С. К. Эфрон. Материалы из архива гр. С. Ю. Витте

Савелий Константинович ЭФРОН (ЛИТВИН)

РЕЦЕНЗИЯ:

Пролог русско-японской войны. Материалы из архива графа С.Ю. Витте с предисловием и под редакцией Б.Б. Глинского. (С приложением портрета графа С.Ю. Витте). Пгр. 1916. Стр. VII+352. Ц. 3 р.


Подлежащая нашему разбору книга читателям «Исторического Вестника» хорошо знакома. В течение 1914 года она частями появилась на страницах нашего журнала. В сущности, наша заметка могла бы ограничиться тем, что очерки эти собраны в одну книжку и вышли отдельными изданием. Но, перечитав теперь эту книгу, мы убедились, что она была вновь проредактирована г. Глинским и подверглась сокращениям повторений, встречавшихся раньше, что послужило в пользу нового издания в смысле более тщательного сконцентрирования материалов, почему фигура графа Витте вырисовывается более выпукло и ярко, равно как и события, послужившие материалом для этой книги.
Помимо того, что книга дает нам приблизительно полное понятие о том, каковы были причины возникновения русско-японской войны, и в этом отношении она пока составляет единственный сборник материалов для историка этой войны, - она представляет нам во весь рост портрет одного из крупнейших государственных деятелей конца XIX и начала XX столетий.
У графа С.Ю. Витте было страшно много врагов и вряд ли были друзья. Это уже судьба всех выдающихся деятелей во всех областях, в особенности же в области политической. Мы, современники, никогда не можем разглядеть величия деятелей, творящих на наших глазах великие дела, точнее, мы не желаем сознаться, что видим их величие и отдать им должное по заслугам. И это вполне понятно. Всякое великое деяние сопровождается их творцом не обычными поступками, а путями, может быть, с точки зрения обыденной морали недопустимыми. Великие люди на пути их делания не стесняются средствами, не выбирают путей, а действуют напролом, уничтожая на своей дороге все мешающее и препятствующее, лишь бы достичь намеченной цели для высшего блага. С одной стороны, влияние жалоб ничтожностей, считающих себя жертвами шествующего к своей цели деятеля, с другой стороны, соревнование ничтожностей, стремящихся к успеху и остановленных в своих чаяниях и надеждах на успех могучим духом настоящих деятелей, а с третьей стороны зависть и недоброжелательство к таланту и уму, - вот все это вкупе мешает современникам отдать должное, оценить по заслугами государственного деятеля при его жизни.
Тем более тернист путь большого сановника, если по своему происхождению он не принадлежит к тому высшему классу, которой считает управление государством своей личной привилегией. То, что при других обстоятельствах могло облегчить путь С.Ю. Витте, родись он среди этих привилегированных, ему, появившемуся на петроградском горизонте из провинции, благодаря лишь своим блестящим способностям и таланту, далось на первый взгляд как будто и легко, но на самом деле только его удивительной талантливости, громадности ума, а затем, уж нечего греха таить, и безразборчивости в средствах для достижения намеченного, дали возможность так быстро и головокружительно сделать свою политическую карьеру и занять одно время первенствующее место в государстве.
Прошел всего только год по кончине графа С.Ю. Витте, и мы уже имеем возможность целиком воссоздать всю эту колоссальную фигуру, благодаря изданным материалам, во весь ее рост. Пред обнародованными документами должны умолкнуть всякие сплетни, распространявшиеся при его жизни и умалявшие его деятельность. Опубликованные г. Глинским материалы - лучшие свидетели громадной талантливости, если не гениальности, покойного графа. И русские люди, забыв о его слабостях, как частного человека, должны чтить память его, как великого работника, выдающегося патриота родной земли.
Пишущий эти строки далеко не был поклонником графа Витте при его жизни, и тем не менее, ознакомившись с книгой «Пролог русско-японской войны», ему совершенно ясно стало, как мало понимали и как мало ценили этого выдающего русского человека его современники. Думается, что с нами согласится всякий, кто внимательно прочтет книгу г. Глинского, и сохранит благодарную память к работнику земли русской.

С. Л-н.

(Исторический Вестник. 1916. Т. CXLIV. № 5 (май). С. 534 - 535).


Рецензии