Виртуальный и реальный мир человеческих отношений

Когда человек живёт в реальном природном мире то его отношение к миру и к другому человеку подлинное, настоящее, человеческое. Он любовь может обменять только на любовь, доверие только на доверие. Если хочет наслаждаться искусством, то должен быть художественно образованным. Если хочет оказывать влияние на других людей, то должен иметь личностные качества, привлекающие других людей к общению с ним. Должен уметь направлять поступки людей к достижению нужного результата.

В мире товарно-денежных отношений всё как в кривом зеркале извращается в свою противоположность. «Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почете, а значит в почете и их владелец. Я скудоумен, но деньги — это реальный ум всех вещей, — как же может быть скудоумен их владелец? К тому же он может купить себе людей блестящего ума, а тот, кто имеет власть над людьми блестящего ума, разве не умнее их? И разве я, который с помощью денег способен получить все, чего жаждет человеческое сердце, разве я не обладаю всеми человеческими способностями? Итак, разве мои деньги не превращают всякую мою немощь в ее прямую противоположность?» (отрывок из Гёте использованный Марксом в работе: «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Далее Маркс пишет: «Деньги, в качестве существующего и действующего понятия стоимости, смешивают и обменивают все вещи, они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот, смешение и подмену всех природных и человеческих качеств».

Только пройдя через череду условных действий с мнимыми ценностями человек из иллюзорного мира кривых зеркал попадает в реальный мир. В нём он производит и получает то что ему действительно нужно для существования в материальной реальности. Получает натуральный продукт, наделённый требуемыми для его потребления качествами.

Зачем людям понадобилось создавать параллельный стоимостной иллюзорный мир и жить в нём?

Потребность в создании виртуального мира возникла, когда каждый стал самостоятельно производить для неопределённых людей всё что вздумается, надеясь в обмен получить то что самому хочется.

В натуральном домашнем хозяйстве нет неопределённости. Всегда точно известны все кто занят хозяйственными работами, их потребности и перечень работ, необходимых для удовлетворения заявленных потребностей.  Всё, что необходимо сделать для общего блага делается с общего согласия и не требует какого-либо принуждения или вознаграждения. Каждый занимается выбранным для себя делом. Муж рубит дрова, жена готовит обед и для обмена результатом труда они друг другу деньги не платят. Это труд для себя. Труд на благо всей семьи.

То же самое происходит и в большой семье, которая в древности жила родовой общиной. Община сама себя обеспечивала всем необходимым для материальной жизни. Со временем хозяйственная система родовых общин трансформировалась в производственную систему территориальных общин. Современный коммунизм такую же определённость в отношениях между людьми, такие же согласованные действия и взаимопомощь как это было в ранней истории человечества полагает установить и в сегодняшней реальности при высокотехнологическом крупномасштабном промышленном производстве.

Дикий хищный мир находился за пределами архаичной общины. Там обмен результатами труда был случаен и своекорыстен. Он мог состоятся, а мог и не состояться. Со временем обмен излишками натурального хозяйства из вспомогательного действия для отдельных групп населения выделился как жизненно необходимый. Люди, которых называют ремесленниками, начали производить вещи не для собственного потребления, не для удовлетворения потребности общины, а только для обмена. Стали производить не то, что нужно себе для личного потребления, а то, что можно обменять на необходимые для собственного потребления вещи. Их благополучие стало полностью зависимо от рыночной конъюнктуры.

Частное производство для рыночного обмена построено на предположениях. Производитель лишь предполагает, что те качества, которые он придал своему изделию кто-то неизвестный оценит и посчитает его изделие для себя нужным. Количество желающих приобрести созданную вещь тоже лишь предполагается. Совпали ли предположения производителя с реальностью выясняется только в ходе обмена. То есть производитель нацеленный на рыночный обмен живёт в мире грёз.

То, что он производит относится к некой абстракции. Хотя он производит что-то конкретное, например, ботинки кожаные черные 43 размера, но эта конкретность его не интересует, потому что он производит вещи не для себя. Он вещи производит для обмена. Эта обезличенная вещь предназначенная для обмена именуется общим для всех вещей словом «товар».

Товар в ходе обмена должен обнаружить в себе необходимую производителю стоимость. Эта выявляющаяся в каждом товаре в ходе обмена стоимость по сути и есть цель всякого товарного производства. Ничего другого от результата своего труда производителю не требуется. А ботинки станут ботинками только когда их оденет тот, кто их купит – неизвестный производителю человек.

Множество стихийно организуемых в обществе частных производств понадобилось как-то связать с существующим у каждого человека набором конкретных потребностей в конкретном продукте. В такой системе стихийного разделения общественного труда на основе частной собственности на средства производства (а это идентичные понятия; частная собственность = стихийное разделение труда; одно порождает другое) всё соединило общее свойство производимых продуктов, а именно то, что они продукты труда. Не какого-то конкретного труда, а труда вообще, труда самого по себе, абстрактного человеческого труда.

Так как несмотря на организацию труда стихийным частным образом все всё равно работают на удовлетворения потребностей друг друга, то и их труд в такой всеобщности несмотря на то что организуется частным образом вместе с тем приобретает и общественный характер. То есть это не просто труд, а общественно необходимый для производства той или иной вещи труд. Но общественную необходимость труда при такой его организации можно установить лишь при обмене производимых продуктов один на другой. Только при обмене окончательно устанавливается общественная потребность в том или ином виде товара.

Изделие частного производителя становится продуктом общественного труда без ведома производителя и независимо от его воли. Притом продуктом определенного количества общественного труда, которое производителю неизвестно. Общественно необходимыми затратами труда на производства данного вида товара считаются затраты труда абстрактного усреднённого массового человека с его усреднённой умелостью и техническими возможностями.

На производство товара затрачен труд конкретный, труд конкретного человека. Но устанавливать размер затрат труда конкретного человека при массовом рыночном товарообмене нет необходимости, так как согласие на обмен даётся не исходя из индивидуальных затрат труда, а из сложившегося в данный момент их среднего значения. Из колебания цен при массовой выборке возле некого среднего. Это количество труда, определяется не самим производителем, а общественным путем. Путём соотнесения одного товара с другим посредством массового обмена.

Всякий труд требует затрат на него какого-то количества времени жизни человека. Затраты времени труда конкретного человека можно выразить в часах. Но при обмене товаров затраты конкретного труда не учитываются. Учитывается только абстрактный труд потому что при производстве и обмене частным образом невозможно учесть общественно необходимые совокупные затраты всего общества на материальное производство в часах рабочего времени и установить по каждому изделию их среднее значение. Представить затраты труда можно только условно относительно другого товара, на производство которого затрачивается примерно то же количество общественно необходимого рабочего времени. Такое абстрактное условное представление затрат труда получило наименование «стоимость». Причём стоимость, как её понимает политэкономия, может быть выявлена не иначе, ни каким иным образом, кроме как в результате обмена. То есть через меновую стоимость.

Товарное производство, вынудило людей вести обмен продуктами производства не напрямую, а использовать обходные пути, находя в качестве посредника товар способный относительно точно представить в себе в своих условных единицах содержание некого количества общественно необходимого абстрактного труда. Для этого из общей массы товаров выделялся удобный для промежуточного обмена товар. Вся его потребительная стоимость состояла в его способности обмениваться на всякий иной товар. Этот вспомогательный товар, ставший удобным инструментом обмена, получил наименование «деньги». В качестве денег вначале использовалась любая всегда востребованная на рынке вещь. Постепенно всеобщее признание в качестве денег получило золото. Со временем для обеспечения повседневного обмена стало использоваться не само золото, а представленное на бумаге обязательство по первому требованию обменять её на указанное в ней количество золота. Так появились бумажные деньги. 

Как видим деньги представляют собой стоимость, развившуюся в специфическую денежную форму, в удобный инструмент посредством которого товары соотносятся друг с другом. То есть товар, деньги, стоимость, цена товара — это связанные понятия и отдельно друг от друга не существуют. Причём полноценно существовать как реальная общественная необходимость они могу в обществе, хозяйственная система которого выстроена на производстве частным образом.

Когда товарное производство становится доминирующим и стоимость товаров получает самостоятельное бытие в деньгах, общество проваливается в мир где материальные отношения регулируются не людьми, не по их собственной воле, регулируются не с целью удовлетворения действительных натуральных природных потребностей людей, а где они регулируются законом стоимости. В мир, в котором все потребности человека сведены к единственной всё поглощающей потребности в деньгах, посредством которых можно удовлетворять все иные потребности человека.

В наше время, когда от реального предмета, который в реальности выражал в себе стоимость всех иных товаров, когда от использования золотого денежного эквивалента отказались, после этого деньги превратились в условный числовой знак. Мир иллюзий, мир миражей вошёл в конфликт с материальной ограниченностью золота. И тогда в виртуальном пространстве современных вычислительных систем появились электронные деньги, полностью оторвавшиеся от своего материального эквивалента.

В виртуальном пространстве уже и сам человек обретает своего электронного двойника, снабжённого искусственным интеллектом. Такого двойника называют Бот — это программа, которая создана, чтобы выполнять однотипные и повторяемые задачи по определенному алгоритму. Бот экономит время людей беря на себя рутинные функции сетевого взаимодействия. При этом он почти не отличим от реального человека, но работает через интерфейсы со скоростью, которая намного выше человеческой.

Скоро уже не люди, а их электронные суррогаты будут общаться между собой, оставив своему прототипу роль наблюдателя. В конце концов мир иллюзий сожрёт реального человека. Сущность человеческой личности марксизм в своём материалистическом понимании определяет через совокупность общественных отношений. Эту человеческую сущность Бот присвоит как дьявол душу в религиозной мифологии.

Тогда вернуть себе тело, вернуть в него душу ни у кого не получится.  Мир иллюзий, мир фэнтези параллельного финансового мира со своими особыми законами существования, с его мнимым богатством, своими богами, религией и магией денег вынудит человека быть лишь тенью самого себя, обитающей в этом Аду. Вынудит, оторвавшуюся от человека тень полностью отказаться от своей основы. Заставит полностью отказаться от существования в материальной реальности и в конечном результате стать таким же условным знаком как все миражи, заменяющие сегодня в самосознании людей реальный природный мир. Со временем это условное подобие человека полностью утратит прежнее значение своих знаков. Перестанет что-то означать и где-то быть.

Как вывести людей из этой хмари, из наркотической зависимости от денег? Надо всех перевоспитать и научить относится друг к другу по-другому? Ни перевоспитанием, ни принуждением к иному поведению проблему не решить. Всё решает иная организация материального производства, распределения и обмена.

В коммунистическом обществе идущем на смену капитализму уже на первой социалистической стадии его развития всё может быть нацелено на производство конкретного материального продукта с его конкретными физическими качественными характеристиками. Человеческие отношения снова могут стать натуральными, предметными, человеческими. И это не потому что нам так хочется и мы воспитаем нового идеального человека, а потому что в единой все-отраслевой производственной системе (она появляется, как только все средства производства переходят к единому собственнику, которым становится весь народ страны в равной мере) деньги являются анахронизмом, старым опасным хламом от которого сам новый порядок материального общения требует избавится.

Новая коммунистическая организация материального производства требует вести экономику по-другому - без использования товарно-денежных отношений иначе последствия могут оказаться катастрофическими. Как, например, это произошло с СССР.


Рецензии