C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Человеческая честность

Честность
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Честность — одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется.
Честность является одним из важнейших требований нравственности. Честность связана с совестью, основана на соблюдении общественных норм и является основой доверия людей друг другу. Требование честности вытекает из необходимости взаимной координации действий при совместной деятельности и из потребностей совместной жизни людей.
На практике понятие честности чаще всего рассматривается относительно заключения договоров, отношений обмена и собственности. Утилитарный подход к этике рассматривает честность как практически полезное качество; так, Бенджамин Франклин говорил, что «честность полезна, ибо она приносит кредит»; Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» отмечает, что при таком подходе там, где видимость честности достигает нужного эффекта, она вполне может заменить подлинную честность.
Люди, как правило, склонны считать, что мера честности для одного человека в разных ситуациях будет схожа (в соответствии с максимой «честный человек честен всегда»); экспериментальная психология показывает, что такая связь между честностью в разных ситуациях систематически переоценивается и фактически является предубеждением.
Понятие «внутренняя честность» имеет два разных прочтения — честность самоотчета перед самим собой или же честность поступка, проявляемая в условиях, когда разоблачение обмана невозможно и наказания за бесчестность нет. Внутренняя честность во втором смысле связана с уровнем соблюдения законов и правил в обществе
Связь с другими качествами

Противоположностью честности являются обман, ложь, вероломство, лицемерие, воровство. Качества, которые сопоставляются с честностью — правдивость, порядочность, справедливость. Философ Андре Конт-Спонвиль определяет честность как «справедливость от первого лица».
Честность может рассматриваться и как слабоотделимое от правдивости качество, и как существенно отличающееся понятие. Так, правдивость может пониматься как имеющая отношение исключительно к достоверности информации («стремление говорить то, что есть на самом деле»), а честность — как общая оценка поведения («следование моральным принципам, своему пониманию правил честного поведения»); введение в заблуждение при отсутствии корыстных мотивов, умысла может считаться не противоречащим честности. Опросы показывают, что в современном российском обществе честность ценится выше, чем правдивость.
Абсолютная честность без учета ситуации может быть расценена как бестактность. Отступление от честности может быть расценено как моральное поведение, не противоречащее честности человека, в некоторых случаях, когда предполагается, что честность может травмировать собеседника.
В религии

В христианстве
В христианстве честность трактуется как правдивость, открытость, уклонение от лжи в практических делах и в словах; мотив христианской честности связан с поклонением Богу как абсолютно истинному, верному, «хранящему завет» и требующему, чтобы истина обитала в сердце человека. Бесчестность способна нарушать единство всех христиан. В Евангелиях Христос неустанно обличает лицемерие, и требует совершенной честности, цельности, упраздняя клятвы и требуя: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» (Мф. 5:33-37).[13]
В теории игр и экономике

В теории игр, экономике и экспериментальной экономике честность является важным элементом построения моделей взаимодействия и непосредственным предметом исследования. Наличие честности часто рассматривается не как бинарный признак (присутствует/отсутствует), а как количественный признак. Проявляемое участником взаимодействия количество честности может зависеть от ситуации при принятии решения, от существующего окружения, от предшествующих действий и репутации участников взаимодействия. Теория рационального экономического поведения (homo economicus), предполагает, что человек стремится получить максимальную выгоду, и предпочтет солгать, когда выигрыши от лжи превышают плату за вранье в случае, если оно откроется. Однако в множестве экспериментов было показано, что поведение людей не укладывается в эту схему. Среди возможных объяснений такого расхождения — игнорирование ущерба репутации в модели издержек от лжи, желание людей соответствовать социальной норме. Философ Джон Ролз критически отзывался о возможности привлечь теорию игр для анализа честности, как моральной категории.
В эволюционной биологии и этологии

В этологии существует понятие «честного сигнала», то есть характерного для всей группы сигнала, в той ситуации, когда сигнал соответствует реальности. Поскольку животное, которое подает в момент опасности «честный» (и тем самым хорошо различимый) сигнал, увеличивает свой риск, спасая остальных, такой «честный сигнал», относится к альтруистическому поведению. Понятие «честного сигнала» в эволюционной биологии расширяется с собственно сигналов до специфических признаков-маркеров, которые могут свидетельствовать о физической силе, возрасте, статусе или социальном ранге животного, и в принципе могли бы быть «подделаны» (например — размер рогов у оленя или размер хвоста у павлина). Существуют различные объяснения тому, что такие сигналы животных как правило адекватно информируют партнёра или соперника, несмотря на связанные с «обманом» выгоды. Признаки, используемые как рекламные сигналы, могут иметь настолько большую «стоимость» для своего обладателя, что только действительно сильное и здоровое животное сможет демонстрировать такой признак (см. концепция гандикапа); так, показные акты альтруизма могут рассматриваться как «честный» рекламный сигнал, свидетельствующий о достатке ресурсов. Между признаком и состоянием животного может существовать прямая физиологическая связь. исключающая возможность «обмана». Для некоторых сигналов может существовать «социальный контроль» честности коммуникации, когда подающая «ложный» сигнал особь навлекает на себя агрессию других представителей вида. Существует множество теорий, показывающих, каким именно образом в конкретных условиях существования определенного вида честность или обман могут быть эволюционно стабильной стратегией (в результате выгодности обмана система коммуникации со временем может стать бессмысленной, а значит, нестабильной); вопрос «честной» коммуникации — один из ключевых в современной науке о поведении животных.
Российский зоолог и этолог Е. Н. Панов считает постановку вопроса о «честной коммуникации», «честных сигналах» у животных схоластической, и не соответствующей биологической реальности; он отмечает, что хотя при введение этих понятий подчеркивалось, что они не включают в себя оценку преднамеренности поведения, фактически в настоящее время большое число исследователей не разделяют представления о «честности» и «обмане» у животных от их бытового понимания; сам вопрос о возможности преднамеренного обмана у животных, включая даже высших обезьян, Панов считает открытым.
Интеллектуальная честность

В деятельности, относящейся к познанию, прежде всего в науке, выделяется такая категория, как интеллектуальная честность (англ. Intellectualhonesty). Интеллектуальная честность может быть определена как, прежде всего, желание не лгать самому себе, честность, относящуюся к собственным мыслям, внутренним действиям, убеждениям. Интеллектуальная честность включает в себя необходимость осознавать границы своей компетенции. Одним из первых философов, рассматривавших именно интеллектуальную честность, был Фридрих Ницше, для него «добросовестность ума» входила в этику когнитивной деятельности.
Национальные различия

Между 2013 и 2016 годами было проведено экспериментальное исследование честности. Исследователи сдавали охране торговых центров и администраторам гостиниц «потерянные» бумажники, как с небольшой суммой денег[a], так и пустые. В бумажниках находились визитки с координатами «хозяев». Всего в 355 городах в 40 странах было оставлено 17 тыс. бумажников. Было выявлено значительное расхождение в проценте возврата по странам. Процент возврата в каждой стране зависел также от наличия денег в бумажнике. Пустые бумажники возвращались реже. Крайние значения были получены в Дании (82 %) и Перу (13 %) — при наличии денег; для пустых: Швейцария (73 %) и Китай (7 %). Увеличение суммы денег вело к увеличению возврата во всех странах.
***
rror loading media: File could not be played
Материал Психологос
Честность
Error loading media: File could not be played
Фильм "Испанский-английский"
Честное признание своей неправоты - редкость. Error loading media: File could not be played
Фильм "Семнадцатьмгновенийвесны"
Свою нечестность каждый старается представить честностью.
Честные люди уважают честных людей
Честность – открытость и избегание обмана в отношениях с другими людьми и собой. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение: считается, что человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам. Антоним понятия - лживость. Честность не всегда удобна, но честные люди уважают честных людей.
Честность бывает внешней - честность перед другими людьми (иногда, хотя и не вполне точно ее называют искренностью), честность бывает внутренней - честность перед самим собой.
Самый главный источник честности - это честность перед самим собой: умение себе признаться в своих ошибках, умение себя не обманывать и не оправдывать, привычка оценивать свои поступки и действия той же меркой, что и поступки других людей.
Легко ли быть честным человеком? Нет: даже честное признание своей неправоты для многих равнозначно подвигу.
Всегда ли честны те, кто выбирает быть честным? Также увы, нет. В практических делах большинство людей допускают мелкий обман, считая абсолютную честность наивностью или даже глупостью. Как к этому относиться? Среди честных быть честным - достойно, среди нечестных людей быть только честным - действительно не очень разумно. Кроме того, негласный моральный кодекс ограничивает честность в тех случаях, когда информация может травмировать собеседника либо причинить вред его здоровью. В отличие от США, где больной имеет право на полноту информации о своем состоянии, большинство российских врачей считают этически правильным скрывать от пациентов тяжелые диагнозы. Аналогично, многие люди скрывают от близких своих неприятности, чтобы избавить их от лишнего беспокойства. Иногда хочется пожелать большей тактичности любителям искренности, которые считают нормальным бездумно выражать своё негативное отношения к собеседнику, даже если в этом не было ни настоящей нужды, ни запроса от самого человека. Не надо размахивать честностью направо и налево, как палицей: воспитанные люди следят в первую очередь за честностью перед собой, а в отношении окружающих помнят о тактичности.
Вовсе не обязательно, что честный человек был борцом за правду, тем более что у разных людей - своя правда. Честность можно и нужно преподносить в адекватной форме и в той мере, в которой люди ее смогут "переварить". Бить честностью того, кто к честному разговору не готов - тоже не вполне честно. Полная честность возможна только между людьми высокой психологической культуры и большой внутренней силы.
Автор: Р.Р. Кашапов, «Самоучитель для пап и мам».
***
Как воспитывать в детях честность

Давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут ребенку осознать, что такое честность.
Совет 1-й. Верьте ребенку
Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.
Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.
Например, если вы замечаете за своим ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: «Только попробуй, подерись сегодня!», «Пусть только на тебя сегодня пожалуются!» - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: «Веди себя поспокойней и посдержанней». Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.
Совет 2-й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу
Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.
Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду
Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: «Это ты разбил чашку?» - а лучше скажите: «Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.
Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.
Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов
Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. «Нет, это не я!» - «Нет, ты признайся!» - «Нет, не я» и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев - я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: «Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь».
Совет 5-й. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: «Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду»
Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.
Совет 6-й. Показывайте пример честности
Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.
Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.
Когда один из моих друзей был маленьким, с ним произошел случай. Шло время Великого поста. Как-то он пришел из школы домой очень уставший и лег отдохнуть. В это время дома была бабушка, которая думала, что он уснул. Сквозь дремоту мой друг услышал, что на кухне кто-то хрустит. Он вышел на этот звук и увидел такую картину: бабушка, присев на корточки напротив буфета, что-то жевала. Увидев маленького внука, она в ужасе закричала: «Ты никому не говори, ты никому не говори! Черт меня попутал, черт меня попутал!» Нарушать Великий пост было большим грехом. Этот друг рассказывал, что впоследствии, если с бабушкой нельзя было договориться, он начинал ее шантажировать: «Бабушка, я всем скажу...» - и она сдавалась и выполняла все его требования.

***
Материал WWW.mnogobook
Мишель Борба

ГЛАВА 21 Лживость и жульничество
Мой семилетний сын все время врет по мелочам, например говорит, что он вынес мусор или ушибся, бегая по дому. Я стараюсь беседовать с ним о последствиях вранья, о том, что обман может привести к большим неприятностям, чем "горькая" правда. Он, казалось бы, слушает меня, но потом все повторяется.
Что вы можете мне посоветовать?
— Энди, отец двоих детей, Де-Мойн, штат Айова
Скачал реферат из Internet и выдал его за свое школьное сочинение. Сказала, что сделала домашнее задание, но потеряла его. Обвиняет приятеля в том, что тот разбил окно.
Наша задача — объяснить детям, насколько важно говорить правду, чтобы люди верили им и восхищались их характером.
Факты подтверждают, что ложь и жульничество получают все большее распространение среди современной молодежи. С 1996 года количество учеников средних школ, признавшихся, что они жульничали на экзаменах, возросло с 34 до 68 %. Плагиат среди студентов колледжей "расцвел" настолько, что многие преподаватели вынуждены обращаться к специально созданным сайтам для проверки авторства представленных им студенческих работ. И это относится не только к старшим детям: учителя утверждают, что жульничество широко распространено даже в младших классах. Конечно, маленькие дети еще не обладают достаточным опытом и способностью понять, что нечестность и ложь — это плохо, но сказанное вовсе не означает, что мы должны этому попустительствовать. К счастью, родители действительно играют важную роль в воспитании честности и сознательности в своих детях. Давайте позаботимся о том, чтобы мы сыграли эту роль мудро и наши дети выросли порядочными людьми.
Воспользуйтесь следующими советами, которые помогут вам минимизировать проявления нечестности и недостаточной честности у своего ребенка и сделать его более правдивым.
1. Предполагайте честность и требуйте правдивости. Родители, воспитывающие честных детей, предполагают честность в своих детях и даже требуют ее от них. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: "Все члены нашей семьи всегда должны быть честными друг с другом".
2. Укрепляйте честность. Безусловно, мы должны повторять детям, насколько важно говорить правду. Мы также должны дать им понять, насколько мы ценим правдивость: "Я действительно ценю твою честность и рассчитываю, что ты скажешь правду".
3. Задавайте вопросы по этике поведения. Правильно поставленные вопросы могут стать важным средством развития сознательности и честности у ребенка. Вот несколько вопросов, которые можно задать ребенку, если он обманывает или жульничает.
"Это было правильно?"
"Как ты думаешь, что меня беспокоит?"
"Что будет, если все в нашей семье (в классе) станут все время обманывать (или жульничать)?"
"Если ты не будешь держать слово, как я смогу верить тебе?" "Что бы ты чувствовал, если бы я обманывала тебя?"
"Как ты думаешь, что я чувствую, когда вижу, что меня обманывают?"
4. Не реагируйте слишком остро на преувеличение и искажение правды. Это легче сказать, чем сделать, однако дети часто прибегают к обману, чтобы привлечь наше внимание. Если ваш ребенок поступил таким образом, постарайтесь сохранить спокойствие, чтобы заняться важным вопросом: почему ребенок обманул и как он думает исправить эту ложь.
5. Объясните ребенку разницу между истинным и придуманным[16]. Боритесь с "преувеличенной правдой" маленьких детей, объясняя им разницу между реальным положением вещей (настоящей правдой) и придуманным (хотелось бы, чтобы это было правдой, но это не так). Каждый раз, когда вам кажется, что ребенок сочиняет, спрашивайте: "Это правда или ты это придумал?" Эти слова не так пугают, как слово "вранье", и как правило, дети признают, что они немного присочинили.
6. Объясните, почему нечестность — плохо. Если ребенок обманывает или жульничает, подойдите к вопросу прямо, обращаясь к совести ребенка и объясняя, почему это нехорошо. Не стоит надеяться, что ребенок сам осознает последствия такого поведения; маленькие дети не вполне понимают, почему обманывать плохо. К аргументам в пользу честности относятся следующие: нечестность может привести к неприятностям; люди не будут верить ребенку; можно заработать плохую репутацию; такое поведение может войти в привычку; это обижает людей; жульничество несправедливо по отношению к другим ученикам, которые учатся честно.
7. Установите штрафные санкции за повторяющуюся нечестность.
Если нечестность и жульничество продолжаются, установите те или иные штрафные санкции. Верно выбранные санкции помогут ребенку задуматься о том, как изменить свое поведение. Вот несколько вариантов: написать или нарисовать письмо с извинениями пострадавшему от такого поведения; написать небольшое сочинение с изложением по меньшей мере пяти доводов о пагубности нечестности и жульничества (маленькие обманщики могут нарисовать два довода). Дети, жульничающие на экзаменах или занимающиеся плагиатом, должны переделать задания. Если нечестное поведение все же продолжается, проведите какое-то время вместе с ребенком (можно отправиться вместе куда-нибудь на выходные) и попытайтесь прийти к соглашению о дальнейших мерах борьбы с нечестностью. Затем объявите о штрафных санкциях за обман: лишение желанной привилегии или любимого занятия.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
В ходе исследования, проведенного на тему: "Кто есть кто среди учеников средних школ Америки", 80 % хорошо успевающих учеников признались, что они жульничали хотя бы один раз; половина из них не: считает, что жульничать — это плохо. В результате опроса, проводившегося недавно журналом U.S. News and World Report, установлено, что 84 % студентов колледжей считают, что для тот чтобы преуспеть в этом мире, необходимо жульничать. Каждый четвертый опрашиваемый заявил, что он приукрасил бы правду в заявлении о приеме на работу.
Подумайте, какой пример честности подается в вашей семье. Например, прибегаете ли вы к "невинной лжи"? Заказываете блюда из меню для детей младше 12 лет, если вашему ребенку 13? Возвращаете лишние деньги, если продавец ошибся, давая вам сдачу? Просите ребенка ответить, что вас нет дома, если звонит начальник? Покупаете билеты по цене для детей младше 12 лет, если ваш ребенок старше? Хвастаетесь, когда вам удается исказить информацию о доходах в налоговой декларации? Пишете записки, покрывающие несобранность ребенка, если он пропустил уроки потому, что проспал?
Каждый раз, искажая правду, вы тем самым позволяете ребенку поступать так же. Если вы замечаете, что подаваемый вами пример правдивости нуждается в коррекции, то что предпримете, чтобы стать лучшим образцом правдивости для своего ребенка? Составьте план.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Серьезно подумайте о поведении ребенка. Как правило, внезапное появление таких элементов поведения, как лживость, воровство, драчливость или подлость, вызывается стремлением привлечь к себе внимание взрослых, завистью, отчаянием, обидой или злостью по отношению к ним. Также может быть вызвано страхом перед наказанием или боязнью подвести родителей. Прямой вопрос ребенку о причинах подобного поведения обычно не срабатывает; дети, как правило, не знают истинных причин своих действий. Вот несколько вопросов, над которыми следует задуматься. Когда началось вранье? В чем ребенок обычно обманывает? Кому он лжет, всем или только некоторым? Почему? Что может побуждать ребенка к вранью? Запишите свои соображения.
2. Насколько важно для вас, чтобы ребенок был честным? Если вы цените это качество, как вы объясните ребенку его важность? Запишите шаги, которые вы предпримете, чтобы ребенок стал честным и заслуживающим доверия.
3. Просмотрите первые шесть советов и выберите по меньшей мере два. Запишите, как вы воспользуетесь этими советами.
4. Если ребенок продолжает обманывать, обратитесь к совету7.
 Поговорите с другими взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка. Замечают ли они в нем то же, что и вы? В чем, по их мнению, заключается причина такого поведения? Разработайте If вспомогательный план — какие штрафные санкции вы примените, если ребенок обманет в следующий раз? Запишите день и час, когда вы встретитесь с ребенком наедине, чтобы объяснить ему, какие его ждут последствия в случае обмана, и заручитесь согласием ребенка прекратить подобное поведение.
5. Если, несмотря на все ваши усилия, это продолжается, обратитесь за советом к профессионалу. Не ждите.
Как вы будете использовать семь советов и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом. Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.


Рецензии