Не разделяйте...

В один из осенних дней, к «Дающему мудрые советы», пришла гостья. Ее звали Баожей. Женщина принесла даосскому монаху, жившему отшельником, немного плодов из своего сада. Она выложила фрукты на стол. Там были  спелые яблоки, медовые груши,  сладкие персики, сочные мандарины и мясистые желтые сливы. Все фрукты были хороши как на подбор и выглядели так аппетитно, что у монаха потекли слюнки.

- Баожей, ты пришла во время! Я как раз ломал голову над тем, что будет у меня на обед. Неужели все это мне? – спросил даос.

- Тебе, тебе, монах! Знаю, вам отшельникам живется несладко. А любому человеку, даже монаху, так хочется иногда потешить свой желудок чем-нибудь вкусным!

- Ты права, Баожей! От одного вида этих плодов у меня заурчало в животе!

- Угощайся,– сказала гостья, пододвинув ближе к монаху одну из медовых груш.
Даос взял грушу и запустил в ее сочную мякоть свои зубы. Сок брызнул из плода и потек по седой бороде монаха.

- Вкусно? – спросила Баожей.

- У меня нет слов, чтобы передать насколько! – ответил монах, вытирая сок, текущий по бороде.

- Я к тебе по делу, – сказала женщина. – У меня серьезная проблема в семье!

- Расскажи мне о ней! – попросил «Дающий мудрые советы» отправляя в рот одну из желтых слив.

- Хорошо! – ответила гостья. – Мой муж и мои дети обвиняют меня в том, что я ценю их меньше чем чужих людей!

- Отчего так? – посмотрел даос на Баожей.

- Видишь ли, когда я иду к кому-нибудь в гости, я всегда старюсь прихватить с собой из дому что-нибудь вкусное. И чтобы обязательно это было самым лучшим, самым вкусным, самым спелым! Вот как эти фрукты, что перед тобой. А когда приходит время собирать на стол для семьи, то частенько на нем, еда бывает не лучшего качества. Фрукты могут быть недозрелыми или с гнильцой, а в сладостях порой не хватает меда. Мясо бывает жестковатым, а соус не таким вкусным, какой я могу приготовить для того, к кому иду в гости. Мой муж, а следом за ним и дети, начали выговаривать мне за это и упрекать меня. В последние дни в нашем доме царит нехорошая атмосфера.

«Дающий мудрые советы» прекратил жевать и отложил яблоко, которое уже взял в руку.

- Выходит, что сейчас, я объедаю твою семью? – посмотрел даос на Баожей.

- Нет, что ты! – замахала руками гостья. – У нас всего в достатке! Но самое лучшее я всегда отдаю знакомым и соседям.

- Знаешь что, приди ко мне завтра, Баожей, ближе к полудню, я должен подумать какой совет тебе дать! – сказал монах, улыбнувшись гостье.

После того как Баожей ушла даос смотрел на фрукты, которые так манили его, но он больше  не посмел к ним прикоснуться.
Прошло около часа, а даос сидел на том же месте обдумывая ответ, который ему предстоит дать ей завтра.

- «Дающий мудрые советы», ты у себя? – раздался женский голос снаружи.

- Кто там? Входите! – ответил даос, вздрогнув от неожиданности.

В пещеру вошла старая Аи, женщина,  живущая в  соседней с Баожей деревне. В руках у Аи была корзина с фруктами. Она поставила ее на стол и принялась выкладывать угощение для монаха. Это были помятые желтые сливы, яблоки с побитыми боками, груши, которые уже начали подгнивать и слегка почерневшие мандарины.

- Это тебе, монах! – сказала Аи, усаживаясь на камень служивший сиденьем.

- Кхе, кхе! – закашлял монах. – Благодарю тебя, Аи! Но как видишь, меня уже угостили. Да так, что я сам не рад этому угощению!

- Что так? – спросила новая гостья.

Монах рассказал пришедшей историю предыдущей гостьи.

- А, Баожей! Я ее знаю! – воскликнула Аи. – Ее история в точности до наоборот похожа на мою! Только меня мои родные упрекают в том, что при наличии  у нас спелых плодов и вкусных продуктов, идя в гости, я всегда несу что-нибудь из того, что похуже. За это в деревне меня  называют скрягой и жадиной.  Моему мужу и детям это не нравится. Зато у нас на столе всегда все только самое лучшее! Но вот как мне наладить отношения с семьей? Что мне нужно сделать?

- Аи, слушай, дело твое сложное! Я не могу тебе дать ответ сегодня. Ты приходи завтра, ближе к полудню. Я что-нибудь придумаю! – сказал даос.

На следующий день обе женщины одновременно пришли к «Дающему мудрые советы». Монах встретил их возле входа в пещеру и, отодвинув полог, пригласил обеих войти.

На столе лежали вчерашние фрукты. Только сегодня они лежали вперемешку. Монах, усадив женщин, сел напротив. Он налил в пиалы зеленый чай и предложив его гостьям, начал:

- Вчера, вы обе задали похожий вопрос, только как сказала Аи, с точностью до наоборот, а я не ответил вам. Но сегодня, мой ответ готов! Он лежит перед вами на столе! – после этих слов монах замолчал и, улыбаясь, смотрел на женщин.

- Что это за ответ? – возмутилась Баожей. – Ты просто смешал мои отборные фрукты с недоспелыми и переспелыми, которые, как я думаю, принесла тебе Аи!

- Все верно, Баожей! Я просто перемешал фрукты! – подтвердил даос.

- Невелика, мудрость! – ухмыльнулась Аи.

«Дающий мудрые советы» сделал небольшой глоток чая и обратился к Аи:

- Аи, скажи мне, если я, когда ты придешь в гости ко мне, угощу тебя заваренными гнилыми листьями, а Баожей самым отборным чаем, который только есть, не будет ли
тебе обидно?

- Скажешь тоже! Конечно, будет обидно! Чем я хуже?

- А у тебя, Баожей, не взыграет ли гордость от того, что Аи будет пить отвар из гнилых листьев, а ты, достойный императора, чай?

- А разве я достойна чего-то другого, чем чай, который можно предложить императору?

- Верно,  Баожей, ты достойна такого чая! И Аи тоже достойна. Также и твоя семья, Баожей, достойна того чтобы есть самые лучшие фрукты, а твои соседи, Аи, также достойны самых лучших подарков!

- Так как же нам быть?  Где набрать отборных фруктов на всех? – спросили обе гостьи одновременно.

«Дающий мудрые советы» поставив пиалу на стол, ответил:

- Не разделяйте людей на своих и чужих! На достойных лучшего и тех, кто может довольствоваться худшим. Относитесь ко всем в равной степени с уважением и уж если идете в гости, то берите с собой такие  подарки, которые будут как жизнь, содержать и солнечные дни и дождливые. Не несите людям худшее, оставляя дома лучшее. Не  оставляйте в семье худшее, отдавая людям лучшее. Так все будут в одинаковом положении. У людей не будет причин для особой радости, но не будет причин и для обиды на вас.

Выслушав  монаха, обе женщины сказали, что попробуют следовать его совету. Где-то через месяц Аи и Баожей снова пришли в гости к «Дающему мудрые советы». Обе принесли корзины с фруктами. Были среди них битые яблоки, груши с царапинами, мандарины с чуть почерневшей коркой и чуть подавленные  желтые сливы. Приняв такой подарок, каждый бы мог огорчиться.  Но были среди фруктов: спелые сочные яблоки, и медовые груши, и сладкие персики, и сочные мандарины, и мясистые желтые сливы, кожура которых была готова вот-вот лопнуть. Увидев такие чудесные фрукты, любой человек был бы им рад.
 
В тот день, Баожей и Аи пробыли у монаха около двух часов. Женщины поделились положительными изменениями в своей жизни, которые произошли после того как они стали пользоваться советом монаха. «Жить – не разделяя!». А вечером, после того как гостьи ушли, из тех плодов, что были не особо презентабельны, «Дающий мудрые советы»  сварил для себя вкуснейший компот.
 


Рецензии