О плановом ценообразовании

В.Г.Шолохов О ПЛАНОВОМ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Сборник Академии наук СССР ордена трудового красного знамени института экономики «Реализация стратегии ускорения НТП в механизме ценообразования» (под ред. к.э.н. Блиокова Е.Н.) Москва, 1990 год, на стр. 145 -158

 Перед экономической наукой стоит ряд сложных проблем, среди которых важнейшей является разработка принципов научно обоснованного ценообразования.
Общая концепция переходного периода вероятно должна заключаться в отходе от принципа использования социалистической модификации понятия стоимости и в возврате к классическому его определению, данному К.Марксом. В то же время должны быть использованы современные возможности математической формализации теории. Кроме того, методологически исходным и адекватным методом анализа механизма ценообразования надо считать применение системного подхода с его законом определяющего влияния внешней среды и методом разбиения целого на части и построением модели их рефлексирующего взаимодействия.


"Необходимость пересмотра цен и приведения их в соответствии с общественно необходимыми затратами давно назрела, и в этом ученые и практики единодушны". Правда, сам Д.А.Валовой не уточняет того, что он понимает под общественно-необходимыми затратами труда, а в отношении определения этого понятия нет единогласия. Необходимо восстановление в правах принципа эквивалентного обмена.
Официальная политэкономия социализма исходит из определения трудозатрат, которое только по форме совпадает с определением этого понятия в "Капитале" К.Маркса. Ядро проблемы кроется в понимании "средних" трудозатрат. Это понятие лежит в фундаменте политэкономии социализма. Анализ показывает, что от правильного понимания этого понятия в значительной степени зависит то, каким быть социализму.
Можно утверждать, что механизм торможения, существоввший в России до 1991 года, в наибольшей степени был связан с распространенным в политэкономии  социализма пониманием средних трудозатрат, как трудозатрат среднего рабочего. Зарплата, цены и другие экономические показатели были пропорциональны затратам труда, которые измеряются затратами рабочего времени. Поэтому работающие не  были заинтересованы в ускорении выполнения своих работ. Отсюда происходило постоянное накопления отставаний в стране.
К.Маркс говорит о "СРЕДНИХ" трудозатратах в рамках обменной теории. При социализме "обмен" имеет место между работником (предприятием) и государством. С этим согласится каждый, кто стоит на почве реального социализма. Поэтому "средние" трудозатраты есть средние между затратами работника и "затратами" государства. Конкретного работника. Однако возникает естественный вопрос: А что такое "затраты" государства?
Если принять, что "затраты государства" - это такие затраты, которые получаются при самых интенсивных условиях, что это есть затраты лучшего из работников, занимающихся данным делом в данных условиях, и определить основные экономические показатели через "средние" трудозатраты, то экономика, живущая при таких "производственных отношениях", приобретет свойство (как будет показано ниже) стимулировать эффективность и качество, ускорять прогресс. Подчеркнем, что трудозатраты государства надо понимать как наиболее экономные (на уровне лучших мировых показателей) при получении продукта заданного (например, ГОСТом) качества. Рассмотрим модель обмена государство-предприятие (без учета влияния внешней среды).

В математической форме закон определения величины стоимости через равенство общественно необходимых затрат рабочего времени на производство обмениваемых продуктов.

Я думаю, что экономика, которая опирается на точное понимание основных экономических понятий экономики, и есть настоящая социалистическая экономика. И дело не только в том, что именно так (как я утверждаю) сформулировал это понятие К.Маркс (что само по себе важно с принципиальной точки зрения). Элементарный анализ следствий показывает, что именно такое понимание "сред- них" трудозатрат чрезвычайно полезно для социализма, для укрепления его основ. Экономика, если она будет жить точно в соответствии с определением К.Маркса, будет обладать рядом стимулирующих и ускоряющих свойств.
  1. Оплачиваются не любые трудозатраты, а только общественно необходимые. Это создает стимул повышения производительности труда, использования передовой техники, технологии и изобретательства.(В результате не потребуются планы внедрения новой техники и научных результатов).
  2. Плановое ведение народного хозяйства через Госплан сохраняется, хотя несколько усложнится достижение сбалансированности бюджета Минфину. Государство через Комитеты по труду и заплате, по науке и технике, по стандартам, по ценообразованию устанавливает высшие показатели, нормы, расценки и т.д. Предприятия учитывают реальные показатели и затраты ресурсов. Причем, предприятиям становится невыгодным как преувеличение, так и преуменьшение своих показателей. В первом случае они получают более высокие задания, которые не смогут выполнить и не получат премий. Во втором случае предприятия получают более низкие заказы и по- теряют прибыль из-за недопроизводства.
  3. Исчезает "вал" в чистом виде, так как стоимость изделия будет изменяться при каждом "обмене".
  4. Механизм ценообразования в ней обладает свойством снижения цен при увеличении производительности труда и дохода, что так важно с позиции социальных проблем.
  5. Сэкономленный фонд зарплаты может использоваться государством для покрытия дефицита бюджета.
  Можно было бы указать еще целый ряд политических, моральных и экономических следствий при включении в систему средств перестройки точного понимания "средних" трудозатрат. Сегодня мы имеем дефицит внимания теоретиков и практиков к скрытому в недрах теории резерву перестройки, хотя, возможно, сама реализация этого предложения может оказаться сложной и продолжительной.
Если рассчитать цены по предлагаемой мною в предыдущем письме формуле, то 1 кг хлеба будет стоить не 1 рубль 10 копеек, как оценил Госкомцен, а существенно ниже и возможно даже будут те же, что и сегодня в магазине.
  Если трудозатраты государства (идеальные) принять за 1, то затраты, например, колхоза в 5 раз больше, так как производительность труда в 5 раз ниже мировых показателей. Таким образом, если по новой формуле учитывать только (1+5)/2 = 3 единицы трудозатрат, то это почти в два раза меньше, чем фактические трудозатраты. А надо еще учесть экономию на фондах, материалах и т.п. Таким образом, ножницы между себестоимостью и гос.ценой есть результат применения неправильной формулы образования цены, а не дефект экономики.
 В моем последнем письме выведена формула, которая отличается от действующей сегодня в стране по крайней мере одним сомножителем:
 (трудозатраты гос-ва + трудозатраты пред-тия)/2. Обычно стоимость для каждого продукта находится независимо. Однако можно получить матрицу обменов всех производимых продуктов. Тогда, установив стоимость одного продукта, сразу же можно получить стоимости всех остальных продуктов. Но Государство имеет дело не только с производителями, но и с потребителями. Эта матрица однако уже будет другой. Поэтому число субъектов обмена в модели надо увеличить хотя бы до трех. Если этот третий субъект есть другие государства, то обмен Государства с ними определяет внешнеторговые цены. Государство по отношению к внешним и внутренним ценам имеет определенные цели, достижение которых и формирует внешнюю и внутреннюю политику. Ее механизм легко понять, если рассмотреть пути достижения более равных обменов. Это - и оборона страны, и ее безопасность, и образование союзов, и достижения "равенства" предприятий и т.п. Один из способов достижения "равенства" предприятий - распределение госзаказов на конкурсной основе.
Для полного описания экономической ситуации надо также использовать балансовые уравнения и производственные функции. Формула цены может быть получена из пропорции обмена продуктами простыми математическими преобразованиями. Эта формула не намного сложнее, чем применяемая в настоящее время, хотя является более полной, а главное - более точной. Проект закона о собственности дает право полного хозяйственного ведения государственным предприятиям СССР. Это создает основу полных хозрасчетных отношений, повышает значение соблюдения принципа эквивалентного обмена в торговых сделках между экономическими субъектами (хотя действие этого принципа имеет место и в рамках административно-командной системы - но не применяется). В то же время роль контролируемого механизма образования цен возрастает как для координации работы правительственных учреждений , как и для борьбы с монопольными тенденциями. Моя концепция:
 - осуществляется переход от планирования по двум факторам( задания, деньги) к планированию по трем и большему числу факторов (задания, деньги, трудозатраты, фонды, информация, условия); - кроме балансовых соотношений используются ценностные, а именно, стоимости, которые определяются пропорционально общественно-необходимым затратам труда;
 - общественно-необходимые затраты труда учитывают не только затраты, но и экономию ресурсов;
 - вводится не новая шкала цен (существующие цены сохраняются), а новый расчетный механизм установления цен; - принимается отказ от стремления к сбалансированности в экономике как принципа управления в экономике в пользу принципа стремления к сбалансированности;
 - в качестве исходных нормативов для формирования планов XIII пятилетки должны быть взяты и 3 5 раз более жесткие показатели, чем используются сейчас, чтобы планы формировались исходя не из возможностей предприятий, а как план-прогноз; - закупочные и розничные цены должны устанавливаться независимо друг от друга как результаты разных торговых обменов; - зарплата должна устанавливаться как цена рабочей силы в модели обмена работник-предприятие;
 - государственные учреждения являются недоходными; - доходы государства тратятся на общественные нужды. В результате применения более точного механизма ценообразования:
1. В начальный момент введения нового механизма ценообразования зарплата и цены на государственных предприятиях не меняются.
2. В дальнейшем устанавливается определенный рост доходов (зарплаты) с ростом производительности труда .
3. Государство через своих учреждения получает прибыль, которая относится к прибыли предприятия так, как определяет закон равенства процента на равный капитал; так как меньшие трудозатраты, устанавливаемые государством, соответствуют большему "капиталу" (это показал К.Маркс), то государство получает больший доход в отношениях с любым предприятием, что может использоваться для покрытия бюджетного дефицита сейчас, а в дальнейшем - для ревальвации рубля.
4. Исчезает понятие "убыточности" предприятия - любые пред- приятия становятся доходными (предприятия из своих доходов выплачивают свои долги, кредиты ...).
5. Обеспечивается экономия ресурсов, охрана природы, ускорение научно-технического прогресса.
6. Деньги в необходимых объемах предоставляются банками, либо проводится общее снижение цен.
7. Расчет государства с другими владельцами продуктов по предлагаемой формуле ценообразования не только обеспечивает контроль за ходом торговых сделок, но и прибыль, формальное выражение которой может рассматриваться как налог с оборота; подоходный налог на прибыль, которую получают другие владельцы социалистической собственности должна устанавливаться равной налогу с оборота на основе 3-х субъектной модели обмена. Изложенное выше позволяет мне утверждать не только то, что нужен закон об оплате труда пропорционально общественно необходимым затратам труда, но и предложить рассматривать изложенное выше как основу концепции ценообразования в условиях хозрасчета.

Несколько слов о мерах по обеспечению роста производительности труда.
Предполагается, что на каждом предприятии будет осуществлена следующая система мер:
1. Существующие в настоящее время нормы затрат времени на отдельные виды работ, связанные с созданием продукта, будут доработаны и утверждены как предельные (минимальные) - на уровне мировых показателей. Можно использовать перечни видов работ, определенных Инструкциями по нормированию. Для тех видов работ, которые не входят в Инструкцию, ввести временные предельные нор- мы экспертным путем.
2. Вести разработку оперативно-календарных планов работ обычным путем.
3. Для каждого вида работ ввести расчет коэффициентов производительности, вычисляется по формуле.

 4. Ежемесячно (ежеквартально) с нарастающим итогом производить вычисление коэффициентов производительности для каждого за- вершенного вида работ, а также сумму всех вычисленных коэффициентов (по всем завершенным видам работам) для каждого специалиста (темы, лаборатории, отдела).
5. Среднее значение расчетных показателей для каждого разработчика (подразделения) считать показателем уровня производительности труда разработчика (подразделения).
6. Среднее значение всех вычисленных коэффициентов по всем видам завершенных работ использовать для оценки состояния производительности труда на предприятии.
7. Распределение премий между подразделениями должно осуществляться в соответствии со значениями показателей производительности труда подразделений.
8. Так как повышение производительности труда должно вести к уменьшению трудозатрат по отношению к запланированным, то возникнут ситуации необеспеченности работой (если подразделение не возьмет себе сверхплановых работ). Сэкономленное время подразделение должно использоваться для выполнения научных исследований, предварительной проработки заявок заказчиков и т.п. В дальнейшем необходимо переходить к системе централизованного использования специалистов и к распределению всех видов денежного содержания в соответствии с коэффициентами, характеризующими уровень производительности труда и качества продукции. Предлагаемая система обладает свойством стимулирования повышения производительности труда и качества, служит задачам эффективного использования трудовых ресурсов, ускорения научно-технического прогресса при условии, что будут включены экономические рычаги: премия, а в перспективе - зарплата.

Заключение-прогноз: использование уточненных понятий и формул цены позволит обеспечить устойчивый переход к рынку и одновременно вывести экономику из кризисного состояния .

1990 год
Формулы приведены в публикации:
В.Г.Шолохов О ПЛАНОВОМ ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Сборник Академии наук СССР ордена трудового красного знамени института экономики «Реализация стратегии ускорения НТП в механизме ценообразования» (под ред. к.э.н. Блиокова Е.Н.) Москва, 1990 год, на стр. 145 -158


Рецензии