Великие люди от Авраама до Хокинга 41

Девятнадцатый век (продолжение)


Любовь и смерть – главные темы лирики белорусского поэта Максима Богдановича, умершего в 25 лет от чахотки.

На долю Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой выпадает предназначение быть монахиней и поэтессой.
Маленькая девочка Лиза Пипенко в будущем становится известной русской поэтессой Елизаветой Кузьминой-Караваевой и прославленной монахиней Марией Скобцовой.

Елизавета с молодых лет отличается решительным характером. Она ставит перед собой цель и в большинстве случаев достигает ее.

16-летняя Елизавета, влюбленная в Александра Блока, приходит к нему домой. Он посвящает девушке стихотворение. Между ними возникают сложные отношения и длительная переписка.

Кузьмина-Караваева хочет объять жизнь во всей ее полноте: жажда подвига заставляет молодую женщину служить и Богу, и людям!
У Кузьминой-Караваевой любовь к Богу неотделима от любви к человеку. Она живет для Неба и для земли.
Кузьмина-Караваева служит Богу «несвятой святостью», так как является одновременно поэтессой и монахиней.
Кузьмина-Караваева безропотно принимает осененную Богом земную ночь! Сквозь мрак и горести она стремится к духовному счастью!

Судьба безраздельно властвует над Кузьминой-Караваевой, ангел-хранитель грустно покачивает головой, ее неистовая жертвенность испепеляет душу. В силу этого жизнь монахини превращается в трагедию, а смерть – в Голгофу!

Земная жизнь Кузьминой-Караваевой беспокойна и драматична. Поэтесса оставляет двух мужей, младшая дочь умирает в детстве, старшая – уезжает из Парижа в СССР, где через год оказывается в могиле, сын погибает в фашистском концентрационном лагере, сама же она – идет в газовую камеру, спасая жизнь другой узнице.

Американский писатель Генри Миллер, оправдывая в книгах агрессивное беспутство, перечеркивает моральные заповеди классической литературы. Анархия секса низводит его романы до порнографии.

В прозе Миллера одиночество паясничает, словно вселенская обезьяна.

В Миллере живет дух противоречия: герой его произведений идет за манящей звездой любви по грязным лужам жизни.

Миллер зачерпывает «любовь» из болота секса.

Миллер банальный секс подслащает риторикой любви: в его книгах придорожные лопухи превращаются в чудесные цветы.

По романам Миллера растекается кровавый гной жизни. Каково читать их тому, кто лелеет мечту о любви и счастье?

Для главного героя книг Миллера секс, словно электрический скат, обжигает тело и душу.

В прозе Миллера происходит бесчисленное множество метаморфоз плотской любви. На наших глазах совершается акт грязного сексуального мифотворчества!

Сущность идеологии любви Миллера определяют три слова: оргазм, агония, смерть.

Миллер – абсолютный пессимист, в романах которого встречаем такие жуткие понятия, как «вселенская гангрена», «вселенская агония»!

Японский писатель Рюноскэ Акутагава – автор книг сверхужасов, при чтении которых волосы встают дыбом. Разве человек, концентрирующий в себе огромную отрицательную энергию, сможет долго жить? Акутагава умирает в 35 лет.

Акутагава – японский Кафка: оба писателя погружаются в бездну психологического катастрофизма!

Благодаря вдохновенной музыке оратории «Царь Давид», французский композитор Артюр Онеггер обретает мировую славу. И способствуют этому боговдохновенные псалмы Давида.

В симфонической музыке Онеггер испытывает тревогу за будущее человечества.

В напряженных симфониях Онеггер поднимает серьезные общественные проблемы.

Музыка Онеггера призывает к обновлению жизни.

Онеггер – человек античного ума. Однако он не занимается стилизацией древнегреческой музыки.

Трагедийная музыка Онеггера имеет ренессансный оттенок.

Балет «Семирамида» Артюра Онеггера и опера «Царица Савская» Жюля Массне испускают библейский свет.

Налицо преемственная связь между кантатно-сценическими произведениями Артюра Онеггера и Карла Орфа. Эти мастера XX века создают полнокровную, жизнеутверждающую музыку.

Выдающийся композитор-гуманист Артюр Онеггер, как и Пауль Хиндемит, Бенджамин Бриттен, Сергей Прокофьев, остаются верными традиции реалистического искусства. Им чужд оголтелый авангард.

Русский и американский поэт, переводчик, литературный критик Георгий Адамович с сожалением констатирует, что русская эмигрантская литература неуклонно вырождается. Не ощутил ли он это на собственном опыте?

Французский композитор русского происхождения Николай Обухов в снежных кристаллах природы и собственных музыкальных конструкциях находит подтверждение совершенства и красоты Божьего мира.

Фортепианная музыка композитора-эмигранта Артура Лурье пронизывает ледяным холодом одиночества.

Писатель Константин Паустовский – романтик с «золотой розой» в груди.

Паустовский смотрит на мир восторженными глазами ребенка, но обладает романтическим сердцем юноши.

Паустовский воспринимает красоту мира как влюбленный молодой человек. Он описывает события жизни с чувством восторга и признательности.

Паустовский – мастер красивой литературной речи. При этом он увлекательный рассказчик всевозможных историй и приключений.

Книги Паустовского дышат теплом и лаской природы южной России, наполненной трепетной жизнью.

Бунин, Шмелёв, Зайцев, Паустовский, Грин – писатели одухотворенной красоты. К этому направлению принадлежат живописцы Коровин, Головин, Кустодиев, композиторы Глиэр, Василенко, Хачатурян. Нетрудно заметить, что большинство из этих деятелей искусства – представители московской творческой элиты.

В номинации на соискание Нобелевской премии встречаются Константин Паустовский и Михаил Шолохов. Возвышенный романтик уступает первенство суровому реалисту. Таково требование времени.

Павел Корин – художник могучего русского духа.

Незавершенное эпическое полотно Корина «Русь уходящая» производит огромное впечатление на современников мощью Древней России.

Французский композитор Дариюс Мийо – страстный музыкальный путешественник, чье сердце радостно трепещет при встрече с новой страной.

Вместе с музыкой Мийо мы посещаем приморские города южной Франции.

Музыка Мийо доносит до уха шумную разноголосицу придорожных кафешантанов.

Типичные пейзажи в музыке Мийо – это потрескавшаяся от жаркого солнца земля, дышащее негой и лаской море.

Радостную провансальскую музыку Мийо иначе не назовешь, как мушкетерской или д’Артаньяновской!

Произведениям Мийо свойственны броская театральность и нежная лирика.

Мийо не оставляет без внимания эстрадную и джазовую музыку.

Пьесы Мийо, сочиненные в разных тональностях, создают эффект стереозвука.

У Мийо почти вилла-лобосовский размах музыкального творчества. Французский композитор создает 443 произведения (у бразильца их число колеблется от 1500 до 2000!).

Музыка Дариюса Мийо и Карла Орфа гипнотизирует магией ритма. И тот, и другой чувствуют пульс времени.

Марина Цветаева – царица Клеопатра в русской поэзии.

Уже в юности Цветаева готова взойти на жертвенный костер служения поэтическому слову!

Цветаева – воительница духовной красоты в храме стихосложения.

Цветаева – отшельница-вещунья в поэзии.

Цветаева белым лебедем взмывает в небо, от быта к бытию, к духовному созерцанию мира.

Цветаева – поэт небесной чистоты и ясности.

Ключ к поэтическому ларцу Цветаевой нужно искать в русских народных сказках.

Цветаева – искусная мастерица словесной вязи.

Цветаева занимается инкрустацией и чеканкой стихотворных текстов.

Зигзагообразная судьба чемпиона мира по шахматам Александра Алёхина свидетельствует о том, что в шахматной игре и в личной жизни он предпочитал делать ход конем.

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг прославилась тем, что была близка с четырьмя знаменитостями – английским дипломатом и агентом разведки Брюсом Локкартом, председателем революционного трибунала Яковом Петерсом, писателями Максимом Горьким и Гербертом Уэллсом, не считая множества других, менее известных любовников.
Эта красавица с обольстительной сладкой улыбкой завораживала мужчин легкой задумчивостью и подчеркнутым вниманием к словам собеседника, так что тому казалось, будто именно он занимает все ее мысли. На самом деле она решала собственные проблемы, находя поддержку у талантливых, умных и независимых представителей сильного пола. Она одаривала их лаской, вдохновляла на героические поступки, но требовала взамен покровительства и материальной поддержки.

Художник из белорусского городка Смиловичи Хаим Соломонович Сутин уезжает в Париж, чтобы рисовать бычьи туши, будто в сельскохозяйственной Белоруссии нет быков!

Увлеченный в молодости политическим авантюризмом, теоретик формализма в литературе Виктор Шкловский со временем становится ревнителем традиционного искусства. Его долгая творческая жизнь в конечном счете заслуживает высокой оценки!

Надо обладать большим писательским талантом, чтобы итальянцы восхищались рассказами о путешествиях Марко Поло. Нечто близкое и дорогое они нашли в книге Шкловского «Марко Поло разведчик».

Советский художник Аркадий Пластов рисовал картины с крестьянской основательностью. Жил он в родном селе, героями его полотен выступали односельчане, похоронен мастер на сельском кладбище, хотя был академиком живописи, лауреатом Сталинской и Ленинской премий.

Испанский гитарист Андрес Сеговия – кудесник музыкальной красоты, Орфей классической гитары.

Волшебные звуки гитары Сеговии стали для публики откровением. Люди многих стран, измученные войнами и революциями, с затаенным дыханием слушали легенду о любви и счастье, которую преподносил им великий артист.
Он открыл миру инструмент с богатейшим арсеналом тембров и красок.

Поэт Владимир Маяковской – трубадур большевистской революции.

Маяковский – глашатай революционной эпохи: он чеканит слова, будто печатает шаг!

Маяковский – глашатай будущего справедливого общества.

Маяковский сотрясает воздух советским паспортом, думая, что вносит большой вклад в строительство коммунизма!

Маяковский плюет в лицо советским бюрократам! Он презирает чиновников всех мастей.

Маяковский жонглирует «новыми солнцами», как цирковыми шарами.

Маяковскому не откажешь в смелости. Поэт дерзко приглашает солнце погонять чаи и даже спрашивает разрешения прикурить у светила!

«Мистерия-буфф» Владимира Маяковского – это остроумная, живая, солнечная, пролетарская сказка в духе Карла Гоцци, которая никогда не поблекнет!

Ирония судьбы состоит в том, что рупор революции Маяковский погибает под ее колесами!

Застрелившийся Маяковский – трагический символ краха Советской власти. С ним происходит катастрофа, подобная той, какая настигнет Советский Союз через 60 лет после смерти поэта.

Революционный бурный напор в жизни, в поэзии, в любви подводит 36-летнего Владимира Маяковского к черте самоубийства. Несколько раньше с тем же сталкивается Сергей Есенин. Талантливые поэты не выдерживают сверхчеловеческого напряжения духовных и физических сил.

Едва ли не главный представитель социалистического реализма в живописи Борис Владимирович Иогансон рисует портреты царского адмирала Александра Колчака и масштабное полотно «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола». Переход в новую эпоху для художника был опасным, но, к счастью, удачным.

Всемирный ум философа и филолога Алексея Фёдоровича Лосева опирается на принцип всеединства. Глобальные идеи стимулируют работу мозга, мозг – организма. В итоге, ученый живет почти 95 лет.

Лосев – мужественный сеятель зерен античности в дикой России.

Лосев уверенно ведет корабль античности в кровавый период диктатуры пролетариата и всенародного государства.

Московское метро со сказочной красотой ее подземных дворцов делает честь близкому сподвижнику Сталина Лазарю Моисеевичу Кагановичу, руководившему уникальной стройкой.

У всякого диктатора найдется преданный слуга: таковы Лазарь Каганович у Сталина и Йозеф Геббельс у Гитлера.

Вождь китайского народа Мао Цзэдун – кормчий коммунистического Китая, буквально на наших глазах превращающегося в сверхдержаву.

Руководитель Советского государства Никита Сергеевич Хрущёв произвел бурю в стакане воды, хотя мнил себя великим политиком.

Глава Советской державы Никита Хрущёв увлекался фантастическими проектами: хотел построить коммунизм за 20 лет, а заодно показать «кузькину мать» Америке.

Есть люди, которые пылко, но безответно любят политику. Только она, как лукавая женщина, поощряя их к действию, не дается в руки. Таким был Первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза Никита Сергеевич Хрущёв, излишне эмоциональный и склонный к эпатажу человек. Казалось бы, он 10 лет повелевал половиной мира, словно какой-то римский император, однако пришла осень 1964 года – и все в единый миг кончилось. Вертихвостка-политика, посмеявшись, ускользнула из пылких объятий незадачливого любовника.

Писатель Пётр Парфёнов – мастер сталинского литературного лубка. Ему принадлежат слова песни «По долинам и по взгорьям». В 1937 году автор партизанского гимна был расстрелян.

Осуждая мещанский образ жизни, писатель Исаак Бабель сочувствовал простым людям. Желая быть поближе к народу, еврей Исаак Бобель печатался под псевдонимом Иван Бабель. В итоге у него оказалось три фамилии: Исаак Бабель, Исаак Бобель, Иван Бабель.
Лицо не спрячешь за псевдонимами!

Олдос Хаксли – английский писатель-фантаст, герои которого устремлены в будущее. В интеллектуальных романах он изучает природу человека. В 1938 году Хаксли встречается с Джидду Кришнамурти, под влиянием которого знакомится с различными течениями мудрости и занимается мистикой.

Нужно быть всеядным Михаилом Зощенко, чтобы искать вдохновение в обыденной жизни людей.

Зощенко – сатирический бытописатель.

Зощенко – юморист, рассказывающий житейские анекдоты и нелепости.

Зощенко – писатель с изломанной судьбой, издерганными нервами и надломленной психикой. Он с мазохистским упорством издевается над публикой и самим собой.

Герои-обыватели сатирика Зощенко не спешат покорять «зияющие высоты» коммунизма!

Зощенко выворачивает наизнанку внутренности советского гражданина, отчего писателю кажется, что вселенная пахнет мочой.

Зощенко блошиными укусами терзает плоть и душу советского гражданина.

Зощенко осмеивает пролетарское хамство.

Сатира Зощенко имеет двойное дно: он обличает советского мещанина и обнажает собственный ужас перед обществом.

Незаурядной еврейско-русской девушкой Еленой Дьяконовой были покорены французский поэт Поль Элюар, немецкий художник Макс Эрнст, гениальный испанский художник Сальвадор Дали. С двумя из них она находилась в законном браке.

Композитор Леонид Половинкин золотым ключиком открывает дверцу в мир счастливого детства. Его музыка дарит улыбку и радость.

Писатель Борис Пильняк погиб в житейской и творческой круговерти. Уделяй он меньше внимания политике, его не расстреляли бы в сталинские времена на 44 году жизни!

Труды американского математика Норберта Винера по кибернетике закладывают фундамент всеобщего знания.

В 18 лет Винер становится доктором философии по математической логике. Он считается одним из основоположников теории искусственного интеллекта.

Немецкий композитор Пауль Дессау создавал агитационные «коммунистические» оперы, будто они могут быть антикоммунистическими! Нет! Они могут быть или художественно убедительными, или профессионально беспомощными.

Сочиняя коммунистические оперы-агитки, Дессау сознательно выполнял социальный заказ!


Рецензии