9 трансляция для радио НОД

                Игры
       Доброго здравия, милые судари и сударыни, счастливой улыбки на устах и весеннего задора в очах. Сегодня в нашей уютной беседке мы станем свидетелями нового звездопада души при чтении отрывка из повести «Старообрядцы», где 83-хлетний Феофан Иванов делится своим отношением к играм.
     Оглядываясь на жизнь бабушки Светлана изумлялась культуре её речи, обилию песен, пословиц, поговорок, памяти. Откуда это у женщины, которая ни разу не переступала школьный порог?
     Однажды наблюдала за игрой в лото старушек, и поняла один из источников мудрости бабушки. Вспомнила, что во времена её детства для игры собиралась большая группа. За карту ставили от 5 до 10 копеек. (Стакан киселя, в школьном буфете, после денежной реформы 1961 года стоил 4 копейки). Поэтому выигрыш в один рубль распалял азарт. Цель игры  - обвести соперников и выиграть самому. Цифры называли с предельной скоростью (развивалась искромётность речи). Чтобы сбивать соперника с толку, для цифр, находили образные сравнения: например, 10 – бычий глаз, 69 – чушки спят, 11 – барабанные палочки (развивалось творческое мышление, память).
         Сегодня доказано, что в стрессовой ситуации, подсознание раскрепощается и информация, запоминается быстрее и легче. Скорость произношения цифр, их зашифрованность и, конечно, стремление к выигрышу, складывались в стресс. Фразы, усваивались подсознанием без труда. Общение происходило в процессе игры, речь была шуточной, поэтому за подтрунивание не обижались, при похвале не гордились. Скорость игры исключала манерничанье, раскрывала индивидуальность. Благодаря участию подсознания доброта общения становилась привычкой.
      Игры детства: штурм снежных крепостей, строительство замков из песка, лапта, чижик, орлянка, катание яиц, хороводы, кроме развития жизненно необходимых навыков, имели под собой ритуальную направленность* и приравнивались к молитве. Отсюда здоровье, высокий интеллект, великодушие, патриотизм, выносливость, взаимовыручка, сопереживание. Сегодня, эти поблекшие качества пытаются возродить целые институты. А воз, не только на месте, но откатывается к обрыву разума, человечности и жизни на планете. Об этом свидетельствуют многочисленные «помолодевшие» кладбища. В незатейливой игре коренились чудеса альтруизма, характера, необходимого для выживания, способность предвидеть будущее. За них доблестные предки, даже кровь проливали!
   Когда встретилась с дедушкой Феофаном, одним из первых вопросов был следующий:
     - Дедуль, в какие игры играли вы?
     - О-о-о! Настоящая игра - это и весёлая работа, и средство воспитания. Дед Клементий рассказывал, что до 1860-х годов играли не только дети, но и взрослые. Пока царь Николай I не разорил и не отобрал у старообрядцев монастыри, не согнал с обжитых мест, они жили весело, несмотря на страшные гонения. Сенокос – состязание; рыбачат – гребля и плавание наперегонки. И так во всём. Потом игры стали детскими забавами, потому что старинные религиозные обряды, воплощённые в них, были запрещены политикой государства и  отняли у взрослых былую ценность и интерес к играм. На второй день Рождества, на Новый год, Крещение, в субботу и воскресенье Масленицы, на Троицу устраивали кулачные бои – мерялись силой. В них нельзя было бить лежачего, нельзя было наносить удар по тому, кто присел, запрещалось бить сзади, зажимать что-то в кулак. Нарушителей этих норм била своя же команда. В играх участвовали все, начиная от десятилетних мальчишек и кончая председателем сельсовета, который, нередко, приходил на работу с синим, опухшим лицом –  «не мог удержаться». Эти игры искореняли в человеке страх перед болью.       Особенно в этих играх отличались Федосей с Акиндином. Недаром оба прошли всю
войну и вернулись живыми. Акиндин три войны прошёл: Халхин-Гол, Финскую и в Отечественную дошёл до Берлина. А Федосей служил на Дальнем Востоке – участвовал в сражениях на Хасане, на Финской. Всю войну охранял Дальневосточное побережье, освобождал Сахалин, дошёл до Кореи. Наши игры уходили корнями в глубокую древность, когда были не только игрой, но еще и тренировкой, развивающей у ребятишек выносливость, ловкость, сообразительность. В этих активных забавах они обучались военной хитрости, чувству плеча, тактике, искусству маскировки.
       Были игры и со следами обрядовой школы: в "Медведя", "Оленя", "Ящера", забиравшего в жертву девушек.  «Курилка» связана с культом огня, который оберегали от затухания. Но я о них только слышал, а сам уже не играл. Хороводы и качели учили общению, раскованности, артистизму, развивали вестибулярный аппарат. «Катание яиц» являлось магическим актом пробуждения земли, который даёт ей силу, символом начала новой жизни. А повезёт - так по ведру выигранных яиц домой приносили. Мне 83 года, а из тайги вышел только в прошлом году и начал хиреть. Затухает мощный реактор, запущенный в детстве. Сейчас молодёжь не с реактором можно сравнить, а разве что с батарейкой, которую постоянно надо подзаряжать. На уме телевизоры да компьютерные стрелялки - для здоровья и интеллекта пользы мало. А вреда выше крыши: тут тебе и гиподинамия, и потеря зрения, и отупение, и замкнутость из-за комплекса неполноценности, ведь навыков своих «гениев», которыми управляют с помощью клавиатуры, они не получают.
       А девочкам не надо развивать фантазию: в компьютере и фасоны, и расцветки для Барби - всё готово. Иная замуж выскочит, а иглой пользоваться не умеет. Зимой устраивали посиделки, нанимали у бездетных семей избу. Девчата пряли шерсть, посконь*, вышивали, вязали. Потом приходили ребята - не старообрядцы с гармошкой, балалайкой, дудкой из липовой коры или из тростника. Начинались игры, танцы, песни, хороводы. Вот так и жили, заплетая молитву, работу и игру в одну косу.
     Сегодня многие морочат людям головы разными аурами, биологическими точками, разными меридианами, а народ здоровее от того не стал. Раньше играли, да сказки говорили, были здоровыми и богатырей растили. Пупок - сакральное место на нашем теле, центр для связи с космосом и Вселенной, канал духовных контактов с родственниками, поэтому с первых дней рождения укрепляли стенки энергетического канала. Этим избавляли человека от многих проблем со здоровьем, пробуждали творческое начало. Столько заумных слов пришлось сказать, а наши родители просто играли в «Сороку-ворону», массажировали биоточки в центре ладони и на пальчиках.
Для игр использовали доступные натуральные материалы: для зоски кусочки шкурки животного и свинца. Для «бабок» использовали косточки подкопытных животных. Кукол шили из лоскутков. Работа с иглой и веретеном не только развивали моторику, творческую фантазию, но и создавали коллекцию из рукоделий, которыми украшали жилища, использовали в качестве подарков. Очень дорожили каждой минутой, наполняя её осмысленной полезной деятельностью даже в играх. В развитии детей важную роль играют стихи. Они легче запоминаются. Развивают память и повышают способность к обучению, расширяют кругозор, формируют культурный уровень, развивают выразительность речи, дыхание, дикцию, обогащают словарный запас. Занятия логическими играми, развивают левое полушарие, а стихи не только правое полушарие, но и весь мозг. Поблагодарим радио НОД за возможность общения и расстанемся на волне детской поэзии, которые звёздочками рождаются в душе
                Первый снег
             Первый снег проснулся рано,
             Натолкал снежки в карманы.
             Залетел к нам в форточку
             И присел на корточки:
             Спрятаться хотел от стужи –
             На полу остались лужи.

                Мячик
                Мяч скакал,
                Как будто козлик.
                И устал
                За целый день.
                Рядом с козликом
                Прилёг он
                У забора,
                Там, где тень.
         
                Воробей
                Солнышко проснётся только,
                За окошком воробей:
                Чик-чирикает на ветке
                Просит зёрнышек скорей.

                Кискин хвост
                Киска наша белая,
                Совсем не загорелая
                – Киска, киска, длинный хвостик
                Для чего ты гордо носишь?
                Ты им коврик подметаешь?
                Или мух им отгоняешь?
                - Нет, я с хвостиком играю,
                И Алёнку развлекаю.
               
                Ку-ку
                Словно бусинки ку-ку
                С веточек слетают
                И от каждого ку-ку
                Ландыш расцветает.
                Раздвигаю листики –
                Бусинки белеют,
                А кукушечка ку-ку
                Сыплет - не жалеет.
                Аромат чудеснейший,
                Тонкий по лужку,
                А кукушка на суку:
                Всё ку-ку, ку-ку, ку-ку.
   
                Радуга
                Зацвела на поле рожь.
                Скрылся в тучке тёплый дождь.
                И повисло коромысло
                Круто выгнуло бока.
                Сказочно-цветные мысли
                Льёт в ведёрки с облака.
                13.07.2015.

                На зореньке
                Рыжая лисичка
                По горе идёт
                И за ручку рыжее
                Солнышко ведёт.
                А заря вечерняя
                Им постельку стелет:
                Ночь ещё холодная
                В ветреном апреле.
                03. 04. 2016.

                Хохлатка
                - Ко-ко-ко -
                Хохочет громко
                У обочины хохлатка:
                - Ко-ко,
                Вот червячок.
                На обед бегут
                Цыплятки!
                03.10.2019.


Рецензии