Великие люди от Авраама до Хокинга 42

Девятнадцатый век (продолжение)


Легендарный директор Федерального бюро расследований Соединенных Штатов Америки Джон Эдгар Гувер строил из себя святошу, но при этом использовал грязненький сексуальный компромат против своих политических врагов. Так, он раздобыл против Анджелы Дэвис фотографии, на которых знаменитая американская коммунистка предавалась любовным забавам, а Мартина Лютера Кинга, пастора, проповедника и борца за права негров, уличил в любовной внебрачной связи. Удивительно, что после смерти самого Гувера каких-либо компрометирующих документов на «серого кардинала» не обнаружилось.

Поэту Тициану Табидзе характерно радостное восточное мировосприятие в сочетании с трагедийным ощущением жизни. В этом случае мы имеем дело с талантливой поэзией. К несчастью, ее автор был расстрелян в 42 года.

Итало-американский композитор, пианист, педагог Марио Кастельнуово-Тедеско, пожалуй, самая яркая личность из творческого окружения Андреса Сеговии. Его оркестровая музыка и киномузыка звучат свежо даже сегодня.

Поэты Всеволод Рождественский и Николай Тихонов – воспитанники Николая Гумилёва. Они изменили его дружбе, служили верой и правдой коммунистическому режиму, который расстрелял их наставника!
Из этого следует неутешительный вывод: судьба распоряжается нами, а не мы – судьбой!

Когда из жизни ушел великий любовник Казанова – женская половина человечества осиротела, пока через столетие не взошла новая звезда – легендарный актер немого кино Рудольф Валентино.

Немецкий композитор Карл Орф стремится к простоте, свойственной музыке примитивных народов. Импульсивный ритм их танцев и песен обладает гипнотической силой воздействия на европейцев. Тем самым, Орф предлагает слушателям, так сказать, современную архаическую музыку.

Орф использует энергичные, настойчивые ритмы в кантатах на античные и средневековые темы, что производит сильное впечатление.

Орф соединяет характерные черты музыкального и драматического театров, в результате чего образуется новая художественная форма: сценическая кантата с декорациями и костюмами.

Буквально гипнотизирует порывисто-страстная музыка кантаты Орфа «Кармина Бурана». Да и самого композитора захватывают в свой плен зычные эротические песни немецкого Средневековья!

Экспрессивные произведения Орфа прямо или косвенно отображают фашистский режим в Германии: бурные всплески энергии – это восторг народных масс, речитативно-декламационное пение – истерические речи фюрера.

Живя при фашистской и советской диктатуре, Карл Орф и Дмитрий Шостакович проявляют слабость перед власть имущими. Композиторам можно посочувствовать, но нельзя не видеть, что их взгляды, так или иначе, являются отражением идеологии диктаторской власти!

Кантатно-ораториальное творчество Карла Орфа служит отправной точкой для произведений Георгия Свиридова.

Музыка кубинского композитора и пианиста Эрнесто Лекуона-и-Касадо выделяется национальным колоритом и экспрессией чувств.

Колыбелью поэта Сергея Есенина выступает скромная русская природа.

Корни поэзии Есенина уходят в народные песни и сказки.

Жизнь Есенина – это сочетание русской печали и русской удали.

Есенин очарован Россией. Его завораживает праздничный колокольный звон, но удручает лязг кандалов.

Певцу деревни Сергею Есенину не удалось избежать петли всероссийской славы.

Сергей Есенин и Владимир Маяковский – поэты-неврастеники. Они уже в юности знали, что покончат жизнь самоубийством. Так оно и случилось!

Вот облики трех поэтов-самоубийц: Сергей Есенин щеголяет в пестрой русской рубахе, Владимир Маяковский рубит стихи, как дрова, Марина Цветаева вышивает затейливые узоры на поэтической ткани.

Для Сергея Есенина и Николая Рубцова слишком тяжелым оказался крест одиночества и отчаяния. Слишком беззащитными были их души. Поэты не смогли вынести гнет социальных потрясений, выпавших на березовую Русь.

Выдающийся немецкий музыкант Пауль Хиндемит – композитор-мудрец. Он слышит все многоголосие жизни: от избитого шлягера до музыки Небесных сфер.

Хиндемит – выразитель идеологии немецкого бюргерства в музыке.

Хиндемит в музыке – добропорядочный бюргер, веселый и радостный, наивно-сентиментальный или философствующий о смысле жизни. Нет, он не холодный композитор Ливеркюн из романа «Доктор Фаустус» Томаса Манна, а, скорее всего, гуманист Цейтблом из этой же книги.

Музыка Хиндемита имеет две первоосновы: уленшпигелевскую жизнерадостность и тевтонское глубокомыслие.

Музыка Хиндемита воплощает средневековое тевтонство, которое присутствует в гитлеровской идеологии национал-социализма.

Нередко героями опер Хиндемита выступают люди творческих профессий, в частности – ювелир, художник, астроном, и даже исторические лица.

У Хиндемита острый ум и кровоточащее сердце: его звуковой экспрессионизм трудно переносим слушателями!

Свое неприятие мира Хиндемит утрамбовывает камнедробительным интеллектом. Такого рода музыка изматывает нервы!

Хиндемит – композитор неясных эмоций. Выраженные им чувства неконкретны, почти не передаваемы словами. Его лирика – нелирична, экспрессия – неэкспрессивна, сарказм – несаркастичен, если в ней возникает механическое движение, то неясно чего: времени, прогресса, машины. Хиндемит смотрит на предметы сквозь мутное стекло, отчего контуры мира кажутся размытыми.

В музыке Хиндемита есть интонации, но нет мелодий, есть неопределенные ощущения, но нет конкретных чувств. Он создает музыку общих мест и смутных предчувствий.

Хиндемит – выдающийся композитор с широким взглядом на мир и потоком тусклых эмоций. Перед нами – «разбалансированный» гений!

Сталинский сатрап Андрей Жданов как-то язвительно бросил замечание в адрес поэтессы Анны Ахматовой, что она, дескать, то ли монахиня, то ли блудница. Партийный идеолог бесцеремонен и груб. Едва ли найдется женщина, которую не оскорбила бы эта грязная мыслишка.

Однажды артистка кино Фаина Григорьевна Раневская произнесла: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь». Так отзываться о самом себе может только мудрый, проницательный человек! Когда коллеги попытались уговорить актрису принять участие в своем пышном 80-летнем юбилее, Раневская решительно отказалась. «Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих похоронах?» На склоне лет она страдала от невысказанности, невоплощенности. Ее сценическое амплуа не давало возможности всецело проявить актерский дар, несмотря на то, что власти не обделяли ее наградами. Три Сталинских премии – это, безусловно, триумф! У знаменитой Любови Орловой их было только две.

Испанский гитарист и композитор Рехино Сайнс де ла Маса произвел огромное впечатление на Федерико Гарсиа Лорку. Следовательно, есть смысл соотносить его творчество со стихами поэта. Именно Сайнсу посвящен «Аранхуэсский концерт» Родриго. Возможно, его автор находил с исполнителем нечто общее в подходе к гитарному искусству, в частности – к старинной испанской музыке. И, видимо, это позволяет соотносить творчество Сайнса де ла Маса с творчеством Хоакина Родриго.
Таким образом, Сайнс, Лорка и Родриго – судьбоносные фигуры в испанской музыке XX века.

Писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд – принц в американской литературе.

Фицджеральд – куст в розовых цветах, растущий на опаленной солнцем земле.

Жизнь Фицджеральда – это ослепительная вспышка любви, быстро погасшая во тьме разочарования.

В изысканных романах Фицджеральд – тонкий психолог и блестящий живописец.

Под маской пьяного гаерства Фицджеральда скрывается красивая душа.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Габриэле д’Аннунцио – носители незамутненной красоты в литературе.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Джон Голсуорси проникают в глубины психологии человека, не опускаясь до его низменных влечений.

Проза Фрэнсиса Скотта Фицджеральда изнеженная, Эриха Марии Ремарка – мужественная: такова разница в мироощущении американского и немецкого писателей.

Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда столь же экспансивны и страстны, как пение джазовой певицы Эллы Джейн Фицджеральд. Обе знаменитости – типичные представители американской культуры XX столетия.

Основные черты романов Фрэнсиса Скотта Фицджеральда – красочность и красивость. В них встречаются пейзажи голубого моря, багряного заката, деликатная любовь и светское общество. На фицджеральдовском литературном полотне вышиты цветы сентиментальности. Впрочем, это же качество свойственно музыке американских композиторов Джорджа Гершвина, Аарона Копленда, Чарльза Айвза, Джона Кейджа. Томной негой притягивает пение Джузи Гарбы, Мэрилин Монро, Фрэнка Синатры. Апофеозом меланхолии и мечтательности становится кинопродукция Голливуда – американской «фабрики грез»!

Георгий Константинович Жуков – маршал доблести и победы.

Жуков – полководец трудных побед и неверной славы.

Жуков – спаситель России: Дмитрий Донской XX века.

Давид Сикейрос – художник войн, защищавший мексиканскую революцию с кистью и винтовкой в руках.

Биофизик, писатель, поэт, художник Александр Леонидович Чижевский открыл живительную силу Солнца, благотворно воздействующую на человеческий организм. Одним из его пациентов был Константин Эдуардович Циолковский. Находясь в дружеских отношениях с ученым, геофизик сделал все возможное и невозможное, чтобы труды основоположника космонавтики получили мировое признание.

Когда танцуешь с дамой романтическое танго американского кларнетиста и композитора Сиднея Беше, в сердце распускается цветок любви.

Поэт-имажинист и прозаик Анатолий Мариенгоф гримасничает по всякого рода недостаткам в советском обществе, тогда как обожаемый им Лев Толстой был недоволен по-крупному: на всю матушку-Россию, на весь мир! Что общего между пигмеем и великаном?

Отвратна патологическая, тошнотворная проза Мариенгофа.

Скепсис Мариенгофа апокалипсический. Он ослепляет и оглушает!

Природа отражается в грязных лужах города, душу оплевывает военный коммунизм, остатки жизненных сил смывают канализационные воды – таково содержание романа «Циники» Мариенгофа.

Мариенгоф всеми внутренностями презирает Советскую власть.

Анатолий Мариенгоф черной птицей кружит над головой Сергея Есенина. Их дружба роковым образом сказывается на судьбе гениального русского поэта!

Вульгарному эротизму отдают дань Анатолий Мариенгоф, его друг Сергей Есенин и почитатель таланта автора «Циников» Иосиф Бродский. Никто из них не уживается с руководством страны!

Большинство людей служат культу жизни и поклоняются любви. Но есть среди них отщепенцы, которые превратились в жрецов смерти. Их идолы – ненависть, ожесточение, страх и вражда. Один из таких человеконенавистников – французский экономист, философ, нумизмат, эротический беллетрист и поклонник маркиза де Сада, Жорж Батай. Его творение «Аллилуйя. Катехизис Диануса» – сплав богохульства с порнографией, циничный вызов нравственности.

Писатель, лауреат Нобелевской премии Уильям Фолкнер запечатлел в романах житейскую трясину южных штатов Америки.

Фолкнер описывал прозаические будни американцев, занятых одним общим делом – обогащением.

В 1925 году Фолкнер писал: «После того как я близко узнал американцев в Европе, я считаю, что именно сейчас секс для нас стал национальной болезнью».
По мнению писателя, похотью была пронизана политика и религия, живопись, словесность, музыка. В отличие от европейцев, которые не афишировали интимную сторону жизни, граждане Нового Света ставили интимные чувства на первое место. Как и всякая молодая нация, американцы еще не натешились любовными играми. Нобелевский лауреат за 40 лет до сексуальной революции, охватившей западный мир, уже отчетливо видел надвигавшуюся угрозу для современной цивилизации…

Фолкнер – самый обыденный прозаик из всех американских литераторов.

Фолкнер сочувствовал простым людям, обремененным ежедневными трудностями. Он с полным основанием относил себя к писателям-гуманистам.

Уильям Фолкнер – американский собрат Чарльза Диккенса.

Добродушный юмор советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова выгодно отличается от едкого сарказма Михаила Булгакова. Читая их книги, смеешься и радуешься жизни.

Ильф и Петров – веселые скептики. Авторы «Золотого телёнка» не лишены здравого смысла и незлобивого юмора.

Доктор Йозеф Геббельс – идеологический рупор фашистской Германии. После краха «тысячелетнего рейха» гитлеровский пропагандист даже в момент смерти воспользовался неотразимым средством воздействия на публику: отравил своих шестерых детей, после чего принял яд вместе с женой. Такой поступок фанатика не может не впечатлять!

Неутешительна личная жизнь советской актрисы Аллы Тарасовой. Несколько ничем не примечательных браков и развод с великим актером Москвиным находились в резком противоречии с ее замечательными успехами на сцене. Пять Сталинских премий – шутка ли! И только в конце жизни ей улыбнулось запоздалое семейное счастье.

По мнению немецкого драматурга Бертольда Брехта война – это поголовное безумие.

Открыто ведя в пьесах антикапиталистическую пропаганду, Брехт демонстрирует силу и слабость своего художественного таланта.

В молодые годы Брехт убежден, что социальное зло опаснее морального. В позднем творчестве он на первое место ставит нравственные ценности.

Подобно Александру Дюма-отцу, имевшему литературных «негров» и с их помощью создавшему немеркнущие шедевры, Бертольд Брехт использовал талант других людей. Вступая в интимную связь со своими многочисленными поклонницами, драматург мало-помалу нагружал их секретарской работой, а со временем доверял написание той или иной сцены, а то и целой пьесы. В результате такого любовно-творческого содружества и появился на свет его знаменитый «эпический театр».
Особенно примечательна судьба одной из помощниц Брехта – Маргарет Штеффин. Она искренне любила своего кумира. Ее литературное «служение» Брехту, пропаганда его творчества, помощь в редактировании и издании его пьес были, так сказать, средством выражения своих чувств к обожаемому человеку и писателю.
С именем Маргарет Штеффин связывают появление по меньшей мере шести пьес, в числе которых «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Горация и Куриация», «Винтовка Тересы Карар», «Допрос Лукулла», «Страх и отчаяние в Третьей империи».
Брехт вполне отдавал себе отчет, сколь много значила для него эта бескорыстная помощь в творчестве. После смерти Маргарет он писал: «Мой генерал пал / Мой солдат пал / Мой ученик ушёл / Мой ученик ушёл / Моего опекуна нет / Нет моего питомца».
Одна из знакомых Брехта, устоявшая против любовных чар драматурга, выразилась так: «Когда он с кем-то спал, то делал из этой женщины большого человека».

На смену интеллектуального театра Бернарда Шоу приходит эпический театр Бертольда Брехта, в котором обличается социальное неравенство в обществе.

Премьер-министр Израиля Голда Меир известна, как воинственная сионистка. «Грозная» дама по-сталински держала в страхе министров израильского правительства.

«Будьте смелыми» - девиз Голды Меир. Разве этот призыв должен звучать из уст женщины? Голда Меир – женщина-вояка, женщина-агрессор! Ее обаяние выродилось в грозный кулак, которым она стучала по столу перед дрожащими членами своего кабинета!

Когда женщина-политик (например, Голда Меир) рассуждает о войне, об убийстве – это вызывает шок у мужчин. Не ее дело посылать людей на смерть, быть человекорубом!

Желая обрести верховную власть, женщина соглашается на роль подставной утки в большой политике. Вероятно, Голда Меир и Маргарет Тэтчер вполне отдавали себе отчет, чего хотят от них мужчины, иначе бы их не избрали премьер-министрами Израиля и Великобритании. Эти дамы вели тот жесткий курс, который был не к лицу мужчинам-либералам!

Любая политическая стряпня женщин, будь то Голды Меир или Маргарет Тэтчер, - это пересоленный суп или пригоревшая каша.

Голда Меир, Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт проводили бескомпромиссную политику с позиции силы. Они были до мозга костей фанатичками. Напротив, Индиру Ганди отличали благоразумие и сдержанность, за что она и поплатилась жизнью.
Вывод прост: у власти должны стоять либо мужчины, либо умные женщины!

Живописные полотна польско-американской гламурной дивы Тамары де Лемпицки притягивают взор красочными пятнами агрессивной сентиментальности и вульгарного благородства. Надо же «баронессе кисти» привлечь внимание публики к своей особе!

Федерико Гарсиа Лорка – непреходящая любовь Испании.

Любовь Гарсиа Лорки к женщине в его поэзии утонченна и хрупка:

Потупив взор, но воспаряя мыслью,
я брел и брел…
И по тропе времен
металась жизнь моя, желавшая желаний.
Пылила серая дорога, но однажды
увидел я цветущий луг
и розу,
наполненную жизнью, и мерцанием,
и болью.

Ты, розовая женщина, — как роза:
ведь и ее девичье тело обвенчали
с твоим тончайшим запахом разлуки,
с тоской неизречимой по печали.


Гитара в поэзии Гарсиа Лорки – это символ Испании: страны отчаяния, отваги и надежды.

В поэтической душе Гарсиа Лорки цветут черная и красная розы – цветы трагедии и борьбы за свободу испанского народа.

Гарсиа Лорка – горячий патриот Испании. В его груди зияет кровоточащая рана испанского народа.

Гарсиа Лорка известен, как поэт, композитор и художник. Однако судьба жестока к нему: фашисты расстреляли выдающегося человека, которому было 38 лет!


Рецензии