Жизнь в квадрате

Документальный спектакль «КВАДРАТ».
Режиссер-постановщик: Дмитрий Крестьянкин.
Художник-постановщик: Анастасия Котова.
Художник по свету: Сержук Андреев.
Звукооператор: Игорь Хонин.
Продюсер: Анастасия Задорожная.
Действующие лица и исполнители:
Крест – Никита Виноградов.
Босс – Богдан Гудымненко.
Борода – Константин Плотников.
Скрипач – Леон Словицкий.
Лёсик – Александр Худяков.
ПЛОХОЙ ТЕАТР на сцене Театра Кузница, Стрит Арт Музей.
В спектакле «КВАДРАТ» Дмитрий Крестьянкин предлагает возможность сфокусировать наше внимание на теме человеческой жизни на изломе истории, в этой сложной  плоскости нашего познания он обращается к временному периоду человеческой жизни, который еще не полностью ушёл в архивные глубины и стал объектом изучения академической науки. В спектакле он сосредотачивает наш взгляд на эпохе, запечатлённой памяти каждого из нас в виде множества индивидуальных, разноликих проекций, напоминающих нам о реалиях нашей жизни в девяностых годах на пространстве постсоветской России.
В этом сценическом изучении картин драмы человеческой жизни Крестьянкин возводит сюжетную конструкцию на фундаменте реальных истории, опорами которой являются рассказы пяти друзей, для которых девяностые годы были временем их детства и юности. В спектакле история пяти подростков лишена академической линейности, её образы  возникают в фокусе нашего внимания из глубин человеческой памяти и обретают реальные очертания в полумраке квадрата сцены. Наше путешествие в пространство человеческой жизни девяностых годов в спектакле «КВАДРАТ» начинается с возникновения в сценическом пространстве ликов этой эпохи, в которых мы видим пятерых парней, увлеченно гоняющих мяч, в квадрате, начертанном мелом на асфальте. Эта неотъемлемая картина жизни городской окраины того времени является начальной точкой нашего познания драмы человеческой жизни и здесь наш взор сосредоточенный на этой условно выделенной плоскости, подводит нас к пониманию особого символизма этой точки во времени и пространстве. В нём, в этой точке на поверхности двора, реализована концепция понимание, которая выводит нас за рамки утилитарного, урбанистического восприятия этого пространства в качестве плоскости социализации подростков девяностых годов. В спектакле концепция его символики определяет это место в понимании островка человеческой жизни, на котором герои этой истории могут чувствовать себя свободными, сюда они приходят для поиска выхода в трудных жизненных ситуациях, в этом месте они решают главные проблемы своей жизни.
В спектакле «КВАДРАТ» эта условно выделенная поверхность задаёт направление вектора нашего взгляда, который здесь направлен из его внутреннего пространства на окружающий мир и это создаёт особую форму восприятия событий, происходящих на различных уровнях жизни общества. Особенностью этой формы восприятия окружающего мира заключается в совмещении в ней двух возрастных категорий и особого процесса перехода индивида из одной возрастной категории в другую. В рамках этого процесса происходит постепенное вытеснение детского мировоззрения взрослым восприятием окружающего мира. В истории героев спектакля «КВАДРАТ» процесс переходного возраста происходит в иных реалиях времени, которые отличны от аналогичного периода жизни старших поколений и времени взросления их родителей.
В их историях от первого лица мы видим картину, в которой естественный процесс их взросления и познания реалий взрослого мира испытывает на себе вторжение внешних факторов. В их истории этими факторами влияния являются общественно-политические процессы, которые вторгаются в окружающий их мир и форматируют его по своему образу и подобию. В этом новом для всех пространстве эти процессы создают излом истории, разрушивший привычные устои и нарушивший естественный процесс их взросления.
На этом изломе истории они оказываются наедине с собою, так как окружающие их мир лишен привычных ориентиров, а процессы, спровоцированные этим изломом, порождают вакуум неопределённости и беззакония. В нём персонажи этой истории  оказываются на особом отрезке их жизни, на котором они существуют между прошлым и будущем. В этом временном пространстве они видят, что морально-этические ориентиры прошлого остались за бортом новых реалий, а их будущее непонятно и непредсказуемо в реалиях девяностых.
Их истории рисуют нам картины человеческой жизни, в которых исторические процессы создают раскол во взрослом мире, разрушают их идеалы прошлого и форматируют пространство их жизни. В одной проекции влияния этих процессов мы видим образы людей, для которых крушение морально-этических идеалов и жизненных устоев подводят их к пропасти человеческой жизни, где они стоят на кромке, в глубокой депрессии от своей беспомощности и бессилия что-либо изменить в мире и в своей собственной жизни. В другой проекции мы видим людей девяностых, раскрывающих в себе ранее неизвестные качества, которые мотивируют их на безрассудные действия и деструктивную активность, обесценивающую человеческую жизнь. Эти процессы формируют другую систему жизненных координат и ценностей человеческой жизни, в который главной целью существования персонажей этой истории становиться процесс выживания в агрессивной среде девяностых.
В этом сложном, противоречивом мире, находящемся за линиями их квадрата они познают различные проекции влияния мира большой политики на жизни обыкновенных людей. В них они сталкиваются с уродливыми ликами геополитических амбиций, в проекции которых мы видим силуэтные образы людей, вершащих судьбы миллионов. Людей, чьи действия мотивированны «великим благом» для страны, ради которого они объявляют кровавые, бессмысленные войны, губящие жизни миллионов простых людей, взамен на сумбурные обещания некого «великого» будущего. Уроки познание проекции влияния геополитики на жизнь людей на постсоветском пространстве разнообразны в истории пяти подростков. В них мы видим картин их встреч с людьми, для которых эти реалии стали частью собственной жизни, их появления в сюжетном пространстве этой истории образуют галерею ярких образов драмы людей, познавших кровавые лики мирной геополитики. В этой галерее мы получаем возможность увидеть очертания событий афганской войны, которые дополнены здесь документами эпохи и образами участников двух чеченских военных компаний.
Персонажи спектакля «КВАДРАТ» получают уроки выживания в школе жизни, находящейся за линиями квадрата на асфальте, которые формируют их процесс взросления. В нём каждый из них в своём познании обращает свой взор внутрь себя, на своё собственное видение и понимание пространства человеческой жизни. В этом направлении познания, каждый из них проходит длинный путь осмысления, на котором они подвергают критическому анализу свои собственные взгляды и понимание мира вокруг них, пытаются сформировать свою собственную парадигму существования в обезумевшем от цинизма и жестокости мире. В этом процессе каждый из них оказывается на символической развилке жизненного пути, на которой он должен принять единственно-верное решение, разобраться в клубке жизненных противоречий и остаться человеком во всех смыслах этого слова.
В истории пяти подростков образ квадрата на асфальте воплощает в себе символическую точку возврата, в которую персонажи приходят для того чтобы попытаться исправить ошибки прошлого, закрыть не завешенные гешьтальты и разобраться в противоречиях окружающего мира. В этой точке на поверхности большого циничного мира они уверены, что могут чувствовать себя в безопасности среди людей, которым они могут доверять. Это понимание этого пространства их жизни определяет парадигму их существования, направление вектора развития их жизни, который во всех жизненных бурях направляет их стопы в эту точку находящуюся внутри пространства очерченное четырьмя меловыми линиями на асфальте.
Дмитрий Крестьянкин в спектакле «КВАДРАТ» в своём обращении к человеческой жизни на просторах девяностых создаёт сложное совмещение временных плоскостей, с помощью которых он проводит незримые линии, связывающие нашу жизнь в реалиях двадцать первого века и той эпохой. В этом многомерном совмещении времен мы видим, что пламень огня девяностых продолжает гореть и обжигать наши жизни, в которой каждый из нас хотел бы прийти в этот очерченный мелом квадрат на асфальте соседского двора и исправить ошибки своей жизни, почувствовать себя в безопасности в океане цинизма окружающего мира.


Рецензии