Война среди арктических льдов

Арктику и Северную Атлантику называют «кухней погоды» Европы. Ведь именно здесь формируются циклоны и антициклоны, определяющие погоду на большей части Европейского континента. Точные и своевременные метеопрогнозы играют важную роль для ведении военных действий, в первую очередь авиации и флота. С началом Второй мировой войны Германия лишилась информации о метеоусловиях в северных регионах, ранее предоставлявшейся по международному обмену.
В связи с этим Германии пришлось создавать собственную систему сбора метеорологической информации в северных регионах Восточного полушария. Эти обязанности были возложены на метеорогические службы военно-морского флота (Marine-Wetterdienst) и военно-воздушных сил (Wetterdienst der Luftwaffe). Это стало трудной и полной опасностей задачей.
Для получения этих сведений использовались следующие основные методы:

1. Суда погоды и подводные лодки
2. Самолеты метеоразведки
3. Обслуживаемые или автоматические наземные или плавучие метеостанции, тайно размещенные на вражеской территории.

Естественно, что использование для сбора метеоданных ПЛ, выполнявших боевую задачу, отвлекало их от нее, поэтому стали выделять лодки, специально предназначенные для метеоразведки. Это не дало должного результата. Они не имели специального оборудования и не могли работать в ледовой обстановке.
Поэтому Кригсмарине начал использовать надводные суда. Выбор пал на «пахарей» Северной Атлантики - рыболовных траулеров - логгеров, обладавших отличной мореходностью, дальностью плавания и опытными экипажами, настоящими «морскими волками». С началом войны большинство из них было мобилизовано и использовалось в качестве сторожевых кораблей, тральщиков и т.п. Их экипажи стали военными моряками и получили соответствующие воинские звания. Иногда экипажи состояли только из гражданских моряков. На борту судов погоды обычно находилось 15-19 членов экипажа и от четырех до одинадцати метеорологов.
Вот как описывал эту ситуацию адмирал Фридрих Руге в своей книге «Война на море 1939-1945 гг.»:
«Таким образом, Германия лишилась всех данных, поступающих с запада и с севера и имеющих решающее значение для предсказания нашей погоды, которая приходит с запада. Выше уже упоминалось о том, что в 1940 г. к западу от района операций должны были постоянно находиться две из немногих действовавших в океане подводных лодок, которые доносили о тамошней погоде. В сентябре 1940 г. паровой рыболовный траулер «Заксен» был направлен для метеорологических наблюдений к побережью Восточной Гренландии и несколько недель подряд радировал о своих наблюдениях из различных мест. В 1941 г. это судно, в связи с намечавшимся рейдом «Тирпица», произвело ледовую разведку в Датском проливе, а затем на 86 дней направилось для метеорологических наблюдений в район острова Ян Майен. Метеорологическое судно «Лауенбург», отправившееся ему на смену, уже на пути к острову было перехвачено противником. Метеорологическое судно «Гессен», вышедшее в море в 1943 г., было вынуждено прекратить свой рейс из-за аварии в машинном отделении; оно долго носилось по морю в сильный шторм, а затем было взято на буксир подводной лодкой, доставившей его в Тромсё. Зимой 1944/45 г. метеорологическое судно «Вупперталь» с начала ноября по конец января находилось у льда, а потом пропало без вести, очевидно погибло во время шторма.»
В общей сложности в роли судов погоды в 1940-45 годах использовалось не менее 14 метеорологических судов (WBS - Wetterbeobachtungs-Schiff). Им предстояла сверхсложная задача - проскольнуть через блокадную завесу союзных кораблей и самолетов и выйти в район службы, которая иногда длилась месяцами. Без надежды на помощь в случае аварий, болезней и атак врага. В добавок к уже упомянутых «метеожертвам» нужно добавить:

WBS 1 “Hermann” (до 1942 г. “Sachsen”) - 17 июня 1943 года затоплен экипажем у побережья Гренландии, экипаж и метеорологический отряд частью взят в плен, частью вывезен немецким самолетом.
WBS 2 “Coburg” - раздавлен льдами у берегов Гренландии в мае 1944 года, экипаж эвакуирован самолетом.
WBS 3 “Lauenburg” - 28 июня 1941 года потоплен английскими кораблями в 300 милях к северо-востоку от Ян-Майена. Англичанам удалось захватить кодовые книги, части шифровальной машины «Энигма» и другие секретные документы.
WBS 4 “Hinrich Freese” - 16 ноября 1940 года у побережья острова Ян-Майен обнаружен британским крейсером. Выбросился на берег и затонул.
WBS 5 “Adolf Vinnen” - в ночь с 23 на 24 октября 1940 года потоплен артогнем трех британских эсминцев. Погибло 9 членов экипажа. Плот с уцелевшими моряками подобрал норвежский рыболовный траулер.
WBS 6 “M;nchen” - 17 мая 1941 года захвачен к юго-востоку от Исландии британским эсминцем “Somali”. В руки англичан попали таблицы настройки шифровальной машины «Энигма». Чтобы скрыть это, они распространили информацию о потоплении «Мюнхена».
WBS 11 “Externsteine” - затерт льдами у побережья Восточной Гренландии после высадки метеорологической партии, 16 октября 1944 года захвачен американцами.

Судну погоды “Sachsenwald” довелось участвовать в поисках и спасении членов экипажа потопленного британскими кораблями германского линкора «Бисмарк». Судно возвращалось а порт после 50-суточной службы в Северной Атлантике, когда в 2 часа ночи 27 мая 1941 года его командир, опытный капитан-рыбак, а теперь лейтенант Кригсмарине Ernst Wilhelm Sch;tte, получил приказ следовать в район гибели линкора.
Несмотря на штормовую погоду со встречной волной и ветром, а также атаку английского бомбардировщика, к 13 часам следующего дня «Заксенвальд» прибыл в заданный район. После длительных и трудных поисков удалось обнаружить только плот с двумя выжившими моряками.
Свою службу метеорогической разведки Wettererkundungsstaffel (Wekusta) имели и ВВС (Luftwaffe). Дальнюю метеоразведку ВВС начали вести с 1940 году, а после оккупации Норвегии рапространили ее и на Арктику. Самолеты Wekusta базировались в основном на авиабазах в Банаке (Banak) в северной Норвегии и в Ваернес (V;rnes) в районе Трондхейма. Их район деятельности простирался от Ян-Майена и Исландии на юге до Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа на севере, от Гренландии на западе до Новой Земли и острова Вайгач на востоке. Использовались самолеты с большой дальностью полета, такие как FW 200 “Condor”, He 111, Ju 290, а также гидросамолеты Do 26 и шестимоторный монстр BV 222. Всего существовало одинадцать эскадрилий Wekusta, в каждую из которых входило от трех до двенадцати самолетов. За годы войны  погибло около 200 метеорологов этих эскадрилий.
Самолеты Люфтваффе не только собирали метеоданные, но и высаживали персонал и оборудование для обслуживаемых метеостанций, обеспечивали их снабжение и эвакуацию, а также устанавливали автоматические метеостанции на удаленных островах и плавучие метеобуи.

Однако, невозможно было полностью полагаться на эти методы получения метеорологической информации. Поэтому молодой орнитолог и полярный исследователь Ганс-Роберт Кноеспель (Hans-Robert Knoespel, 1915-1944) предложил высаживать осенью в отдаленных пунктах Арктики метеорологические отряды с аппаратурой; такие отряды должны были радировать свои наблюдения до начала таяния льдов следующим летом. Полярная зима практически лишала противника возможности захвата таких станций даже и в тех случаях, когда их удавалось запеленговать. Ганс-Роберт Кноеспель погиб в 1944 году обезврежия мину на метеостанции Kreuzritter, будучи ее начальником.
Для удобного рамещения полярников Кноеспель разработал так называемые “Knoespel-W;rfel“. Это были стандартные сборные жилые модули размером 3,0 х 3,0 х 2,2 м, стены, крыша и пол которых представляли собой двухслойные панели из фибрового картона , заполненные утеплителем, смонтированных на легком каркасе. Такая конструкция облегчала транспортировку и сборку помещений метеостанций.
С 1941 по 1945 год в арктических районах ( остров Медвежий, Восточная Гренландия, Шпицберген и архипелаг Земля Франца-Иосифа) действовали 15 наземных метеостанций - 10 станций ВМФ, 3 станции ВВС и две - Абвера.
Попытки развертывания таких станций предпринимались еще в 1940 году, когда с норвежского китобойного судна в Восточной Гренландии была высажена группа из четырех метеорологов, которая была быстро обнаружена и захвачена противником.

Так как нашим читателям будет интересно узнать о немецких метеостанциях в советской Арктике, в первую очередь о Schatzgr;ber («Кладоискатель») на Земле Александры (Острова Франца-Иосифа), то опишем это подробнее.
Остров был открыт экспедицией англичанина Бенджамина Ли Смита и назван в честь королевы Александры Датской. Площадь Земли Александры 1130 км;. Высшая точка острова - ледяной купол Лунный - 382 метра. Высшая точка не покрытой льдом суши - 68 метров. Бо;льшая часть территории покрыта двумя ледниковыми куполами: Лунным и Кропоткина. На свободной от ледяных куполов территории располагается множество озёр.
Климат острова типично арктический. Средняя годовая температура до ;12  C, средние температуры июля около 0;, января - около ;24  C (минимальные температуры зимой до ;52  C), ветер достигает 40 м/сек. Осадков выпадает от 200—300 мм до 500—550 мм (в зоне аккумуляции ледниковых куполов) в год (по данным Википедии на 2021 г.).
Решение о создании станции было принято метеослужбой ВМФ летом 1943 года. 19 сентября судно погоды WBS 7 “Kehdingen” под эскортом подводной лодки U-387 вышло из норвежского порта Тромсё и направилось к острову Земля Александры. На борту судна находилась метеорологическая группа из 10 человек под командованием лейтенанта Макуса (Makus). В ее состав входили три метеоролога и техник под руководством Вальтера Дрееса (Walter Drees), имевшего опыт работы на станции “Knospe” (Западный Шпицберген) в октябре 1941 года, двух радистов и двух матросов ВМФ.
На борту “Kehdingen” находилось также различное оборудование, сборные домики для персонала и запасы продовольствие на два года.
Перед отправкой все будущие полярники прошли специальную подготовку по выживанию в Арктике в учебном центре Ausbildungsstation Goldh;he, расположенном в горах Силезии.
Морской переход прошел без происшествий и 22 сентября экспедиция достигла намеченного района высадки на берегу бухты Северная, расположенной на юго-востоке острова. Высадка персонала и выгрузка оборудования, снаряжения и продовольствия затруднялась ледовым припаем, в результате чего была потеряна моторная шлюпка, важная документация и часть грузов. Экипажи судна погоды и подводной лодки помогали метеорологам смонтировать жилой домик и прочее оснащение будущей метеостанции, когда вышедшая на ледовую разведку подводная лодка обнаружила, что к бухте приближаются ледовые поля, грозя перекрыть выход в море.
30 сентября “Kehdingen” и U-387 срочно покинули бухту Северную и метеогруппе пришлось самой заканчивать работы. Невидимая с моря станция располагалась в 500-х метрах от берега на высоте 50 метров над уровнем моря. Кроме того, в пяти километрах от станции на случай аварийной ситуации было оборудовано убежище с запасом продовольствия, радиостанцией и палатками.
С 17 октября станция начала производить метеорологические измерения, а с 1 ноября регулярно отправлять радиограммы с собранными данными, в том числе от радиозондов. С ноября 1943 по июль 1944 года было передано 739 метеосообщений, запущено 125 радиозондов и 39 шаров-пилотов.
В музее Государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа» хранится множество артифактов с немецкой метеостанции, включая фотографии со сценами повседневной жизни ее персонала. Кроме своих служебных обязанностей, в короткое время отдыха полярники занимались охотой, катались с ледника на лыжах, читали книги и слушали пластинки с музыкальными записями.
Интересно, что всего лишь в 150 км от немецкой, в бухте Тихая находилась советская метеостанция, но о таком соседстве никто из них не догадывался.
С окончанием полярной ночи, которая длилась с 9 ноября по 2 февраля, было принято решение создать аварийную станцию на мысе Нимрод с радиостанцией, запасом продуктов на две недели, теплой одеждой, спальными мешками и топливом. Все это планировалось переносить группами по два-три человека.
В мае с четырехмоторного самолета Фокке-Вульф-200 «Кондор», пилотируемого опытным полярным летчиком обер-лейтенантом Штанке (Stanhke), в двух полетах было сброшено продовольствие и снаряжение для метеостанции. Кроме того, летчики обследовали прилегающую территорию в поисках подходящего места для посадки в случае эвакуации станции.
Несчастье пришло неожиданно. 30 мая метеоролог Герхард Валлик (Gerhard Wallik) и матрос-обер-ефрейтор (Matrosenobergefreiter) Вернер Бланкенбург (Werner Blankenburg) застрелили белого медведя. Бланкенбург, выполнявший обязанности повара, решил порадовать зимовщиков, уже около восьми месяцев питавшихся консервами, свежим мясом, приготовив традиционное немецкое блюдо Hackfleisch (рубленное или молотое сырое мясо с небольшим количеством соли). Это было трагической ошибкой.
Повар, съевший наибольшее количество сырой медвежатины, уже через несколько дней почувствовал боль в ногах, температура поднялась до 40-41;С. В течение месяца заболели и остальные полярники, за исключением парамедика-вегетерианца Герхарда Гоффмана (Gerhard Hoffmann).
Больные страдали от сильных головных болей, симптомов менингита и все более острых мышечных болей. Их лица, плечи и ноги сильно опухли. Кроме того, ягодицы, мышцы живота и шеи, руки и глаза воспалились. Они испытывали проблемы с кожей, подобные крапивной сыпи, диарею и рвоту, в результате чего были сильно обезвожены. Один из полярником впал в предкоматозное состояние.
Сообщение о болезни передали на «большую землю» и медики военно-морских госпиталей в Тромсё и Осло поставили диагноз - Трихинеллёз (лат. Trichinellosis). Трихинеллез – это острая инфекция, вызываемая круглым червем Трихинеллой. Источником инфекции служат,в частности, медведи, а также свиньи. Современные российские биологи, изучающие популяцию белых медведей на Островах Франца-Иосифа, обнаружили, что 90% животных заражены этими паразитами.
Учитывая тяжелое состояние личного состава метеостанции, было принято решение направить на Землю Александры самолет с доктором и необходимыми медикаментами, несмотря на требование Дрееса о немедленной эвакуации.
7 июля из авиабазы Банак вылетел «Кондор» (командир - уже упомянутый оберлейтенант Штанке) с доктором на борту. Через 6 часов полета самолет прибыл в точку назначения. По плану доктор должен был выпрыгнуть с парашютом в районе метеостанции, но Штанке решил преземлиться на уже разведанном им участке побережья в нескольких километрах от метеостанции. Неизвестно, что подтолкнуло его к этому решению. То ли он не был уверен в способностях врача в роли парашютиста, то ли опасался, что состояние полярников потребует их немедленной эвакуации.
При посадке подломилась одна из стоек шасси и взлет самолета стал невозможным. На следующий день спасательная партия пешком добралась до метеостанции. Осмотр больных показал, что их эвакуация стала неизбежной. В наиболее тяжелом состоянии находился Дреес, часто терявший сознание и рассудок.
Был направлен запрос на доставку запчастей и инструмента для ремонта шасси и 9 июля шестимоторная летающая лодка BV 222 сбросила на остров все необходимое. На следующий день ремонт шасси был закончен. Оставалось только подготовить самолет к взлету.
Просто представьте: больные полярники, страдающие от отравления и критически высокой температуры, добрались до самолета и построили рампу, используя местный плавник, что потребовало 12 часов. Самолет с13 человеками на борту покинул остров, оставив там их личные вещи и оборудование, и 11 июля благополучно прибыл в Трондхейм (Норвегия).
Немцы планировали осенью 1944 года выслать на Землю Александры новую метеорогическую партию, но от этой идеи вскоре отказались. Решили направить туда U-387 для эвакуации наиболее ценного оборудования и установки автоматической метеостанции типа WFL.
U-387 вышла из Нарвика 9 октября и направилилась к острову. В 80 милях от Земли Александры лодка столкнулась со льдами и ее экипажу пришлось действовать по запасному варианту - установке WFL 32 Erich на Новой Земле. 15 октября на Северном Острове в районе мыса Медвежьего к северу от залива Иностранцева в течение 8 часов была установлена и введена в действие автоматическая метеостанция.
Станция “Schatzgr;ber” была обнаружена советскими летчиками в 1947 году и 50-х годах использовалась советскими метеорологами. Позднее здесь была построена новая метеостанция и немецкие сооружения были снесены. Тем не менее, исследователи по-прежнему находили на этом месте различные артифакты «Кладоискателя»: теплую одежду, инструменты для метеорологических наблюдений, книги, пустые мешки из-под муки и сахара с германским орлом и свастикой и т.д.
Интересно отметить, что до лета 1990 года здесь сохранялись минные поля, установленные немецкими полярниками для защиты от возможного нападения. Тогда участники экспедиции Норвежского полярного института передали советским властям карту этих полей, нарисованную членом экспедиции «Кладоискатель» Рудольфом Гарбати (Rudolf Garbaty).
В августе 2016 года, воспользовавшись теплой погодой, очистившей от снежного покрова территорию бывшей немецкой метеостанции, группа сотрудников Государственного природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа» впервые провела здесь детальное исследование.
Среди остатков жилых помещений, складов и аварийной взлетной полосы было найдено и внесено в каталог около 600 разничных предметов, включая остатки военно-морской униформы, винтовочные патроны, ручные гранаты и противопехотные мины, бочки для горючего, метеорологические справочники, астрономические таблицы и другая специальная литература, журналы и книги, в том числе томик «Приключений Тома Сойера». Были найдены и консервы, включая баночки португальских сардин, на этикетках которых указывалось, что они предназначены для продажи в ... США.
На протяжении десятилетий в отечественных книгах, средствах массовой информации, всяческих интернет-форумах и даже во вполне серьезных публикациях появляются самые фантастические «сведения» о “Schatzgr;ber”, большинство из которых могли могло созреть только в больной голове. Наиболее популярные: база нацистских подводных лодок с вырубленными в скалах укрытиями, ремонтными мастерскими, топливными складами и прочими удобствами. И хотя рядом находятся погранзастава «Нагурская» и военная база «Арктический трилистник», никому узреть столь капитальную базу подлодок так и не удалось. Да и какой могла быть целесообразность существования такой базы в районе, большую часть года покрытого льдами и находящейся вдали от района военных действий? Да и чисто технически это выполнить бы тогда не удалось.
А еще туда на полном серьезе помещали лабораторию СС, занятую разработками секретного оружия или поисками неких сакральных истин. Все эти истории сродни басням об испанских подлодках, перевозивших золото в СССР, или подледных городах германских нацистов в Антарктиде.
Современные российские и зарубежные исследователи не нашли доказательств спекулятивных теорий о базе “Schatzgr;ber”:
«Мы подготовили полный план станции, Geo-ссылки на все объекты, в том числе технические, которые предположительно имеют немецкое происхождение, датируемые временем Великой Отечественной войны, - сказал Евгений Ермолов, старший научный сотрудник местного Государственного природного заказника - основываясь на этих данных, мы можем устранить некоторые из мифов, которые образовались вокруг станции на протяжении многих лет».
Кроме обслуживаемых, метеослужба Кригсмарине использовали автоматические наземные метеостанции, в основном устанавливаемых с помощью подводных лодок, а реже с судов погоды (WBS). Всего в 1942-1944 годах в Северной Атлантике, Арктике и на Аландских островах было использовано не менее 13 станций типа WFL (Wetterfunkger;t Land).
Станция была разработана докторами технических наук Эрнстом Плётце (Ernst Ploetze) и Эдвином Штёбе (Edwin Stoebe) и производилась фирмой Сименс. Она состояла из десяти цилиндрических контейнеров высотой 1 метр, 47,5 см диаметром и весом 100 кг. Для передачи данных служила антенна высотой 10 метров. Станция имела датчики температуры, скорости и направления ветра. Питание - никель-кадмиевые батареи, позволяйшие работать станции не менее 6 месяцев. Информация передавалась каждые три часа в двухминутной передаче с помощью передатчика Lorenz 150 FK мощностью 150 ватт. Всего было произведено 26 таких станций.
Станции устанавливались на Шпицбергене, Новой Земле, островах Магеройя (Mager;ya, северная Норвегия), Ян-Майен, Медвежий, полуострове Лабрадор, Аландских островах.
Особый интерес представляет станция WFL 26 Kurt - единственная германская метеостанция, установленная на американском континенте.
18 сентября 1943 года подводная лодка U-537 типа IXC (командир - капитан-лейтенант Peter Schrewe) вышла из Киля с WFL 26 Kurt и двумя метеоролагами на борту и направилась к берегам Лабрадора. При переходе через Атлантику лодка попала в жестокий шторм и получила серьезные повреждения, лишившие ее возможности погружаться. Сорвало с фундамента и смыло за борт счетверенную 20-миллиметровую зенитную установку.
Тем не менее, 22 октября U-537 вошла в бухту Мартин-Бей у северного побережья Лабрадора и стала на якорь. Метеорологи с помощью 10 членов экипажа лодки приступили к установке метеостанции, на близлежащих холмах выставили часовых. Остальные подводники занялись ремонтом субмарины.
Для маскировки станции на ее контейнерах были нанесены надписи “Canadian Meteor Service”, а вокруг разбросаны пустые пачки из-под американских сигарет. Через 28 часов непрерывного напряженного труда установка станции и ремонт лодки были завершены и U-537 направилась на боевое патрулирование в район Большой Ньюфаундлендской Банки. В базу она вернулась только 8 декабря, после 70 дней, проведенных в море.
По неизвестным причинам радиосвязь с «Куртом» была потеряна уже через месяц. В 1977 году канадский геоморфолог Петер Джонсон, обнаружив WFL 26, посчитал это канадским военным оборудованием и присвоил ей наименование “Martin Bay 7”. В это время бывший инженер фирмы «Сименс» Франц Зелингер во время работы над книгой об истории фирмы, обнаружил документы, касающиеся станции «Курт». Зелингер проинформировал о ее местонахождении Канадский департамент национальной обороны, поисковая группа которого в 1981 году нашла станцию. В настоящее время она демонстрируется в Канадском военном музее в Оттаве.
Последними солдатами Вермахта, сложившими оружие 4 сентября 1945 года, была метеогруппа “Haudegen” (начальник - лейтенант Wilhelm Dege).
До сих пор многие уверены, что последними воинами 3-го Райха были подводники U-977, которые 17 августа 1945 года сдались в Аргентине и которым упорно приписывают доставку туда Гитлера и Евы Браун. Теперь вы видите, что это не так.
Вильгельм Деге (1910-1979) был поистине выдающейся личностью: писатель, педагог, географ, геолог, университетский профессор. Окончив в 1931 году педагогическую академию, он в 1935, 1936 и 1938 годах предпринял экспедиции на Шпицберген, результатом которых стала защита в 1939 году докторской диссертации.
В 1940 году он был призван на воинскую службу и, будучи знатоком Норвегии и ее языка, служил в военно-морской артиллерии военным переводчиком до 1943 года. Летом 1944 года, как знаток Шпицбергена, был назначен командиром метеогруппы (операция “Haudegen”).
10 сентября 1944 года судно погоды WBS 3 “Carl J. Busch” с 11 членами партии “Haudegen” в сопровождении подводной лодки U-307 вышло из норвежского порта Хаммерфест и направилось к берегам Шпицбергена.
На борту судна находилось 80 тонн оборудования, продовольствия, оружия и другого снабжения, включая “Knoespel-W;rfel“ и 7 т угля для их отопления и приготовления пищи. Продовольствие было погружено из расчета на 2 года: по 1,4 кг (6000 ккал) в день на человека.
Для обороны при нападении противника, защиты от белых медведей и охоты полярников снабдили изрядным арсеналом оружия и боеприпасов:

• 2 пулемета
• 4 самозарядных карабина Gewehr 43
• 8 карабинов Mauser Modell 98k, два из которых были с оптическими прицелами, а один - с винтовочным гранатометом
• 4 пистолета-пулемета MP-40
• 19 пистолетов и револьверов
• 1 ракетница
• 3 охотничьих ружья
• 1 малокалиберная винтовка
• 19 500 патронов 7,92 ; 57 мм для карабинов и пулеметов
• 12 480 патронов 9 ; 19 мм для MP-40 и пистолетов
• 300 ручных гранат
• 258 осколочных винтовочных гранат
• 90 бронебойных винтовочных гранат
• 45 дымовых гранат
• 48 дымовых шашек
• Динамит

Станцию разместили на берегу Рейп-фьорда на севере острова Северо-Восточная земля. Она сохранилась в довольно хорошем состоянии до настоящего времени, единственная из шести немецких метеостанций, существовавших в 1941-1945 гг. на Шпицбергене.
С 15 сентября 1944 по 5 сентября 1945 года персонал «Гаудегена» вел регулярные метеонаблюдения, включавщие:
• Атмосферное давление
• Температура воздуха (актуальная, средняя дневная, минимальная и максимальная)
• Относительная влажность
• Видимость
• Тип погоды
• Направление и скорость ветра
• Облачность
• Осадки
• Испарение
• Температура земной поверхности (свободной от снега и льда почвы, снега, льда или моря)
Эти наблюдения производились каждые три часа, независимо от температуры, которая часто опускалась ниже 40 градусов, снежных метелей, которые заметали домик полярников выше крыши и наружу можно было пробиться только прорыв в снегу туннель и полярную ночь, которая длилась 126 дней. Выходили только парами с винтовками наготове - вокруг бродили голодные медведи.
Три раза в день зашифрованные метеодонесения отправлялись в адрес радиостанции Кригсмарине в Тромсе. После капитуляции Германии продолжали передавать донесения, но уже открытым текстом.
Кроме того, для замера атмосферного давления и температуры в высших слоях атмосферы было запущено 140 радиозондов на высоту до 11 500 метров. В комбинации с ними для определения направления ветра на разных высотах использовались шары-пилоты. С 5 июля и 3 сентября 1945 года, когда иссякли запасы батарей, запустили только 16 шаров-пилотов.
24 апреле 1945 года Люфтваффе попросили полярников приготовить полосу для посадки двух самолетов для эвакуации станции. Быстро оборудовали импровизированную взлетно-посадочну полосу, но ... 8 мая был получен приказ уничтожить секретную документацию и оборудование в связи с капитуляцией Германии. 9 мая была перехвачена советская метеосводка открытым текстом. Стало ясным, что война закончилась.
Связь с «большой Землей» была потеряна 24 мая. Тем не менее, коллектив станции продолжил метеонаблюдения и занимался научными исследованиями Северо-Восточной земли.
В конце концов, один из сигналов бедствия, передаваемых метеостанцией на радиочастотах, используемых союзниками, был получен норвежцами. В ночь с третьего на четвертое сентября в фиорд у метеостанции прибыло судно, зафрахтованное норвежским министерством обороны для эвакуации немцев. Вильгельм Деге и капитан судна подписали акт о капитуляции последнего подразделения Вермахта.
Взаимовычка, преданность долгу и науке, чувство коллективизма, знания и оптимизм помогли преодолеть этому коллективу трудные испытания без потерь. И это несмотря на то, что их средний возраст, исключая командира и его заместителя, составлял всего лишь 21 год.
Вильгельм Деге оставил мемуары о своих арктических приключениях: «Война за 80-м градусом: Последняя германская арктическая метеостанция 2-й мировой войны» (издания на немецком и английском языках).


Рецензии