Праздник праздников!

Друзья!

В Сети публикуются  многочисленные пасхальные материалы.
Идет Пасхальная неделя! На Руси ее отмечали с размахом, традиция не
прервалась и сегодня.

Отступление.
"Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная,
Великоденская, в костромской области – Христовочка, в черниговской –
Гремяцкая, в Беларуси – Пасочная) – неделя после Пасхи. *Начинается в
2021 году со 2 мая (с Пасхи) и длится до 8 мая (до Красной горки)*. В
литературе можно встретить ещё название /Светлая седмица/. Седмица в
православии – это шесть суток и неделя (то есть воскресенье). Если
говорить современным языком, седмица – это календарная неделя.

По церковному календарю, Пасхальная неделя (Светлая седмица) – вся
праздничная. В среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет
один праздник, а каждый её день называется Светлым. Раньше в России
широкое хождение имели рассказы, что Пасхальная неделя была одним днём –
после воскресения Христова солнце не заходило восемь суток. Первые два
дня оно стояло на востоке, следующие три – на полудне (в зените), два –
на закате, а на восьмой – зашло.

В крупных, а особенно монастырских церквях всю Пасхальную неделю, после
литургии, обносится вокруг храма с крестным ходом «артос» (в переводе с
греческого – «хлеб»). Для этого специально выпекается большой хлеб с
изображением креста с терновым венцом – символ победы над смертью.
Возможно и изображение образа Воскресения Христова. Артос,
символизирующий Иисуса Христа, освящали перед окончанием литургии в
Светлое воскресенье. В субботу Пасхальной недели хлеб раздаётся верующим.

Светлое Христово Воскресение – Пасха – праздник праздников. Я родился в
Сарапуле – это третий по численности город в Удмуртии, стоящий на берегу
Камы и в переводе с чувашского его название обозначает «стерлядь». У нас
с советских времён была традиция – завершать пасхальную неделю
празднованием Фомина Воскресенья (в 2021 г. это 9 мая). В богоборческие
времена из 21 сарапульских храмов выжил только один – Храм Воскресения
Христова. Для него Пасха – ещё и престольный праздник. В Сарапул на
Фомино воскресенье обычно приезжал архиерей. Даже сейчас, когда храмов
стало больше, достаточно много жителей Удмуртии, Пермского края,
Башкирии, Татарстана съезжается в Сарапул именно в Воскресенский храм на
окончание пасхальной недели". <http://mirinp.pravorg.ru/

А вот еще свежие новости нынешней  светлой пасхальной недели из  ХМАО-ЮГРЫ:
"3 мая 2021 года, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел совершил Божественную литургию в храме в честь Святого Духа города  Нефтеюганска.Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Нефтеюганского благочиния протоиерей Николай Матвийчук, секретарь управляющего епархией игумен Антоний (Кирпичев), духовенство Нефтеюганского благочиния. Диаконский чин возглавил диакон Даниил Матвеев.
На богослужении присутствовали: председатель Думы г. Нефтеюганска Цыбулько Николай Ефимович и заместитель главы Нефтеюганского района Михалев Владлен Геннадьевич.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви настоятель храма в честь Всех Святых г. Нефтеюганска иерей Михаил Мелешкин был удостоен права ношения палицы.

На малом входе указом митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Нефтеюганского благочиния к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград:
иерей Даниил Шумбасов клирик храма в честь Святого Духа г. Нефтеюганска — удостоен права ношения наперсного креста.
иерей Константин Колесников клирик храма в честь Святой Троицы пгт. Пойковский — удостоен права ношения набедренника.
По окончании богослужения митрополит Павел обратился к собравшимся:

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Дорогие отцы, братья и сестры, позвольте от сердца, от души, поздравить всех с величайшим праздником праздников и торжеством из торжеств! Самое главное и самое великое- спасительная миссия нашего Господа, Его Светлое Христово Воскресение, которым Он совершил победу жизни над смертью и дал возможность жизни вечной роду человеческому, всем, кто последует за ним, кто захочет быть с Богом в Его царстве. Своими страданиями Он принял на себя грех рода человеческого, совершил победу жизни над смертью, разорил узы ада, и конечно что может быть большего в нашей с вами вере? Ничего! Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна, напрасна. Всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим величайшим праздником, желаю всем милости и помощи Божией, и мы, конечно же должны не плошать, делать всё зависящее от нас и вверять свою жизнь Богу! И то, что сегодня мы имеем возможность свободно прийти в храм, прикоснуться Его благодатного огня, того величайшего чуда, которое Господь совершает из года в год, подтверждая, что Он с нами и являет нам свою благодать. Желаю всем не сворачивать с нашего спасительного пути. Христос Воскресе!"http://ugraeparhia.ru/
...Спасительный путь! Да, видимо, другого у нас нет!Силы Высшие на страже и не дадут тьме погубить Россию!

Вл.Назаров
**************
1.Пасхальный благовест:
из истории празднования светлого Христова Воскресения

Для многих из нас, советских по своему происхождению людей, он звучит вполне привычно, будто и не было в нашей истории восьми десятилетий официального безбожия. Разве не чудо то, что Пасха Христова широко, всенародно праздновалась в тотально атеистической стране, когда на верующих смотрели словно на представителей какого-то реликтового племени?
В этом заключен глубокий, поистине мистический символизм: никакими гонениями-притеснениями, никакими «единственно верными» учениями не удалось вытравить из массового сознания русских людей великое торжество воскрешения Богочеловека. Так исторически сложилось, что католический мир всегда придавал большее значение Рождеству, а для восточного христианства главным днем церковного календаря неизменно оставалась Пасха, праздник, с которым связана искупительная жертва Спасителя. Поездивший по Европе Николай Гоголь поражался тому, как буднично проходят пасхальные торжества в стране ревностных католиков Италии, а затем проникновенно вопрошал: «Отчего же одному русскому еще кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и празднуется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праздник исчез, а видимые признаки его так ясно носятся по лицу земли нашей: раздаются слова: «Христос Воскрес!
» — и поцелуй, и всякий раз так же торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гулят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас?»

Тут, наверное, впору говорить о разнице мировосприятия у нас и на Западе. В католиках и протестантах гораздо сильнее мирское начало, погруженность в заботы о земном, преходящем. Восточное христианство хранит самую суть веры, которую невозможно понять, не пропустив через себя страдания Спаса, не помышляя о жизни вечной. В любой русской церковной общине право читать в Великую Субботу о страстях Христовых почиталось за особую честь, и выбирали для этого, как правило, людей, поживших на своем веку, к тому же известных примерным благочестием. В старину полагали, что с первых суток Светлой недели и до дня Вознесения Господь ходит по земле в сопровождении апостолов. Одетые в рубища, они бродят по Руси, испытывая людское милосердие и награждая тех, у кого души чисты. Не потому ли в эти праздничные дни двери Передних сеней государевых открывались для простого народа? Эпоха первых Романовых — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, патриарха Филарета, которого тоже называли Великим Государем, — отнюдь не была идиллической. Случалось всякое: и военные поражения, и мятежи, и трагический Раскол. Но именно тогда Светлое Воскресение стала с должным размахом отмечать вся страна.

Алексей I, по прозванию Тишайший, видел свое монаршее предназначение в служении Богу и народу, целью его служения было построение благополучного государства, в чем-то подобного Царству Небесному. Очертания кремлевских палат и храмов отражали представления этого самодержца о светлом неземном граде. Алексей Михайлович полжизни провел в церковных стенах, на богомолье, регулярно объезжал монастыри, почти ежедневно бывал в кремлевских соборах. В пасхальные дни все государственные дела откладывались в сторону, жизнь на царском дворе замирала, жалобы и челобитные не рассматривались, а представители Боярской думы исправно окружали монарха во время литургии. В главном соборе страны — Успенском — государь христосовался с патриархом и архиереями, одаривая каждого пасхальными яйцами. С детства посещал пасхальные службы и его мятежный сын Петр. Будучи подростком, он гордился тем, что ему в отличие от немощного брата Ивана хватает сил на столь долгое богослужение.

 В зрелости Петр Алексеевич изменил свое отношение к церковному календарю. Нет, он не покусился на православные традиции, однако войны и реформы были для него важнее церковного чина, и современники первого российского императора это слишком явно ощутили. В зрелые годы Петр I отмечал великий весенний праздник, сообразуясь с собственным вкусом, со своими мерками. Жизнелюбивый и честолюбивый, словом, мирской человек взялся изменить и традиции пасхальных торжеств, отдавал дань разудалым, многолюдным, связанным с физическими упражнениями и чудесами техники развлечениям: гребле, фейерверкам, парадам… Все праздничные дни на улицах новой столицы не смолкали оркестры, проводились потешные соревнования по сбору-катанию пасхальных яиц. Прокатившись по Европам, он отметил для себя, что его Отечество там считают эдакой сумрачной, населенной дикими варварами державой, и... устыдился своего происхождения. Петр, по словам Пушкина, «не презирал страны родной», по-своему верил в Россию, но не такую, как раньше, а модернизированную по европейским лекалам. Дух Светлого Воскресения не источился вовсе, витая по-прежнему в великолепных русских храмах, рубленых крестьянских церковках. Хотя в семьях аристократов «преданья старины глубокой» хранили все с меньшим почтением, Пасха у них превращалась в веселый карнавал: накрытые на несколько дней столы, шумные визиты с песнями и плясками, сюрпризы и розыгрыши — все это царь-реформатор вполне одобрял. К вечеру Петропавловская крепость и лодки, которые герр Питер мог наблюдать из окон своего дворца, украшались иллюминацией. Всю ночь громко звучала музыка — самодержец любил, чтобы в праздник люди не сдерживали радости. На Адмиралтейской площади и Марсовом поле устраивались балаганы, уличные театры — традиция, которая утвердилась впоследствии как минимум на два столетия. Комедианты разыгрывали сценки из жизни арлекинов и пьеро, показывали свое мастерство жонглеры и акробаты. Устраивались и действа патриотического характера, чем-то они походили на инсценировки популярных лубочных картинок. Актеры демонстрировали молодецкую силу и справедливость былинных русских витязей, одолевали змиев, давали отпор завоевателям, а посрамленные враги (лицедеи, их изображавшие) убегали с ярмарки под общий свист и улюлюканье. От образов богатырей артисты переходили к событиям более близким, исторически достоверным.

 Посрамленными оказывались и шведский король, и предатель-гетман, и гордые турецкие паши. Надо признать, это было важно и полезно для всех горожан: мало кто мог выписывать в ту пору газеты и журналы, посещать театры. Дети крестьян и ремесленников узнавали на площадях о «делах давно минувших дней» (чем не патриотическое воспитание?), простой народ тешился актерской игрой, радовался героическим сюжетам. Такие «шоу» сравнимы с талантливым современным блокбастером по мотивам русской истории, а погода в пасхальные дни выдавалась обыкновенно теплой и солнечной. По петровским «скрижалям» праздничные традиции развивались довольно долго, вплоть до эпохи Николая I. Он первым из императоров стал христосоваться не только с родными, близкими и приближенными, но и с простым людом, воплощая идеологическую максиму о триединстве православия, самодержавия и народности. Несмотря на почитание Петра — великого императора, отца гвардии, преобразователя державы, — в обществе нарастал интерес к историческим первоосновам.

 Александр III пытался приучить высший свет к настоящей русской Пасхе, в которой веселые, шумные празднества не затмевают духовной сути торжеств. К посту, молитве, чтению Евангелия государь относился серьезно и никогда не превращал собственные посещения храма в игру на публику, ценил уединение. Свой вклад он внес и в традицию пасхальных подарков. Самым известным из этих даров стало драгоценное яйцо от Карла Фаберже, которое Александр Александрович преподнес в 1885 году супруге. Чуравшийся роскоши, гораздо лучше разбиравшийся в произведениях живописи, нежели в ювелирных украшениях, для Пасхи и любимой женщины он сделал исключение. При нем и его сыне-преемнике все явственнее ощущалась связь царского двора с Первопрестольной. (К примеру, накануне Вербного воскресенья Николай II неизменно приезжал с семьей в Белокаменную, дабы поклониться древним святыням, поучаствовать в торжественном выходе из Грановитой палаты в Чудов монастырь.)

 Петербург в конце XIX столетия стал чем-то напоминать в пасхальные дни Москву XVII века с ее вербным великолепием и уличным многолюдьем. Даже архитектура, которую предпочитал могучий государь, ассоциировалась с русскими теремами-хоромами. В Светлое Воскресенье всем жителям города разрешалось забираться на звонницы церквей и бить от души в колокола. И каждый старался звонить с чувством, толком, расстановкой. Подобный настрой был охотно поддержан наследником Николаем Александровичем. Главное событие года, Пасху, последний русский император встречал иногда в любимой Ливадии, где по три дня продолжалось царское христосование. Николаю II удавалось поздравить порядка 10 тысяч братьев во Христе. В апреле 1917 года императорская семья жила под арестом в Царском Селе. Утром после пасхальной службы Николай Александрович похристосовался со всеми служащими Александровского дворца, а у Александры Федоровны нашлись для них подарки — фарфоровые яйца. Это было самое грустное празднование в жизни монарха: многие уже демонстративно называли его «гражданином Романовым». Последняя царская Пасха проходила, можно сказать, на фоне революционных алых знамен... И все-таки великий русский праздник оказался сильнее политики: выжил, сохранился, преодолел гонения и забвение. А сегодня пришло время изучать его яркую, уникальную, дорогую для нас историю.
Материал опубликован в журнале Никиты Михалкова «Свой».

file:///blog?utm_referrer=mirtesen.ru
******************

2.ИЗГНАНИЕ АДА

Великую Субботу я провела удивительно. Впервые за то время, как я в церкви (не считая прошлого - ковидного года), я в этот день не была в храме. Не была на службе, не суетилась с куличами, не принимала участия в уборке и украшении храма. Так получилось.
Это долгая история.
В храм поехала только на ночную службу.
А целый день я убиралась в своем доме, мыла полы и окна.
И эта уборка была как молитва.
И в этой молитве рук и головы не было суеты.
Так странно. Так получилось.
Мой Бог сошел во ад, и в аду засияла любовь.
И пока Он был в аду - я пыталась сделать так, чтобы к Его возвращению - ничто в моем доме не напоминало об аде.
Пусть в окна беспрепятственно входит свет.
Пусть в углах рассеется мрак...
Он разрушил ад, упразднил, извел, затопил любовью. Но оставил нам свободу, и, пользуясь ею, мы привычно и упорно пытаемся воссоздавать ад а отдельно взятом доме, в семье, в душе... Я сама знаю тысячу способов построения ада, того самого, который умертвил Господь.
Об этом была моя Великая Суббота в этом году.
И все время хотелось плакать, как вспомню о Нем...
Вот оно - богоборчество: Он разрушил ад, а мы - строим его из обломков. Бытовое, жалкое, унылое богоборчество.
Он разжег любовь. Мы - топчем ее ногами, по какой-то темной привычке.
Подумалась такая телесная аналогия: под умными сильными пальцами массажиста что-то хрустнуло в теле человека, и мышцы блаженно обмякли, расслабились зажимы, тело выпрямилось - освободилось от своего ада. Но прошло время - и тело скрючилось по-привычке, сжалось...
Как привычен нам ад, наш личный, наш общественный - ад. Как будто - необходим. Как за 2000 лет не можем мы от него отвыкнуть.
А как подумаю про Христа - сердце сжимается. Прерывается дыхание.
-
Он воскрес! Ура! Христос воскрес!
Надежда Панкова, биолог.
**********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
4 мая 2021 года.
 


Рецензии