Великие люди от Авраама до Хокинга 43

Девятнадцатый век (продолжение)


Нидерландский художник и график Мауриц Корнелис Эшер применял математический подход к художественному творчеству. Он известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами, в которых исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии.
Эшер создал 448 литографий и гравюр, более 2 тысяч рисунков и набросков. Он пользовался популярностью в Соединенных Штатах Америки и Канаде.

Основу гуманизма немецкого писателя Эриха Марии Ремарка составляют три нравственные категории: разум, терпимость, человечность.

Ремарк клеймит войну и милитаризм.

Ремарк, участник Первой мировой войны, знает цену «дешевой человечности». Он не доверяет надежде, у которой нет серьезных оснований.

Ремарку ненавистен звериный оскал братоубийственной войны.
 
На литературе Ремарка лежит печать сострадания к бесправным и слабым людям.

Герои Ремарка стараются превозмочь «будни смерти» мечтами о празднике жизни. Вернувшись с войны, они хотят жить по-настоящему, серьезно, желают любить и быть любимыми.

В прозе Ремарка присутствует невидимая, но глубокая пропасть между жизнью и смертью. Особенно трагична смерть на фоне величественных гор, запечатленная писателем в романе «Три товарища».

В романе «Три товарища» Ремарка жизнь заключена в оковы смерти, а смерть тает под солнечными лучами жизни.

В романе «Три товарища» мир для Ремарка – земная чаша красоты, в «Чёрном обелиске» - болотная хлябь! Кажется, что эти произведения написаны разными авторами.

Немецкий композитор Ганс Эйслер – знаменосец, шагавший в первых рядах колонны деятелей социалистической культуры. В молодые годы он брал уроки сочинения музыки у создателя додекафонной системы Арнольда Шёнберга, на склоне лет композитор создал гимн Германской демократической республики. Преодолев влияние модернизма, Эйслер активно работал в жанре массовой песни.

Немецко-американский философ Герберт Маркузе – вождь «новых левых», совершивших в 60-х годах XX века не социальную, а сексуальную революцию.
Впрочем, ему принадлежит термин «репрессивная толерантность», под которым надо понимать одну из форм новой диктатуры.

Британский художник и скульптор Генри Мур, создавая ландшафтные фигуры, соотносит их линии, объемы, очертания с естественными контурами природы. Мур творит художественный синтез скульптуры и окружающей среды.

Композитор XVIII века Георг Фридрих Гендель писал «музыку на воде», Генри Мур выносит скульптуру на лоно природы. Такова давняя английская традиция.

Американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина называют музыкальным гением. На самом деле он – гений бродвейских мюзиклов.

Гершвин – «корифей» примитивной афро-американской музыки.

Гершвин – джазовый ковбой с меланхолическим сердцем!

Музыка Гершвина энергична и сентиментальна, как характер граждан Соединенных Штатов Америки.

Жизнерадостные фокстроты Гершвина написаны для неуклюжих американских пингвинов-толстяков.

Для людей с художественным кипучим темпераментом секс выступает в роли стимулятора творчества. Однако женщины не играют в их жизни первостепенной роли: любовниц слишком много, чтобы выделить одну из них. Это свойственно и Гершвину, одаренному американскому джазовому композитору.

Для европейских обывателей музыка Гершвина – глоток освежающей кока-колы.

Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист, автор загадочных картин-сновидений.
Полотно художника «Сын человеческий» изображает мужчину в котелке. Видимо, в его лице автор хотел показать обывателей, расплодившихся по всей планете.

Музыка французского композитора и пианиста Франсиса Пуленка эмоционально открыта, по-шубертовски мелодична.

Музыка Пуленка очищает душу. Она нужна людям.

Пуленк мелодичен как в лирике, так и в героике.

Музыка Пуленка кинематографическая. Она рассказывает о буднях и праздниках жителей Парижа.

Религиозная музыка Пуленка по духу и характеру – светская. Ее красота – возвышенная, но земная!

Лаврентия Берию, сталинского наркома внутренних дел, на Западе считают законченным развратником. Говорят, что его подчиненные доставляли ему девушек для сексуальных развлечений. А чем лучше президент США Джон Кеннеди, которому привозили в Белый Дом девиц сомнительной репутации? Или вспомним президента Аргентины Хуана Перрона. Он создал скандально известный «союз школьниц», основной задачей которого являлся подбор «кадров» для интимных услуг. Чему удивляться – власть развращает людей!

Русский и американский писатель Владимир Набоков коллекционирует любовные страсти и страстишки, словно обожаемых им бабочек. Его романы представляют собой литературную коллекцию различных видов и форм любовных связей.

«В любви есть какой-то тайный изъян», - замечает Набоков. Спрашивается: какой? Ответ: Эгоизм.

Набоков показывает развратную любовь, не знающую человеческого благородства.

Роман «Лолита» Набокова – барометр нравственной распущенности в обществе.

Набоков – космополит с русской душой: ему дорога аристократическая Россия и ненавистна рабоче-крестьянская власть.

Монах всецело посвящает себя Богу. Он находится вне общественных законов. Это человек духа! В нем изначально заложены отстраненность от мира и внутренняя сосредоточенность на мыслях о Всевышнем. Религиозного отшельника можно сравнить с набоковским гением шахмат Лужиным, чей ум всецело занят вариантами и комбинациями. Но между монахом и шахматистом есть существенная разница: монах ищет путь к вечной жизни, Лужин оканчивает жизнь самоубийством: один – святой, другой – грешник.

Из флоберовского понятия «нимфомания» Владимир Набоков выводит слово «нимфетка», относящееся к юной распутнице, показанной в романе «Лолита». Видно, что русский писатель был хорошо знаком с книгами французского классика.

Роман Набокова «Король, дама, валет» заканчивается гимном всему прекрасному: «Красота уходит, красоте не успеваешь объяснить, как её любишь. Красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира. Но какая печаль? Не удержать этой скользящей, тающей красоты никакими молитвами, никакими заклинаниями, как нельзя удержать бледнеющую радугу или падучую звезду».
Однако красоту можно запечатлеть в произведениях искусства, что удается, помимо Владимира Набокова, многим писателям-эмигрантам – Дмитрию Мережковскому, Ивану Бунину, Ивану Шмелёву, Борису Зайцеву, Марку Алданову, Нине Берберовой.

Набоков – щепетильный гений с уязвленным самолюбием, вопреки своим надеждам не получившим Нобелевскую премию.

В картинах о спортсменах советского живописца Александра Александровича Дейнеки столько воздуха, света и легких движений гимнастов, что невольно восхищаешься молодыми людьми.

Картины Дейнеки наполнены энергией созидания новой жизни. В них присутствует прокофьевская целеустремленность и сила воли.

С именем американского писателя и журналиста Эрнеста Хемингуэя ассоциируется тревожный звон колокола войны.

Любовь в романах Хемингуэя – это зеленая ветвь жизни, не сгораемая в огне сражений.

У сибарита, сладострастника и пьяницы Хемингуэя чувственное начало стояло на первом месте. В его любовных историях, биографических и вымышленных, не было ни прошлого, ни будущего. Бесконечное наслаждение жизнью утомляло, опустошало разум писателя, приводило к мысли о смерти. Первые признаки психической депрессии появились у Хемингуэя осенью 1960 года. И вскоре убежденный эпикуреец, подобно своему отцу, покончил жизнь самоубийством.

Хемингуэй – тореадор в американской литературе. В творчестве он одержал победу, а в жизни – потерпел фиаско. Знаменитый писатель, лауреат Нобелевской премии пал жертвой помутненного разума.

Трудно сказать, когда Хемингуэй проявил настоящее мужество – на войне или в момент самоубийства: граница между подвигом и безумием у психопатов едва различима!

Аргентинский прозаик Хорхе Луис Борхес помещает героев интеллектуальных романов в машину времени, вследствие чего их жизнь либо пролетает в одно мгновение, либо одно мгновение их жизни тянется десятки лет. Так возникает диалектика противопоставления: вечности, как мига, и мига, как вечности.

Краткими, но глубокими по смыслу высказываниями Борхес расширяет философские горизонты литературы.

Проза советского писателя Андрея Платонова излучает радиоактивную сатиру.

Прозе Платонова характерен грубый, похмельный сарказм в описании стройки коммунизма.

Платонов издевается над строителями коммунистического завтра с их убогим уровнем развития, и делает он это с обличительным смехом! Рабочим, в недавнем прошлом крестьянам, индустриализация страны кажется огнедышащей топкой паровоза, от которой закипают мозги.

Смеющийся прозаик Андрей Платонов – советский Николай Васильевич Гоголь в прорабовской кожанке.

Андрей Платонов – коммунистический Михаил Салтыков-Щедрин. Оба писателя раскрывают несуразность российской жизни!

Андрей Платонов – юродствующий социалист, горьковский Лука с коммунистическими проповедями.

Телепат Вольф Григорьевич Мессинг читал мысли людей на расстоянии, предсказывал будущие события. Иосиф Сталин с вниманием отнесся к человеку с редкими способностями. Однажды Мессинг предупредил вождя, что самолет, на котором должен лететь его сын Василий с командой спортсменов, разобьется. Сталин отправил сына поездом. Самолет и в самом деле потерпел крушение.
Следующий руководитель страны Никита Сергеевич Хрущёв попросил Мессинга выступить на съезде партии с предсказанием того, что коммунизм будет построен в Советском Союзе через 20 лет, т.е. к 1980 году. Мессинг отказался делать это, видя несуразность хрущёвского плана.
В чем секрет феноменального дара ясновидца? Вероятно, что будущее реально существует в настоящем, только оно отображается в сознании одних людей отчетливо, других – едва заметно, третьих – остается в глубине подсознания. У Мессинга, как, впрочем, у Нострадамуса, Кейси, Ванги, оно проявлялось вполне ощутимо.

Романы гватемальского писателя Мигеля Астуриаса дышат презрением к диктаторским режимам «черных полковников». Лауреат Нобелевской премии раскрывает безысходность, царящую в общественной жизни Латинской Америки.

Арктические громады льдов бессильны раздавить волю и мужество полярников, о чем повествовал советский поэт Илья Сельвинский. Сам же он был участником Великой Отечественной войны, получил две контузии и ранение. Поэзия и жизнь у Сельвинского не расходились между собой, хотя у него, как любимого поэта Иосифа Сталина, возможно, существовали известные привилегии.

Надежда Яковлевна Мандельштам – мемуаристка, эксцентричная дама, оголтелая ворона, нападающая на всякого, кто приближается к могиле любимого человека.

Прожить более 100 лет, общаться с выдающимися людьми нескольких поколений и при этом сочинять замечательные стихи – вот где подлинное счастье женщины! Такими дарами судьба наделила актрису Надежду Филипповну Крамову.


Рецензии