Почему сложно отпустить боль, и как это сделать?
Казалось бы, что хорошего может быть в боли?
На поверхности лежит главная функция боли - защитно-диагностическая. Изначально боль - это сигнал тревоги. Если где-то болит, значит, что-то в этом "где-то" происходит неправильно: например, нарушена целостность системы. И система/организм сразу реагирует болью и стремлением избавиться от вызвавшей её причины. Это в идеале.
Но если причина не очевидна, и система не может её распознать, она стремиться избавиться от самой боли. Так в детективных кинофильмах охрана отключает постоянно срабатывающую сигнализацию, а не ловит злоумышленника, который эту сигнализацию провоцирует.
И так страдающий человек начинает пить таблетки от мигрени, вместо того, чтобы понять, о чём этот симптом ему пытается сказать.
Если же помимо "сигнализационных" на боль подсознательно наложены дополнительные значения, в программе психики может произойти ещё более занятный сбой, и она начинает держаться за боль. Например, в результате ошибочной интерпретации каких-либо травматичных событий произошла склейка "пока мне больно, я жив", т.е. "боль=жизнь". И пока человек не осознает эту склейку, он будет испытывать боль и безрезультатно искать её причину и лечиться от неё.
Другой вариант склейки-перевёртыша - "Если мне больно, значит, я слабый. Я не имею права испытывать боль, потому, что..." Из этой же "оперы" - "Мужчины не плачут" и прочие социальные установки от ума и искусственного интеллекта, отключающие естественные биологические защитные механизмы. В результате человек отключает себе систему оповещения и живёт, как робот, с той лишь разницей, что машине действительно не больно. А человеку рано или поздно всё равно придётся разгребать залежи вытесненной душевной боли, так что "умственная анестезия" временна.
На боль могут быть наложены значения самонаказания и искупления, в этом случае разбираться приходится с кармическими узлами вины и программами жертвенности.
Либо значение выбора "из двух зол меньшего" - предпочтения меньшей боли большей. "Лучше я потреплю маленькую боль, чем большую", - примерно так. Близка к этому выбору функция отвлечения от большой боли с помощью маленькой. Так в детстве, когда мне лечили зубы, вместо анестезии родители давали сувенир, привезённый отцом с Камчатки - ёжика, вырезанного из рога. Они предлагали давить на его острый нос большим пальцем, "чтобы болел палец, а не зуб". Почему не было анестезии, я уже не помню, а вот ёжика запомнила очень хорошо.)
В этих же "степях" подмены значений пасётся могучий перевёртыш аутоагрессии, когда нереализованный гнев человек выливает не на объект, вызвавший этот гнев, а на себя, поскольку агрессия в сторону обидчика невозможна. По сути это тоже ситуация выбора наименьшего зла, но в данном случае актуальны также программы самообесценивания и страха.
Иногда после тщательной проработки болезненных ситуаций может возникнуть чувство незаконченности, отсутствия освобождения. В этом случае можно проверить, нет ли на самой боли ещё каких-либо значений. Например, болезненный опыт или душевная боль могли приобрести смысл личной силы, значимости, исключительности, весомости: "Вот я какой молодец/страдалец/сильный/необыкновенный". Или: "А что я значу сам по себе, без всего того, что мне пришлось пережить и испытать?" Может показаться парадоксальным, но иногда с болью расставаться очень больно - по каким-то причинам психика за неё держится. Как в песне поётся: "Она его за муки полюбила", а в скобках подразумевается: "Ибо больше было не за что".
Как понять, что боль стала ценной, и психика тормозит расставание с ней?
Есть пара тестовых лайфхаков.
Важно! Работать таким образом можно с уже осознанной болью. Неосознанная останется там, где она есть.
Способ первый:
Представьте себе, что вы собираете весь свой негативный опыт, всю боль, которую вы испытали в этой, а может быть, и в прошлых жизнях. Вот они перед вами, собранные из самых потаённых уголков души и памяти. И волшебник в голубом вертолёте предлагает вам обменять их на что-нибудь на данном жизненном этапе более полезное. Например, на счастье. Но только при условии, что вам сотрут память, и вы не будете помнить ничего из произошедшего. Полное забвение. Отследите все нюансы ваших ощущений, когда вы в деталях представите, что расстались с этой болью. Если есть моменты колебания, раздумий, торга или сожалений, значит, эта боль ещё несёт какую-то полезную с точки зрения подсознания нагрузку.
Более провоцирующий вариант - вы расстаётесь с болью, но на условии, что вместе с ней исчезнет и опыт, который вы получили в результате этой боли. Смысл усиления в том, что если есть страх потерять ценный опыт, значит, опыт извлечён не весь.
Если желание избавиться от боли на уровне ума стало чуть ли не идеей фикс, значит, в этой боли есть нечто непринятое вами, а также некая составляющая, с которой вы пока не готовы расстаться.
Способ второй, похожий.
Найдите в своём окружении предмет, символизирующий вашу боль. Такой предмет совершенно точно есть, его надо только найти. Вроде того ёжика из рога, о котором я рассказала выше. Представьте себе, как вы собираете всю свою боль и тяжёлый опыт из внешнего и внутреннего пространства и переносите на этот предмет. А теперь решите для себя, что так же, как вы сейчас разрушите или выбросите этот предмет, вы сейчас разрушите или отпустите свою боль. И снова отследите свои ощущения. Если есть сожаления, колебания и прочие тормозящие чувства, значит, боль ещё зачем-то вам нужна.
А теперь можно сделать с предметом всё то, что собирались.
И если вы уже готовы расстаться с болью, программы, наложенные на предмет, уйдут вместе с предметом. Возможно, именно этого шага им не хватало, чтобы покинуть вас окончательно. Если же вы пока не готовы отпустить их, то через манипуляции с предметом вы запустите процесс освобождения от этих программ, и в ближайшее время они начнут подниматься на поверхность сознания и проявлять себя. Вот тут их тёпленькими и бери.
Свидетельство о публикации №221050401589