Причины неудач Красной Армии в 1941 году

На эту тему было очень много публикаций разных авторов – и военных экспертов, и историков, и просто интересующихся этим вопросом, а также людей, которых я бы назвал «завывателями».  Наиболее известные из их числа - Солженицын,  Бунин, Солоницын. Приводя в своих статьях и высказываниях совершенно немыслимы цифры о потерях Красной Армии и сдавшихся в плен, они утверждают, что даже не отцы-командиры виноваты в этом, а это наш народ не хотел воевать за советскую власть, что СССР была к 1941 году страной социального расизма, правда, не приводя в качестве примера ничего. И уж тем более забывая, что в тех же США расизм был не в воспаленном мозгу подобных обличителей советской власти, а реальный, где негр не мог на одном гектаре справить нужду вместе с белым.

Солженицын взял с потолка цифры попавших в плен красноармейцев в количестве 4,5 миллионов только за 1941 год.  Как такое могло случиться, если в РККА на начало войны было всего 4,5 миллионов бойцов и командиров во всех вооруженных силах? Этот автор примерно в 5-7 раз завышал и количество заключенных в ГУЛАГе. Чуть меньше цифры приводят и другие злопыхатели.

Недавно я послушал интересного историка и публициста Игоря Пыхалова. Его некоторые люди называют ярым сталинистом, но в своих выступлениях он ссылается на абсолютно открытые источники и цифры, высказанные западными политиками, или проведя элементарные подсчеты из открытых источников.  Он привел очень интересные данные о потерях во Второй мировой войне, характеризующие отношение население разных стран к своей власти или строю, которые патриоты априори должны защищать, не щадя живота своего.

Наши «завыватели» говорят о массовой сдаче в плен бойцов и командиров Красной Армии, не желающих воевать за Советы, за Сталина и его власть.  Но их слова разбиваются данными о потерях РККА в первый период войны в сравнении с потерями западных стран, армии которых воевали за свою капиталистическую власть.  Вот некоторые  данные, приведенные Пыхаловым.

За период с 22 июня по конец сентября 1941 года Красная Армия потеряла убитыми и раненными 430 тысяч (цифры я округляю) и 1800 тысяч пропавшими без вести, т.е. реально попавшими в плен или убитыми, смерть которых не подтверждена. Получается, что на 1 убитого и раненного  в плен попало около 4 человек. Запомним эту цифру.  Это самые большие потери в Красной Армии за годы войны за квартал.  А вот с октября по декабрь было убито и ранено 370 тысяч бойцов и командиров, а пропали без вести 636 тысяч, т.е. на каждого убитого и раненого меньше 2, пропавших без вести, будем считать попавшими в плен.  Т.е. количество бойцов, по тем или иным причинам попавшим в плен, по сравнению с упорно сражающимися на фронте, уменьшилось в два раза. О чем это свидетельствует? Да о том, что наши красноармейцы и командиры предпочитали умереть в бою, чем попасть в плен.

Приводятся данные и по Польше. Как известно, в царской России Польша была самым развитым регионом и в промышленном отношении, с самым образованным населением (почти треть поляков были грамотными людьми). Получив суверенитет, используя помощь стран Антанты, в первую очередь французов, поляки воспользовались промахом Тухачевского и совершили «чудо на Висле», разгромив войска Красной Армии, ослабленные долгой Гражданской войной.  Были захвачены исконно русские земли в Западной Украине и Западной Белоруссии. Польша стала суверенным государством с капиталистическим общественным строем, которому поют дифирамбы «завыватели».

Но власти Польши провели годы между двумя войнами совсем не так, как в СССР, где была проведена индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. В СССР явно крепло содружество наций, охваченных трудовым энтузиазмом и видящим перспективы улучшения своей жизни.  Была ликвидирована неграмотность, строились школы, больницы, институты, народ в большинстве регионов стал самым читающим в мире. Свою лепту в патриотическое воспитание вносил советский кинематограф.  А в Польше в новых, захваченных у Германии восточных землях и у России западных, наоборот,  развился махровый расизм, коренное население этих территорий считались людьми второго сорта. Да и польская армия без помощи англичан и французов слабела, не следовала современным тенденциям на развитие моторизации, мало было танков, самолетов, слабой была артиллерия, но зато многочисленной кавалерия.

И когда 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, сил отразить агрессию у поляков не было. В боях с немцами за 3 недели боев погибло 66 тысяч поляков, 133 тысячи было раненных, и 420 тысяч попало в плен.  Т.е. на 1 убитого приходилось 6 попавших в плен.  Это свидетельство то, что поляки самоотверженно сражались с немцами, в отличии от своего правительства, которое, захватив золотой запас страны, поспешно бежало из страны вначале в Румынию, затем во Францию и в конце концов осело в Англии.

После введения в Польшу 17 сентября войск Красной Армии поляки потеряли в боях с ней 3,5 тысяч убитыми, и 454 тысячи сдались в плен. Справедливости ради надо сказать, что основную массу войск на востоке Польши составляли украинцы и белорусы, призванные в армию, но воевать за капиталистическую власть, угнетающую их, они не желали и массово сдавались в плен.

А как же защищали свою свободную демократическую власть войска западных стран, подвергшиеся нападению в мае 1940 года? Причем армии Франции, Бельгии, Голландии было отмобилизованы, ведь войну Гитлеру они объявили еще 3 сентября 1939 года, и все это время готовились отражать нападение немцев. Французская армия считалась самой сильной в Европе, в ней было больше солдат, чем в немецких дивизиях, напавших на Францию, больше танков и самолетов. К тому же в Европе был 300-тысячный экспедиционный корпус Британии и немалые армии Бельгии и Голландии. 

Про Данию не будем вспоминать, для её оккупации немцам потребовался всего один батальон вермахта, высадившийся в столице Копенгагене с обычной баржи, и всего несколько часов. Ни одного выстрела при этом не было произведено ни с одной, ни с другой стороны. 

А вот Голландия все же сражалась, было убито 2,3 тысячи человек и 270 тысяч попало в плен. На 1 убитого свыше сотни пленных говорят явно о том, что сопротивление было слабое.  Чуть лучше сражались бельгийцы – 9 тысяч убитых и 600 тысяч пленных.

Французы со своей самой сильной сухопутной армией сопротивлялись чуть больше месяца. 84 тысячи убитых и 1,5 миллиона пленных, т.е. соотношение 1 убитый на 18 попавших в плен. Третий результат в этом своеобразном соревновании после СССР и Польши. Сильный французский флот ушел в Северную Африку, 2/3 территории  Франции было оккупировано немцами, на остальной создано государство, союзное немцам.  Большое количество станков из Франции были увезены в Германию, где проржавели всю войну под открытым небом. Но зато французы исправно трудились на оставшихся заводах, производя для вермахта пушки и стрелковое оружие, боеприпасы, поставляли в Третий Рейх продукты питания и вина.

А теперь вернем на восток.  И снова несколько слов «завывателям». Они написали, что таких поражений в истории России никогда не было. Но давайте разберемся.  Россия проиграла все войны, которые вела с равными ей по силам странам.  Турки никогда не были умелыми и храбрыми воинам.  Так что Румянцев, Суворов, Кутузов их громили малыми силами.  Наполеона Кутузов обманул, но не победил в бою. Да, на Бородино наши стояли стойко, была, по большому счету, ничья. А вот  Крымскую войну и русско-японскую войну 1904-1905 года наши позорно проиграли. Из-под Мукдена позорно бежали  толпами русские солдаты, а ведь японская армия лишь недавно стала относительно сильной. И в Первую мировую войну наша армия более-менее успешно воевала с турецкой и австро-венгерской армией, а вот немцам уступала, хотя для Германии восточный фронт в ту войну был второстепенный. А уж развал русской армии в 1917 году был не связан с происками большевиков, хотя какую-то толику в это дело они внесли, но только во второй половине года.

И уж массового героизма и самоотверженности русские мужики не выказывали точно. За что им жилы рвать? Что за жизнь у них была в царской России? И у их семей тоже?

Так что генетически, как утверждают «завыватели», у русских не было желания сложить голову за матушку царицу или батюшку царя. А вот за советскую власть, которая показала им свет в конце туннеля, появилось. Но не сразу, надо было и научиться воевать, и накопить силы, чтобы одолеть самую сильную на июнь 1941 года армию в мире.  Полностью отмобилизованную, имеющую опыт двух компаний против Польши и Франции, отработавшей стратегию блицкрига, к тому же привлекшую в свои ряды любителей поживиться на-халяву со всей Европы, да и военное снаряжение из этих  побежденных стран используя в период нападения. 

И хотя Сталин и его полководцы знали, что война вот-вот начнется, но когда точно, и какими силами нападут немцы и их союзники, не знали. Не снимая вину с наркомата обороны (Тимошенко) и Генштаба (Жуков) скажу, что самые большие упущения в организации обороны были допущены на уровне фронтов и армий. В предыдущих материалах «Как уничтожали мехкорпуса РККА в 41-году» и «Пленные армии 1941 года» я показал, как действовали эти командиры, и отнюдь нельзя исключить не просто растерянность, или неумение воевать, но и прямое предательство, как это было у командира 12-й армии Юго-Западного фронта Понеделина, который привел свою армию прямо в немецкий котел под Уманью, и 100 тысяч бойцов и командиров оказались в плену без сопротивления.  Видимо, таких случаев в первые месяцы войны хватало.

Но нужно отдать должное и немцам. Они умели воевать. Массированное применение танков при поддержке авиации на направлениях главного удара позволяло создавать многократное преимущество и прорывать оборону советских дивизий, растянутых по фронту, заходить в тыл наши войскам, сеять панику, захватывать богатые трофеи и на складах, и просто брошенной из-за отсутствия   ГСМ.

Известный военный историк Алексей Исаев по полочкам разложил все, почему Красная Армия несла поражения в 1941 году, а немецкий вермахт побеждал.  Итак, расскажу, что по его мнению, произошло в первый год войны.

Германия как государство была богаче Советского Союза, который лишь с начала 30-х годов начал проводить индустриализацию, и еще позже стал производить вооружения в массовом количестве. Да и технологически немецкая промышленность была  выше, чем наша, что позволяло выпускать некоторые боеприпасы, которые не могли делать мы. К тому же вооружаться Германии помогал «гитлеровский евросоюз» - оккупированные немцами страны Европы, которые не только производили вооружения, особенно чехи, но и пополняли «ваффен СС» добровольцами в значительных количествах, а союзники типа Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии,  посылали свои войска воевать против СССР.

Кроме этого, проведенные две военные компании против Польши в 1939 году и в Западной Европе в 1940 году помогли немцам отточить стратегию блицкрига, наконечник копья в лице подвижных механизированных подразделений, который помог вермахту одержать быстрые победы. Они приложили максимум усилий для создания этого бронированного кулака в составе танковых групп, где танковые части поддерживала механизированная пехота, передвигающаяся на автомобилях, мощная артиллерия на скоростных полугусеничных тягачах, такие же мобильные части снабжения (так называемые чемоданы), для передвижения которых даже предусматривались  отдельные дороги, и специальные инженерные части, которые могли быстро восстанавливать взорванные мосты с помощью так называемых кагератов.  Кроме этого, атаки этих танковых монстров поддерживала немецкая авиация, которая сумела завоевать господство в воздухе в первые дни войны.  Это позволило немецким танковым группам прорываться до 300 километров, не нуждаясь в подкреплениях.

К тому же у немцев было неплохо организовано взаимодействие всех частей танковой группы.  Встретив противотанковую оборону Красной Армии, с помощью мобильной артиллерии, где было немало пушек и гаубиц большого калибра (до 204-мм) они подавляли её, далее вперед шли танки и мотопехота закрепляла успех атаки.  Затем приходили обычные пехотные части, которые передвигались пешим порядком, и все, территория захвачена войсками вермахта.

Объективно на июнь 1941 года это была самая сильная армия в мире. К тому же массовое применение стимуляторов среди гитлеровцев помогало им выдерживать длительные марши без сна и отдыха, хоть не такие большие и мощные, как наши танки Т-34 или КВ-1,  немецкие танки были надежные и без поломок проходили до тысячи километров, а авиация с первых же дней господствовала в воздухе.

Им противостояла на границе первая линия обороны (наша армия была в начале войны разделена на три эшелона), что позволило немцам получать многократное преимущество в направлениях главных ударов. К тому же не отмобилизованная советская дивизия по штатам мирного времени насчитывала всего 10 тысяч человек (при штате 14 тысяч), и не могла противостоять 20-тысячной отмобилизованной и имеющим опыт боев немецкой дивизии.  Это и приводило к глубоким охватам обороняющихся советских частей, появлению многочисленных котлов окружения.  К тому в наших стрелковых дивизиях была слабая противопехотная оборона. И хотя количество 76-мм пушек было достаточным, но вот количество бронебойных снарядов было очень маленьким, план их производства промышленность был выполнен всего на 18%.

Наши стрелковые дивизии могла бы поддержать корпусная артиллерия, где были пушки-гаубицы 152-мм, но в РККА катастрофически не хватало подвижных тягачей. Используемые для этого трактора из народного хозяйства обладали невысокой скоростью и обеспечить своевременное прибытие корпусной артиллерии к местам боев не могли.

Встретившие немцев на границе танковые войска РККА были сформированы в танковые бригады, в которых не было своей артиллерии и очень мало пехоты. Как сказал Исаев, это детская болезнь всех танковых соединений в мире. Немцы нашли баланс танков, мотопехоты и артиллерии после войны с Польшей, во время войны с французами убедились в правильности своих выводов, и в 1941 году показали всему миру правильность своей концепции использования танковых частей.  Наши нашли этот баланс к Сталинградской битве, а союзники лишь в 1944 году. А пока немецкие танковые группы наносили нашим войскам тяжелые поражения.

Но самоотверженная оборона на некоторых участках советско-германского фронта наносило серьезные потери немецким войскам, выбивала из их рядов наиболее подготовленных солдат и командиров. Уже с первых дней немцы стали отставать от своих планов, им требовалось все больше войск, чтобы достичь запланированных рубежей, их потери росли и вызывали тревогу в штабах. Затянувшееся на 2 недели сражение под Смоленском задержало продвижение войск на Москву, да и на Украине и под Ленинградом у них скалывалось совсем не так, как планировалось. Огромное количество пленных требовало отвлечение боевых частей с фронта для их охраны. Создаваемые вермахтом котлы окружения тоже отвлекали много дивизий, что сломить сопротивление советских войск в них. «Барбаросса» стала буксовать с самого начала.

Два обстоятельства, не предусмотренные ни Гитлером, ни его Генштабом, оказали влияние не сразу, а по прошествии времени.  Это перемещение огромного количество оборонных заводов далеко на восток, на Урал и в Сибирь, причем на подготовленные заранее производственные площадки. Это позволило Сталину развернуть на них производство оборонной продукции с 1942 года А вторым таким обстоятельством было решение в первые дни войны поднять по мобилизации сразу 14 возрастов призывников, провести, по сути дела, тотальную мобилизацию,  которую Гитлер провел лишь в 1944 году, когда замаячило поражение Третьего рейха. Именно эти, сформированные в тылу новые соединения, и нанесли поражение немцам под Москвой, под Сталинградом и на Курской дуге.  Об первом обстоятельстве Гитлер говорил финскому полководцу Манергейму, когда приезжал поздравлять того с юбилеем в 1942 году.

Так что погибающие в боях на границе, сражающиеся в котлах окружения войска приближали нашу победу.  Не  поражения были в 1941 года, а, как говорит историк Елена Прудникова, победы, которые и привели в дальнейшем к освобождению нашей Родины и Восточной Европы от немецких захватчиков.

Почему же Гитлер проиграл войну?  Его самая главная ошибка заключалась в том, что он напал на страну с народом, которого он не знал.  Он знал западных европейцев, а вот славян, особенно русских, которых он собрался уничтожить, не знал. Не знала и его разведка, она была чисто военная, а тут надо было знать более широко.

Правда, эти русские образца 1941 и особенно 1944-45 годов были совсем не те, что воевали с немцами на полях Первой мировой войны. Победили во Второй мировой войне советские учителя и их школьники. Им было с чем сравнивать. Они знали, как жили их предки, и что делает советская власть, чтобы они жили лучше, и впереди были еще большие перспективы.  Они знали, что их ждет в случае поражения, и что им светит в случае победы. Отсюда героизм Зои Космодемьянской, молодогвардейцев, Александра Матросова, самоотверженный труд на заводах и колхозных полях, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев.

Немцы считали советских людей за быдло, безграмотный народ. И были неприятно удивлены, когда среди пленных были русские, прекрасно разбирающиеся в технике, которые могли отремонтировать то, что не могли немцы. Удивлялись, что русские начитанные, знают немецкий язык, причем даже выпускники сельских школ.  И наши девушки в основном девственницы, хотя им уже около 20 лет.   А вот немецкие девушки, в отличии от наших, которые работали в госпиталях, на заводах, на полях и фермах, «трудились» в борделях, в том числе в прифронтовой полосе, поднимая не только дух, но и кое-еще, у немецких солдат и офицеров.  Об этом у меня есть отдельная статья. http://proza.ru/2021/04/22/332

Так что не будем посыпать голову пеплом, обвиняя Сталина и высшее военное руководство, что он проворонило начало войны и очень плохо к ней подготовилось.  Нет, страна готовилась и весьма основательно. Проведенная индустриализация позволила начать создавать военную промышленность, ведь без металла, обрабатывающих станков невозможно выпускать танки и самолеты, пушки и стрелковое оружие.  Даже заключенный пакт Молотова Риббентропа помог подготовиться к войне, благодаря ему почти на 40 миллионов человек вырос мобилизационный потенциал СССР, была отодвинута западная граница,  немцы поставили нам 600 станков, которые позволили производить стволы орудий такого калибра, который невозможно было делать на отечественных станках. Немцы поставили нам и прокатный стан для прокатки брони, нужной для производства танковых башен. 

А обученные в школе молодые люди лучше осваивали новую технику, но закрепить навыки не успели, ведь всеобщая воинская обязанность в стране началась с сентября 1939 года. С  тех пор армия увеличилась с 1,5 до 5,4 миллиона человек, значительно увеличился и офицерский состав. Но командирам негде было получать боевой опыт, зимняя война с Финляндией дала опыт специфический, поэтому мы и начали бить немцев вначале зимой под Москвой и через год под Сталинградом. На все это требовалось время, а его и не хватило.

Не все продумано было и с вооружениями. В РККА явно не хватало орудий больших калибров, не было тягачей для перемещения пушек и гаубиц,  ставшие к станкам вместо опытных рабочих женщины и молодые люди не могли обеспечить высокое качество танков и самолетов.  Да и наши отцы-командиры не всегда оперативно учились ратному мастерству. Далеко не всегда разгадывали замыслы операций немецких войск.  Но со временем все пришло.  И с 1944 года именно советский солдат стал самым умелым воином в мире, и это позволило побеждать немцев с намного меньшими потерями, чем в начале войны.

Но победный марш Красной Армии к западным границам СССР и по Европе не входит в тему этой заметки. На этом я её заканчиваю.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.