Поколение зет вопросы воспитания

Поколение «зет» – вопросы воспитания

По неофициально принятой классификации, но широко распространенной в сети интернет, поколение «зет» включает в себя детей 2003 года рождения и младше. Представители этого поколения не представляют себе жизнь без цифровых технологий, без использования всевозможных гаджетов во всех сферах жизни. Моя правнучка в возрасте полутора лет, просыпаясь раньше мамы, чувствительно ударяет ее айфоном в область глазика с требованием «включить мультики». Через пару недель начинает приставать к любимому папочке с назойливой просьбой - «купи мне алле».
 
Внучка первоклассница получила в подарок бывший в употреблении смартфон. В школу носить нельзя, но разок все же носила. Легко пользуется поисковой системой «яндекс», работает с вотсапом, фотографирует, принимает и отправляет сообщения. Может зависнуть в интернете на пару часов. Ее дядя включил у себя в смартфоне функцию «родительский контроль», через час занятий в интернете доступ автоматически прекращается, на экране высвечивается надпись «Пора передохнуть». В 21 час телефон отключается с титром на экране «Спокойной ночи». Иногда отключение телефона от сети интернет используется как средство воспитания – «пока не будет наведен порядок в шкафу, будешь жить без интернета». Положительный результат воспитательного действа был получен только через два дня.
Четырехлетний внук моего шурина безуспешно в течение года учит своего дедушку пользоваться скайпом для общения с родственниками. Пока только научил дедушку включать и выключать ноутбук. Но сам детсадник за этот год крепко продвинулся в пользовании гаджетами. Получил в подарок на четвертый день рождения от родителей неплохой смартфон, закачал самостоятельно десятки игр и, похоже, успешно вошел в незавидную команду «игроманов». Дедушка с бабушкой постоянно слышат от внука: «Подождите вы со своим обедом (ужином), я только на призовой уровень в игре вышел. Получу приз или убью дракона, потом буду кушать».

Удивляет и восхищает разнообразие и многоцелевое использование разнообразных гаджетов – от «умных» часов до навороченных смартфонов и планшетов. Совсем не редкость увидеть в супермаркете подростка лет четырнадцати и старше, стоящего перед электронной кассой самообслуживания и оплачивающего свои покупки прикосновением к платежному терминалу корпуса умных часов или смартфона. Пока в очереди к кассиру супермаркета стоит 4-5 человек представитель поколения «зет» шустро оплачивает товар при помощи своего гаджета за доли минуты. Поколение «зет» не любит ждать, ненавидит очереди, но может стоять сутки в толпе народа для получения новой продвинутой цифровой игрушки.

В результате повального увлечения цифровыми технологиями подростки иногда не видят грани между реальной и виртуальной жизнью. Увлечение гаджетами приводит к маниакальным потребностям перехода в игровое пространство, клиповый и «тиктоковый» мир. Мышление ориентируется на потребление коротких текстов, школьники перестают читать книги на бумажных носителях, а вместо прочтения обязательных литературных источников, выискивают в интернете суррогаты произведений классиков на 10-12 страницах. Можно себе представить изложение книг «Война и мир» или «Обломов» в объеме школьной тетради?

Молодежь хорошо ориентируется в современной моде, но выработали в себе иммунитет к рекламе. Моя внучка, студентка колледжа, часто меня восхищает выражениями типа: «Дедушка, ты такой наивный! Разве можно верить всему тому, что пишут в интернете»! Информация из сети проверяется. Есть специальные сайты независимых «отзовиков», где можно проверить подлинность рекламных обещаний производителей услуг и товаров. Квалифицированный пользователь сети легко найдет реальную скидку на товары и услуги и приобретет товар только после тщательной проверки не только качества и цены товара, но и рейтинга продавца.

Представители поколения «зет» не любят физический труд, но могут путешествовать пешком по городу длинными маршрутами, наматывая тысячи шагов и десятки километров, подсчитанных «умными» гаджетами с указанием сожжённых калорий, пульса туриста, погоду и прочей информации. Современные подростки зачастую характеризуются духовным обесцениванием. Их жизненные принципы размыты и направлены на достижение сиюминутных результатов. Вместе с тем, они ориентированы на саморазвитие личности, раннее вступление в самостоятельную жизнь, стремятся обеспечить собственные источники для покупки гаджетов, подрабатывая курьерами, доставщиками товаров и продуктов. Статистика отмечает устойчивый рост численности студентов колледжей, которые имеют реальную возможность получить высшее образование, работая по специальности и обучаясь заочно в высшем учебном заведении.

Многие исследователи социального переустройства мира современной молодежи отмечают сложности поддержания авторитета представителей возрастной прослойки населения, включая родителей, дедушек и бабушек, которые, по мнению сыночков и внуков, олицетворяют «отстой» общества. Подобная точка зрения поддерживается появлением «гниловатой» группы «тиктоковых» миллионеров возраста 17-20 лет, которые покупают престижные авто, коттеджи и ведут разгульный образ жизни. Многотысячные просмотры низкопробных клипов обеспечивают солидные суммы денежных средств от рекламодателей. По существу «тиктокеры» являются получателями квазиренты (: http://www.proza.ru/2019/10/03/343). Такого рода доходы в странах с развитой экономикой облагаются налогами по повышенной ставке, к примеру, во Франции - до 80%.

На этом фоне наблюдается снижение роли школы и семьи в воспитании мальчиков и девочек подрастающего поколения, которые очень часто проводят бездарно больше времени в сетях виртуальной всемирной паутины, чем в школе и в общении со своими родителями.

Но, к счастью, есть примеры иного типа отношений родителей и детей внутри семьи. История возникновения и развития отношений этой замечательной семьи началась в 1989 году. Молодой офицер вернулся с Афганистана с последними эшелонами вывода советских войск из этой страны. Валерий, так звали молодого офицера, долечивал раны, после перехода через проблемные горные перевалы, мечтал о высшем образовании. У него было за плечами общее среднее образование, сержантская школа. Звание младшего лейтенанта Валерий получил уже после демобилизации за боевые заслуги и работу на офицерской должности. Хотелось забыть тяготы военной службы в горных районах Афганистана, но ранения не давали возможности легко перевернуть тяжкую страницу жизни. Благодаря природным способностям и льготам для ветеранов Афганистана Валерий легко поступил на очное отделение университета по модному направлению обучения «Вычислительные машины и программирование». Небольшая пенсия по инвалидности и стипендия давали возможность нашему студенту безбедного существования. Боевой офицер, который был старше основной массы студентов лишь на 2-3 года, привлекал внимание девушек. Но Валерию буквально с первой встречи приглянулась худенькая стройная девушка с огромными серо-голубыми глазами. Целый год Валерий заглядывал в красивые и умные глаза однокурсницы, но знакомство состоялось лишь на второй год обучения после совместной работы на уборке урожая. Валерий взял шефство над стройной худощавой девушкой, которая была непривычна к тяжелой физической работе. Да и силенок у студентки тоже не хватало, что компенсировалось особым упорством и твердостью духа.

Добрая дружба и духовная близость двух молодых людей продолжались несколько лет. На четвертом году обучения образовалась новая семья. Молодая пара поселилась в квартире бабушки Светланы. В положенное время в семье появилось пополнение. Сын Максим был очень похож на мамочку. Характер и дисциплина тоже были мамины.
Ребенок рос по часам, строго соблюдал режим кормления и сна. После рождения ребенка умная бабушка Светланы перебралась к своей дочери, чтобы не «мешать» молодым. Студенты родители взяли свободное посещение занятий, но не стали брать академический отпуск. Светлана уже на четвертом году обучения работала в банке. Валерий тоже подрабатывал в фирме по ремонту и обслуживанию вычислительной техники. Материальному положению молодой семьи завидовали многие работники полной занятости. Миниатюрная Светлана имела очень сильный характер лидера. Финансовое образование помогало формировать оптимально бюджет семьи, и вскоре Светлана купила себе подержанную машину, что помогало ей в реализации многозадачной деятельности. Она успевала буквально все: училась отлично, на работе ее очень ценили, ребенок получал свою долю ласки, внимания и питания.
 Валерий очень любил жену. Она проходила у него по записи в телефоне «Полцентнера счастья». Ребенок был очень послушным воли родителей буквально с первых дней жизни. Он проходил у папочки под «ником» (ник – сетевое имя пользователя) «Надежда и опора». Не зря говорят, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Через несколько лет Максим шустро приучился управляться с младшим братиком Владом. Светлана через месяц после рождения второго сына вышла на работу. Руководитель отдела банка не могла допустить, чтобы ее родная финансовая организация уронила рейтинг в банковской системе.
 На семейном совете решили, что нужно пригласить приходящую няню на 6-7 часов в день. Валерий работал на свободном графике и мог совмещать работу с домашними делами. «Полцентнера счастья» любила и ценила своего мужа, уважительно относилась к его работе, но при этом ее работа была основным источником формирования семейного бюджета. Примечательно, что ни Валеру ни Светлану нисколько не смущала сложившаяся ситуация с формированием семейного бюджета. Вскоре Светлана купила себе приличную иномарку, а Валерий спокойно относился к отсутствию у него своего транспортного средства. Если кто-нибудь возникал по этому вопросу, то Валерий отшучивался: «В армии на бронетранспортере наездился. Кроме того, терпеть не могу пробок. На метро быстрее и легче планировать рабочее время»!

Влад проходил под «ником» – «Умник». Научился говорить в 10 месяцев. Одновременно начал сам ходить. К трем годам научился читать и считать. Через десять лет многодетная семья включала младшую дочь и сестренку Еву, которая походила внешностью на папу с огромными темными глазами и пушистыми ресничками, а характером незнамо в кого. Хороший ребенок, веселое, радостное существо, но постоянно требовало себе внимания. Проходила у папочки под «ником» – «Источник колготы». В словарях древнее слово «колгота» проходит как источник беспокойства, суета, бесконечные хлопоты. «Ник» точно отражает характер красивой девочки, с которой трудно соскучиться. Старшие братья очень много занимались с сестрой, папа тоже взял на себя основную массу хлопот по уходу за всеобщей любимицей. Подростковое взросление ребят совпало с периодом становления поколения «зет».

 В доме было три ноутбука, у всех смартфоны. Но так получилось, что папа уделял больше чем мама времени воспитанию детей. Причем занимался этим хлопотным делом с удовольствием, старанием и выдумкой. Офицерское прошлое не проходит бесследно. Главное в воспитании детей, по мнению отца, заключается в гармоничном развитии личности и … отсутствии свободного времени для праздного времяпровождения. Каждый ребенок должен заниматься физическим развитием – посещать одну спортивную секцию обязательно, далее – рисование или художественный кружок по выбору, углубленное изучение языка или второй иностранный. Валера со всеми детьми занимался компьютерной грамотностью, мама каждый выходной устраивала викторину для детей: финансовая грамотность, литература, фильмы, мультики. Победители получали призы, мальчики – по заслугам. А «начальник колготы» в возрасте пяти лет – обязательно, иначе всем будет невесело, а иногда, слишком весело! Мальчики хорошо «дружили» со всеми цифровыми устройствами. Старший – Максим, с 15 лет ходил с папой на выполнение заказов. Под контролем отца, а позже и совершенно самостоятельно, производил обновление компьютерных программ, мелкий ремонт и обслуживание ноутбуков, смартфонов.

Тиктоковые клипы, развлекательные сайты не были под запретом, но как-то прошли мимо детей нашей семьи. Они им были просто не интересны с одной стороны, а, с другой стороны, любящий папочка поставил на своем смартфоне  функцию «родительский контроль», и ограничил время доступа в интернет один час в сутки.
Очень нетипичное поведение подростков для поколения «зет». Что характерно, практически отсутствует тоталитарное подавление психики детей. Нет борьбы с «игроманией», никто не прячет мобильники, не отбирает на ночь клавиатуру от компьютера, не блокируют домашний роутер. Максим окончил четыре класса художественной школы, иногда продает свои картины, подрабатывает, выполняя заказы у отца. Влад окончил музыкальную школу по классу «скрипки». Иногда его приглашают в профессиональный оркестр. Начальник колготы прекрасно поет, непременный солист всех утренников в детском саду.

 Если ребята заявляют о желании получить крутой смартфон, да, пожалуйста, Но деньги заработай сам. Ставятся обязательные условия: старый гаджет сдай в зачет нового, а всю настройку выполни самостоятельно. Старшие заботятся о младших. За каждым членом семьи закреплен определенный участок домашней работы. Все очень любят совместные семейные мероприятия, которые проходят очень весело при участии всех членов семьи. Трудности возникают только с руководством младшего члена семьи, но «начальник колготы» просто обязан соответствовать своему «нику».      




 


Рецензии
Поколение зет вопросы воспитания Николай Игнатущенко. - Актуальная тема! Поколение зет - показатель изменения мира, которое назрело. Хотелось бы его движения ко всеобщему лучшему. Но все , что далее следует из рассказа указывает, что этого не произойдет! - Это поймет каждый мыслящий, прочитав Ваш рассказ до конца. С Уважением, Лена Широкова


Лена Широкова   24.08.2022 09:39     Заявить о нарушении
Добрый день, Лена!
Большое спасибо за отклик на публикацию!
Всё же будем надеяться на лучшее.
Наверное, это зависит не только от развития цифровых технологий, но и от нас всех.
Вам желаю добра и здоровья вам и вашим близким!
С уважением и признательностью!

Николай Игнатущенко   24.08.2022 11:14   Заявить о нарушении