Последний шанс

 Григорий отбывал наказание за хранение наркотиков в колонии строгого режима. До окончания срока оставалась всего неделя, когда случился пожар в столярной мастерской, где работал Григорий. Огонь распространялся очень быстро и заключенные едва успевали выносить готовые изделия и заготовки. Наконец , прозвучал приказ, запрещающий заходить в горящее здание из-за угрозы обрушения крыши. На какое-то время воцарилась тишина, и тут все услышали крик о помощи. Один из рабочих подвернул ногу и не мог самостоятельно выбраться из помещения. Что толкнуло Григория кинуться на помощь, он и сам не знает. Бросившись в горящее здание, он отыскал бедолагу и потащил его к выходу... Резкая боль- и Григорий потерял сознание. Очнулся он в большом помещении. Вместо мебели здесь стояли большие столы и на них лежали люди, вернее то, что от них осталось. Это был морг. " Странно, что я здесь делаю?-подумал Григорий- как я сюда попал?" Он вспомнил пожар, падающую балку и жгучую боль, но сейчас он ее не ощущал. Все тело было легким и невесомым, и сам он не лежал , а парил под потолком и сверху созерцал все , что здесь находилось. И тут он увидел себя. Обезображенное огнем тело лежало, как и прочие, на столе, и лишь татуировка на груди позволяла понять, кому оно принадлежит. Григорий с ужасом понял, что он умер, и уже никогда ему не подняться с этого стола, не увидеть своих родных: жену, сына. Вся жизнь его стала вдруг прокручиваться перед ним как кинолента.
  Вот он маленький бежит по траве, рядом стоят мама и папа. Светит солнце, стрекочут кузнечики и так хорошо, тепло и радостно... Вот школа, восьмой класс, первая любовь, первая сигарета, первая рюмка. Недавно отец оставил их с мамой и ушел к другой женщине. Горечь и обида на отца гнала Григория из дома на улицу. Смотреть на часто плачущую и стареющую мать не было сил. В десятом классе попробовал наркотики.   Первый раз на спор :" Слабо или нет". Понравилось. Чем дальше, тем больше. Мать работала на двух работах, домой приходила поздно вечером. Прежде чем лечь спать, она успевала постирать, погладить бельё, приготовить обед, но на воспитание сына ни времени ни сил уже не хватало. Окончив школу, Григорий не спешил овладеть какой либо профессией, не было ни малейшего желания. Все время уходило на поиски денег для покупки очередной дозы зелья. Из дома стали пропадать вещи, деньги. Откровенный разговор матери с сыном ничего не дал. Григорий все отрицал и вместо покаяния нагрубил ей и , хлопнув дверью, ушел из дома. А когда , через неделю вернулся, мать была рада все простить, лишь бы сын был рядом. В армию его не взяли по состоянию здоровья. В 20 лет он женился. Вскоре родился сын- точная копия отца, но Григорию он был не нужен. Все мысли его крутились возле наркотиков: где найти деньги и взять товар... Вскоре от сердечного приступа умерла мать. Похоронили ее соседи. На тот момент Григорий находился в больнице из- за передозировки, а его жена с сыном уехала к своей матери, никому не оставив своего адреса. Выписавшись из больницы, Григорий , первым делом, пошел к друзьям. Те, узнав, что он живет теперь один, предложили ему какое-то время подержать "товар" у себя , взамен на несколько доз кокаина. Он согласился , а через пару дней нагрянула милиция. Дальше- обыск, суд, тюрьма. И вот сейчас, просматривая вехи своей жизни он вдруг осознал никчемность прожитых лет. Ему тридцать пять, а что он сделал в жизни хорошего? Зачем он вообще родился? Вместо радости он приносил своим близким только боль и печаль. Как жил?  Что видел ? Чего достиг? 
" Господи!- взмолился Григорий- теперь я знаю, что ад - это не котлы с кипящей смолой, а огонь пожирающий душу, и от сознания невозможности что-либо изменить боль становиться невыносимой. Если бы можно было повернуть время вспять! Если бы кто дал еще один шанс оказаться на земле в своем теле, радоваться жизни и дарить любовь своим близким. Покаяться перед женой, обнять сына. Я так давно его не видел! Боже милосердный, помоги тем, кто сейчас на земле , как и я когда-то , прожигает свою жизнь. Не допусти чтобы они испытали тот ад, который твориться в моей душе. Господи, прости их и помилуй!"  После этих слов Григорий вдруг почувствовал как его стало засасывать в то тело, которое принадлежало ему. Через мгновение он ощутил сильную физическую боль в руках и ногах. обожженное лицо горело, и глаза не хотели открываться, но внутри шевельнулась надежда, и он застонал, и не понятно было- то ли от боли, то ли от радости вновь обретенной жизни.
     Через месяц Григория перевели из тюремной больницы в районную. На его счастье, внутренние органы не были повреждены,  и пролежав в больнице еще три месяца, Григорий вышел на свободу. Сво-бо-да! Как хорошо звучит! Ты , наконец, можешь делать что хочешь, идти туда куда хочешь! Но вопрос: Куда? Квартиру его, пока он находился в заключении, продали, чтобы погасить все долги какие были на тот момент. Ну что ж, главное- он жив. Григорий решил поехать к жене и сыну в Воронежскую область. Деньги у него были. Пусть немного, но до  Воронежа хватит. Купив билет, он сел в поезд, в надежде скоро увидеть самых дорогих ему людей. Поезд подошел к станции Воронеж во второй половине дня. На Григория вдруг напал страх.
Узнают ли его, обрадуются ли, а вдруг прогонят? Он шел по знакомым улицам и чем ближе подходил к дому, тем тяжелее становились его ноги. Вот , наконец и знакомая калитка. На звонок вышел мужчина. Узнав в чем дело и кто нужен Григорию, сообщил ему, что прежние хозяева пять лет тому назад погибли при невыясненных обстоятельствах. Поговаривают, что несовершеннолетний сын хозяйки жив, но где он, никто не знает. Слезы подступили к горлу .Не хватало воздуха. Ноги подкосились и Григорий, чтобы не упасть, прислонился к забору. Прошло какое -то время , пока Григорий овладел собой и смог задать еще два вопроса: Как доехать до кладбища и где можно остановиться на ночлег. Получив исчерпывающий ответ, Григорий пошел прочь от дома, где , совсем недавно мечтал обрести счастье и покой. Гулять со справкой об освобождении без других каких либо документов было небезопасно, и он направился в ближайшее отделение милиции. Там его выслушали и посоветовали, пока будет готов его паспорт, не гулять по городу, а обратиться в мужской монастырь, что на окраине города. Там ему могут предоставить временное жильё. Это был выход.
 В монастыре его принял настоятель отец  Сергий. После того , как Григорий поведал о себе, отец Сергий предложил ему пожить при монастыре, и не просто пожить, но и помочь в реставрации старой колокольни. Такой поворот событий Григория очень устраивал. В тюрьме он приобрел навыки столяра и плотника и теперь мог их применить на благо святого дела. Жизнь в монастыре была тиха и размерена. Каждое утро церковный колокол звал служителей на молитву, потом завтрак а после него все расходились по рабочим местам до вечерней зорьки. Вечером, после благодарственной молитвы за прожитый день, братья монахи отправлялись в свои кельи до утра. Григорию здесь нравилось. Общаясь с отцом Сергием, он все чаще стал думать :" а не принять ли ему монашеский постриг?" Возможно, так бы все и случилось, если бы не одно обстоятельство. При монастыре жил мальчик- послушник лет четырнадцати. Григорий очень привязался к нему, и Саша , так звали ребенка, отвечал ему тем же. Они жили в одной келье, и все время проводили вместе. Днем Григорий учил Сашу  ремеслу плотника, а вечером , они рассказывали друг другу о своей жизни. Саша попал в монастырь после того, как очередной раз сбежал из детдома. Его мать отбывала срок в тюрьме за халатность , повлекшую за собой ущерб здоровью человека. Она работала воспитательницей в детском саду. В ее смену, когда группа гуляла на улице, подрались два мальчика и один из них кинул камень и попал другому в глаз. В результате ребенка увезли в больницу , а на Сашину мать завели уголовное дело. Женщину приговорили к трем годам лишения свободы. Срок уже подходил к концу  и Саша с нетерпением ждал, когда он вновь увидит мать. Так прошло полгода. Наступила зима.
Отец Сергий был доволен своим работником и все чаще отпускал Григория с различными поручениями в город. В один из таких дней Григорий, купив все необходимое для работы, возвращался в монастырь.  Дорога шла мимо детского приюта. Каждый раз , проходя мимо, он останавливался у забора и всматривался в лица ребят игравших во дворе, в надежде увидеть своего сына. Конечно, трудно было надеяться на то, что через столько лет разлуки отец узнает своего ребенка, и все же Григорий не терял надежду. Вот и сегодня он засмотрелся на ватагу подростков, которые, несмотря на то , что на улице зима , с упоением гоняли мяч. Когда ребятишек позвали на ужин, Григорий двинулся дальше. До монастыря оставалось минут десять ходьбы. Зимой темнеет рано, а идти предстояло по неосвещенной улице, на которой стояли частные дома. за ними тянулся пустырь. Оказавшись на пустыре, Григорий остановился, поставил сумки на землю для того, чтобы дать передохнуть рукам, затекшим от тяжелой ноши. Почти тут же он услышал шаги, а еще через мгновение окрик:" Эй ты, гони деньги, или мы тебя сейчас здесь уроем!" Из за плохого зрения, потерянного им во время пожара, Григорий с трудом ориентировался в темноте, он заметил лишь как три тени бросились на него и стали избивать. Григорий не сопротивлялся. Он лишь сжался в комок и лежал так под ударами рук и ног грабителей и молил Бога о помощи ему и милости к нападавшим. Очнулся он в больнице. На утро его посетил участковый. Составляя протокол , милиционер показал Григорию три фотографии подростков, которые подозревались в ряде таких нападений. Опознать своих обидчиков Григорий не мог, так как не видел в темноте их лиц, но одна фотография привлекла его внимание. Лицо одного из парней показалось ему знакомым, и он спросил участкового:" Кто этот?" Милиционер, собираясь уходить, ответил, что мать и бабушка этого парня, которого зовут Сергеем Гороховым, погибли пять лет назад, их нашли убитыми в собственном доме. Дело до сих пор не раскрыто. Отец его то ли сидит в тюрьме, то ли умер- никто не знает. Сам парень учится в ПТУ, живет в общежитии, а вечером со своими дружками промышляет разбоем. Но на месте преступления их никто не поймал, и поэтому прямых улик против них нет. Участковый ушел, а Григорий не мог прийти в себя от услышанного. Горохов Сергей- так зовут его сына да и возраст подходит, может это он? Надо срочно найти этого парня и поговорить с ним. Но как и что сказать мальчишке, который наверняка осуждает своего отца, виновного, пусть даже косвенно, в смерти его матери. Выйдя из больницы, Григорий нашел ПТУ, где учился его сын , поговорил с директором, и тот предложил Григорию прийти на занятие в группу и рассказать всем ребятам о своей жизни и о том, как порой очень дорого приходится
платить нам за свои ошибки. Директор был прав. Одно дело слышать нотации от учителей, а другое услышать рассказ человека , который сам прошел через ад. В назначенный день и час, Григорий пришел в класс и, набравшись смелости, начал говорить. Ребята сидели тихо. Григорий рассказал о своем детстве, о наркотиках, о тюрьме и о том , как Господь дал ему еще один шанс все исправить в своей жизни. Прозвенел звонок, но никто не спешил покидать класс. Все сидели и молча думали, каждый о своем. Григорию очень хотелось подойти к своему сыну, обнять его и сказать :" Здравствуй сын! Я твой отец и я люблю тебя", но он этого не сделал, предоставив ребенку самому сделать выбор.
 Когда Григорий вернулся в монастырь, его ждала хорошая новость. Сашина мама, Наталья Васильевна, вернулась из заключения, и теперь мальчик будет жить в своем родном доме. Наталью Васильевну Григорий увидел, когда женщина собирала вещи своего ребенка: худенькая, среднего роста, с болезненным цветом лица, но , с живыми глазами полными надежды на на лучшее. Прощаясь, Саша пригласил Григория обязательно  прийти к ним в гости. И получил согласие. А на следующий день настоятель Сергий пригласил Григория к себе в кабинет для разговора. Переступив порог, Григорий сразу увидел своего сына, который сидел на стуле, низко опустив голову, руки его были зажаты между колен. Рядом стоял отец Сергий, и что-то тихо ему говорил. Завидев отца, мальчик встал и молча подошел к нему. Сердце у Григория готово было вырваться из груди. Он обнял сына. Они стояли и молчали, слова здесь были не нужны. Тишину нарушил  отец Сергий, который сказал, что теперь, когда Саша переехал жить к себе домой, а его место освободилось, Сергей может переехать сюда и жить с отцом, чтобы лучше узнать друг друга. В первое же воскресенье отец с сыном съездили на кладбище, проведали могилу матери и жены. На обратном пути зашли в гости к Саше и его маме. Дом, в котором они жили, был частный с большим подворьем, но чтобы содержать все в надлежащем порядке, не хватало мужских рук. Наталья Васильевна очень обрадовалась гостям. Она поставила чайник и накрыла на стол. Ребята, как только поели, сразу пошли во двор. Саше не терпелось показать новому другу свое любимое дерево, на ветвях которого, соорудив там шалаш, он любил проводить свободное время. Наталья Васильевна и Григорий остались одни. Люди пережившие похожие ситуации, тянутся друг к другу. Трудно объяснить здоровому человеку , что и как у тебя болит, и лишь тот кто сам переболел этим недугом , может тебя понять и поддержать. Время пролетело незаметно и надо уже прощаться, но уходить не хотелось. Искра, которая пробежала между Натальей Васильевной и Григорием, вселяла надежду на серьезные отношения. С этого дня Григорий стал часто, один или с Сережей, заходить  в этот дом. Здесь их ждали и были очень рады видеть. Через полгода Григорий сделал Наталье Васильевне предложение и они расписались. Мальчики Сережа и Саша были рады за своих родителей, и что у них теперь появилась большая семья. Осенью ,в начале учебного года , Григорию предложили работу мастера столярного ремесла в ПТУ, где учился его сын. Он согласился, и жизнь наполнилась смыслом и радостью. Вечерами Григорий выходил из дома в сад и там благодарил Бога за возможность жить, любить и приносить пользу людям.
   
    


Рецензии