КрАЗ строится 1961 62 годы

    К июлю 1961 года, когда была в моде романтика дальних дорог, целина, стремление «ехать в дальние края за мечтами и за запахом тайги», относятся мои первые впечатления от Красноярского алюминиевого завода (КрАЗа) или того, что было тогда прообразом этого «гиганта цветной металлургии», как его называла в газетах пишущая братия. Я сюда попал с Северного Кавказа  по окончанию средней школы, накопив стойкое отвращение к тамошней вечно слякотной зиме и непролазной грязи, желая испытать ощущение первооткрывателей и борцов с трудностями, так хорошо и призывно описанных, показанных, напетых в газетах, книжках, фильмах...
И действительно - тут солнце, простор, могучая река, березы, снег, мороз - все так необычно и притягивающе - красиво. На месте нынешнего завода - огромный пустырь, на котором там и сям начинают подниматься несколько кирпичных сооружений: это строится здание заводоуправления, фабрика-кухня, бытовки будущего ЭЛЦ -1 (цеха электролиза №1), заколачиваются сваи и заливаются фундаменты на сооружениях самого - самого первого корпуса электролиза N4 и литейки. Основные же силы строителей в то время были сосредоточены (если можно так назвать вялотекущий неспешный строительный процесс) на сооружении объектов Промышленной базы (промбазы). Здесь  постепенно начали размещаться предприятия стройиндустрии, автобаза. Уже вовсю работал бетонный завод, так как стройке с самого начала был необходим бетон и раствор.
     Главными действующими лицами той эпохи на КрАЗе были, конечно же, строители треста «Красноярскалюминстрой». Они жили в большинстве своем в поселке Индустри-альный и окрестных деревеньках: Песчанке, Кубеково, Худоногово. Жилого массива «Зеленая Роща» еще не было, а прообразом «Города металлургов» были всего несколько кирпичных домов по улице Быковского,  да  котельная.  Автомобильная  трасса  из  города  в п. Индустриальный проходила достаточно далеко в стороне от нынешней, проходящей через микрорайон "Зеленая роща".
    Первое время переселение из Индустриального в этот зарождающийся жилой массив воспринималось некоторыми молодыми людьми даже без особой радости. В Индустриальном - есть клуб, столовая, магазин. Тут оживленно, тут весело. Тут можно вечерком зайти в соседнее общежитие к друзьям или к девушкам, побродить с подругой по окрестным зеленым холмам и полям, или сходить в кино, погонять футбол на спортплощадке ...
     К лету 1961 года и позже остатки подразбежавшихся первостроителей из так называемых «вербованных» лиц из средней полосы России были сильно «разбавлены» демобилизованными пограничниками. Первый отряд пограничников по комсомольским путевкам приехал в 1960 году. И затем  появление весной и осенью все   новых и новых групп молодых людей в военных бушлатах - защитного цвета у сухопутных пограничников и черных у морских - стало обычным делом. Кто-то из них ехал сюда по романтическому настрою души, кто-то - чтобы чуть раньше демобилизоваться из армии, так как тогда на границе служили три года. (Были в порядке вещей задержки и после трехлетнего срока службы еще на несколько месяцев по решению «отцов - командиров», не успевших подготовить замену «старикам», а порой и в силу обыкновенного армейского самодурства того или иного военноначальника).
      Бывшие пограничники, еще не отвыкнув от воинского порядка, внутренней органи-зованности, дисциплины, внесли в несколько бесшабашный быт п. Индустриального, сформированный гражданской молодежью («вербованными»), нечто новое. Молодежь поселка перестала доставлять какие-то хлопоты местной милиции. На работе многие бывшие пограничники с усердием осваивали, учась друг у друга, азы строительного ремесла, некоторые становились бригадирами. А это весьма важные и уважаемые фигуры среди остальной строительной братии. В то время на стройке были на слуху фамилии бригадиров Кузнецова, Шкутана, Кровякова, Юдина, Попова и некоторых других. Некоторые из них потом, выучившись в филиале Томского инженерно-строительного института, стали крупными организаторами строительного дела. Здесь же на стройке начиналась карьера известного политика О.С. Шенина (Впоследствии заместителя М.С. Горбачева в ЦК КПСС). В те времена это был стройный красивый парень, любимец девушек.
       На работу из Индустриального до Промбазы обычно добирались по железной дороге, в грузовых крытых вагонах, не отапливаемых ни зимой, ни летом. Небольшой состав в течение полутора часов эти 3-4 километра неспешно тащил маневровый тепловозик. Его называли «матаней», сочиняли про него анекдоты, всячески острили по поводу его «выдающейся скорости передвижения», запасались на долгий путь игральными картами, чтобы коротать время, рассказывали всякие байки, подшучивали и подтрунивали друг над другом. Ведь всегда найдется какой-нибудь остряк, который с самым серьезным и глубокомысленным видом начнет рассуждать: а давайте подумаем - «какого калибра» надобна невеста такому высоченному парню, как Роман Икрамов? Тут начинают поступать и обсуждаться различные версии решения этой проблемы...
       Или, скажем, по поводу жгуче-черной «масти» другого персонажа, которого девушки в сумерках пугаются из-за синего от частого бритья лица - растительность настоль-ко быстро и густо пробивается. (Кстати, фамилия этого парня была Черноусов.) Ставится вопрос - как жить этому парню дальше, что он должен предпринять, чтобы изменить свой облик и не пугать девушек? - Может заболеть желтухой? Пугающий синий цвет лица будет изменен на желтый. Но тогда он будет похож на китайца. Нет, этот вариант не годит-ся. Паяльная лампа и ошкуривание тоже не годятся - больно...
     Часто инициатором шуточек и подковырок был неказистый пограничник со стран-ным именем   Досифей. Девчата звали его Доськой, а под горячую руку, когда он сильно их «доставал», - это имя могло трансформироваться в «чертову доску», «бревно» или «чурбан». Но он никогда не обижался, щурил свои хитроватые светлые глазки и улыбался кривоватым ртом, сочиняя новую шуточную фразу.
      В зимнее утро, когда и утра по сути дела еще нет, так темно и зябко, к «матане» тянутся группки строителей, рассаживаются по нащупанным в темноте стылым скамейкам, укрепленным вдоль стен вагона, начинают доставать курево и смолить свои папиросы, сигаретки и даже «козьи ножки» с махоркой. Начинают, как обычно, травить анекдоты, попыхивая своими «цигарками». К концу пути уже основательно рассвело. Все продрогли и после небольшого отогревания у костерка или в бригадном вагончике разбирают свой нехитрый инструмент: топоры, ломы, лопаты, идут «греться» к своему рабочему месту.
     Спустя какое-то время, когда, как поговаривали, строительное начальство ждало приезда в Красноярск Никиты Сергеевича Хрущева, грузовые вагоны заменили старыми пассажирскими вагонами, но в них было так же холодно и неуютно, как и в грузовых.
      Поздней осенью 1961 года в бригаде плотников - бетонщиков, где я работал с лета и освоил кое - какие азы строительного ремесла, появилось пополнение из очередной партии демобилизованных пограничников. Это были, впоследствии ставшие известными на КрАЗе металлургами, Н. Лупишко, П. Воробьев, Ю. Волков, Н. Машин, Н. Жмут, А. Рябов и некоторые другие. Бригадир П. Понятовский (тоже впоследствии известный на КрАЗе металлург), демобилизовавшийся годом раньше, несмотря на молодость - уже тгда был неторопливым, рассудительным, внимательным. И вообще, как человек семей-ный и степенный, он казался нам умудренным и чуть ли не пожилым человеком. Он поручил мне первое время пошефствовать над новичками - показать как строить опалубку для заливки бетона, как вязать самодельным крючком из куска толстой проволоки арматуру для последующей заливки бетоном, как при устройстве бетонного пола принимать и разравнивать ребром длинной деревянной доски бетон, чтобы пол был ровным и лежал на отмеченном «горизонте», как катать по узкой доске тачку с бетоном, балансируя груз на единственном колесе этой тачки и т.п. Нехитрые строительные операции, конечно же, очень быстро были освоены, вчерашние пограничники скоро стали заправскими строителями.
      Быт будущих металлургов, а пока строителей, был весьма скромным: зарплата в лучшем случае достигала 100 - 130 рублей в месяц, в комнатах общежитий жили по 4 - 5 человек. Бывшие «вояки» практически все приезжали без копейки в кармане. Все были экипированы в дембельские бушлаты (защитного цвета теплые телогрейки у сухопутных пограничников и черного у морских), в гимнастерках, надраенных яловых сапогах, зеленых фуражках. Долгое время бегали на танцы и на всякие культурные   мероприятия (к девушкам в общежития, в кино, в город в театр «Музкомедию») именно в этом обмундировании. Конечно же, моряки из-за своей эффектной формы одежды первое время пользовались у девушек повышенным вниманием. Но потом эти парни, более бесшабашные, озорные и охочие до всяких шалостей и приключений, да еще плотно дружившие с «зеленым змием», перестали пользоваться у девушек преимущественным вниманием. Кстати, моряки спустя какое-то время поразъехались по своим родным местам и из них остались на стройке единицы.
     Скромный кинотеатр «Пограничник», да еще нечто вроде маленького клубика в одном из общежитских щитовых домов, - практически единственные места в поселке, где «культурно отдыхали». Молодые парни на местных танцевальных вечерах отплясывали модный тогда танец «чарльстон», выделывая кренделя начищенными до блеска сапогами, с проглаженными утюгом голенищами (в виде мехов гармошки). На голове у каждого - непременная зеленая фуражка. В дни аванса и получки покупали нехитрые подарки, а то бутылку с закуской и шли к девушкам в общежития. До очередного аванса или получки вечно денег не хватало.
     Некоторые парни объединялись в своеобразные «коммуны»: жильцы комнаты сбра-сывались небольшими деньжонками, пока они еще не все были потрачены, поручали са-мому серьезному быть кашеваром для остальных жильцов комнаты. А некоторых, особенно расточительных, зачастую спасало то обстоятельство, что в столовых хлеб был бесплатным. Так что при любом раскладе с голоду не помрешь. Естественно, в ходу была взаимовыручка, продолжалась армейская дружба. Не давала унывать молодость, привычка довольствоваться малым (все были неизбалованными достатком детьми военной поры, жившие смутными надеждами на лучшее будущее). Сейчас может это звучит и не убедительно, но тогда фраза Н.С. Хрущева о том, что «нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме» многими воспринималось достаточно серьезно, хотя и с долей скептицизма: о том, что он наступит, особых сомнений не было. Но ведь до 1980 года, когда наступит коммунизм, - еще так далеко!
     Естественно, там, где много молодежи, там часто играют свадьбы. А поскольку денег зарабатывали мало, то, порой, единственным выходом было обратиться за помощью к своей бригаде. Тогда всеми участниками будущего торжества на стройке отрабатывался лишний рабочий день, закрывался наряд и выплачивалась некая сумма, которой, в общем-то, хватало на скромное праздненство бракосочетания и проведение шумного застолья, с непременными песнями под гармошку и лихими плясками. После чего, зачастую, молодые расходились опять по своим общежитиям, так как с отдельным жильем для молодых семей была напряженка. Коммуналка на ул. Быковского в будущем городе металлургов «Зеленой роще» или комната в одном из щитовых домов в Индустриальном в такой ситуации были большим счастьем
     В 1962 году работы на заводской строительной площадке были заметно активизированы. Часть строительных бригад с объектов «Промбазы» была переброшена на основную площадку, где активно развивалось 49-е строительное управление треста «КАС» и возникло множество субподрядчиков, выполнявших специализированные работы на монтаже бетона, металлоконструкций и всего прочего. Запомнилась неприятная для строительного начальства ситуация с переделками фундаментов (железобетонных «стаканов»), предназначенных для установки опор под будущие электролизеры.В электролизном корпусе эдектролизеров долджно быть установлено 85 штук. Каждый электролизер был длиной в 12 метров и шириной в 2,5 метров. Располагались они в два ряда , параллельно друг другу в  корпусе длиной свыше 600 м. и высотой корпуса 25 м.
    В чем была проблема? Дело в том, что геодезические работы по разметке территории внутри корпуса N 4 были выполнены с ошибкой - фундаменты были смещены от оси на значительную величину. Причем  успели почти все "стаканы" под установку опор электролизеров изготовить (арматура, бетон). Пришлось этот брак устранять: долбить бетон отбойными молотками, выстраивать опалубку, вставлять арматуру, заливать бетон - все делать так, как предписывал проект. А ведь длина корпуса 600 с лишним метров!
     Для устройства «мягкой кровли» на крыше электролизного корпуса (асфальт, рубероид) пригласили с комбайнового завода в качестве инструкторов - умельцев нескольких опытных рабочих. Они показали нашей бригаде (бригада И. Юдина) как правильно выполнять все операции, и эта бригада потом специализировалась достаточно долго на кровельных работах и на многих последующих корпусах.
     Вообще надо заметить, что профессионализм строителей со временем заметно вырос. Даже сегодня можно отличить качество кирпичной кладки самых первых зданий от построенных впоследствии. Кривые «силоса» растворобетонного завода (это такие высокие башни для закачивания в них цемента) на Промбазе - продукт первоначальных строительных экспериментов в изготовлении круглой деревянной опалубки. А вот "Силоса" же для глинозема, возведенные позже  на заводской площадке, - прямые и стройные. То есть, уже научились их возводить.
     Поначалу была низка квалификация, было мало строительных механизмов. Порой вручную долбили траншеи под фундаменты. Зимой это выполнялось с помощью стальных ломов и металлических клиньев. По ним молотили кувалдами, откалывая куски мерзлого грунта. Клинья  за неделю такого использования сплющивались, укорачивались и выдавались снабженцами вместо них уже новые.
     На строительстве корпуса электролиза строительные инженеры накапливали опыт технологии строительно-монтажных работ. Этот поиск позволил впоследствии поставить строительство корпусов электролиза как бы «на поток». Так, при строительстве самого первого корпуса № 4 все делалось поэлементно, - сначала делался весь нулевой цикл, затем ставились все несущие конструкции, стены, крыша и лишь потом занимались «начинкой» внутренностей корпуса (металло,- энергооборудованием). При «поточном методе» - одновременно в согласованном режиме и последовательности работало сразу множество специализированных организаций. Корпус вырастал со всеми своими «внутренностями» часть за частью, как бы «выползая», как гигантская колбаса, из какой-то грандиозных размеров мясорубки.Но такая технология строительства  была освоена  лишь через 2-3 года.
     Насколько я помню, к 1962 году относится первое появление среди строителей главного инженера строящегося завода В. Стриго и начальника отдела кадров А. Котова, с приглашением записываться обучаться специальностям анодчика и электролизника. В зале для заседаний стройуправления собравшимся молодым рабочим представители строящегося завода долго рассказывали как здорово будет работать на заводе. Пригласили записываться на курсы электролизников и анодчиков. Пообещали организовать в период учебы и стажировку будущих металлургов на других алюминиевых заводах страны. Никто конечно не понял, что такое профессия электролизника или анодчика (это самые главные, основные профессии в электролизном производстве алюминия) , но многим захотелось попробовать стать металлургом. Условия выдвинули жесткие: надо иметь среднее образование, хорошую производственную характеристику, отслужить в армии.
     Все расходились оживленные и долго обсуждали - как все будет интересно и здорово на будущей работе. Среди нас никто тогда еще не мог знать, что тишайший, скромнейший, стеснительный А. Рябов станет знатным бригадиром электролизников, - Почетным металлургом, заслуженным, орденоносным. Никто не мог ведать, что бригадир строителей М. Ачканов станет знатным металлургом и видным профсоюзным лидером на заводе. Никто не мог бы и предположить, что крепыш, душа компании и местный спортсмен-футболист, плотник-бетонщик В. Крюковский, успевший поработать и на строительстве коммунального моста через Енисей(работал в кессонах под водой на возведении опор моста), - станет впоследствии доктором технических наук, видным специалистом по алюминию и опорой  Всесоюзного алюминиево-магниевого института (ВАМИ). Симпатичный парень О. Шенин (в 1961 г. был начальником технического отдела в СУ-49,не станет металлургом. Но он в будущем  сделает блистательную карьеру, спустя много лет став первым партийным лицом в крае, затем заместителем М. Горбачева, а потом, после известных событий, и «сидельцем» в Матросской тишине». (Вот уж поистине, верно, - "от  тюрьмы и от сумы не зарекайся») А длинный, спокойный Рашид Икрамов, частый объект подтрунивании местных остряков, превратится когда-то в строгого и въедливого, жадного до работы начальника одного из цехов электролиза. В  каждом из трех цехов электролиза было постепенно введено в строй по 8 электролизных корпусов, по одной литейке и около десятка вспомогательных служб, в котором будет трудиться свыше  двух тысяч человек... Так что один такой электролизный цех - это целый завод в структуре алюминиевого гиганта.
       Итак, было самое начало 60-х годов. Первые полеты в космос Ю. Гагарина и Г. Титова, первые песни Б. Окуджавы (никто еще не слышал ни про Владимира Высоцкого, ни про Муслима Магомаева - их слава, известность - еще впереди). Из радиорепродукторов звучат романтические песни про целину и сибирские новостройки А. Пахмутовой, на экранах кинотеатров царят бодрые герои, в исполнении Н. Рыбникова и Н. Румянцевой... Можно горланить «Ой мороз, мороз, не морозь меня», и песню про Ангару, распивая крепчайший портвейн из больших темно-зеленых бутылок (называемых в просторечии «противотанковыми») в маленькой кафешке в деревеньке Шумиха, после прогулки с группой экскурсантов - бывших пограничников, по тем местам, где через несколько лет будет плескаться Красноярское море, а пока только еще начинает строиться Красноярская ГЭС. Можно катать футбольный мяч по пыльному полю в Индустриальном, а весной на улицах поселка сажать первые тополя, там же ходить на первомайскую демонстрацию, бегать смотреть, как трещит лед на вскрывающемся Енисее... Все это было предысторией Красноярского алюминиевого и реальной жизнью связанных с ним судеб множества людей.
      И в качестве послесловия. Мне пришлось, отдав Родине свой гражданский долг - прослужить в Советской армии почти три с половиной года, вернуться сюда опять и включиться в работу на пуске нескольких построенных электролизных корпусов. Каждый пуск - это как маленькая битва:  процесс непростой: газ пыль, все в дыму...Потом каждый электролизер достаточно долго выводят на нужный технологический режим работы...
      И конечно в те времена никто из нас, строителей и металлургов КрАЗа не мог и в страшном сне представить,  что наш любимый завод присвоят ("приватизируют")какие-то местные криминальные авторитеты. Потом у них завод отнимут другие шустрые "деловые люди", за спиной которых прячутся мощные забугорные дельцы и фирмы. А потом КрАЗ, как и другие крупнейшие алюминиевые заводы Сибири, а также и крупнейшие гидростанции Сибири  подомнет под свое владение жадная свора западных дельцов. (В  наши времена львиная доля акций в них  принадлежит дельцам и фирмам США).


Рецензии