз обменялись поздравительными открытками. И он опять пропал.
Позднее наш одноклассник Игорь сказал, что Нома уехал жить в Израиль.

     Когда появилась социальная сеть «Одноклассники», мы там все друг друга нашли, и Ному в том числе. Он и правда уже жил в Израиле. И как-то однажды в переписке пригласил в гости, как только отменят визы.

     И вот через полгода в 2010 году визы отменили. Я спросила в переписке, в силе ли его приглашение. На что получила утвердительный ответ.  Возникла мысль отметить свой полувековой юбилей в гостях у Наума.

     Составить мне компанию согласились две моих подружки. Так произошла наша встреча с Намой на земле обетованной через 33 года после окончания школы.

     Все было подготовлено к нашему приезду. Заранее были обговорены и приобретены билеты на экскурсии по стране. Даже состоялся выезд на Красное море дикарями небольшой компанией человек восемнадцать на пять дней. За прекрасный отдых Науму и его жене Адочке большое спасибо.

     На этом завершаю свое повествование о жизнь после школы. Впереди меня ждали все прелести студенческой жизни.

     PS. С 1985 года я не живу в Шимановске. Нет и в помине Шимановского комбината стройиндустрии БАМ, как и завода кузнечно-прессового оборудования. Одни руины остались.

     Сейчас окна моей квартиры выходят на бывший техникум связи, теперь Институт инфокоммуникаций. Иногда я глажу на соседнее здание и думаю: «А как бы сложилась моя жизнь стань я телеграфисткой?»

    

      (Продолжение следует)


Рецензии