Выпуск 3. Правописание гласных в корне слова

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 3. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
В третьем выпуске проекта пять разделов

Первый (базисный) уровень
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Раздел 3. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением
Раздел 4. Чередование гласных в корне слова

Второй уровень
Раздел 5.Комментарии к выбору гласных в корнях с чередованием


СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА "ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Фонетические орфограммы.
Тема 2. Редукция гласных в безударных слогах
Тема 3. Общий принцип решения

РАЗДЕЛ 2. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Тема 1. Проверка безударного гласного звука ударением
Тема 2. Особенности решения орфограммы

РАЗДЕЛ 3. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Тема 1. Контроль безударных гласных по словарю
Тема 2. Использование этимологического словаря
Тема 3. Иноязычные элементы в составе русских слов

РАЗДЕЛ  4. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Гласная А или О задается в безударной позиции
Тема 3. Выбор гласной зависит от суффикса А
Тема 4. Выбор гласной зависит от последующей согласной
Тема 5. Корни с различными оттенками значений
Тема 6. Корни с разной основой (по количеству букв)
Тема 7. Отличие корней с чередованием от корней-омофонов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 5. КОММЕНТАРИИ К ВЫБОРУ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Тема 1. Гласная А или О задается в безударной позиции
Тема 2. Выбор гласной зависит от суффикса А
Тема 3. Выбор гласной зависит от последующей согласной
Тема 4. Корни с различными оттенками значений
Тема 5. Корни с разной основой (по количеству букв)

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 3

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Фонетические орфограммы.
Тема 2. Редукция гласных в безударных слогах
Тема 3. Общий принцип решения

ТЕМА 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОРФОГРАММЫ
Большая часть орфограмм имеет фонетический характер, их причина - изменение звуков в реальной речи, что не должно отражаться на письме. Поэтому мы пишем не так, как говорим или слышим.

1. ЗВУКИ С НЕПОЛНОЙ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ
Звуки, из которых состоит слышимое слово, неравнозначны.
Часть звуков является смыслоразличительными, опорными для понимания смысла слова, и они обозначаются буквами без предварительной проверки.
Другие  звуки при обозначении их буквами требуют проверки, так они имеют неполную различительную способность. Так, безударный звук А с словах «г(а)ра и тр(а)ва» имеет неполную различительную способность, так как может представлять различные смысловые звуки  О  и А.

2. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ
Звуки с неполной различительной способностью находятся в  слабых позициях, а смыслоразличительные звуки (или фонемы)  – в сильных позициях.   
Фонетическим (или позиционным) чередованием называется чередование  смыслоразличительных  звуков и звуков с неполной различительной способностью ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ИХ  ПОЗИЦИИ внутри одной морфемы в разных словах.
Для гласных такое чередование происходит при смене ударной и безударной позиции звука:  р(и)ка – рЕки, в(а)да – вОды.

ТЕМА 2. РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ В БЕЗУДАРНЫХ СЛОГАХ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 Гласные в безударной позиции меняются не только по своим функциям – также происходит их количественное и качественное изменение.  Безударные гласные короче ударных и произносятся с меньшей силой, артикуляция  их менее энергичная, а язык занимает положение,  близкое к нейтральному.
Такие изменения гласных звуков называются РЕДУКЦИЕЙ.

2. ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РЕДУКЦИИ
Первая степень редукции относится к предударному слогу.
В позиции после ТВЕРДОГО согласного  гласные звуки, обозначаемые буквами  А и О, произносятся как укороченный звук А:  в(а)да, п(а)рад, а звуки, обозначаемые буквами  Ы, И и Е, произносятся как укороченный звук Ы:  с(ы)грать, ж(ы)раф, ц(ы)мент.
В той же безударной позиции после МЯГКОГО согласного гласные звуки, обозначаемые буквами Е, Я, И, произносятся как укороченный звук И: м(и)ры,  з(и)мля, т(и)нуть.

3. ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РЕДУКЦИИ
Вторая степень редукции происходит в остальных слогах.
В этом случае звук меняется в большей степени и произносится как некий ОБОБЩЕННЫЙ ГЛАСНЫЙ. После твердых согласных  большинство гласных произносится как очень короткий гласный звук Ъ, средний между Ы и Э, например: грох(ъ)т.
После мягких согласных  звуки, обозначаемые буквами Е, Я, И, произносятся как очень короткий звук Ь, похожий на  И:  бер(ь)г.

ТЕМА 3. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Перед записью слова необходимо восстановить звуковой (фонемный) состав корня, что делается в два этапа.

1. ПОСТАНОВКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
На первом  этапе определяются слабые позиции звука, в которых возможно фонетическое чередование; для гласных – это безударные позиции.
Например: водяной – в (а)д (и)ной, апельсин – (а)п(и)льсин, р(а)сток.

2. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Для восстановления звукового состава корня применяется один из следующих методов решения:
(1) Проверка гласных ударением: водянОй – вОдный – корень ВОД.
(2) Выбор гласных по словарю, если проверку сделать невозможно: апельсин – корень АПЕЛЬСИН.
(3)  Определение нужной буквы с помощью правила для чередующихся корней, например: росток – корень РОСТ,  буква О в корне слова  перед СТ пишется в виде исключение.

РАЗДЕЛ 2.  БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Тема 1. Проверка безударного гласного звука ударением
Тема 2. Особенности решения орфограммы

ТЕМА 1. ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА УДАРЕНИЕМ

1. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо его изменить или подобрать родственное слово так,  чтобы проверяемый гласный находился под ударением:
(1) моря – море,  мячи – мяч, земля – земли, писать – пишет  – проверка безударной гласной при изменении слова при подвижном ударении,
(2) редеть – редкий, летучий – полёт, морской – море, лесной – лес  – проверка безударной гласной с помощью родственных слов.
   
– Почему орфограмма с такой простой формулировкой считается трудной?
– Правило, которое изучают уже в начальной школе, формулируется подкупающе просто, в то же время эта простота весьма  о б м а н ч и в а.  При проверке от вас потребуется:  определенный уровень знания лексики языка, понимание значения корня и умение определить родственные связи однокоренных слов.

2. ПОДБОР РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
 В ряде случаев при подборе родственного слова возникают трудности, и тогда следует обращаться к толковому словарю, например:
очаровательный – чары,
обаятельный – баять, байки, благословить – благо, слово,
нагромождение – громоздкий, частокол – частый.

ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ОРФОГРАММЫ
1. ПРОВЕРКА  УДАРЕНИЕМ ДЕЛАЕТСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ КОРНЕВЫХ ГЛАСНЫХ
Проверка делается только для безударных гласных, входящих в данный корень.
Это правило особенно актуально для слов иноязычного происхождения. Например, нельзя сделать проверку в следующих словах:  аккомпанЕмент – аккомпанИровать, абонЕмент – абонИровать.
В этом случае  в суффиксе ЕМЕНТ  пишется  буква Е, а в суффиксе ИРОВА пишется  буква И , то есть безударные гласные Е и И входят в состав не корня, а разных суффиксов.

2. ОСОБЕННОСТИ   ПРОВЕРКИ ГЛАСНОГО  В  ВИДОВЫХ ПАРАХ ГЛАГОЛА
Безударную гласную в корне глаголов не следует проверять с помощью глаголов с суффиксами ЫВА/ИВА, так как в этом случае в корне слова часто происходит перегласовка О/А:  смОтреть – рассмАтривать, кОлоть – раскалывать.
Для проверки следует использовать другие слова: рассмотреть – смотр,  расколоть – колет.

3. КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е/Ё
Ещё одну  особенность при проверке безударных гласных представляют корни с чередованием Е/Ё (историческая связь этих букв рассматривалась ранее).
Проверка безударной гласной Е  в таких корнях делается при помощи всегда ударной гласной Ё: село – сёла, весна – вёсны, теплеть – тёплый, далеко – далёкий.
Примечание. Почему же в проверочном слове буква Ё, а мы пишем Е, ведь это разные буквы. Как уже говорилось, это не прямая, а косвенная проверка. Таким образом мы проверяем принадлежность буквы Е к группе гласных О/Ё/Е.

4. ПАРНЫЕ ВАРИАНТЫ С КОРНЯМИ-ОМОФОНАМИ
Омофонами называются корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение. Правильный выбор буквы в таких корнях возможен только при анализе контекста:
посвятить (свято) другу – посветить  (свет) фонарём
умалять  (мал)  заслуги – умолять  (молит) о помощи
частота  (частый) колебаний – чистота  (чистый) в доме
флаг развевается (веять) – ребёнок развивается (развитие),  птица свила (вить) гнездо
приведение (привёл) в чувство – привидение (видеть) в замке
быстро поседеть  (сед, седенький) – посидеть  (сидя) на лавке
старожил (старый) – сторожил (сторож)
рассекать (рассечь) воду –  источник (иссякнуть) иссякает
скрепя (крепкий) сердце – колеса скрипят  (скрип)

5. КОРНИ СТА/СТО
Особое внимание следует обратить на корни СТА  и СТО с разными оттенками значений:
стать, становиться, остановиться, остановка – корень СТА со значением перемены положения, проверка: встать,   
стоять, постоянный, расстояние  – корень СТО со значением сохранения положения, проверка: стой.   

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
ОСТАновка здесь от часа до шести, а хотелось бы неделю провести.
Пока трудно сказать, как на самом деле происходило СТАновление древнерусского государства.
ПоСТОянный эпитет – это красочное определение, устойчивое образно-поэтические выражение.

РАЗДЕЛ 3. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ
Тема 1. Контроль безударных гласных по словарю
Тема 2. Использование этимологического словаря
Тема 3. Иноязычные элементы в составе русских слов

ТЕМА 1. КОНТРОЛЬ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ ПО СЛОВАРЮ
1. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО
Если безударный гласный нельзя проверить ударением с помощью родственных слов, то выбор буквы для его обозначения следует проконтролировать по орфографическому словарю.
Так решается орфограмма для большого количества заимствованных слов,  многие из которых являются многосложными, а также ряда исконно русских слов.

2. ГРУППЫ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ СЛОВ
Для лучшего запоминания слов с непроверяемыми гласными рекомендуется разбить на условные группы в соответствии с их использованием в речи.
Разговорный стиль, обиходные слова: абажур, балкон, веранда, гардероб, железо, жеманиться, канал, коричневый, лопата, перила, собака, тарелка, чемодан.
Книжная лексика: абсолютный, аналогия, гипотеза, декларация, критерий, парадокс.
Специальная лексика, термины, редкие слова: дивиденды, мелиорация, натюрморт, ноктюрн, парабола, рецидив, реставрация, фехтование.

ТЕМА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
1. КАК ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В ОРФОГРАФИИ
Во многих случаях, когда нельзя сделать проверку корневой гласной по состоянию современного языка, такая проверка может быть сделана с помощью этимологии – науки о происхождении слов; при этом часто становятся очевидными исторические связи слов, которые в современном языке не считаются родственными.

2.  УСТАНОВЛЕНИЕ НЕОЧЕВИДНЫХ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Когда безударный гласный в корне нельзя проверить ударением с помощью родственных слов, знание всего семейства родственных слов тоже является полезным, так как в этом случае запоминается написание не одного слова, а целой группы слов:
капуста, капитан, капрал, капитал, капот, капюшон – от caput  (лат.) – голова,
монастырь, монокль, монолог, монополия  –  от  monos (греч.) – один, одинокий.

3. ПРОВЕРКА ГЛАСНОГО С ПОМОЩЬЮ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
С помощью  этимологического словаря можно установить родственные связи со словами, для  которых возможно сделать проверку безударного гласного  в корне:
ПЕЧАТЬ, печатать, запечатлеть впечатление, печаль  – от печь (выжигание знака происходит в печи),  также допекать, печаль (перен.);   
ПОРАЗИТЬ, возразить, изобразить  – проверка: своеобразный (исторический корень РАЗ/РАЖ:  резать – разить – образ);
КОВАРНЫЙ – от  ковать, ковка: (кузнец – искусный человек – искусный обманщик – коварный);
ОЖЕРЕЛЬЕ  – от  жерло (горло);
ДЕРЕВНЯ  – от драть, дерево (место, очищенное от леса);   
МАНЖЕТЫ, маникюр, манеж, манипуляция, маневры – от manus (лат.) – рука.

– Когда использование этимологического словаря действительно полезно?
– Словарь   полезен в тех случаях, когда с его помощью можно определить родственные связи современных слов. В других случаях этимология слова и его межъязыковые связи  помогают лучше запомнить выбор непроверяемой гласной.

Например, надо запомнить написание слова «ТРАНСПАРАНТ». Оно не так часто встречалось вам в текстах, поэтому нет устойчивого зрительного образа.
Мы привыкли считать, что транспарант – это «натянутая на раму ткань или бумага с каким-либо текстом или изображением как средство наглядной агитации».

Но есть еще одно, уже устаревающее, значение: «разлинованный лист плотной белой бумаги, который подкладывается под нелинованную писчую бумагу, чтобы добиться ровных строк при письме».  Линейки просвечивают через писчую бумагу, так что она кажется прозрачной.
И тогда становится понятным  исходное сочетание, где  pАrent (англ) родители, pАrent (лат.) родитель. Возникает четкая связь слов в разных языках, теперь в уже не забудете, что в слове транспарант пишется буква А.

ТЕМА 3. ИНОЯЗЫЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОСТАВЕ РУССКИХ СЛОВ
Иноязычные элементы входят в состав многих слов, при этом их написание часто соответствует написанию исходного языка, обычно греческого или латинского, например:
AVIS греч. авиа (птица) –  авиация, авиатор, авиалайнер;
AQUA лат. аква (вода) –  акваланг, акварель, аквариум;
AUDIRE лат. аудио (слушать) –  аудитор, аудитория, аудиокассета;
DIA греч. диа (через) –  диагноз, диагональ, диалог;
CATA греч. ката (вниз; через)  – катакомбы, каталог, катастрофа;
CONTRA лат. контра (против) – контрабанда, контрамарка;

РАЗДЕЛ 4. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Тема 1. Основные положения
Тема 2. Гласная А или О задается в безударной позиции
Тема 3. Выбор гласной зависит от суффикса А
Тема 4. Выбор гласной зависит от последующей согласной
Тема 5. Корни с различными оттенками значений
Тема 6. Корни с разной основой (по количеству букв)
Тема 7. Отличие корней с чередованием от корней-омофонов

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. КАКИЕ КОРНИ ИЗУЧАЮТСЯ В ДАННОЙ ТЕМЕ
Эту орфограмму составляет  группа корней с чередованием А/О и Е/И, выбор нужной буквы осуществляется по правилу.

Чередование звуков в корне  – явление вполне обычное, например: пою – петь, мою – мыть – чередование гласных О/Е и О/Ы. Такое чередование связано с историческим развитием языка, определяется на слух и поэтому не досаждает нам.

Но если историческое чередование СОВПАДАЕТ с фонетическим чередованием А/О и Е/И, то в безударной позиции произносятся одни и те же редуцированные звуки А и И,  и тогда запись корня по слуху невозможна. В этом случае для выбора гласного в безударной позиции приходится применять правило.

– Учите правила! А разве нельзя выбрать одну форму написания и не отражать чередование гласных на письме?
– Нет, обойтись одной  графической формой здесь нельзя. Никто не изобретает правила, чтобы просто осложнить правописание, и для отражения чередования гласных на письме есть важные п р и ч и н ы.

2. ПРИЧИНЫ  ИСТОРИЧЕСКОГО ЧЕРЕДОВАНИЯ А/О И Е/И В КОРНЕ
Часто существование двух форм написания А/О имеет объективное обоснование, когда, например,  оба гласных в данном корне встречаются в  у д а р н о й  позиции: кланяться – поклон, творчество – тварь; соответственно, в безударной позиции выбор  нужной буквы приходится делать по правилу.

В этом случае одна из ударных форм является основной и передает значение корня, а другая ударная форма является фонетической перегласовкой, удобной для произношения.

В других случаях существование двух форм написания объясняет историческая грамматика, например: собирать (несовершенный вид) – соберу (совершенный вид), корень БИР/БЕР.

Иногда на письме закрепляется  фонетическое чередование звуков, в то время как обычно это несвойственно русскому письму, например: ровный – равнина. Это традиционный принцип письма.

3. ОБЩИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ
Общее решение орфограммы состоит в том, что корни с чередованием гласных делятся на несколько ТЕМАТИЧЕСКИХ ГРУПП, для каждой из которых существует свое правило выбора нужной буквы.

Практически в каждой группе встречаются слова-исключения, не соответствующие основному правилу. В частности, при нулевом суффиксе часто происходит перегласовка, изменяющая принятую форму написания,  например: загореть – загар, положить – полог, творить – утварь.
Отметим, что выбор буквы по правилу делается только в  б е з у д а р н о й позиции звука; информация о том, что следует писать под ударением, даётся только для справок, так как гласные в ударной позиции пишутся по слуху.

ТЕМА 2. ГЛАСНАЯ А ИЛИ О  ЗАДАЕТСЯ В БЕЗУДАРНОЙ ПОЗИЦИИ
К этой группе корней относятся корни ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, ТВАР/ТВОР, КЛАН/КЛОН, ПЛАВ/ПЛОВ.

ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
В названной группе корней  выбор гласных наиболее сложен  для понимания: правила носят чисто формальный характер, то есть не имеют объяснений или объясняются  с точки зрения исторической фонетики, что не всегда придает им ясности.
Тем не менее, правила должны иметь пояснения. Если мы хотим оставить две формы написания, это решение должно быть обоснованным, опираться на  современную фонетику и современные толковые словари.

Не имеет смысла обращаться за очень подробными разъяснениями к исторической фонетике (у этой науки другие задачи) и не имеет смысла апеллировать к словарю Даля (он фиксировал лексику своего времени). Иначе говоря, правила должны быть понятны и актуальны  для  с о в р е м е н н ы х  носителей языка.

– Может быть, такие объяснения правил  вообще не нужны?
– Конечно, можно механически заучить правила, особенно не вдумываясь в их содержание, но это метод формальной орографии.
Небольшое количество информации о причинах орфограммы и обоснование ее решения позволяет понять необходимость правил, а также способствует их лучшему запоминанию (по методу ассоциативных связей).

1. КОРЕНЬ ГАР/ГОР
(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
В  безударной позиции пишется ГОР: гореть, горелый, загореть, выгореть, разгореться. В  ударной позиции пишется ГАР по слуху: гарь, огарок, угар, загар.
(2) ИСКЛЮЧЕНИЯ
В современной орфографии исключений для этого корня нет.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Лампада перед ним ГОРит.
Смотри, как запад разгорелся.
Ветер шевелит выГОРевшую траву.

Картина жуткая: треск от падающих деревьев, запах ГАРи.
Пред Фебом ты зажег оГАРок, а не огромную свечу.
Я еще не в уГАРе, не втиснулся в роль.

2. КОРЕНЬ ЗАР/ЗОР
(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
В  безударной позиции пишется ЗАР: заря, озарить, озарённый, зарница, зарянка.
В  ударной позиции пишется ЗАР и ЗОР по слуху: зарево, зори, зорька.
(2) ИСКЛЮЧЕНИЯ
В современной орфографии исключений для этого корня нет, проверка по словарю РАН:
Орфографический словарь
ЗАРЯНКА, -и, р. мн. -нок
Зарянка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. =Малиновка. Свистела з. Песня зарянки.
Орфографический словарь
ЗАРЕВАТЬ, зарюю, зарюет

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
А ЗАРя,  лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
ЗАРница начинала ярко блестеть на востоке. Вся комната янтарным блеском оЗАРена.
Выехали рано, зябко поеживаясь на зАревом холодке.
На голос зАрянки ответило сразу несколько голосов.

В багровом ЗАРеве закат шипуч и пенен.
Лучший клев наблюдается на утренних ЗОРях в июле-августе.

3. КОРЕНЬ ТВАР/ТВОР
(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
В  безударной позиции пишется ТВОР:  творить, творец, претворить, растворить, сотворить. В  ударной позиции пишется ТВОР и ТВАР  по слуху: творчество, тварь.

(2) ИСКЛЮЧЕНИЕ
Утварь – обычная перегласовка О/А для основ с нулевым суффиксом.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
ТВОРю поспешно заклинанья.
Воля и труд человека дивные дивы ТВОРят. 
Люблю тебя, Петра ТВОРенье!
ТВОРчество – способ раскрытия правды своего времени.
ТВАРЬ я дрожащая или право имею?
Попадалась в основном домашняя уТВАРЬ.

4. КОРЕНЬ  КЛАН/КЛОН
(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
В безударной позиции пишется КЛОН: поклониться, наклониться, преклоняться, склонение. В  ударной позиции пишется КЛОН  и КЛАН  по слуху: поклон, наклон, кланяться
(2) ИСКЛЮЧЕНИЯ
В современной орфографии исключений для этого корня нет.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Над рекой наКЛОНясь, что-то шепчет камыш.
Дни лета КЛОНились к осени.
Поэт преКЛОНялся перед ней.
Бояре с поКЛОНом убрались домой.
Низко КЛАНяется, а больно кусает.

5. КОРЕНЬ ПЛАВ/ПЛОВ, ТАКЖЕ ПЛЫВ
(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
В  безударной позиции пишется корень  ПЛАВ: поплавок, плавучий, плавник, жук-плавунец.  В  ударной позиции также пишется  корень ПЛАВ по слуху: плавать, плавательный.
Корень  ПЛЫВ во всех позициях пишется по слуху: плыть, плывущий, плывун.

(2) ИСКЛЮЧЕНИЕ: пловец, пловчиха

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Еще дальше, у полюса, был ПЛАВучий лед.
Но вдруг поПЛАВок чуть качнулся, погрузился в воду и ушёл вправо.
Этот козырек напоминал растопыренный ПЛАВник летучей рыбы.
В воде ПЛАВало много опавших листьев.Теперь вместо него ПЛАВательный бассейн с вечной шапкой тёплого пара над водой.
Облака ПЛЫВут, облака.

Погиб и кормчий, и ПЛОВец.

ТЕМА 3. ВЫБОР ГЛАСНОЙ ЗАВИСИТ ОТ СУФФИКСА «А»
К этой группе корней относятся:
(1) два корня КАС(А)/КОС(Н) и ЛАГ(А)/ЛОЖ с чередованием А/О; в качестве дополнительного признака при выборе корня можно рассматривать  последующий согласный Н и Г/Ж;
(2) большая группа корней с чередованием Е/И.

1. КОРНИ КАС(А)/КОС(Н) И ЛАГ(А)/ЛОЖ

(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНЫХ
При наличии суффикса А  пишется корень с А:  касаться, касательная – корень КАС; полагать, слагать, полагать,  прилагательное – корень ЛАГ.
При отсутствии суффикса А пишется корень с О: коснуться, прикоснуться, прикосновение – корень КОС (Н); положить, приложение, сложение – корень ЛОЖ.

(2) ИСКЛЮЧЕНИЕ
Полог  – перегласовка А/О для основ с нулевым суффиксом.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Лошадь едва КАСалась земли.
Дни сЛАГались в недели, месяцы.
Просто зима, поЛАГаете вы?
Перстами легкими как сон моих зениц КОСнулся он.
Внизу, на земле, уже ЛОЖились ночные тени.
Ранняя ночь укрыла селение черным поЛОГом.

2. КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ  Е/И
(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
При наличии суффикса А  пишется корень с И,  а при отсутствии суффикса А пишется корень с Е (так называемое правило «ИРА»):
БИР(А)/БЕР: забирать – заберу, ПИР(А)/ПЕР: отпирать – отпер
ДИР(А)/ДЕР: сдирать – сдеру, ТИР(А)/ТЕР:  вытирать – вытер   
МИР(А)/МЕР: замирать – замер,   БЛИСТ(А)/БЛЕСТ: блистать – блестеть               
ЧИТ(А)/ЧЕТ:  вычитать – вычет, ЖИГ(А)/ЖЕГ: выжигать – выжег
СТИЛ(А)/СТЕЛ: расстилать – расстелить, СТИР(А)/СТЕР: простирать  – простереть

(2) ИСКЛЮЧЕНИЯ
К исключениям относится написание слов "чета, сочетание" со значением "пара", а также производных от них.  Подробно об этом корне можно почитать во второй части выпуска.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Сквозь волнистые туманы проБИРается луна.
Таланты русские, откуда вы БЕРетесь!
Извините, отПИРать не велено.
Всё по-французски вслух читает заПЕРшись.
Самсон, разДИРающий пасть льва.
Родька выДЕРнул руку: он ведь не маленький
Люди пишут, а время сТИРает.
И неспешно, деловито встал хозяин, выТЕР пот.
Умремте ж под Москвой, как наши братья уМИРали.
И уМЕРеть мы обещали.
Нигде не заЖИГали огня, не садились ужинать.
Тохтамыш взял и выЖЕГ Москву.
ПроЧИТали вслух указ.
Пушкину велели проЧЕСТЬ его стихотворение.
Но день БЛИСТает лучезарный. 
Мы легкое племя, цветем и БЛЕСТим.
Белый пар по лугам расСТИЛается. 
Я поля влюбленным расСТЕЛю.
Пальмы на многие километры проСТИРаются вдоль побережья.
ПроСТЕРеть руку означает с уверенностью возвестить  свою победу.

ТЕМА 4. ВЫБОР ГЛАСНОЙ ЗАВИСИТ ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ
1. ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНЫХ
К этой группе относится корень РАСТ/РАЩ/РОС, где перед СТ и Щ пишется буква А, а перед С пишется О, кроме исключений:
растение, расти, выращенный – корень РАСТ/РАЩ   
поросль, заросли, поросли, выросли, вырос – корень РОС.   
Правило носит формальный характер, то есть предназначено для удобства запоминания.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Ропщет море, мрак РАСТет.
Он выРАСТет, станет известным, покинет пенаты свои.
РАСТительность Крыма отличается богатством и разнообразием.
Первый выРАЩенный алмаз был получен в 1956 году.
Девочка давно выРОСла, осталась в Париже.
Не беречь поРОСли, не видать и дерева.
Озеро заРОСло камышами.
Черные водоРОСли хрустят под ногами. 
ЗаРОСли свисают над водой темными арками.

(2) ИСКЛЮЧЕНИЯ
К исключениям относятся слова,  по разным причинам не соответствующие общему правилу:
РОСТОК, РОСТОВЩИК (производные от рост);
РОСТОВ, РОСТИСЛАВ (имена собственные);
ОТРАСЛЬ (отражение фонетического чередования, сравнить:  поросль).

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Смотри, как за ночь вырос бамбуковый РОСТок! 
Жалей РОСТовщика: ведь из своих палат  бедняга перейдёт в неугасимый ад!
История науки – особая отРАСль знания.

ПРИМЕЧАНИЕ
В производных словах корневые гласные сохраняются:
росток – росточек, рост – вырост, подросток – подростковый.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Он стал первым РОСТочком, появившимся на поле пшеницы.
Выбирайте такие детские модели, которые можно использовать на выРОСТ.
ПодРОСТковым называют возраст от 12 до 18 лет.

ТЕМА 5. КОРНИ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЙ
К данной группе относятся корни РАВН/РОВН, МАК/ МОК/МОЧ  и  СКАК/СКАЧ/ СКОК/СКОЧ с чередованием А/О. Имея различное написание,  эти отличаются только оттенками смысловых  значений, и поэтому их различение вызывает определенные трудности.
Также еще раз следует напомнить, что анализ значений корня при выборе гласной делается только для безударных позиций звуков.

1. КОРЕНЬ РАВН/РОВН

(1) ПРАВИЛО ВЫБОРА ГЛАСНОЙ
Наиболее сложной является орфограмма, связанная с выбором корня РАВН/РОВН. Корень РАВН имеет значение равный, одинаковый, а корень РОВН  – значения гладкий, ровный, а также плавный, постоянный.

КОРЕНЬ РОВН со значением "гладкий, ровный и постоянный, плавный"
Во-первых, это сделать ровной,  гладкой поверхность: заровнять яму, ровнять клумбы, разровнять, уровнять  площадку, выровненное поле, сровнять с землёй.
Во-вторых, это сделать ровной линию:  подровнять чёлку, выровнять шеренгу, шеренга выровнялась
В-третьих, это сделать что-то ровным, плавным, то есть не имеющим резких изменений и колебаний: характер выровнялся, ход машины выровнялся, она ровна и весела
Отметим,  что корень РОВН встречается в основном В ГЛАГОЛАХ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Брега с недвижною рекою сРОВНяла пухлой пеленою.
Снег лежал еще на выРОВНенном поле аэродрома.
Надо раскорчевать пни, уРОВНять площадку.
Каждый слой раствора следует разРОВНять.
Тихон Ильич подРОВНял и укоротил бороду – и очень помолодел.
Шеренга выРОВНялась и замерла.
Незаметно выРОВНялась Дуняшка в статную и красивую девку.
Молодая береза в лесу поднялась и РОВНа и бела.
Пламя от дров РОВНое, держится высоко и не искрится.
Машина выРОВНялась, ускорила ход.

КОРЕНЬ РАВН со значением "одинаковый"
Характерной особенностью корня РАВН  является  то, что  он выделяется в словах, связанных СО СРАВНЕНИЕМ  двух (или более) предметов или величин.
Корень РАВН присутствует в РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ – глаголах, существительных, прилагательных, наречиях, например:
равнять с собой, трижды три равняется девяти, велосипедисты поравнялись друг с другом, уравнять  концы, уравнять в правах, сравнить молодость с весной – глаголы;
сравнение, уравнение, равноденствие – существительные;
сравнительный, несравнимый, уравновешенный, равносторонний – прилагательные;
наравне  – наречие.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
И ты с собой его РАВНял?
Разве мою работу можно РАВНять с дворниками да с певчими.
Минимальная сумма штрафа РАВНяется пяти тысячам рублей.
ПоРАВНявшись с нами, кореянка молча прошла мимо.
Умение одеваться можно приравнять к таланту.
УРАВНены, как да и нет, как черный цвет и белый цвет.
Мир я сРАВНил бы с шахматной доской.
Мне тебя сРАВНить бы надо с песней соловьиною.

В раннем весеннем свете белая кора берез, в сРАВНении с белым снегом, кажется розовой.
Весеннее РАВНоденствие благоприятствует тем, кто стремится начать новую жизнь.
Сфера радиуса с центром в точке задается уРАВНением.

СРАВНительный анализ форм правления в России и Германии.
Вторым по зодиакальному гороскопу является знак Тельца, уРАВНовешенный и чувственный.
В сакральной геометрии форма РАВНостороннего треугольника есть символический образ Бога.
Шхуна шла наРАВне с пароходом.

(2) ИСКЛЮЧЕНИЕ
К исключениям относятся слова,  не соответствующие общему правилу, или такие слова,  смысл которых трудно определить однозначно. В качестве причины можно назвать отражение чередования РО/РА или ударную перегласовку:
РАВНИНА (ровная поверхность, отражение фонетического чередования  РО/РА);
РОВЕСНИК (сложная основа: ро/весн/ик: равное количество весен);
ПОРОВНУ (сравнить:  равное количество или  РОВНО столько);
УРОВЕНЬ  (сравнить:  равный или расположенный  РОВНО).

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Снежные РАВНины  коврами яркими легли.
Три окна пекарни ниже уРОВНя земли.
И мы никогда не забудем с тобой, как наши РОВесники приняли бой.
Еды почти всегда мало, но поРОВНу разделена.

2. КОРЕНЬ МАК/МОК/МОЧ
Корень МАК имеет  значение ПОГРУЖАТЬ В ЖИДКОСТЬ: макать кисть в краску, обмакнуть перо в чернила. Корень МОК/МОЧ  имеет  ЗНАЧЕНИЕ   ПРОПУСКАТЬ ЖИДКОСТЬ: промокать, промочить, смочить водой, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Старательно МАКая и отряхивая перо, она написала свое имя.
Если пробку перевернуть и обМАКнуть в гуашь, то отпечаток на бумаге похож на легкий воздушный шарик, колечко, мыльный пузырь и многое другое, что может увидеть ваша фантазия.
Проливной дождь выМОЧил меня до последней нитки.
Бурка не проМОКает и влажна только сверху.
Чай впитывает запах, как проМОКашка чернила.
Мухов просушил проМОКательной бумагой подписи.

3. Корень СКАК/СКАЧ/СКОЧ
Корень СКАК (также СКАЧ) имеет  значение ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ: скакать на лошади, поскакать, обскакать, срубить на скаку, отличный скакун. Существительное СКАЧОК определяется как производное от скакать: один скачок, перемещаться скачками, скачкообразное движение.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Проселочным путем люблю СКАКать в телеге.
Казачий полк летит на СКАКунах.
Коня на СКАКу остановит.
Конница обСКАКала неприятеля. 
Мелкими СКАЧками двигаются по земле некоторые птицы.
Большому СКАЧку предшествовали сложные события китайской истории.

(2) КОРЕНЬ СКОЧ (СКОК)
Корень СКОЧ  имеет  значение сделать ОДНО ДВИЖЕНИЕ: вскочить, подскочить. заскочить на минутку, соскочить на ходу, перескочить канаву, выскочка. Для обозначения одного движения: подскок, наскок.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
На берег выСКОЧили всадники.
Теперь мне стены не переСКОЧить.
Поезд, уже готовый проСКОЧить станцию, остановился.
НаСКОЧила коса на камень.
В школе он был выСКОЧкой.
ПодСКОК – небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.
Дробя с могучего наСКОКа рогов ветвистые концы и в землю врезавшись глубоко, дерутся осенью самцы.

ТЕМА 6. КОРНИ С РАЗНОЙ ОСНОВОЙ (ПО КОЛИЧЕСТВУ БУКВ)

1. ЧЕРЕДОВАНИЕ ОРО/РА, ОЛО/ЛА, ЕРЕ/РЕ
Названные чередования исторически связаны с древнерусским полногласием ОРО/ОЛО/ЕРЕ  и старославянским неполногласием ЛА/РА/РЕ.

(1) СОЧЕТАНИЯ ОРО/РА
огород – ограждение, короткий – краткий, прекратить, ворота – вратарь,
город – градоначальник, горожанин –  гражданин, здоровье –  поздравлять.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
За огОРОдами раскинулись холмы с распаханными полями.
От ствола к стволу протянулись лианы – эти проволочные загРАждения тропических лесов.
Ночь кОРОче дня, день убьет меня,  мир иллюзий в нем сгорает.
Асфальт уже не дымился пылью, почернев от непрекРАщающегося дождя.   

(2) СОЧЕТАНИЯ ОЛО/ЛА:
золотой – златой, молодой – младой, голова – глава, оболочка – облако,
волочить – влачить, холод – хладнокровный, голос – согласиться

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Там, над бледною водой, глянул месяц мОЛОдой. З
дравствуй племя  мЛАдое, незнакомое!
Отпустил он рыбку зОЛОтую.
У лукоморья дуб зеленый, зЛАтая цепь на дубе том.

(3)  СОЧЕТАНИЯ ЕРЕ/РЕ:
дерево – древесный, середина – среди, привередливый – вред.

2. ЧЕРЕДОВАНИЕ   ИМ/ИН – А/Я:
сжимать – сжать, понимать – понять, обнимать – обнять, внимать – внять,
начинать – начать.
А/Я находиться в ударной позиции, а на форму ИМ/ИН следует обратить внимание.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
И вдруг неведомая сила ее на воздух поднИМает.
Но робкой горести моей Наина с гордостью внИМала.
К сердцу своему он прижИМал поспешно руку.
Была ужасная пора, о ней свежо воспомИНанье.
 
ТЕМА 7. ОТЛИЧИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ОТ КОРНЕЙ-ОМОФОНОВ

(1) Гардины, гармонь, гараж – в этих словах первая часть корня ГОР совпадает с чередующимся корнем ГАР/ГОР в словах  гореть, загореть, загар.

(2) Озорник, озоровать, озорничать – корень ЗОР со значением «ломать» следует отличать от чередующегося  корня ЗАР/ЗОР со значением «свет»: заря, зарница, зори.   

(3) Пировать – пир  – корень ПИР со значением «пить» следует отличать от чередующегося  корня ПИР/ПЕР со значением «жать, давить» в словах запереть, запирать.

(4) Примерять – мерить, мерка, примирять – мир – в этих словах корень МЕР (определять размеры)  и корень МИР (согласие, спокойствие) следует отличать от чередующегося корня МИР/МЕР (быть неподвижным) в словах замереть, замирать.

ТЕКСТОВЫЕ ПРИМЕРЫ
Дверь была заперта; густые, роскошные ГАРДИНЫ задернуты.
Наиболее простой тип современных ГАРАЖНЫХ ворот –  распашные ворота.
Чиновники опять оЗОРуют.
Вдруг навстречу оЗОРник, в ранце – с двойками дневник. 
Напрасно ты оЗОРничаешь да сердишь мать
ПИРует с дружиною вещий Олег.
В кругу семей, в ПИРах счастливых я гость унылый и чужой.
Единственное отличие его в том, что он приМЕРял на себя чужие образы необычайно искусно. 
Отечество почти я ненавидел, но я вчера Голицыну увидел, и приМИРен с отечеством моим.

– Понятно, почему применяются правила, но  нельзя ли обойтись без большого количества и с к л ю ч е н и й?
– Существование двух форм корней с чередующимися гласными имеет объективные причины, но сами правила ф о р м а л ь н ы: они просто помогают ЗАПОМНИТЬ выбор гласных. В то же время такие правила почти всегда имеют исключения, так как не могут   учесть конкретику  каждого частного случая.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

РАЗДЕЛ 5. КОММЕНТАРИИ К ВЫБОРУ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Тема 1. Гласная А или О задается в безударной позиции
Тема 2. Выбор гласной зависит от суффикса А
Тема 3. Выбор гласной зависит от последующей согласной
Тема 4. Корни с различными оттенками значений
Тема 5. Корни с разной основой (по количеству букв)

ТЕМА 1. ГЛАСНАЯ А ИЛИ О ЗАДАЕТСЯ В БЕЗУДАРНОЙ ПОЗИЦИИ

1. КОРЕНЬ ГАР/ГОР
Выбор корня ГОР в безударной позиции может показаться необоснованным, так как  ГОР не встречается в ударной позиции.
Чтобы объяснить выбор формы ГОР, следует обратиться к этимологии. Слово гореть содержит общеславянский корень ГОР, который выделяется также в  слова горький, горе: горький – это тот, который жжётся;  горе – аналогичное значение, сравнить: допекать – печаль.

Таким образом, смысловое значение корня передает именно форма ГОР, а не отдельные слова с перегласовкой О/А, которые можно отнести к периферийной лексике.
Что касается корня  ГАР в словах  гарь, угар, загар, то эта форма , при отсутствии глагольного суффикса Е,  обеспечивает их удобное и правильное смысловое прочтение.

2. КОРЕНЬ ЗАР/ЗОР
Заря буквально – свет, то, что позволяет видеть; родственные слова: зреть, зрение, зоркий, зеркало. Основное значение корня передает форма ЗАР, в то время как форма ЗОР является удобной для произношения перегласовкой, например: заря – зори.
В современной орфографии исключений для этого корня нет.

ЗАРЕВАТЬ.  Вопрос № 293774. В 1999 году слово "зоревать" убрали из исключений и зафиксировали в словарях как "заревать", почему же в школьных учебниках русского языка до сих пор его дают как исключение "зоревать"

Ответ справочной службы русского языка Грамота.ру
Это слово крайне редкое. В основном подкорпусе «Национального корпуса русского языка» сейчас находится лишь три документа с вариантом «заревать», и восемь с вариантом «зоревать». Учить писать в школе нужно в соответствии с современной нормой. Вариант «зоревать» является устаревшим.

3. КОРНИ  ТВАР/ТВОР И КЛАН/КЛОН
ТВОР – общеславянский корень, родственное слово: твердый; творить буквально – делать твердым. Основное значение корня передает форма ТВОР, вариант ТВАР является перегласовкой.
Корень КЛОН – общеславянский корень, клонить дословно – нагибать. Основное значение корня передает форма КЛОН, вариант КЛАН является перегласовкой.

4. Корень ПЛАВ/ПЛОВ
Корень ПЛАВ/ПЛОВ можно было бы отнести к обычным корням с единственной формой написания ПЛАВ, которая проверяется ударением (плавать), но при этом в двух очень распространённых словах пловец и пловчиха используется форма ПЛОВ.
 Это исключение объясняется тем, что основным (непроизводным)  глаголом в этом семействе родственных слов является глагол ПЛЫТЬ (а не плавать), на которое и ориентируется написание двух слов-исключений (плыть – пловец, пловчиха, ударная перегласовка Ы/О).
Из словаря:
плыть – передвигаться  по поверхности воды или в воде,
плавать  – то же, что плыть, но обозначает действие, совершающееся не в одно время, не за один прием  или не  в  одном  направлении.

ТЕМА 2. ВЫБОР ГЛАСНОЙ ЗАВИСИТ ОТ СУФФИКСА А
1. Выбор формы написания в этом случае является  ГРАММАТИЧЕСКИМ, так как  суффикс А соотносится с формой глагола несовершенного вида: касаться, полагать (несов.вид) – коснуться, положить (сов. вид).
Для корней с чередованием Е/И в этом случае противопоставляются следующие формы: собрать – соберу (совершенный вид) и собираю (несов.вид).

2. Слова с корнем logos)
От слов с корнями ЛАГЛОЖ нужно отличать слова, соотносимые с греческим LOGOS – слово: пролог, залог (грамматический термин), предлог и др. Но здесь корневая гласная находится в ударной позиции.

ТЕМА 3. ВЫБОР ГЛАСНОЙ ЗАВИСИТ ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ
Происхождение.  В глаголе «расти» – общеславянский корень, современная форма образована из общеславянского  orsti <ordti, того же корня, что и род. Сочетание РО – восточнославянский вариант, а сочетание РА – южнославянский вариант.

ТЕМА 4. КОРНИ С РАЗЛИЧНЫМИ ОТТЕНКАМИ ЗНАЧЕНИЙ

1. Корни РАВН и РОВН
Корни РАВН и РОВН трудно различить в следующих глаголах:
равняться – становиться одинаково с кем-н., например: Равняться  по правофланговому. Равняясь, строятся полки.
выровняться – встать ровно, по прямой линии:    Роты подтянулись, выровнялись в рядах.
равняться – подровнять (два варианта в одном предложении): Я крикнул:  «Равняйсь! Ползунов, подровняй ряды!»
Перегласовка РАВН/РОВН  происходит в глаголах с суффиксом ЫВА/ИВА:
сравнить – сравнивать:   только корень РАВН, уровнять – уравнивать (площадку) – перегласовка РОВН/РАВН.

Классику ни с чем нельзя сравнивать.
Артиллеристы громоздят мешки с землей, уравнивают площадки.

2. КОРНИ СКАК/СКАЧ И СКОК/СКОЧ
В ряде учебников по орфографии выбор А/О в корнях СКАК/СКОЧ связывается с последующей согласной, то есть  буква А пишется в корне СКАК перед К  и буква  О пишется в корне СКОЧ перед Ч , при этом слова скачок, скачу с корнем СКАЧ относят к исключениям.

Это не очень удобный вариант решения, например, для глагола скакать – я скачу, ты скачешь выбор А в корне приходится делать для разных форм по разным правилам.
Кроме того, к исключениям следует отнести и глагол «поскакать» – я поскачу, ты поскачешь, а также учитывать производные от слов-исключений, например:  скачок – скачкообразный.
Чередование происходит и в видовых парах: наскочить – наскакивать.

ТЕМА 5. КОРНИ С РАЗНОЙ ОСНОВОЙ (ПО КОЛИЧЕСТВУ БУКВ)
(1) Почему существуют две формы
Вероятно, в данном случае мы имеем чередованием РО/РА, сравнить (город – град, чередование ОРО/РА).
Форма РО поддерживается ударной позицией гласного: рост, рос, росший и может быть соотнесена с  формой прошедшего времени  «рос». Отсюда  – заросли, поросль, недоросль.
Форма РА ориентирована на неполногласие: расти, растить, растение, вырасти, вырастить, выращенный.

(2) Об историческом чередовании ИМ/ИН – А/Я
Причину такого чередования может объяснить историческая фонетика, но даже пересказать это довольно сложно. Почему?
Дело в том, что здесь пересекаются несколько тем: закон открытых слогов в общеславянском языке;  носовые гласные, которые исчезли из русского языка еще до появления первых памятников письменности; особенности поведения некоторых предлогов-приставок также в праславянском языке.
Но вот память об этом историческом прошлом дошла до нас в виде этого чередования, где присутствуют согласные Н и М, которые когда-то были НОСОВЫМИ.

(3) О словах с глагольным суффиксом НУ
Поминать и помяНУть:  в этих глаголах также происходит чередование ИН/Я в корне, но при этом в глаголе помянуть  с корневой основой  Я присутствует суффикс НУ, что может привести к ошибочному написанию «помИНуть».


Рецензии