22 июня 1941 года

 11.
   
  А город Стародуб после села казался чудом: магазины, двухэтажные дома, мощенные дороги, златоглавые церкви. Наше училище (сейчас это, кажется, завод "Реле") в Стародубе было самым красивым зданием. Рядом городской Парк имени Щорса. В училище прекрасный актовый зал. Мы - студенты - с учителем чистописания Игнатием Федоровичем Замотаевым поставили на сцене спектакль "Богдан Хмельницкий". Игнатий Федорович блестяще сыграл Богдана.
  В кинотеатре "Волна революции" я посещал каждый фильм. Из общежития по льду озера, и вот оно - кино. Ранней весной лед на озере подтаял, и я однажды провалился. Промок весь. Хорошо еще, что я, когда одним из первых вселялся в общежитие, выбрал себе койку возле печки. На курсе редактировал и выпускал стенгазету. Весной 1941 года отлично сдал экзамены за первый курс.
  Однажды меня вызвали с урока: заехала ко мне сестра Аня. Она ехала из Гомеля в Тарасовку в гости. Преподаватели мои ей рассказали, что я за год хорошо подрос в ученье, умею держаться при общении с собеседником, овладел правильной речью, хорошо учусь и буду хорошим учителем. Потом Аня уехала к маме в Тарасовку, а через несколько дней и я явился домой на каникулы.
  Аня приготовила мне сюрприз: поездку в Гомель. Это была для меня большая радость. Я ведь еще не знал больших городов. Провинциальный Стародуб казался мне большим населенным пунктом. Только в 1940-м году я впервые увидел поезд. Помню, рассказывал о нем друзьям, оставшимся в селе: "Такой, как если все наши хаты поставить друг за дружкой на длинные, бесконечные железные полосы - рельсы. Эти домики на колесах вагонами называются. И тянет их машина с громким ревом, а из трубы дым валит". Аня немного погостила в Тарасовке, и вот в одно из воскресений июня мы с ней едем на попутной сельской подводе на станцию. Что такое? В Стародубе люди на улицах оживленно разговаривают, некоторые плачут. Заскочил в педучилище. А там все хмурые, в слезах. Это было 22 июня 1941 года. По радио сообщили, что немцы бомбят наши города. В Гомель меня Аня, конечно, не взяла. Уехала одна, а я вернулся в Тарасовку.
   


Рецензии