Во время стояния на Кавказе - 1829

                Во время стояния на Кавказе – Нелогичная история
                Или – Чудесные находки.

                Часть 2.

    Сознательное искажение исторических событий, когда не знаешь чем закончиться такая практика тяжёлый труд. Особенно, когда лавры улетучатся, и все заметят ложь.
    Думали ли, предполагали ли, неизвестно. Но, для будущих фальсификаторов наука. Всякая ложь, она останется ложью, а тот, кто придумал красивую сказку, окажется далеко не таким мудрым, когда тот ещё фальсификатор пожимал в удовольствие руки, что нашёл удачное сравнение для новой легенды, как историческое предание «Прошение»  потомков кабардинца Килара Хаширова,  повторяемая устарелая стезя,  история детей, лейтенанта Шмидта.
    К исторической и легендарной фразе: «Дети лейтенанта Шмидта» наши герои имеют косвенное отношение… Отцом этого выражения стали Ильф и Петров. И небезосновательно. В голодные 20-е годы прошлого века, чтобы выпросить деньги на еду, многим пронырливым молодым людям приходилось представляться родственниками известных в те времена людей. По стране бродили многочисленные братья наркома просвещения (об этом писал Булгаков); на юге страны по совучреждениям "собирал дань" лже - партийный деятель Файзулла Ходжаев; попрошайничали сыновья Чичерина. В числе таких аферистов, специализировавшиеся на семейных связях, были герои "Золотого телёнка" Шура Балаганов и сам Остап Бендер. Они знакомятся в арбатовском исполкоме, где оба появляются под видом сыновей руководителя восстания севастопольских моряков. Так, что «дети лейтенанта Шмидта» — вымысел Ильфа и Петрова.
В нашем случае в Кабардино-Балкарии разные люди пытаются скроить благостную историю для своей семьи, фамилии, этноса, присваивая героев других народов.          Для этого банально подыскивается и придумывается история для определённого героя своего времени, который в силу свершения последним подвига в определённой отрасли, ему придумывают историю и легенды, как этого героя представить, героем своего народа и обвинить других, соплеменников героя, в неправде. Как говорят, чем безрассуднее ложь, тем легче она превращается в правду. А раз в народе столько известных людей в разных отраслях в этом народе, это указывает на древность и славное героическое прошлое этого народа.
    История кабардинца Килара начинает впервые сумневающе упоминаться  с 1941 года.
    До этого, хотя было известно в русской научно-исследовательских книгах, таких, как «Природа и Люди на Кавказе и за Кавказом» по рассказам путешественников, поэтическим произведениям А. Пушкина, Лермонтова, Я. Полонского и Ученых Изследованиях», 1869, изданных в С.-Петербург, 430 с.,  в типографии В. Демакова. Вас. Остр., 9 лин., № 22, как Учебное пособие для учащихся, составитель  П. Надеждин, что взошёл на вершину Эльборуса, туземец, то есть, местный житель карачаевец Кильяръ.
Для тех, кто понимает, что такое научная книга в Российской империи, это одна из первых научных книг составленная высокообразованными людьми Русского государства.
   Книга П.П. Надеждина,  представляет собой систематический свод научных сведений по географии и этнографии Кавказа. Объем издания позволяет ознакомиться с географией, геологией, сельским хозяйством и промышленностью, народонаселением Северного Кавказа, его жизнью, бытом и нравами, а также с плодотворной деятельностью лиц, послуживших в крае на военном и гражданском поприще.  Под названием «Эльборусъ и Восхождение на него: Кильяра, Радде и Фрешвильда», даётся полный экскурс о первых восходителях на гору Эльборус. По этой книге в России проходило обучение учащихся и студентов, географических и этнических знаний во всей  необъятной России. Не подлежит сомнению то, что в спустя 30 лет, после первого восхождения на Эльборус, русские учёные, исследователи достаточно хорошо разбирались в географии и историях восхождения, чем те, которые спустя сто лет начали искажать истинную историю.
     Представляем вашему вниманию небольшой обзор этих материалов.
П. Надеждин: « Издавая в свет предлагаемую книгу, я имел в виду оказать через нее помощь учащимся: туземцам – при изучении ими родины, а вообще всем – при изучении географии и этнографии Кавказа…
В 60 лет русского владычества на Кавказе, делаемы были различными путешественниками многочисленные попытеи взбираться на Эльборус и Казбек. Что во время достопамятной (1829) экспедиция генерала Эммануэля один туземец Кильяр взошёл на вершину Эльборуса, это достовернои известно. Покойные члены  Императорской академии Купфер, Ленц, Мейер, Менетрие знали об этом восхождении и этому Кильяру была выдана в лагере генерала Эммануэля значительная денежная  награда; в Пятигорске, как известно, есть даже железная плита с надписью в память этого человека.
       В 1865 г. наш известный учёный Радде, когда находился в деревне Хурзук в Карачае и выбирал себе проводников для восхождения на Эльборус, встретил старика, участвовавшего в восхождении 1829 г.,  и узнал от него много подробностей…», сс., 6., 70.
В дальнейшем составитель книги рассказывает о восхождении самого Радде на Эльборус, о восхождении экспедиции Фрешвильда 1868 года.
Мы уже рассказывали о  Радде. Тем, не менее, в этой теме важно ещё раз сказать о самом Радде словами современника и сам рассказ от Радде.
 
Представляем автора,Сысоев Василий Михайлович (1864-1933 гг.) археолог, историк, педагог, общественный деятель Кубанской области, один из основателей ОЛИКО, первый председатель его правления.
В своей работе « Эльбрус. Известия Общества любителей изучения Кубанской области.» Выпуск 2 под ред. В.Сысоева и А.Дьячкова-Тарасова. Екатеринодар, Типография Кубанского областного правления, 1900 г.., рассказывает о Радде:
«Доктор Радде, северный германец по происхождению, благодаря своим постоянным путешествиям и энергии, проявленной в деле организации Кавказского музея в Тифлисе, директором которого он состоит до сих пор, больше чем кто-либо способствовал распространению глубокого изучения страны, сделавшейся его второй родиной. Известный ботаник и неутомимый путешественник, он обратил свое внимание на многие отрасли изысканий и издал свои наблюдения в нескольких томах, а также во многих номерах специального журнала.
Целая жизнь, посвященная серьезному наблюдению в малоизвестных областях науки выше, чем одно какое-нибудь хотя бы и блестящее исследование, и доктор Радде справедливо заслуживает того почета, каким он пользуется в Англии и других странах. Он сделал все, что было доступно для человека, который не был альпинистом. Если бы ему удалось разрушить чары, охраняющие тайны снежного мира, если бы он создал среди местных охотников школу проводников по ледникам, то он мог бы сделаться Соссюром Кавказа. Но теперь, несмотря на то, что его труды всегда будут высоко цениться серьезными исследователями, он оставит по себе скорее научную репутацию, чем популярное имя…»
В 1883 году в России выходит IX Том, Кавказ из серии «Живописная Россия. Отечество  Наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом  и бытовом значении. Под общей редакцией П.П. Семенова, вице председателя императорского русского географического общества,  съ 175 рисунками в тексте и 44 отдельными картинами, резанными на дереве. Издание товарищества « М.О. Вольфъ»  Москва Петровка  д. Михалкова, № 5; С.- Петербург,  Гостинный дворъ №№ 17 и 18, 1883 .

Вкратце о П.П. Семенове:

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Ша;нский (1827-1914)— русский географ, ботаник, статистик, экономист, путешественник, государственный и общественный деятель, великий учёный, географ, ботаник и статистик. Первым комплексно исследовал почвы чернозёмной России, первым описал неизвестный науке Тян-Шань, открыл выход для исследований во Внутреннюю Азию.
В IX Томе в книге «Кавказ» есть очерки Густава  Ивановича  Радде (1831-1903, Тифлис), русский географ и натуралист, член –корреспондент Петербургской Академии наук.

Из книги «Кавказ», Том IX, Г.И. Радде:

 
33

«Печальная картина представляется нашим взорам кругом все погружено в густые облака. Молчаливо отправляемся в путь, утомленные и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7 августа 1865 года). Живущие там  Карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Эти сильные, нередко красивые татары – выходцы из Крыма – живут в  ближайшем соседстве от Эльбруса и часто загоняют свои стада вплоть до снеговых его полей. Из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эмануэля с членами академии наук Ленцом, Купфером, К.А. Мейером и Менетрие, первый взошел на вершину Эльбруса. При осмотре Эльбруса с селения  Учкулан, он представляется во всем своем величии обращенным в долину Хурзук и кажется тупым, белым конусом с двумя закругленными вершинами, разделенными седловиною.
9-го августа начал восхождение на Эльбрус с северной его стороны. Четверо коренастых Карачаевцев провожают меня.»

34

«Вершина Эльбруса достигнута была всего только два: в первый раз Карачаевцем Киляром в 1829 году, а во второй раз, 31 июля 1868 года, обществом знаменитых английских альпоходцев, состоявшим из Фрешфельда, Мори и Текера, которые, в сопровождении опытного альпоходца Франсуа Девесу, уроженца долины Шамуни, взошли даже на высшую вершину Эльбруса, что до сих пор никому еще не удавалось. О восхождении своем на вершину Эльбруса они сообщают следующее:
Мы поднялись на все три его вершины. Две из них не были покрыты снегом. На достигнутой нами первой вершине, которая нам казалось выше остальных, мы сложили знак из камней. Двое из наших носильщиков - Дяпоев-Дячи и Сатаев-Ахья – взошли вместе с нами на вершину.»

142

«небольшой, но приличный и уютный по внешнему виду городок – станица  Баталпашинск. Еще несколько верст вперед – и вы вступаете в ущелье, по которому протекает Кубань. Вы едете дальше  дальше, выше и выше на юг через Кумары, Горная природа успела уже заполнить ваше внимание. Горы  и горные  уступы, скалы и стремнины. Глухо и безлюдно;  нет Русских, нет даже казаков. Изредка  попадаются вам  на неуклюжей арбе или на крепком коне плотно скроенный горец-Карачаевец. Вот, наконец, и Гузукъ, последний аул по направлению к Эльбрусу, населенный карачаевцами. Дальше нет людей,  но царит одна природа, величественная, горная, кавказская природа. Позади вас уже лежат значительная возвышенности; перед нами и вокруг тянутся вершины одна другой выше, а над всеми ими главенствует величавый Эльбрус. Вы находитесь под обаянием величия природы. Впечатления и мысли быстро меняются.

Вы на подошве Эльбруса. Взяв проводника, вы идете дальше на Эльбрус и вступаете в полосу снега. Говорят, что недавно еще какой-то удалой Карачаевец всходил на эту гору трудно досягаемую вершину, лежащую на 18,570 ф. над уровнем моря.»

Из представленной научной литературы видно, что жители в окрестностях Эльборуса – это карачаевцы, и, что из их среды вышел первовосходитель на гору Эльборус в 1829 году.
Так было, и так считали в XIX веке, так считалось и до начала Великой Отечественной воны 1941 – 1945 годов, которая внесла определённые поправки в искажение истории первовосхождения.

Следует отметить и то, что многие путешественники, учёные, исследователи в своих работах могли написать о первовосходителе и туземец, черкес, кабардинец.
Позже этой темы мы коснёмся и дадим анализ каждой такой работе.

Первой  работой,  в которой даётся описание надписи на железной плите о первовосхождении на Эльборус в 1829 году, опубликовано в конце XIX века.
Это  книга М. Владыкина «Путеводитель и собеседникъ в Путешествии по Кавказу», в 2-х частях, Издание 2-е, дополненное и исправленное, с приложением карты Кавказа с железными дорогами, Часть I, Москва, 1885 год, Типография И.И. Родзевича, Петровка.

Следует отметить, к тем легендам, что плиты о первовосходителе были у грота с видом Эльборуса, опровергается работой М. Владыкина, в которой описывает грот Дианы в Пятигорске: «…музей, публичная библиотека и комнату для консультацией врачей. За ним следует направо грот Дианы, построенный Бернардацци и напоминающей своею формою пятиглавую Бештау. Тут же продается кумыс. При входе в грот по обеим сторонам стоят две чугунные доски…»
Хотим обратить ваше внимание на то обстоятельство, что первым письменным источником о плитах с именами участников экспедиции 1829 года, упоминалась в работе Надеждина в 1869 году, без описания текста самих плит. Работа М. Владыкина – это первая работа, где даётся текст этих плит.

Отдельный раздел нашего исследования мы назвали «Плитный вопрос», поэтому, в этой теме о плитах и их содержаний на плитах, воздерживаемся давать свой анализ и комментарии.

Тема, которая сейчас стала дискуссионной между кабардинцами, инициаторами нового взгляда на историю первовосхождения на Эльборус в 1829 году, и карачаевцами, из среды которых вышел первовосходитель в серьёзном научном мире не оспаривалось. Некоторые учёные псевдо - теории и псевдо – работы стали считать мерилами в праве оспаривания, национальности первовосходителя.

Долгое время в Кабардинской среде такой вопрос, как первовосходитель на Эльборус в 1829 году, не стоял вообще на повестке дня, как актуальный,  как требующий, каких-то, доказательств, что этим первовосходителем был кабардинец. Наоборот. В кабардинской среде интеллигентов XIX века эта тема замалчивалась. А если и писали, то писали, что первовосходителем на Эльборус было восхождение 1868 года Дугласа Фрешфильда, вплоть до 50-х  годов XX   века.

Первый адыго-кабардинский историк Шора Бекмурзин Ногмов (1794-1844гг.), писавший историю адыгов со времен переселения их предков  с Египта, и знавший все легенды об адыгских богатырях и героях, нигде не упоминает о кабардинце горовосходителе на Эльборус в 1829 году. Хотя, он сам лично встречался с участниками той же экспедиции с Бесом в крепости Нальчик, где и упоминается у последнего в его книге «Путешествия…», 1838 года, под именем дугор Сора. (См.  Ж.-Ш. де Бесс, АБКИЕА, Нальчик, 1974,сс.337-338, сс. 329-352)
В противовес некому Аскеру Хаширову, написавшему в своей книге «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019 год, страница 531, вздорный текст, и выделив в ней чёрным «Никогда»,

«Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…»

 Считать это научным фактом или документально подтверждёнными обстоятельствами высказывания Хаширова, нельзя.

 Весьма странное отношение для  здорового человека, если бы не то обстоятельство, что последний служил в подразделениях МЧС России, и даже говорят, что имеет офицерский чин.

 Скорее всего, за этим высказыванием стоит человек, придерживающийся крайние расистские убеждения, не признающий от видимо большой неприязни к карачаевцам и балкарцам, им право жить на своей родине, в предгорьях и ущельях Центрального Кавказа, по рекам, Черек, Чегем, Баксан, Малка (Балык), а ранее и левобережье реки Терек, которую называли Бештамак – Пятиречье. Свою страну – Бештау Эл  (Пятигорская Страна) и отмеченные в «Книге Большого Чертежа», 1627 года, как «Пятигорские черкесы».

Так, вот Шора Бекмурзин Ногмов в отличие этого современного неонациста Аскера Хаширова, отмечал в своём рассказе ещё в 1821 году, дня 20 октября при встрече с миссионерами Уильям Глен и Галлоуэй, в Карассе, поселение рядом с Пятигорском,  что: «Он только что возвратился из Карачая, местности расположенной у подножья Эльбруса, надменная вершина которого открывалась моему взору по мере моего приближения к долине Кумы.
Он сказал, что вершина горы считается совершенно неприступной. Расстояние отсюда до  Эльбруса, по его словам, около трёх дней пути. Он сказал также, что туда можно добраться в безопасности и европейцам, приняв меры предосторожности – путешествуя, напр., в костюме туземцев и под покровительством какого-либо шефа, имя которого уважается.
Туземцы, называемые карачаи – магометане; их язык представляет собой татарский диалект…», с.106, И.В. Зайцев «Новая рукопись Шоры Ногмова: Шора Ногмов, Шотландские миссионеры, Юлиус Клапрот и Тюркские рукописи», ФГБУН Институт Востоковедения РАН, Россия, из сборника «TRANSAUCASIA», 2015-2016, Выпуск 3.
Люди такие, как Аскер Хаширов, на самом деле это опасные люди, открыто пропагандирующие расизм при поддержке научных учреждений Кабардино-Балкарской республики и игнорирования компетентными органами таких высказываний через печатные издания для массового читателя, впоследствии приведёт к непредсказуемым последствиям.
Вот высказывание Аскера Хаширова: «Никогда, ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам…»
А вот работа академика  Российской Императорской Академии Наук  И. А. Гильденштедта «Географическое и Статистическое описание Грузии и Кавказа. Из Путешествия Г-на Академика И.А. Гильденштедта через Россию  и по Кавказским горам, в 1770, 71, 72 и 73 годах, издано по повелению Императорской Академии Наук», В САНКТПЕТЕРБУРГЕ, При Императорской Академии Наук, 1809 год, страница 146, XI. О Базиании и  Басиянцах (О Балкарии и Балкарцах, Карачаевцах – Х.Т.).
«Она занимает часть высокого снежного хребта около Малка, Терека, Аргудана или Аргуена до самой Кубани и граничит к востоку с Осетинскою областью, к югу с Грузией, и именно с Имеретскою и Сванетскою провинциями, к западу с Абхазиею, а к северу с Черкесиею…», страница 148, «5. Карачай, по Базиански.
Черкесы называют его Каршага, а Грузинцы Карачагети, также Кара-Дшики.
   Он лежит около вершины Кубани, и смежен  к западу с Абазинским округом Башилбаем, а к югу со Сванетией. С восточной стороны отделяет его горной хребет Чалпакъ от Кабардинцов живущих на реке Баксан. На помянутом хребте Чалпакъ берут свое начало реки Малк и Кума…», по состоянию отличном от проживания кабардинского этноса до 1720 года на реках Терек и Сунжа.

Несколько штрихов к топонимам Приэльбрусья для незадачливых потомков «кабардинского восходителя  Киллара»
Перевал Балыкъ Баши (Балкария) соединяет верховья реки
Битюк-Тюби- Къол (восточный исток реки Уллу-Хурзук - река Уллу- Кам - река Кубань (Карачай)  и долину ледника Уллу-Чиран (река Кызыл-Кол - река Малка - река Терек) находится в понижении северного отрога от восточной вершины Эльбруса.
Источник: М. К. Голомбиевский. Попытки восхождения на Эльбрус в 1887 и 1888 годах и топография этой горы и ее окрестностей. Известия Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества, том 16, 1903г. Тифлис, 1903 г.

И другой исследователь  В.Ф. Новицкий, рассказывает в своей книге «В горах Кавказа. Три поездки в окрестностях Эльбруса летом 1896 года и восхождение на эту гору…»,  Санкт-Петербург, 1903 г.: «Близлежащий аул Хасаут уже просыпался; из него выгоняли на пастбище большое стадо овец, и оттуда доносились свист и крик пастухов, звонко разносившиеся эхом по ущелью.
Хасаут населен карачаевцами, горцами татарского происхождения, обитающими в ущельях северного склона Кавказского хребта, в окрестностях Эльбруса…» Хасаут река и урочище в Малкинском ущелье.

Возвращаясь к вопросу, что и как писали в свое время образованнейшие люди адыго-кабардинского мира, следует отметить,  публикацию 1891 года в «Сборнике Материалов для описания Местностей и Племён Кавказа, Издание Управления Кавказского Учебного Округа», Выпуск двенадцатый., Тифлис, Типография Канцелярии Главноначальствующего частию на Кавказе. Составителем этого сборника выступил известный исследователь, учёный Л. Г. Лопатинский, лингвист, этнограф, исследователь языков народов Кавказа.

В этом сборнике опубликованы «Кабардинские предания, сказания, записанные по русски…» По словам самого Л.Г. Лопатинского в Предисловии, большая часть кабардинских преданий, сказаний и т.д., записано со слов Талиба Кашежева.

О роли Л.Г. Лопатинского и Т.П. Кашежева в научно-просветительской работе на Северном Кавказе: Конец XIX – первая четверть XX веков, освещается в теме кандидатской диссертации Л.Б. Кусовой, Владикавказ, 2002 158 c., где отмечается, что: «Просветители адыгского народа Т.П. Кашежев, Л.Г.Лопатинский, П.И. Тамбиев вышли из разных слоёв населения, имели разные национальности и жизненный опыт, но, исходя из интересов народа, боролись за распространение грамотности среди широких народных масс. Все они требовали, чтобы обучение горцев велось на родном языке, а затем путём изучения русского языка люди приобщились к русской и мировой культуре. Распространение всеобщего начального образования они связывали с коренными преобразованиями в крае, с демократизацией и гуманизацией всех сторон жизни горцев…»

В представленной записи «Кавказские легенды об Эльбрусе», 1891 год, рассказывается (сс.37-40), что: «Никто из смертных не был на вершине этой горы великана!...» Интересной на наш взгляд является в этой легенде рассказ о том, что, когда крымцы хана Шагин-Гирея хотели подняться на вершину горы, и  когда они были близки к вершине и остановились у кургана «султанский ночлег» ночью услышал голос: «Калты, калты (правильно: къайт, къайт – Х.Т.), Шагин-Гирей Хан! Слова эти по карачаевски означают: постой, постой. Послушался вещего голоса хан и возвратился со своим войском домой. Это был голос того же самого старика, который прикован к скале Эльбруса…» Несомненно один вывод из этой легенды: гора Эльборус находится на территории Карачая и пути дороги идут к ней с Карачая.

В передаче Т. Кашежева, карачаевцы не поднимались на вершину Эльборуса, но «удачное восхождение на Эльбрус, совершенное западными туристами…» ему известно.

Об этом же рассказ другого исследователя С. Фарфоровского
« Кавказские легенды об Эльбрусе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.», Вып. 38. Тифлис, 1908. сс. 99-107: «Добраться до вершины Эльбруса немыслимо…Татары (карачаевцы, балкарцы Х.Т.), называли его «единственный из тысячи гор», черкесы-кабардинцы «горой блаженных», с.101. «Перед каждым новым годом многие из кабардинцев считают своей обязанностью идти на поклонение к Джин-падишаху (Эльбрусу). Исполнившего этот обряд до следующего года не будут преследовать несчастия…

Но так, как до Эльбруса добраться нельзя, то ходить обыкновенно к урочищу Татар -Туп, на западном берегу Терека…», с.104.

 Что впрочем, из этой легенды ясно видно, что кабардинцам ближе было к Татар -Туп пройти (современное осетинское селение Эльхотово в Северной Осетии – Х.Т.), чем идти до далекого и неведомой горы «Джин-Падишах», которую видели только издали.

В указанной ранее работе И. А. Гильденштедта, 1809 года издания, на странице 138-139, о кабардинцах сказано следующее: «Большая и малая Кабарда, занимающие долины при северной горной подошве и на передовом хребте, от верхней Кубани к западу до самой Сунджи и разделяемыя впадающим в Терек Аргуданом, а по ниже его устья и самым Тереком…»

То есть и не рядом, и не близко к ущельям Эльборуса.

В этой легенде от Фарфоровского  о карачаевцах сказано: «Карачаевцы разсказывают в своих легендах, что на Эльбрусе вырос нарт Генджакешуай (правильно Къара-шауай Х.Т.) Отец его Алауган, уронил со своего коня мальчика. Мальчик кормился ледяными грудями…» Он же пишет: «Учёная экспедиция, состоящая из Купфера, Ленца, Мейера и Менетрие, в 1829 г., поднималась на вершину горы, но только Ленц достиг высоты 14800 футов. Сопровождавший экспедицию черкес Киллар (В работах Купфера и Ленца, все кроме сопровождавших казаков, туземцы названы черкесами – Х.Т.), взошёл на вершину горы.

В июле 1868 г., члены Лондонского альпийского клуба поднялись на восточный кратер Эльбруса.

    Русский топограф Пастухов дважды поднимался на Эльбрус, но при этом едва не погиб.

      Кабардинцы и черкесы не верят этим восхождениям…»

       Если в работах академиков Купфера и Ленца все участники экспедиции, как-то, местные жители-туземцы, названы все без исключения черкесами, то в работе другого исследователя С. Ф. Давидовича все и всё носит название «кабардинское», независимо от места их жительства и их национальной принадлежности.

Работа Давидовича «Восхождение на Эльборус», опубликована в Историческом Вестнике, Историко-Литературный журнал,  Том XXVIII, 1887 г., С.-Петербург, Типография Суворина. Эртелев пер.д.11-2.
Исследование Давыдовича, серьёзная научная работа, где подробно рассказывается о географии края и истории восхождения на Эльборус. Читается книга Давидовича на одном дыхании написанная увлекательно и интересно о восхождении, о людях этого сурового края.

У Давидовича, есть интересные сведения. Так, он пишет, что: «Сопровождавший их (экспедицию Емануеля) кабардинец из Баксанского аула, хромой старик, по имени Хилар, пошёл вперед и к полудню достиг вершины горы…

 Подвиг Хиллара увековечен надписью на двух чугунных таблицах, находящихся в Пятигорске у грота Дианы и заключающих в себе описание на двух языках – русском и кабардинском.  Следующее удачное восхождение совершенно было 17 июля 1868 года, англичанами, членами альпийского клуба – Фрешфильдом, Муром и Тукером. В 1874 году, 29 июля, англичане Грове, Уокерьъ и Гардинеръ, в сопровождении привезенного им швейцарца и кабардинцев из Урусбиевского аула – Ахию Соттаева и Джапоева Дячи, также побывали на вершине  Эльборуса…»
Здесь требуют разъяснения некоторые сведения из рассказа Давидовича.
Первое на что следует обратить внимание это, то, что помимо того, что  Хиллар назван кабардинцем, он выходец из Баксанского аула, хромой и пожилого возраста. Баксанский аул – это аул Урусбиевский населенный в то время карачаевцами и балкарцами, одним народом, но называемые родовыми этническими именами: карачаевцы, племенами Урусби, как иногда их именовали, горскими татарами, баксанцами по названию Баксанского ущелья. Впоследствии название Баксанский аул и хромой старик обыграют в одном рассказе, так, как новым интерпретаторам, хромой и пожилой старик будут мешать их легенде. Создавая легенду о кабардинце Килларе, авторы не были знакомы с работой Давидовича, что допустили некоторые недопустимые просчеты, поэтому они это исправят, создав, дополнительный персонаж в своих сочинениях.  Об этом чуть позже, мы расскажем.

Второй немаловажное сообщение в этом рассказе, то, что с Давидовича, пошло ошибочные сведения, что проводники Ахия Соттаев и Дячи Джаппоев совершили первое восхождение в 1874 году.

Наоборот, первое документально описанное  восхождение самим Фрешфильдом, было в 1868 году. В 1874 году, оба проводника сопровождали англичан, которые шли с Грове, но дожидаясь группу русских офицеров восходителей, не смогли подняться на Эльборус в 1874 году.

Потом, эта ошибка в описании Давидовича войдёт во многие позже написанные издания книг по этой тематике.

Третье – то, что на чугунных плитах надписи были на русском и кабардинском языках.

Так, как мы ранее уже написали, что Давидович в своей работе, все и всё называет и даёт описание, как кабардинское.

В этой связи следует заметить, что ещё в первой четверти XIX века министр внутренних дел Российской империи Дашков сделал свои замечания на проект, К благосостоянию улучшения Кабардинского народа, в котором пункт 3) гласил: «Завести в Ставрополе Азиатское училище для обучения Русской и Татарской грамоте, закону мухаммеданскому и нравственности, свойственной всем просвещённым народам…», АКАК, АГУНК, Том VII, Тифлис, 1878г., с.896.
Как известно из двух томов Кабардино-Русских отношений, М.1957 г., вся переписка велась на татарском языке посредством арабской графики. Поэтому «кабардинский» язык Давидовича, да и других исследователей, которые писали по этому вопросу разные мнения, это, прежде всего, был татарский язык, по другому тюркский, который был языком дипломатическим, наравне с русским.

О татарском, тюркском языке и его употреблении на Кавказе, есть и более поздние сведения от И.Ф. Бларамберга (1800-1878) – генерал-лейтенанта русской службы, который по заданию русского Генерального штаба провёл разведывательную работу, итогом, которого стала научная публикация «Историческое, Топографическое, Статистическое, Этнографическое Описание Кавказа», АБКИЕА, Нальчик, 1974, сс.353-434.
Бларамберг о кабардинцах-черкесах пишет:
«У черкесов нет ни книг, ни рукописей на их языке; у них нет ни малейшего представления о письменности…
Поскольку они не имеют развитых и обширных связей, то редко нуждаются в ином способе передачи своих мыслей кроме разговорной речи, а если обстоятельства принуждают их к этому, они прибегают к помощи гонца или же используют письменный арабский или татарский язык; последний широко распространён по всему Кавказу…», сс.371-372.
Бларамберг так же отмечает, что: «У черкесов совершенно нет своей письменности;
с тех пор, как они восприняли исламизм, они пользуются арабским алфавитом и пишут на татарском наречии, называемом «тюрки» (Turku), которое среди них распространено;
 арабский алфавит не подходит для написания их слов на их языке по причине наличия в нём большого числа дифтонгов, гортанных звуков, прищелкивания  языком и так далее…», с.390.

Он же о расселении кабардинцев пишет (работа написана в 1836 году):
«1. Вдоль Малки (правобережье – Х.Т.) следующие посты и аулы: Пост-Каменной. – Аул Темир-Бугат. – Аул Аликона. – Бубабуква (Абукова – Х.Т.). – Аул Траму, или Трамкт…», с.410,
 (Наш комментарий: Перечисленные аулы – это абазинские аулы причисленные к Кабарде. Как видно, даже на 1833-1835 гг., в период, когда Бларамберг, занимался исследованием и описанием народов Кавказа, кабардинцы, выше Каменного Моста, не отмечены. Х.Т.).

Бларамберг, сообщает, что: «В настоящее время Большая Кабарда, балкарцы и Чегемы находятся под началом командующего Кабардинской линией. Балкарцы и чегемы (балкарцы в Чегемском ущелье – Х.Т.) почти независимы, что касается кабардинцев, то они усмирены. К достопримечательностям  Кабарды Бларамберг относит: Джулад, Татар-Тюп, на берегу реки Терек…», сс.417-420. Это всего лишь подчёркивает, что одним столетием раньше кабардинцы, жили в тех границах, позднее с 1720 года, частично переместившись на территорию Балкарии.

Информация Бларамберга, весьма должна быть полезна последователям Думанова, Бгажнокова, Хаширова с их вздорными и ничем не обеспеченными в правовом, документальном поле нелепыми суждениями.
 И сведениями, тех, кто был сведущими в истории расселения кабардинского этноса, каковым был офицер, исследователь Российской Империи Иван Федорович Бларамберга.

Бларамберг, о Карачаевцах писал следующее: «Карачаевцы по их собственным утверждениям пришли из Маджар (То есть, из  Предкавказья, где жили равнинные аланы), ещё до того, как черкесы пришли в Кабарду…(Кабардинцы мигрировали с Азовского побережья к устью реки Терек в первой половине XVI века, и стали известны, как Кабарты – Х.Т.)

Границы. Карачаевцы «Живут разбросанно по берегам Хурзука, Кубани и Теберды, в северной части подножия Эльбруса, которой они называют «Мингитау». Они отделены от черкесов (кабардинцев) горами Къанджал (Къанжол), Чалпак и Урди и на севере горами Аварзеч (Ауар Сырт- Х.Т.), Кечерган, Бармамут (Бурмабут-Х.Т.) и Мара; на западе они граничат с абазинскими племенами трамкт, лоу и клич…», с. 421.
«Все население карачаевцев оценивают в 24 тысячи душ; число же их воинов у них – до пяти тысяч человек…», с.429.

Теперь о географии Баксанского аула, названного Давидовичем, таким образом, что его путешествие было в Баксанском ущелье, где, как, он пишет: «Аул населен горскими кабардинцами магометанами, отличающимися несколько языком и нравами от кабардинцев, живущих «на плоскости». В нём насчитывается 294 двора с 2 200 душ, и он составляет отдельное общество. Аул основан дедом нынешнего владельца, и все татары (так называют обыкновенно горцев-магометан)…», с.355.
Ранее на этой территории жила часть карачаевского племени, частью перешла к истокам Кубани, частью ещё сохранили своё присутствие в этом ущелье, и Хиллар был одним из них проживающих в Баксанском ауле.
Интересен момент, в котором Давидович описывает встречу с Ахией Соттаевым, одним из проводников, который участвовал ещё в первой экспедиции 1829 года, во второй 1868 года, в третьей 1874 года. Готовясь идти на восхождение на Эльборус 1886 году, отмечает: «Проводниками к самой вершине могло быть три человека – Соттаев и Джяпоев, водившие туда англичан, и Малай, побывавший на вершине Эльборуса в 1884 году с венгерцем Дечи. Первые два – уже дряхлые старики и отказались наотрез. Малай, здоровый и солидный горец, с физиономией, внушающей доверие, после долгих отговорок согласился, но выразился при этом, что если я не был гостем Измаила, то он бы ни за какия деньги не согласился…» За этим была веская причина, которая позже Давидовичу стало известно…
В этой цитате Давидовича, есть ответ на неблагопристойное предположение кабардинского историка Х. Думанова, который в 1985 году, в своей газетной публикации от 3 сентября 1985 года, в газете «Кабардино-Балкарская правда», в статье «Ещё раз о Килларе и Ахие». В этой статье Думанов, сослался, якобы на то, что «В 1886 и 1905 гг. в Кабарде и Балкарии были проведены посемейные переписи всего населения.
В первой из них, проведённой в Урусбиевском обществе Балкарии, есть запись номер 83: Глава семьи – Соттаев Ахия – 55 лет…»
1886 год, Давидович, известный исследователь, сам своими глазами, видевший и Ахию Соттаева и Дячи Джяпоева, пишет, что они «дряхлые старики».  Разве 55 летний мужчина на Кавказе считается «дряхлым стариком»? Общеизвестно, что многие мужчины балкарцы первый брак заключали, перевалив 40-летний рубеж. И это не единичный пример. Это, к тому, что на момент встречи Давидовича с Ахией, тому было – 98 лет.
Нечестный историк, пытается убедить общество в обмане род Соттаевых,  которые, умеют считать до 12 отцов в поколении, имеют родовое дерево, и которые знают свои корни, свое родовое село. Нежели  эти историки, которые не смогут показать свое родовое поселение старше возрастом 200 лет, берут на себя роль судить балкарский народ их представителей, по одному своему разумению, «состряпать бумажку» на якобы нечестность других.  Это то, и понятно. Если «доказать», что Ахия не мог быть проводником в 1829 году, то, Думановы и компания, убеждают других, что проводниками Емануеля были кабардинцы, которых придумал в 1985 году, сам
 Х. Думанов.
Показателен и другой пример от Давидовича, который приводит пример в отношении своего проводника Магомета Конова, абазина-кабардинца, который его сопровождал до Урусбиевского общества с Пятигорска.
Давидович: «Итак, отсюда начиналось уже пешее восхождение. Магомет должен остаться здесь и дожидаться нас с лошадьми, а нам, т.е. мне, Беслану (Бияслану Х.Т.), двум проводникам и двумя носильщикам, предстояло пройти морену ледника и затем начать подъем по крутому травянистому, а потом каменистому склону и добраться до базальтовых скал, которыя были видны отсюда. Среди этих скал мы проведём ночь, а на разсвете, по снеговым полям, которые начинаются сейчас же за скалами, но отсюда не видны, - двинемся дальше до самой вершины. Завтра же вечером мы должны вернуться к лошадям. Вернусь ли? – промелькнуло в голове. Но страха не чувствовалось; напротив, предстоящие опасности возбуждали в душе какое-то, бодрое, задорное настроение: «Если бы ты  дал мне 1,000 рублей, то и то я бы не пошёл туда с тобою», - говорит мне Магомет (Конов - Х.Т.).
Это при, том, что «Малаю за всю экспедицию – 20 рублей, Махаю – 15 рублей…», с.364.
Это вообще первый человек, с равнины упоминаемый в известиях путешественников, которые шли на восхождение на Эльборус в 1886 году.
Характеризируя балкарских проводников, Малая и других, Давидович пишет: «В рассказе (Малая) его не было прикрас: к чему ему было приукрашивать? К тому же он не придавал этим приключениям особого значения. Горец вырастает среди опасностей, в суровой борьбе с природой, с твердой верой в неизбежность того, что написано ему на роду. Этим закалённым людям страх, наименее знакомое чувство…», с.361.
Давидович продолжает: «Вообще, веселое настроение не изменяло моим горцам ни на минуту. С тяжелой ношей за плечами, обливаясь потом, они шли бодро и не умолкали ни на минуту; шуткам и прибауткам конца не было…», с.365.
Из рассказа Давидовича, видно, что проводники умеют ориентироваться в горах даже в сплошном тумане, и умеют предугадывать состояние погоды,  им знакомым признакам.
«Туман то вдруг свертывался и спускался в долину, и снеговыя вершины, как привидения плавали в воздухе, то прозрачной кисеей заволокаливали вершины, и он, позлащенные солнцем, казалтсь ещё таинственнее, ещё чуднее. То вдруг вдруг занавес опускалась: туман закутывал всё, и кроме самих, да обледенелых стен пещеры, мы не видели ничего. Такой быстрой и чудной смены световых эффектов я во всю жизнь не видал. Спутники мои уверяли, что такой туман «сухой», наступающий обыкновенно вечером  исчезающий ночью или с разсветом. Предсказание их исполнилось: туман простоял до ночи и помещал мне насладиться картиной солнечного заката, но потом начал редеть и к полуночи совершенно исчез…», сс.366-367.
Потом, когда Давидович уезжал, ему в напутствие князь Урусбиевского общества, отец которого Мырза-къул в 1829 году сопровождал экспедицию Емануеля приветливо и радушно провожал: «Приезжайте на будущий год, привозите своих друзей, знакомых. Мы  всегда рады гостям, в особенности таким, которые любят Кавказ…», с.374.
Работа Давидовича, это назидание, тем, нечестным исследователям, которые пытаются из кожи вон вылезти, чтобы показать карачаевцев, балкарцев, народом без истории, без земли, неизвестно откуда явившиеся, такова прерогатива, тех, кто свою собственную незавидную историю пытаются строить на лжи и обмане общества.

Обратный путь Давидович прошёл по Кыртыкскому перевалу, который начинается в Урусбиевском ауле и по горной тропинке выходит на тот самый Харбаз, где стояла экспедиция Емануеля. И везде в пути его встречали и провожали карачаевцы и балкарцы. Вот они проезжают «источник, славящийся своими целебными свойствами (Джылы – су Х.Т.), и здесь можно видеть надпись, высеченную на скале:

«11-го iюля 1829 года, здес; стоялъ лагеремъ генералъ Эммануэль».

 К северу горизонт замыкался высокой скалистой террасой, похожей на какое-то, укрепление. Это Бермамытская терраса. От нас до Бермамыта верст 20. Солнце уже заходило, когда мы подъехали наконец к этой террас;, похожей на искусственную стену, окруженную полуразрушенными башнями. Настоящий средневековой замокъ! Бермамутъ – высшая точка окружающих горъ
(8,000 ф.). У подножья его вьётся дорога, а за ней тянется глубокий обрыв с приютившимися  на дне аулом (карачаевским –Х.Т.) Хассаут. Это единственный аул на 80-ти-верстному пути между Урусбиевом и Кисловодском…», сс.378-379.

Подводя краткие итоги приведенным источникам, очевидно, одно, несомненное положение в  опубликованной в XIX веке научной и исследовательской работе, нигде не упоминается о вольном кабардинце Киларе Хаширове, будь он с аула Кучмезукино, будь он виртуального «Вольного Аула», придуманного фальсификаторами кабардинскими историками в числе, которых,
 Х. Думанов и А. Хаширов.

 Для таких незадачливых историков, и в особенности Аскеру Хаширову, замеченному в подмене исторических, древних топонимов, гидронимов Балкарии и Карачая на несуществующие в историческом пространстве названия, которые ему или таким же, как он сам, занимающихся дезинформацией общественности следует обратиться для начала к самообразованию.

Мы для этого можем порекомендовать и этому  неудачливому потомку Килара Хачирова и другим, таким же невезучим в знаниях и этических понятиях в науке ознакомиться с работой Д.Д. Пагирева «Алфавитный указатель к пятиверстной карте Кавказского края, издания Кавказского военно-топографического отдела…», Тифлис: Кавк. отд. Русского геогр. О-ва, Кавк. воен.-топогр. Отд. 1913., 530 с.

И завершающим  серию исследовательских работ в течение 110 лет, в научной литературе, изданной до 1940 года, с даты 1929 года, бесспорным является тот факт, что в научной литературе Киляр с Кучмазукино или с Вольного Аула не известен. Наоборот, существовали параллельно две точки зрения на этот вопрос.

Первое: Первым удачным восхождением на Эльборус считается 1829 год, экспедиция Емануеля, где на вершину поднялся черкес-туземец, он же карачаевец  Хиляр (Хыйлар, Киллар), который жил в Карачае, имел отношение к Баксанскому аулу в Урусбиевском обществе горских татар (балкарцев). Пока в этом вопросе мы точку не ставим. Мы провели собственное исследование по этому вопросу. Этот вопрос мы осветим в заключении к нашему исследованию, одно, несомненно, проводник был карачаевец.

Второе: Первовосходителем на гору Эльборус считается группа Дугласа Фрешфильда, в сопровождении двух проводников – туземцев Ахии Соттаева и Дяччи Джаппуева с Урусбиевского общества, горских татар (балкарцев) в 1868 году.

Итого: Проводниками экспедиции 1829, 1868 годов, были только местные жители, живущие у подножия Эльборуса: Карачаевцы и Балкарцы, именуемые, черкесами, туземцами, горскими татарами.
 
В подтверждение  нашим словам, мы хотим сослаться на фундаментальную работу 1936 года Кабардино-Балкарского Научно-Исследовательского Института Национальной Культуры,

«Кабардинский фольклор», Общ. ред. Г. И. Бройдо ; Вступ. статья, комментарии и словарь М. Е. Талпа ; Ред. Ю. М. Соколова ;  Москва ; Ленинград : Academia, 1936 (М. : тип. "Кр. пролетарий"), 650 с.,
где собраны все предания, легенды, песни, сказания кабардинского народа.

Не скажу, что данная книга блещет достоверными историями, легендами или преданиями. Но, данная книга отражает те обстоятельства, против которых, либо умолчание, либо искажённая информация. В этой книге есть и первое и второе.
В этой книге в предании об «Ошха-Махо», буквально переводится, с кабардинского языка, как: «Ошха» -Бугор; «Махо» - день. Видимо, это связано отсутствием в кабардинском языке названия высоких гор, или горы. По адыгски «Гора» это «Кушха». Кушха, так говорят горцам и кабардинцы и адыги живущие в Краснодарском крае. Назови мы гору «Кушха – Махо», всё равно получим название «Гора - День». Видимо, кабардинцы, жившие далеко от Эльборуса, появление солнечных лучей на вершине горы связывали с рассветом и началом нового дня. Позже, когда кабардинцы, мигрировав на новоприобретённую территорию в Балкарии, эту землю и гору назвали для себя счастливой горой, хотя и значение, всё равно осталось «Бугор – день». А, счастливой кабардинцы, называют, по праву. Наконец-то, на земле Балкарии они нашли покой, после долгих скитаний, мигрировав на земли Бештау Эл (Балкарии) в 1720 году.
 Как известно, «кабардинцы, переселились из низовий реки Кубань, где они некогда жили в соседстве с шапсугами, послужило началом обособления кабардинцев в особый народ, со своим особым языком». Это пишет известный исследователь Л.И. Лавров в своей научной работе «О происхождении народов Северо-Западного Кавказа», с.206, в «Сборнике статей по истории Кабарды», Кабардинское Книжное Издательство, Нальчик – 1954г.,215с.
Переселились они устью реки Терек, где и кочевали около 200 лет, по Кумским степям, по реке Терек.
В учебнике «География Кабардино-Балкарии», пособие для учащихся средней школы, Нальчик, 1971 г., с.67, раздел X. География населения, написано, что «В горной части Центрального Кавказа сформировалось коренное население – балкарцы. В равнинной и предгорной частях обособились переселенцы с побережья Азовского и Чёрного морей – кабардинцы».  [ с.67]. 
Продолжая наш разговор о кабардинских легендах в книге «Кабардинский фольклор», 1936 года издания, как принято, у нас, у кабардинцев, о балкарцах и карачаевцах представлены искаженные данные, что среди «более поздних пришельцев на Кавказ – балкарцев и карачаевцев», так же известны «Прометеевские мотивы» о закованном старике на вершине «Ошха-Махо», с.77.
И, конечно, же, легенда, о которой мы ранее писали в записи Лопатинского от интеллигентного Талиба Кашежева, в описании, которого есть упоминания о, карачаевском: къайт, къайт. То в ново-пролетарской кабардинской легенде от карачаевского говора ничего не осталось.

Но, есть самое главное!

О кабардинце Киларе Хаширове, первовосходителе на гору Эльборус в 1829 году, ни слова!

Что, Килар Хаширов, с аула Кучмезукино, ни слова!
Что, Килар Хаширов, с Вольного Аула, ни слова!
И о балкарцах и карачаевцах, ни слова!

Единственное, что нам сообщает легенда: «Энглизы (англичане – Х.Т.) пришли, взяли двух проводников и поднялись на самую вершину. Они долго во все стороны смотрели, измерения делали, а затем на вершине навалили кучу камней…», сс.90-91.
А самое невероятное, это то, что эта легенда «Ошха-Махо», размещена в Разделе II. «Фольклор,мифы, культы, мифические сказки до XVI века».
Правда сказать, в комментариях даётся разъяснение, что: «В июле 1868 г. члены Лондонского альпийского клуба, во главе с Фрешфильдом, совершили первое восхождение на вершину Эльбруса. Теперь на вершины поднимаются даже зимой…»

И ни слова о балкарских, карачаевских проводниках!

На 1936 год, даже самый главный кабардинский вождь большевиков Бетал Калмыков, как видно даже представления не имел о кабардинце первовосходителе, ни о плитах, ни о прошениях, ни о сыновьях Киллара, ни о внуках. Глухое и тёмное молчание!
 
А ведь, Калмыков Бетал,  был, главным цензором этой книги.

После ареста Б. Калмыкова в 1938 году, и его расстрела, как обычно по статье «враг народа», хотя по правде  в отношении него, это действительно, правда, что он тиран в отношении Балкарии, и его лидеров.
Колесо истории, стало отсчитывать ход истории в приобретении первовосходителя кабардинца Килара.
В местной  литературе Кабардино-Балкарии  о восхождении на Эльбрус в 1829 году отмечается следующее:
«…Впервые поднялся на Эльбрус англичанин Дуглас Фрешфильд, член Лондонского альпийского клуба. Приехав на Кавказ в 1868 году двадцатидвухлетним юношей, Фрешфильд первым взошёл на Казбек вместе с двумя проводниками – Туккером и Муром. После этого по Баксанскому ущелью они прошли в Урусбиево, где взяли с собой горца-проводника Ахия (Соттаева-Х.Т.) и 19 июля 1868 года вчетвером поднялись на восточную вершину Эльбруса.
Однако в  настоящее время это первовосхождение серьёзно оспаривается, так как имеются данные, указывающие на то, что до Фрешфильда, ещё в 1829 году на Эльбрус поднялся кабардинец Киллар.
В 1829 году начальник Кавказской линии генерал Эммануэль покорил карачаевцев и чтобы окончательно ликвидировать независимость горцев, организовал своеобразную экспедицию на Эльбрус, вершины которого считались у горцев священными и неприступными.
К участию в этой экспедиции был приглашён ряд учёных, среди которых находился знаменитый физик Ленц и академик Купфер. Ленц опередив товарищей, добрался  вместе с двумя кабардинцами и казаком Лысенковым до седловины Эльбруса. При этом как утверждает Купфер, один из кабардинцев – Киллар забрался на восточную вершину, с которой он начал спускаться в тот момент, когда Ленц достиг седловины. Киллар получил за это денежную награду от генерала Эммануэля…»
В.А. Иванов «Из Балкарии в Сванетию», (Через Бечойский перевал), Кабардино-Балкарское Издательство, Нальчик-1941 г., сс.37-38;65с.
В годы сталинизма и карачаевцы, и балкарцы испытали ужасы тоталитарного режима в 1943, 1944 годах выселение с родных мест Карачая и Балкарии насильственно, под конвоем, в бесчеловечных условиях имя которому – Геноцид.

Надо суметь проговаривать и называть вещи своими именами, что это был геноцид для карачаевцев и балкарцев, когда насильно с применением войсковых подразделений, в то время когда шли напряженные бои с переменным успехом на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выселяли многие народы.

В то время, когда тысячи сыновей балкарцев, карачаевцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, работали в тылу. Это из их числа 13 Героев Советского Союза, и представленных, не получивших звания героя около 30 человек, не говоря о сотнях награжденных орденами и тысячах медалями за героизм при защите Советской Отчизны.

 Это выселение не было случайным и не было одновременным решением, принятым в 1943 или 1944, 1945 годах, в разное время, для разных народов.
Под видом борьбы с коллаборационизмом выселяли народы Кавказа, Крыма и других. Сравнительно скажем, что армия Власова, называемая РОА, состояла в основном из представителей славянских народов, которые сдались немцам и воевали против Советского Союза. Что многие Союзные Республики были под фашистской властью несколько годов, где существовала немецко-фашисткая административная власть в отличие от высылаемых народов, которые не видели даже немцев на своей территории.

Освобождалась территория земель богатого, красивого, плодородного края Крыма и Кавказа, Месхетии – один из красивейших районов Грузии, где жили турки-месхетинцы.

Выселялись с одной МЕТКОЙ – без права Возвращения!

В этом и заключалась вся правда. Отнималась территория, где жили карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы, калмыки и др.

И отнималась история, культура, историческая память.

За эти годы 1943-1957, историю в Кабарде стали писать в свою сторону присваивая архитектурные памятники, историю известных людей. Исторические факты, стали переписываться в угоду истории Кабардинского этноса.

Именно, с той поры стали появляться о кабардинцах проводниках и горовосходителях, как пишет К. Толстов, статья «Восхождение на Эльбрус», в журнале «Огонёк», №3, 1950 год: «Экспедиция эта была почти забыта. Честь первовосхождения на Эльбрус приписывалась, а на Западе и поныне приписывается англичанину Дугласу Фрешфильду, который с помощью местных проводников поднялся на восточную вершину Эльбруса в 1868 году. Но это неправда! Высочайшая вершина в Европе впервые достигнута за 39 лет до Фрешфильда нашим соотечественником Килларом Хашировым.
О восхождении Киллара не мог не знать Фрешфильд. Он поднимался с проводником Ахия, тем самым кабардинцем, который дошел с Ленцем до седловины. Ахия в своих воспоминаниях рассказывает, что Фрешфильд положил бутылку с запиской о восхождении в груду камней, сложенную Килларом. Заметим, что умер Ахия в 1918 году, прожив 130 лет, а при восхождении с Фрешфильдом ему было 80 лет!...»
Вот, так в одночасье Ахия Соттаев, тоже кабардинец. А, о втором проводнике в 1868 году, Дячи Джаппуеве, ни слова.
Толстов, уже различает колонизаторскую сущность англичан: «Налицо явная недобросовестность Фрешфильда, присвоившего себе честь первовосхождения. С обычной спесью английских колонизаторов он относится к «туземцам», как именуются в его мемуарах проводники, так много сделавшие для успеха дела, хотя сам Фрешфильд пишет, что проводники указали весь путь подъема и что был момент, когда он хотел уже повернуть обратно, но настойчивость проводников спасла положение…»
И ни слова, о балкарцах!
Следующей публикацией местного масштаба стала небольшая книга очерков И. Трескова, названная «В Послевоенной Кабарде»,  изданная в 1951 году в Нальчике, «Кабардинское Государственное издательство».
В очерке названном «Светильник жизни» рассказывается о том, что: «Долгое время эту честь (Первовосхождения на Эльборус – Х.Т.) приписывал себе англичанин Дуглас Фрешфильд, который в 1868 году побывал на Эльбрусе вместе четырьмя проводниками…
   Но недавно найденные архивные документы опровергли легенду. Оказывается, что ровно 39 годами раньше на вершине высочайшей горы Европы побывал кабардинец Килар, который и является первым из людей, чья нога ступила на считавшиеся священными и неприступными высоты Ошха-Махо.
   Это произошло в 1829 году.
    К  Эльбрусу двигался экспедиционный отряд  русских войск под командованием генерала Эммануэля. В отряде была тысяча казаков. Они шли в полном вооружении, имея даже артиллерию. Здесь же находились и русские учёные: доктор философии академик Купфер, ботаник Мейер, физик Ленц, зоолог Менетрие,

архитектор Минеральных  Вод Бернардацци,

а также венгерский  путешественник Иван Бессе.

    Из всех участников экспедиции только одному кабардинцу Киллару, жителю аула Кучмазукина (ныне селение Старая Крепость Баксанского района) удалось добраться до вершины Эльбруса. За эту услугу, оказанную русскому правительству, Килар был награждён 100 рублям, а его имя отлито на чугунной доске, находящейся  и ныне в городе Пятигорске…» сс.124-125.
   
 В этом тексте есть несколько вопросов. Они в принципе являются ключами разгадки многих неточностей, искажений и подлогов в этой практически криминальной истории создания легенд о первовосходителе кабардинце Киларе.
      Первое, на что следует обратить внимание на то, что наш кабардинец Килар жил в селение Кучмезукина на реке Баксан.
      Почему именно Кучмезукино?
 Разгадка кроется в том, что исследователи, работавшие с документами «Посемейных списков населенных пунктов Нальчикского округа» обнаружили по спискам населенного пункта «Кучмазукино» фамилию Киляров.

Эти обстоятельства, несомненно, дало импульс кабардинским исследователям, посвященным в историю о первовосхождения на Эльборус считать почему – Киляр (Хилар), не может быть отцом одного из Киляровых, которые проживали  в 1886 году в населенном пункте Кучмазукино.

Чтобы всем было понятно, как развивалась легенда по созданию Килара Хаширова, обратимся к «Посемейным спискам селения Кучмазукина
 2-го Участка Нальчикского округа Терской Области, время составления 1886 год, Список окончен к 1 октября 1886 года.

Из числа поименованных семей в этом списке есть интересующие нас фамилии с названием – Киляров.
Под порядковым №121 числятся:
1.Киляров Тепсаруко Умарович – 38 лет, из простого сословия;
Сыновья его:
Ельжеруко-10 лет;
Карабатыр-6 лет;
Батархан-4 года;
Женского пола 3 души.

2.Киляров Шаралуко Умарович – 33 года, из простого сословия;
Сыновья его:
Батарша-6 лет;
Цук – 2 года.
Женского пола 2 души.


3. Киляров Хамляк Умарович -31 год, из простого сословия;
Сын его Хапаго-6 месяцев.
Женского пола 1 души.


№ 154
4. Киляров Масхуд Ханефович – 30 лет, из простого сословия;
Женского пола 4 души.

Как видно из представленных документов, Киляровы старшие по имени отца Умаровичи.
Следует отметить, что до отмены крепостного права в Кабарде в 1867 году, не все крепостные крестьяне  имели фамилии.
Поэтому, говорить, откуда появились Киляровы  в Кузмазукино сложно. Но, точно, мы утверждаем, они не из  виртуального «Вольного Аула», придуманного кабардинскими историками.
Для выяснения таких обстоятельств мы обратились к изданной в 2006 году, книге А.Б. Мамхегова «Высшие сословия Кабарды», Издательство М. и В. Котляровых, «Полиграфсервис и Т».
В этой книге, между прочим, мы обнаружили в разделе «Архивные документы.  №1, 1858 г. – Посемейный список (Малой Кабарды) княжеским фамилиям и узденей 1-й, 2-й и 3-й степеней равно вольноотпущенников…»
В пояснении указывается, что: «Представлено приставом Малой Кабарды, майором Кундуховым, при рапорте за № 252 от 25 мая 1858 года…»
На странице 8 указанного раздела в ауле Алимурзы Индарова, значится Хаширов Темурко, как вольноотпущенник. Это говорит, о том, что наш Хаширов, не холоп, никуда не бежал, и к Вольному Аулу не имеет отношения. В – первых, это далеко от  большой Кабарды.  С малой Кабарды холопы бегали в Маздок и Астрахань. Да, и, как нам известно, такого поселения в XIX веке не было, вообще.
А вот, с фамилией Киляров, не повезло. По данным этой книги по состоянию на 1863 год, страница 50, №41. а. Кучьмазукино, таковых нет.
Это к тому, что Киляровы по данным нашего кабардинского историка Х.Думанова, появляется на сцене, якобы в архивных документах, с 1863 года. С него и будут лепить беглого холопа Хаширова, который стал Киляровым, а потом Хашировым.
А куда деть настоящего Темурко Хаширова? Потом, мы его родственником Килярову-Хаширову сделаем, подумали «Думановы».

 В то далёкое 1951 год, балкарцы, карачаевцы по указу И. Сталина числились как  навечно  высланные в Казахстан и Киргизию. И вряд ли кто мог возразить таковой легенде.
Но времена поменялись. Балкарцы и карачаевцы вернулись на историческую родину в Балкарию и Карачай. Теперь перед кабардинскими историками стояла другая задача,  легенду о кабардинце Киларе нужно было укрепить другими фактами. К этому вопросу кабардинские историки вернуться в начале 80-х годов XX века к очередному юбилею восхождения на Эльборус – 1984 год.
Прежде чем мы прошагаем по пути созданных легенд и исторической истины обратим внимание на несколько примеров отмеченные в очерке
« В Послевоенной Кабарде». Один из этих примеров, на что следует обратить внимание, было то, что  в экспедиции были определены «доктор философии академик Купфер, ботаник Мейер, физик Ленц, зоолог Менетрие, архитектор Минеральных  Вод Бернардацци, а также венгерский  путешественник Иван Бессе...»
Ни в одном источнике из имеющихся публикаций с упоминание имени Бессе, ни в европейских изданиях, ни в русских, ни Купфер, ни Ленц, ни Гарданов, венгра Бессе,  именем Иван Бессе, не назвали.
В издании АБКИЕА, Нальчик, 1974 год, Бессе назван: Жан-Шарль Де Бесс- венгерский учёный, занимавшийся изучением этногенеза и древней истории венгров.
Обратите внимание: Книга «Адыги, Балкарцы и Карачаевцы, в Известиях Европейских Авторов», опубликовано в 1974 году.
В этой книге Килар кабардинцем, названо его имя, редактором-Составителем Гардановым в Предисловии к работе де Бесса.
И нет ни одного примера, с упоминанием его имени. Никаких чудесных находок о «вольной деревушке рядом с Нальчиком», ни о какой нибудь надписи на плите, где имя кабардинца Килара имеется. Ни о встрече кабардинских князей во главе с Кучуком  Джанхотовым экспедиции Емануеля.
Всем же понятно, если бы это было написано в книге, то это и опубликовали бы, без всякого сомнения. Всего этого не было.
В том далеком 1951 году, наш молодой автор Илья Васильевич Тресков, (1916-1995), участник войны, 29-летним, он приехал в 1945 году,  в Кабарду, как собственный корреспондент газеты «Правда».  Почти двадцать лет он был заместителем директора Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института; столько же времени возглавлял кафедру русской и зарубежной литературы Кабардино-Балкарского госуниверситета.
Что он мог знать он в 1951 году, о Бессе, ровным счетом ничего. Из той информации, которую ему дали, он слепил, что смог. И назвал, он  Бессе: Иван Бессе. Потом, уже в разных вариантах его будут косить под француза Ив. Бессе.
В Европе он известен, как есть правильно: Как, венгр, Янош Карой Беш или Жан – Шарль де Бесс во французской транскрипции.
И для Кабарды в отдельно взятом государстве Иван Бессе! Каково?
Все фальсификации проходят под этим именем. Скучно, господа. Никакой интриги. Все просто.
Но, мы не сдаёмся, продолжаем раскручивать все интриги кабардинских историков. Это увлекательно, это интересно.
Среди них нет «чиновника горных дел Вансовича» о нём мы  расскажем позже. Это слабое звено. Его легенду будет прикрывать ученый из Кабарды Е.Г. Муратова, и сам А. Хаширов.

Продолжение следует


Хадис Тетуев, 04.05.2021г.


Рецензии