Концерт

 


       Вечерело. Старенький маршрутный "ПАЗик" двигался по зимней дороге. В салоне сидело полтора десятка пассажиров. Была пятница. Обычно в этот день люди ехали в райцентр повидаться с родственниками, поговорить, попариться в баньке, купить что-то в универмаге, сходить к знакомым. В воскресенье, отдохнувшие, возвращались к себе домой. Проехали Семёновку - небольшое село, стоящее на берегу реки. В салоне прибавилось пассажиров - вошли молодые парень и девушка. Мороз крепчал. Проехав несколько километров по трассе, увидели огоньки. "Вот и Рождественка. А там до райцентра ещё два десятка километров"- подумал водитель, немолодой мужчина с красноватым чуть опухшим лицом. При подъезде к селу двигатель стал работать с перебоями. "Что там: топливная система или зажигание барахлит?"- с тревогой размышлял шофёр. Автобус еле дотянул до первых домов села, двигатель заглох. Прокатившись по инерции  метров двадцать, автобус остановился. Выйдя из кабины, водитель сразу почувствовал холод.  Несколько минут он возился с двигателем, но завести его так и не смог. В салоне забеспокоились, морозный воздух стал проникать внутрь, стало как-то неуютно, да и хотелось быстрее доехать до райцентра.
- Ну что, паря, поедем или как? - спрашивали водителя пассажиры.
- Похоже, придётся пешком идти,- ответил он, скрывая усмешку.
Некоторые приняли это за чистую монету: - Как же так: деньги за проезд оплатили, а теперь пешком, да по морозу!
Водитель позвонил диспетчеру автохозяйства: - Рая, выручай. Мы в Рождественке сломались, стоим на окраине села. Давай аварийку направляй!
      Услышав разговор, пассажиры успокоились. Правда, в салоне стало ещё холоднее,  совсем неуютно. Тридцатиградусный мороз знал своё дело: лез в тепло во все щели. Водитель прикинул, что аварийная машина прибудет не раньше, чем через тридцать-сорок минут. "Ведь замёрзнут люди. А ещё везти в нетопленом салоне до райцентра. Обморозятся".- подумал он.       Посмотрев в сторону домов, направился к одному из них, в  окнах которого горел свет, постучал в ворота. Залаяла собака, громыхая цепью. Через минуту дверь дома отворилась, хозяин подошёл к воротам:- Кто там? - спросил он.
- У нас автобус сломался, вызвали аварийную машину из райцентра, но когда она теперь прибудет, а в салоне люди замерзают , - услышал хозяин дома.  Он открыл ворота, предварительно заперев пса в конуре.
-Проходите, погрейтесь. Мороз-то какой  - проговорил он, поёживаясь, увидев на обочине стоящий автобус.
Водитель не заставил себя долго ждать. Через минуту все пассажиры гуськом направились к спасительному жилью.
       Хозяин дома, пожилой мужчина лет шестидесяти пяти, высокий, с худощавым лицом, пригласил всех в дом:- Проходите, проходите!
Он закрыл ворота. Зайдя в дом, сообщил жене - женщине примерно такого же возраста, небольшого роста, с приятным открытым лицом: -Зинаида, к нам гости, принимай. Сломался рейсовый автобус, а аварийная машина приедет не скоро. Поставь чаю гостям, а я с ними пока займусь.
      Вошедшие в тёплый дом довольные пассажиры столпились у входной двери.
      -Раздевайтесь. Проходите в зал. Я сейчас все стулья соберу в доме. Можете присесть и на диван, - с этими словами хозяин пошел в другие комнаты.
       Дом был большой, с просторным залом, в котором стоял диван, сервант, стол и несколько стульев, у стены - пианино чёрного цвета. Георгий Петрович - так звали хозяина, жил  с женой в этом доме несколько лет.  После смерти её родителей  они переехали сюда из областного центра, оставив свою квартиру семье младшего сына.
      Жизнь в селе пенсионерам нравилась. Летом собирали ягоды, грибы, занимались с огородом, делали заготовки на зиму, держали курей.  На каникулы сыновья привозили внуков. Ранее Георгий Петрович преподавал в консерватории, жена работала  учительницей русского языка и литературы в школе. При переезде сыновья захватили  пианино. Их отец  не представлял себе и дня без музыки.
       Гости расселись на стулья и диван, некоторые стояли - стульев на всех всё же не хватило.
       Хозяин открыл крышку пианино, сел и начал играть. Вначале он исполнил "Вальс цветов" Чайковского, затем - "Мелодии рая" Шопена. Тонкие длинные  пальцы пианиста привычно скользили по клавишам. Зал наполнялся теплом и запахом летнего поля, ароматом цветов. Никто уже не думал об уличном морозе и сломанном автобусе. Эти люди если и слушали музыку, то по радио либо смотрели концертные программы по телевизору. В концертных залах им не приходилось бывать. Сейчас восприятие музыки было совсем другое, необычное. Все внимательно слушали. На плите скипел чай. Хозяйка стала угощать гостей.
- Попейте чайку с сахаром, погрейтесь,- предлагала она.
        Георгий Петрович стал исполнять мелодии из русских и советских песен. В зале люди оживились, кто-то стал напевать под мелодию:

                - Не слышны в саду даже шорохи...

 Несколько человек подхватили:

                - Всё здесь замерло до утра...

 "Подмосковные вечера" зазвучали ещё громче. Теперь пели все. Георгий Петрович  стал подбирать мелодию песни "Белым снегом". Молодая девушка, вошедшая в автобус  с парнем в Семёновке, затянула высоким красивым голосом:

                Белым снегом, белым снегом ночь метельная ту стёжку замела,
                По которой, по которой я с тобой, родимый, рядышком прошла...
             
       Не были забыты и  песни на стихи Алексея Фатьянова: "На заречной улице", "Соловьи". Пианист исполнил ещё несколько мелодий. Гости попросили:  -А можно нашу любимую - "Деревенька моя". Эту песню Кудрина и Гундарева знали все. Пели дружно, с душой:

                Деревня моя деревянная, дальняя.
                Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.
                Ты в лёгком платочке июльского облака,
                В веснушках черёмух стоишь над рекой.
    
      Старенькая бабушка, сидевшая на диване, тронула хозяйку за руку: - Вы, случаем, не дочка Гриши Никонова. Больно похожи на него.
      -Да, он мой отец,- ответила с улыбкой Зинаида Григорьевна.
      - До замужества я ведь жила здесь, в Рождественке. Вашего отца хорошо знала. Работящий был. Вон какой дом отстроил. А как он играл на гармони! Вот и муж ваш музыкант - продолжила старушка.
       В это время на улице посигналила машина.
      "Аварийка приехала",- подумал водитель автобуса и выскочил из дома. Люди стали собираться. А как ещё хотелось немного посидеть и попеть песни. Вот она - русская душа нараспашку. Одевшись, Георгий Петрович вышел вслед за гостями во двор, проводить их. Люди благодарили его за приют и концерт.
     Аварийный "Урал" потянул автобус, стал набирать скорость. Георгий Петрович ещё немного постоял, проводив взглядом отъезжающих. Ему было немного грустно. Вспомнил свои концерты в филармонии, аплодисменты благодарных зрителей. Когда-то был дипломантом всесоюзных и  международных конкурсов. А вот теперь другая аудитория, другая обстановка. "Да что я взгрустнул как та рябина. Время-то летит незаметно. К лету привезут внуков, повидаемся с сыновьями",- подумал провожающий и пошёл в дом.
       В темноте светились окна домов сельчан, мирно вился дымок из труб. Пройдёт ночь и заалеет заря нового дня. Он придёт, непременно придёт.

2021г               


Рецензии