Иконография Пасхи и православный апофатизм

                ***

Рассуждая о различиях между православием и католицизмом, часто указывают, на разницу в иконографии Воскресения Христова. У нас, дескать, само Воскресение Христово не изображается – ведь этому моменту не было свидетелей. Есть, правда, икона «Сошествие во ад», которая подчеркивает победу Иисуса над смертью, и часто именуется «Воскресение Христово», - но там не изображен сам момент Воскресения. В католической же традиции, начиная с 15в получает всеобщее распространение изображение Христа со знаменем, Который выходит из гроба. С 17 века такая иконография приживается и в русском православии. И здесь видят католический «позитивизм», катафатическое богословие. Все, как и с причастием: как Христос присутствует в Евхаристии? Вот вам ответ: мы проанализировали тайну с помощью аристотелевской философии, и пришли к выводу, что имеет место пресуществление. Изображение Христа, выходящего из гроба со знаменем – это такое же «пресуществление». Вот, смотрите: мы знаем, как это было! В православии больше мистики и благоговения – мы не знаем, как именно воскрес Христос, и не можем изобразить этот момент. Тут апофатизм православного богословия. Католическая иконография как бы «доказывает» - Христос воскрес. В православии же есть икона, которая иначе подходит к этим «доказательствам», и по-другому изображает Воскресение Христа. Это икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Она не изображает Воскресения Христа, и там нет образа Воскресшего. Но он есть негативно, как принято в отрицательном богословии, так хорошо известном нам еще со времен автора Ареопагитик. Эта икона находится под знаком евангельских слов ангела: «Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 6). Его нет здесь – на этой иконе, в этом гробу, в этой пещере, в этих пеленах; Его нет здесь – в этой смерти, в этом аду, в этом зле, в котором издревле лежит весь мир; «здесь и сейчас» Его не видят мироносицы. Вот она, вершина православной апофатики! И поскольку Его нигде нет – то Он есть, Он воскрес, ибо иного и быть не может! И лучшую икону Воскресения Христова, чем эта икона с мироносицами у гроба – и написать нельзя.. ЕГО НЕТ ЗДЕСЬ. ОН ВОСКРЕС!


Рецензии
Улыбнулась: мы проанализировали тайну с помощью аристотелевской философии, и пришли к выводу)
Очень точно и тонко передана мистичность Воскресения Христа. Спасибо огромное! Эта икона с того момента, как статью в первый раз прочла, всегда ощущается передающей таинство момента!

Алевтина Ремаркина   29.07.2024 00:59     Заявить о нарушении
Христос воскресе!

Боб Жмуркин   29.07.2024 01:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.