Чернобыльский Спас

Лихолетье Чернобыля  явило нам чудотворные иконы. Наиболее необычная и значительная из них "Чернобыльский Спас". Эта икона - сакральное послание будущим поколениям с предостережением от бездумного распоряжения дарами Природы.
   После взрыва на атомной станции произошли чудовищные выбросы радиации в атмосферу, могущие уничтожить на своём пути всё живое. Так, в лесу,  в окрестностях Чернобыля,  местами фон превышал 1200 рентген в час. Конечно, этот лес подлежал захоронению. Этот, некогда красивейший зелёный ареал с богатейшей флорой и фауной стал "притчей во языцех" на устах народов и нарёкся Рыжим лесом  - в рыжий цвет его окрасила испепеляющая радиация... Погибло всё в этом лесу. Не погибла лишь сосна в виде Христова Распятия. Она-то и стала символом чернобыльского подвига, самоотверженного жертвенного труда тысяч людей единой тогда ещё страны, людей самых разных профессий и званий.

   История написания иконы связана с подлинным чудом. С чудом исцеления духовного и физического...Один из ликвидаторов, бывший убеждённый коммунист, получил смертельную дозу радиации. Казалось, дни его сочтены. Врачи не давали не малейших шансов... Но произошло неожиданное.
Бывший неверующий стал обращаться со странной просьбой: написать икону в таком виде, как она являлась ему во сне несколько ночей кряду.  Существовали некоторые разногласия, поскольку изображаемое на иконе как бы могло нарушить канонические традиции православной иконописи.
Но Богословская комиссия упразднила эти противоречия после тщательного изучения вопроса.
Икона была написана и освящена для литургического применения. Неожиданно для врачей, и для окружающих безнадёжный больной стал выздоравливать
Что же предстало глазам ликвидатора и что из этого могло вызывать противоречия в среде иконописцев и богословов?
   На иконе всё изображено так, как передал этот мужественный человек: в верхней части иконы -Пресвятая Богородица и Архистратиг Михаил, который как бы ведёт, сопровождает ликвидаторов, причём по одну сторону стоят те, которые погибли в страшном чернобыльском огне; по другую-ещё живые ликвидаторы в полной экипировке: в масках, респираторах, белых, защитных халатах, медсёстры с красными Крестами, вертолётчики в лётной форме, спасатели. По центру на иконе -та самая Крестораспятная Чернобыльская сосна. Местные старожилы помнили, как на этой сосне фашисты-каратели вешали советских воинов и простых сельчан, помогающих фронту. Мученическая эта сосна дважды. Теперь она ветви страдальческие над могилками чернобыльцев склонила. Интересно то, что сосна эта стоит  на линии, соединяющей 4-ый аварийный блок с городом Припятью(ныне городом-призраком)
    Так вот, до  появления этой иконы за многолетнюю историю христианской канонической иконописи не было случаев(а иконы пишут с ранних веков христианства!) , чтобы изображали живых людей наряду с усопшими. Чернобыль открыл новую эру и в этой сакральной области.
Икона объединяет таким образом прошлое и будущее и призывает всех нас быть бдительными перед вызовами техногенной эпохи.


Рецензии