Ночная ведьма
До войны, пройдя обучение в аэроклубе, куда её по комсомольской путёвке направили с картонажной фабрики как одну из трёх лучших работников, Ирина продолжила свой путь, поступив в военную авиационную школу. Таким образом, к началу войны это уже был первоклассный специалист. Что подтвердилось на практике – 1008 успешных боевых вылетов, множество наград.
Всё пришлось испытать девушке – вынужденные посадки посреди дикой местности, сложные погодные условия (туманы, снегопады, штормы), вылеты на боевые задания по несколько раз в день. Ничто не могло остановить Себрову бомбить немецкие автоколонны, склады боеприпасов, железнодорожные эшелоны и укрепрайоны.
Свою первую боевую награду – орден Красного Знамени – Ирина Фёдоровна получила в ноябре 1942 г. в ходе героической битвы за Кавказ, когда лётчицы 46-го гвардейского женского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й авиационной дивизии 4-й воздушной армии принимали участие в стратегической Малгобекской оборонительной операции Северной группы войск Закавказского фронта.
В представлении к правительственной награде отмечалось, что Ирина Себрова, будучи за штурвалом своего У-2, совершила 147 эффективных боевых ночных вылетов и сбросила на врага 14421 кг бомб.
В самом начале войны нередки были случаи, когда, возвращаясь с задания, не знали – свои или уже фашисты ждут на аэродроме. Даже став командиром звена, Ирина Фёдоровна всегда выполняла самые опасные задания сама.
Зимой 1944 г. ей предоставили отпуск, Ирина Фёдоровна посетила Москву и свою деревню Тетяковку.
Немцы недолго хозяйничали в деревне, но, отступая, «цивилизованные» европейцы снимали с женщин и детей тёплые вещи. У мамы Ирины содрали валенки прямо посреди улицы. У неё, как у многих пожилых людей, было больное сердце, опять же, жили впроголодь при оккупации. Вскоре она умерла.
Вернулась в часть Ирина мрачнее тучи. Потом дорого заплатили фашисты за эти валенки! Шли уже не первые дни войны. Уже фашистам приходилось отступать так, что догнать их могли только быстрые «ночные ведьмы», тем более, что драпали фрицы и днём, и ночью (но ночью свет фар автоколонны – лакомая мишень для бомбардировщика).
Ирина Фёдоровна дошла до самого Берлина, если такой глагол можно употребить к лётчикам. Во время боевых действий повстречала будущего мужа – Александра Хоменко. Потом какое-то время оставалась в запасе и вышла в отставку.
Война – это множество поломанных судеб, ранних смертей, гибели за несколько дней до конца войны, трагедии многочисленных героев (в том числе детей и женщин), но здесь обломала зубы война об эту храбрую девушку.
Скончалась Ирина Фёдоровна 5 апреля 2000 г. Уходят от нас последние ветераны, но радует, что война не всегда сразу берёт свою кровавую дань.
История Себровой в который раз доказывает, что победила наша страна именно «не числом, а умением»!
Сколько раз уходила из слепящих прожекторов зенитных батарей фрицев, сколько эвакуировалась из сбитого или сломанного самолёта под самым носом у гитлеровцев!
Так и не сумели её достать ни хвалёные асы Геринга, ни экстремальные погодные условия (когда не видно ни зги, а надо сажать машину и выполнить задание). Но важнее всего то, сколько жизней спасла советская лётчица Ирина Фёдоровна Себрова!
По материалам Инт-т ресурса «Я родом из СССР»
Свидетельство о публикации №221050401801