А, что это было?..

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ





                А, ЧТО ЭТО БЫЛО?
                (рассказ)


Я уже не спал, когда яркая вспышка озарила нашу спальню. 
Следом прогремел гром, и в серванте зазвенела посуда. Жена вздрогнула, а я встал с кровати и подошел к окну.
Крупные капли дождя барабанили по подоконнику, а ветки березы безжалостно хлестали мокрое оконное стекло.
- Дождливое лето… - Заключил я и прошел на кухню.
Глянув на часы, я упрекнул себя и не довольный произнес:
- Сегодня суббота – выходной, чего приподнялся в такую рань?
- А, я сейчас покурю и пойду лягу. – Оправдывался я.
Я пытался обмануть себя, так как прекрасно знал, что давно уже проснулся, а в постели лежал, вспоминая фрагменты сновидения.
Сон не был кошмаром, но тревога в душе не давала мне покоя.
Мне снился покойный отец и моя бабушка - его теща.

Так получилось, что могилы эти разных людей оказались рядом, в одной деревянной оградке городского кладбища.
Моя бабушка – донская казачка и фронтовичка умерла раньше отца, прожив восемьдесят пять лет, а отец умер позже после продолжительной болезни. У него была астма.
При жизни они не очень ладили между собой, и частенько выясняя отношения, выкидывали друг другу колкие словечки и упреки.
Мой отец, был дипломированным преподавателем литературы и русского языка и его всегда коробило, как он говорил, когда слышал, как издеваются над его родным языком…
Бабушка - его теща с образованием два класса, часто доказывала свою правоту открытым казацким языком, часто подкрепляя свою речь крутыми фронтовыми словечками, приобретенными еще на войне. Ко всему она еще и курила, что вызывало раздражение у моего отца, так как сам он давно покончил с этой вредной привычкой.
Конечно, каких-то больших скандалов между ними не было, но и увидеть радушие в их отношениях было очень трудно.
- «Профессор», сними очки!.. - Ругалась бабушка, когда отец не замечал элементарных изменений в жизни нашей семье.
- Хватит дымить, «Станичница»! – Огрызался он, защищая свою невнимательность, к определенным событиям.

Наверное, они не были друзьями, но и врагами назвать их было нельзя, оба они любили свою семью и каждый из них старался улучшить ее жизнь. Разница в возрасте, образование и менталитет мешали им понять друг друга, но любовь к ближним - к своим, их объединяла.

- Ну, чего там у нашего «Профессора» в институте? – Спрашивала бабушка у моей матери, когда отца не было дома.
- Разобрались во всем?..
Мать вздыхала, а она успокаивала:
- Не волнуйся, дочка, все обойдется.
- Виктор мужик умный и честный. Этот со всем справиться…
После ее слов мама успокаивалась, а я усмехался, припоминая слова отца, сказанные, в отсутствии бабушки.
- Мать-то ходила к врачу?..
Мама пожимала плечами, а отец упрекал:
- Это же не шутка, как вы не поймете!?
- До сих пор носить в себе осколок…
- Хотя бы курить бросила, а то дымит, как паровоз. – С недовольной тревогой заканчивал отец.

Да, они не были друзьями, но тайно гордились своим родством.
Я часто слышал, как бабушка во дворе хвалила отца:
- А мой зятек – умница!
- Просто ходячая энциклопедия. Все знает, чего не спроси.
Отец это делал по-другому. Он описывал ее истории в своих произведениях, где восхищался мужеством и силой духа своей тещи.
Я ухмыльнулся и припомнил интересный случай из своего детства, который ставил под сомнение нелюбовь этих двух людей.
Это было давно, когда мы жили в «хрущевских новостройках» на окраине города. Мне было тогда лет двенадцать – тринадцать, когда соседи снизу затеяли ссору, которая вскоре переросла в драку.
Муж избивал свою жену, и отец спустился к ним, чтобы остановить безобразие. Мама с бабушкой последовали за ним, а сосед – молодой и здоровый парень запустил в квартиру только отца и захлопнул двери перед женщинами.
Послышалась возня, завязалась драка.
Мама стучала кулаками в запертую дверь, а за ней падали вещи и громко ругался сосед. Вдруг бабушка вернулась в квартиру и, выскочив на балкон, с улицы пыталась вразумить пьяного соседа. Но свара продолжалась, и тогда она перелезла через перила балкона и по водосточной трубе спустилась на нижний этаж.
Уже скоро я услышал ее голос из открытого окна соседа.
Как там было и что я не знал, но через пять минут отец с бабушкой были уже дома. Я не мог понять почему плакала мама и смеялась бабушка, прикрывая подол своего платья.
- Ну, как ты так смогла?.. – Спрашивала мать у бабушки.
- А так!.. – Отвечала она.
- Я своим голым задом мужиков распугала.
Отец тихо хихикнул, а она продолжила:
- Я, когда по трубе сползала, порвала свое платье, да так, что все мои прелести оказались наружи. Вот мужики и не устояли перед моей красотой - разбежались кто куда…

На плите засвистел чайник, и я вернулся к реальности.
Припоминая фрагменты сна, я произнес:
- А, что это было?..


                *       *       *

Они стояли в полумраке ночи.
Где-то за холмами сверкала молния, а совсем рядом, что-то неприятно шуршало, гудело и монотонно капала вода.
- Посмотри, что они наделали! – Произнесла бабушка и указала на правую руку отца.
- Посмотри, посмотри! – Настаивала она, а отец, опираясь о плечо бабушки, протянул искалеченную руку.
Она была черной, кисть на ней отсутствовала, а из-под лохмотьев рукава, выглядывали поломанные кости.
Я отступил назад, отец промолчал, а бабушка, со свойственной ей настойчивостью, продолжала свое:
- Да, нет! Ты посмотри, хорошенько посмотри!..

Я встал из-за стола и подошел к окну.
Дождь показалось мне усилился, а я произнес:
- И, что же это было?..

               
                *       *       *

Не дожидаясь пробуждения жены, я уехал на кладбище.
Уже в девять утра, я бродил по его аллеям, разыскивая захоронения родных мне людей. На мое счастье дождь закончился, но, оставив после себя лужи и мокрую траву, усложнял мне мои поиски.
Долго и безрезультатно я ходил между могил, пытаясь найти захоронение родственников. Я уже потерял всякую надежду на успех, когда седовласый старик окликнул меня. Он убирался на могилке и попросил меня ему помочь - подержать саженец черемухи, который он собирался посадить у изголовья покойного.
Мужичок был немногословным, он все что-то бормотал себе под нос, а потом, поблагодарив меня за помощь, вдруг заявил:
- А твои вон там, за красным кустом лежат…
Я удивился подсказке старика и пошел в указанное им место.
На перекрестке аллей, за красным кустом боярышника, я нашел захоронение родственников. Два заросших бугорка, один из которых был безжалостно передавлен колесами грузовика, ответили мне молчанием. Крест на могиле отца от повреждения упал, на крепкий православный крест бабушки, а с пожелтевших фотографий на меня посмотрели два родных взгляда.

Я поправил крест и присел между могил.
Трава трогала мои руки, а я загребал рану на могиле отца.
На небе появилось солнце, а я больше я не задавался вопросом:
- А, что это было?..


Рецензии