Лунатики в отеле
То, что нас не убивает, делает нас сильнее.
(с) Фридрих Ницше
Выдержки из дневников швейцара гостиницы «Ривьера»
День 1. Новые постояльцы.
Скромное фойе гостиницы «Ривьера» понемногу наполнялось гостями – приехала «высшая интеллигенция» с примыкающих районов Нового Городка: писатели, музыканты, академики... Группа молодых людей, обвешанных большими сумками, портфелями и кофрами для гитар, столпилась у приемной стойки. Среди них наши герои – участники начинающей рок-группы «Уже Вечность» (по мнению ряда ее представителей, название такое же странное, как и музыка).
Вот соло-гитарист Ваня Чимиков с темным кудрявым фонарем волос, с ног до головы в татуировках и непомерных амбициях. Правда, мало кто запоминал его фамилию, все его звали Чижиков, Чивиков, Чупиков, Чемоднанчиков.
– Товарищ… – администратор Петр Иванович, сощурившись, ткнулся очками в паспорт.
– Чи-ми-ков, – с привычной напористостью объяснил Ваня.
– Да-да… Итак, товарищ Чижиков, вот ваши ключи… – Петр Иванович не глядя вытащил из-за стеклянной дверцы ключ и протянул его юноше. – Номер 15.
Как только я покусился на футляр с инструментом, Ваня швырнул в меня взгляд разъяренного тарантула и сообщил, что все донесет сам. Вместо девушки у него была гитара. А еще он был почти виртуоз и почти первоклассный.
Да, забыл представиться. Меня зовут Артем, и я швейцар. Когда-то мой психолог советовал мне вести подробный рукописный дневник: я долго отнекивался, а когда устроился в «Ривьеру» то понял, что самое время начать...
Следующим к Петру Ивановичу протиснулся барабанщик с ослепительной улыбкой – Матвей Воробейников. И, кстати, я нисколько не преувеличиваю: он несколько месяцев подряд ходил по стоматологическим клиникам, отбеливая каждый зуб. У него был барабан вместо головы и кардан вместо мозгов.
– Номер 16, – администратор сунул ему под нос ключ. Матвей демонстративно осклабился, блеснув своими сногшибательными зубами. Он подхватил кардан, предоставив мне право отнести остальные чемоданы.
– Номер для двоих, – стены фойе сотряс театрализованный возглас одной юной особы. Тут же о приемную стойку шмякнулись два паспорта.
Чертом, выскочившим из табакерки, оказалась маленькая актриса Василиса Канарейкина. Она приехала сюда из провинции пробоваться в какой-то маленький местный театр. Василиса была чересчур подвижна и эмоциональна, а вместо голосовых связок у нее был мощный рупор.
– К сожалению, остались только одноместные номера, – испуганно вздрогнув, улыбнулся Петр Иванович.
– Как? Только одноместные? – отвлекшись от телефонного разговора, рядом с Василисой нарисовался бородатый господин в очках. Это Марк Кукурузин, лидер группы, вокалист, координатор, организатор, ну и все в таком роде. Он упрямо придерживается той точки зрения, согласно которой лидер должен уметь все и вся лучше всех, чтобы «эта чудовищная машина хоть как-то работала».
– Все двуместные номера заняты… Ну… Сезон, сами понимаете, – с непоколебимым спокойствием произнес Петр Иванович, не глядя потянувшись за парой ключей.
Только Марк открыл рот, чтобы возразить, у него снова зазвонил телефон. Дело в свои руки взяла громогласная Василиса:
– Да, да, тогда два соседних номера, будьте добры!
Ей показалось, что Петр Иванович протянул ей ключи благословляющим жестом, на что она неловко засмеялась. Номер 17 и номер 18.
Я подхватил оставшиеся чемоданы и отправился со своим пятидесятилетним помощником разносить их по номерам. Если уж говорить всю правду, то в этом отеле только они и были – одноместные номера, но Петр Иванович всегда говорил, что двуместные якобы заняты какими-то чересчур важными гостями и что уступить никак нельзя. Зато он охотно делал скидки «за предоставленные неудобства», и это была одна из причин, по которой из всех отелей города граждане «средней руки» выбирали именно эту гостиницу.
К полудню все успокоилось. Гости начали разбирать чемоданы и строить планы на завтрашний день. Завтра большую часть постояльцев должен был пожрать порывистый мир Нового Городка. Где-то там, за окнами номеров, Город жужжал, шумел моторами автомобилей, гудел и бурлил. Василисе показалось, что он вот-вот взорвется и взлетит в воздух. Тем вечером она громко, почти театрально вздохнула и сказала Марку:
– С этой ночью уйдет последний покой твоих дней! Мужайся, друг мой!..
И знали бы вы, как она была права!
Лирическое отступление.
Если вы думаете, что работа швейцара скучна и однообразна, то… что ж, продолжайте так думать, а я просто вложу в ваши внимающие умы частицу своей истории. Я работаю здесь меньше года и знаю о постояльцах больше, чем они сами. Порой мне неясно, откуда моей голове столько всего известно о них.
Нужно сказать, что я как-то бывал в Индии и общался с буддистскими монахами. Живут они очень хорошо, но правила у них очень строгие. Одно из главных гласит, что нельзя ничего брать, пока тебе не предложат. Когда я вернулся, то перестал проситься ко всем подряд на работу. Из «Ривьеры» мне позвонили сами и сказали, мол приходи, работай, только условия не всех устраивают, текучка жуткая. А я, как истинный буддист, сразу сказал, что меня все устраивает, что колесо сансары повернулось ко мне лицом и что я действую согласно дхарме.
В договоре было много слов вроде «должен», «обязан», «запрещено» и лишь одно «дозволено» – свобода печатного слова. Я не сразу понял, что это значит, когда подписывал кучу листов – мне просто нужна была работа, немного денег и крыша над головой. Но узнать про печатные и писаные слова мне предстояло очень быстро, буквально спустя пару недель.
В дневниках, которые вы сейчас читаете, я могу писать все, что угодно – вымысел и действительность, правду и ложь, бранные слова, крамольные заявления вроде «Бог умер»… Словом, все что угодно. И, знаете, хоть пожил я не так много, но с такой Свободой лицом к лицу не встречался еще ни разу. Мой пятидесятилетний товарищ по цеху (мы зовем его дядя Том из-за цвета кожи) сказал мне то же самое – он работает здесь около десяти лет, и я ему верю.
Да, кстати, здесь я и живу. И не только я. Многие приехали сюда работать из примыкающих районов или других городов, потому нашим Директором был организован «швейцарский этаж».
Когда Директор узнал, что я начал вести свой дневник (черт знает, как это стало ему известно!), он распорядился, чтобы я писал его в специальной комнате вместе со всеми. Комнату мы зовем Писальным Залом. Она располагается в верхнем этаже, под самым чердаком. Просторная и очень светлая. С большим количеством окон (я не считал) и вольных мыслей. По стенам расползаются стопы исписанных тетрадей. По вечерам мы сменяли друг друга. Одни садились за столы и шуршали шариковыми ручками, а другие отправлялись обслуживать гостей.
Весь гостиничный персонал в определенное время располагался среди ровных рядов письменных столов и творил историю «Ривьеры». Любой нормальный человек как минимум смутился бы, а как максимум – сменил бы работу. Но я человек ненормальный, поэтому безропотно подчинился. Это мне вообще не показалось странным, потому что из всей совокупности происходящего в стенах отеля коллегиальное написание дневников по вечерам – самое обычное дело. И вообще, нужно сказать, здесь я чувствую, что все делаю правильно. Что я только это делать и должен. Если хотите, мне нравится подчиняться, делать это безропотно и спокойно.
Знаю я только одно – я должен записывать все, что здесь происходит. Я, как призрак, как дух этой священной обители – я ее память. Я пишу ее историю. Как священное писание.
К ночи я обычно кончаю заниматься своей писаниной и отправляюсь работать.
Ночь 1. Тайное становится явным.
15
Приглушенный свет настенных ламп робко жмется вдоль узких коридорных стен. Из 15-го номера раздается смелое звяканье басовых струн. Мы слышим его, поднимаясь по лестнице.
Дядя Том гремит связкой ключей. Замочная скважина тихо щелкает. Дверца неловко скрипит. Мы осторожно проникаем в номер. Да-да, ночь собирается и начинается мой дозор. Комнату ненавязчиво освещает лунный свет, шторы задернуты лишь наполовину.
Ваня будто не замечает нас. Все его существо и все его татуировки сосредоточенно крутят гитарные колки, а свободная рука роется в нотах, разбросанных на кровати. Откровенно говоря, присмотревшись, нотные листки можно разглядеть везде: на полу, на спальном столике и даже на колпаке торшера.
Восстановив связь с космосом, Ваня ритмично топает ногой и в такт кивает головой. Из-под пляшущих по грифу пальцев рождается музыка. И раз, и два, и три… Они играют несколько раз один и тот же риф, а затем снова шуршат нотами.
Дядя Том вдруг вздрагивает от шума, доносящегося из соседней комнаты. Мы тихо покидаем 15-й номер и двигаемся дальше.
16
В жерле 16-го номера вдруг раздается громкий бой барабанов. Здесь поселился Матвей. Комнату с нарастающей силой наполняют буханье, бряцанье и монотонное топанье. Дядя Том говорит мне, что у него расшатаны нервы и что он лучше подождет меня в коридоре, пока я все проверю.
Проникнув за порог наполовину, я неловко спотыкаюсь о разбросанные вещи, но удерживаю равновесие. Звуковая волна расползается по полу, стенам и мебели. Дребезжат ставни окон.
Ширк! Рефлекторно вжимаю голову в плечи. Надо мной раздается тихий свист. Что-то врезается в стену и отлетает на пол. Бой барабанов резко стихает.
Я настораживаюсь. Прячусь за дверью. Оставляю в комнате лишь взгляд. Глаза привыкают к темноте. Они замечают на полу щепки. Это все, что остается от травмированной барабанной палочки.
Матвей молча встает из-за установки и начинает активно рыться в сумке. Видимо, выискивает следующую жертву. Я вытираю тыльной стороной ладони выступившую на лбу испарину. Пронесло. Теперь я не умру, доставая из роговицы кусок древесины.
Руки тихо прикрывают дверь 16-го номера. Уши улавливают тот момент, когда Матвей снова принимается избивать барабаны. Наверное, еще одна партия барабанных палочек разлетается в щепки. На ночь надо вешать здесь табличку: «Не входить – убьет!».
17
Далее следует номер 17, где уже хозяйничает дядя Том. Я заглядываю за ним в комнату. Полностью игнорируя надрывный бой барабанов, Василиса голосит собственную симфонию:
– Иди ты! По-твоему я знаю наизусть стихи Дилана Томаса? Сдохнуть! Да я его в жизни не читала! – Запнувшись, она демонстративно откашливается и начинает заново. – Сдохнуть! Да я… Да я его в жизни не читала!
Мы с дядей Томом переглядываемся. Театральный рупор продолжает вещать:
– Что я знаю наизусть – так это Марка Твена. Хочешь, прочту свой любимый отрывок? – Василиса обращается лицом к незваным зрителям.
Мы приникли за полуоткрытой дверью, проникая внутрь лишь любопытными глазами и носами.
– Я прошу одного – свободы. Свободны же бабочки! – Василиса легко подается вперед, стремясь тут же вспорхнуть. – И люди не могут отказать Гарольду Скимполу в том праве, которое они признают за бабочками!?
– Леонард Герш, – шепнул мне дядя Том. – Пошли дальше…
– Знаешь, я себя иногда ощущаю бабочкой. Я лечу, лечу…
Мы прикрыли дверь, не запирая ее на замок, оставив Василису в одиночестве. Она продолжила голосить на весь коридор свою роль.
И да, если вы вдруг не знали, лунатики умеют говорить.
18
А вот в застенках обиталища Марка Кукурузина тихо. Дядя Том открывает двери 18-го номера. В комнате раздается лишь размеренное шорканье шагов. Разглядеть что-то проблематично – здесь шторы задернуты наглухо.
Я осторожно прокрадываюсь к ночному столику и нащупываю за ним маленький ночник. Благо, эти номера я уже знаю, как свои дырки в зубах. Помещение наполняется мягким светом. Мы застаем врасплох весьма неординарную для наших ночных похождений картину.
– Почему он ничего не делает? – недовольно шепчет дядя Том.
– Ну, как ничего? Он… наматывает круги по комнате. Ведет себя как обычный лунатик.
– Но он не должен быть обычным лунатиком! Он должен делать то, для чего сюда попал!
– А вдруг он попал… ну… по-ошиб…
– Тс-с-с! В этих делах Директор никогда не допускает ошибок. Здесь что-то не так.
Я молчу. Это не место для споров. Ведь… Марк может проснуться. Мы тихо покидаем его.
Дядя Том приказывает мне стоять под дверями «подозрительного номера» и ждать, пока обстановка изменится в лучшую сторону. Старик медленно исчезает в глубине сужающегося коридора.
***
Если вы все еще не поняли, что здесь происходит, то я вам объясню. Ночью постояльцы превращаются в лунатиков. Они занимаются тем, чем им положено заниматься свыше, и обычно не реагируют ни на кого, кто повадился за ними наблюдать. Если хотите, это что-то вроде регламентации божественного замысла.
День 2. Усталость.
За остаток ночи в застенках 18-го номера ничего не изменилось. Я слышал лишь монотонное шорканье шагов. Марк просто нарезал круги по комнате, а потом громко бухнулся в постель.
Наутро я сделал то же самое, только без нарезания кругов. Рабочие сутки сменяются сутками отдыха. Потом снова. Сутки через сутки – как вам такой график? Не спрашивайте, сам подписался.
Проспал я весь день и полночи. Видимо, перетрудился. И все это время снилось мне что-то неимоверно странное. Если вы так же, как и я, ведете дневник, скорее всего вы поймете меня. Я в том плане, насколько трудно описывать сны. Я и вслух-то несвязными речевыми оборотами и экспрессивными размахиваниями рук не все смогу объяснить, а тут нужно все записывать!..
Ну что ж…
Ночь 2. Мой странный страшный сон.
Все, что случилось со мной, казалось лишь нелепым продолжением действительности. Я стоял под дверями номер 18, где ничего не происходило, кроме монотонного движения по кругу.
Я сполз по стене, приземлившись на холодный пол. Он был холоднее обычного. В одно мгновение мне показалось, что я легко могу к нему примерзнуть.
Я уснул (знаете, как страшно засыпать во сне?)
Ладони лежали на полу. Под них несмело просачивалась теплая вязкая жижа. Она вытекала из-под двери 18-го номера. Я все еще спал, но все еще видел, что со мной происходит.
Вязкое вещество медленно разъедало пол. Постепенно весь этаж утонул в теплой тьме. Мы оказались в огромном котле.
Это был Котел Отчаяния. Безысходности. Отсутствия жизненного смысла. Потерянных надежд. Как хотите. Нехороший котел. Каждый зовет его по-разному, но ясно только одно – он существует, чтобы из него выбраться или чтобы в нем утонуть.
В котле роились огромные черные черви. Все было черным. Чернота булькала и шевелилась.
Насилуя воздух звуком рвущихся струн, из котла медленно всплыл Ваня в окружении парящих нотных листов.
Затем, избивая барабаны, всплыл Матвей в сонме разлетающихся щепок.
Наконец, всплыла муза-громкоговоритель, вещая с воображаемой сцены: «Я прошу одного – свободы. Свободны же бабочки!»
Три вознесшиеся над мраком фигуры озарили темную безнадежность котла венцом нетленного света надежды.
И только мы с Марком барахтались в этом ужасном вареве. Словно слепые, безрассудные червяки. В Котле Жизненного Бессмыслия.
Извиваясь червем, мы пытались вынырнуть навстречу смыслу, но никак не могли так скоро отыскать его. (Стоило поторопиться, ведь мы уже тонули…)
Извиваясь червем в своей беспомощности, мы не оставляли отчаянных попыток вырваться из Котла Потерянных Надежд.
Извиваясь червем, мы рвались навстречу неведомой цели и не находили, за что ухватиться.
День 3. Крушение надежд.
Наступили очередные рабочие сутки. (Нужно говорить, что я жутко устал от своих снов?) Я спустился в фойе, чтобы проверить почту и узнать последние новости о наших постояльцах. Миновав лестницу, пробираюсь к приемной стойке. Петр Иванович встретил меня профессиональной улыбкой.
– Доброе утро, Артем. Тебе письмо.
– От кого?
– От Него, – Петр Иванович протянул конверт с моим именем. Письмо от Директора. Я тут же сунул его в карман – прочту после смены.
– Как наши… новички?
– Вчера ездили куда-то репетировать. Ну, а эта… актриска в какой-то театр на прослушивание. Нашла на них какая-то жуткая напасть, – Петр Иванович иронично усмехнулся. – Барабанщик переломал все палочки, гитарист порвал струны, а эта… звезда. Ну... Она голос сорвала и завалила прослушивание.
Я расстроился.
– Боюсь спросить. А Марк?
Персонал гостиницы знает о постояльцах очень многое, даже если те ничего не рассказывают. Так что не удивляйтесь – здесь так заведено. Петр Иванович подавил ухмылку и перегнулся через стойку, понизив голос:
– С ним ничего не происходит. Он червяк.
Меня аж передернуло! Мурашки табуном проскакали по спине. Я проморгался. Может, послышалось?
– Кто-кто?
– Ну, червяк! – Петр Иванович не сдержал смеха при виде моего нелепого волнения. – Извивается весь, елозит, бьется, что-то пытается делать, а ничего не получается. Вот слышал, как он пытался подыграть этому… ну, гитаристу. Руки будто не слушаются. Ступор. Хочет переписать текст - рифма не ложится, не идет. Ну а за барабанной стойкой чуть не разнес все к чертовой бабушке, потому что нервы уже не выдерж…
Петр Иванович резко смолк и выпрямился, потому что на лестнице появился Марк с вещами. Я тут же бросился к нему помогать спускать чемоданы.
– Почему вы так рано собрались съезжать? Вы бы хоть предупредили, а то куда с чемоданами-то?.. – от волнения слова выстреливали пулеметной очередью. Марк решил усмирить мое беспокойство и отобрал у меня свои пожитки.
– Успокойся, Артем, не получилось у меня ничего. Поэтому уезжаю. Ребята сказали, что задержатся еще ненадолго. Так что не соскучишься.
– Да я споко… Стоп. Откуда вы знаете мое имя? Я не ножу бейдж…
– Ты действительно ничего не помнишь?
Я растерянно захлопал глазами.
– Та-а-ак, пойдем-ка присядем на дорожку. Да оставь ты мои чемоданы в покое!
Марк подхватил свои пожитки, закинул за спину кофр для гитары, и мы спустились в фойе. Уселись на диван. Я озадаченно ожидал объяснений.
– Во-первых, тебе стоит сменить работу. Чудовищный график, не находишь? – Марк с умным видом поправил очки (люди же поэтому их носят, да?). – Во-вторых, мы с тобой беседовали позапрошлой ночью часа три точно.
– Позапрошлой ночью?.. – я ничего подобного не помнил.
– Тогда и познакомились. Кстати, поэтому я не выспался… Но… Это просто нелепое оправдание моей бездарности!
Тут за нашими спинами раздался дикий топот. Это Василиса соскакивала с лестницы.
– Марк… идем… – едва слышно прохрипела она и неловко улыбнулась нам и стоящему за стойкой Петру Ивановичу.
Марк тут же подскочил, подбирая чемоданы. Последнюю фразу он бросил мне уходя:
– А в-третьих, ты ходишь во сне. И говоришь. Не знал, что лунатики такие болтливые…
Я не помню, как они ушли. Не помню, что произошло со мной дальше. Не помню, как завершилась моя смена. Последнее, что отложилось у меня в памяти – это то, как я дополз до своей спальни и вскрыл при тусклом свете ночника письмо от Директора.
Он написал, что Новый Городок сожрал всю мою веселую компанию: актриску, барабанщика, гитариста, потерянного лидера, – и выплюнул все, что от них осталось. Что ж, после этого я быстро уснул. Мне ничего не приснилось.
Наутро я спустился встречать новых гостей.
(на этом записи обрываются)
Свидетельство о публикации №221050400944