Великие люди от Авраама до Хокинга 44

Двадцатый век


Композитор Исаак Дунаевский – свободолюбивая птица, окольцованная сталинским режимом.

Жизнеутверждающими песнями Дунаевский прославляет сталинский «бастион свободы».

В музыке Дунаевского шумит вольный ветер!

Всю жизнь Дунаевский мечтал написать оперу. И хорошо сделал, что не взялся за этот труд, ибо любая его песня обладает большей выразительной силой, чем оперы десятков советских композиторов!

Исаак Дунаевский жил в постоянном творческом напряжении, характерном для выдающихся музыкантов. Вдохновение Дунаевского напрямую соединялось с чувством любви: музыка рождала любовь, любовь – музыку. В его взволнованных мелодиях звучали страстные, глубокие лирические переживания.

Дунаевский испытывал потребность обмениваться письмами с умными девушками. Такие послания были зеркальным отражением его души, совестью, исповедью, желанием высказаться наедине с чистым листом бумаги. В них он с предельной откровенностью излагал взгляды на жизнь и творчество. Композитор исповедовался перед юными корреспондентками о пережитом и наболевшем. В течение 8 лет его связывала дружеская переписка с Людмилой Головиной, с которой он встречался всего три раза.

Выдающийся испанский кинорежиссер, сценарист, актер, композитор Луис Бунюэль – многогранная творческая личность. Он не падает духом даже тогда, когда болезнь отнимает у него зрение и слух.

Кинофильмы Луиса Бунюэля и музыка Дмитрия Шостаковича имеют общие черты: ирония, сатира, озорной абсурд, срывающие маски с современного дегуманизированного общества.

Немецкий композитор Курт Вайль – один из идолов массовой культуры XX века.

«Трёхгрошовая опера» Вайля – музыкальная трескотня, которая не стоит даже одного гроша.

В «Трёхгрошовой опере» Вайль низводит музыкальный театр до дешевого политического фарса.

Вайль – яркий представитель музыки социального протеста.

Действующие лица полуджазовых зонгов Курта Вайля – нищие, воры, проститутки. В них опера опускается до натуралистической пьесы Максима Горького «На дне».

Над идеальным человеком немецкого социолога и философа Эриха Фромма сияет нимб гуманности.

Фромм пишет о счастливой любви двух разумных людей.

Фромм предлагает людям выбирать между «стремлением к свободе» и «бегством от свободы». Если второе будет подавлять первое, то появится реальная опасность возникновения ненависти между людьми.

Эрих Фромм из темных лабиринтов фрейдистского психоанализа переселяется в светлые апартаменты социальной психологии.

Каков голос, таково качество оперного пения. У народного артиста СССР Ивана Семёновича Козловского специфические вокальные данные, которые не позволяют артисту подняться до мировых стандартов. Для этого мало быть любимцем «отца народов» Сталина.

Вплоть до XX столетия, в частности до пьес итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо, долетают отголоски обличительного смеха Пьера Бомарше, жившего в XVIII веке. Великое искусство бесследно не исчезает!

Жизнелюбивая натура французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери гармонично совмещает в себе ум и интуицию, силу и нежность. Прозаик каждой клеточкой своего существа ощущает себя гуманистом. Он вступает в брак с близкой по духу женщиной, наделенной фантазией и литературным талантом. Супруга дает ему ценные советы, раскрывает величие Человека.

Писатель и летчик Сент-Экзюпери – штурман жизни!

Сент-Экзюпери уверяет читателей, что в глубине Вселенной растет чудесная Роза – душа человека!

Сент-Экзюпери – вестник добра, красоты и надежды.

В центре философии Сент-Экзюпери находится гуманный человек.

Сент-Экзюпери ведет людей в прекрасное будущее!

Сент-Экзюпери – духовный пастырь человечества.

Гуманизм Антуана де Сент-Экзюпери и антигуманизм Фридриха Ницше пересекаются в одной общей для них точке – аристократического неприятия плебейства!

Александр Скрябин, Николай Рерих, Антуан де Сент-Экзюпери – пионеры космической эры в искусстве.

В фортепианной музыке Александра Мосолова пульсирует упругий цветаевский ритм.

Мосолов – гений производственной музыки.

В симфоническом эпизоде «Завод» Мосолова стальной гигант живет напряженной внутренней жизнью. В нем клокочет энергия будущего индустриального общества.

Музыкальный конструктивизм Мосолова воплощается в грохоте прессов и станков и в тихом сиянии звезд.

Александр Мосолов переносит космическую музыку Александра Скрябина в современный промышленный город.

Австрийский и американский композитор Эрнст Кшенек – многоликий экспрессионист: развлекательный и серьезный, классический и джазовый.

«Воццек» Альбана Берга – опера-драма, «Джонни наигрывает» Эрнста Кшенека – опера-скетч. Оба произведения возникают примерно в одно время. Но если экспрессионизм «Воццека» трагедийный, то экспрессионизм «Джонни наигрывает» – мелодраматический, представляющий собой смесь оперы, оперетты, мюзикла, джаза. Опера Берга – это классика, Кшенека – развлекательный спектакль. «Джонни наигрывает» ставится более чем в 100 театрах мира, хотя сегодня он забыт. Обычно это случается с музыкой посредственных композиторов.

Американская писательница Маргарет Митчелл беспристрастно отображает суровую правду жизни.

В романе «Унесённые ветром» Митчелл показывает внутренний мир жизнелюбивой американской женщины, подверженной высоким и низким страстям.

Создав всего лишь один роман, Митчелл приобретает всемирную известность.

В собственном творчестве Маргарет Митчелл берет для себя в качестве образца объективный бальзаковский метод повествования. Но ей чужд нервный психологизм Фёдора Достоевского.

Вполне сопоставимы две эпопеи, в которых описываются трагические события гражданской войны: «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл и «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Наступающая старость – трагедия для отдельных женщин. Возрастные изменения нередко приводят к психическим срывам особо мнительных дам. Подобные аномалии случались со знаменитой советской актрисой Марией Бабановой. Тем не менее, она играла на сцене почти 60 лет!

Опера немецкого композитора XX века Вернера Эгка «Ирландская история» повествует о том, как демоны выкупают души у несчастных людей. Она не появилась бы на свет без трагедии «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте и романа «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Как видим, традиции продолжают жить и развиваться!

Стихи Нины Берберовой, написанные в преклонном возрасте, наполнены гражданским пафосом. Это доказывает, что она была человеком высокой культуры.

Книга «Чайковский» Берберовой замечательна и фактами из интимной жизни великого композитора, и доверительным тоном рассказа о его трагической судьбе. Нежная и возвышенная лирика писательницы хорошо согласуется с музыкой автора «Евгения Онегина».

Знаменитый концерт для гитары с оркестром «Аранхуэс» Хоакина Родриго воплощает Испанию в голубой дымке прошлых веков. Именно такой она представляется незрячему композитору и слушателям!

«Аранхуэсский концерт» Родриго – музыкальная эмблема Испании.

Музыка «Аранхуэса» Родриго повествует о славной и трагической истории испанского народа.

Родриго в «Аранхуэсе» – вдохновенный поэт гитары.

Гениальность Родриго в «Аранхуэсском концерте» состоит в простоте и ясности музыкального языка.

Музыка «Аранхуэса» Родриго – это окна, распахнутые навстречу весне, ликующей природе, отчего на душе становится легко и радостно!

Музыка «Аранхуэса» Родриго озарена духовным светом.

Родриго – композитор, наделенный ясным складом ума. На музыке «Аранхуэсского концерта» лежит печать благородства и деликатности.

Родриго обладает редкой искренностью чувств, что делает музыку «Аранхуэсского концерта» сердечной.

Музыка «Аранхуэса» Родриго – это особый мир, исполненный новизны и поэтичности образов. Она воплощает все богатство жизни и стремление людей к высоким идеалам.

Всемирно известный мультипликатор и создатель «Диснейленда» Уолт Дисней слыл примерным семьянином. Женившись в возрасте 24 лет, он был счастлив в браке до конца жизни, которая завершилась, когда ему перевалило за 65 лет. Всецело поглощенный работой, свободное время он отдавал жене и двум дочерям, считая, что любовь – это то, что нужно дарить людям.

Лучше застрелиться, чем подать руку коллегам, предавшим тебя и дело коммунизма. Так, вероятно, думал Генеральный секретарь Союза писателей Советского Союза Александр Александрович Фадеев. Не исключено, что еще и неудовлетворенность собственным творчеством заставило его сделать роковой шаг.

Фадеев – дисциплинированный солдат Коммунистической партии. В глубине души сохранял человечность и милосердие. Противоречия между долгом и совестью привели его к самоубийству.

Бывает холодная и горячая любовь: все зависит от темперамента женщины. Прославленные певицы немка Марлен Дитрих и не менее прославленная французская певица Эдит Пиаф – вот два полюса воплощения прекраснейшего из наших чувств. Обе артистки заставляли трепетать сердца людей разных стран и континентов.

Советская киноактриса Любовь Орлова будет вечно сиять в лучах славы, молодости и красоты.

Любовь Орлова – полная противоположность Фаины Раневской. По словам Сталина, Любовь Петровна была «народным достоянием». Она купалась в лучах славы, имела неслыханное богатство (разумеется, по советским меркам!), ее горячо любил муж, именитый кинорежиссер Григорий Александров. Актриса отличалась искрометным талантом, очаровательной улыбкой и красотой, которые никого не оставляли равнодушным.

Писатель Джон Стейнбек правдиво отображает пресыщенных жизнью американцев.

Стейнбек – нелицеприятный реалист, обличающий Америку поголовного надувательства.

Стейнбек вскрывает деляческую подоснову соотечественников.

Стейнбек срывает маски с притворной вежливости американских деловых людей и партнеров.

Стейнбек не без тайного удовольствия обнажает скрытую от глаз сексуальную жизнь американцев.

Как реалист Стейнбек – привлекателен, как натуралист – малоприятен.

Музыка советского композитора Виссариона Шебалина особенно убедительна в произведениях эпического повествования и скорбных раздумий о судьбах Отечества.

В музыке Виссариона Шебалина присутствует твердый суриковский мазок.

Проникновенно и трогательно лирическое повествование американского еврейского писателя Исаака Башевиса-Зингера. Он с душевной теплотой, граничащей с детской наивностью, наполняет жизнью вселенную от банального кудахтанья курицы в сарае до мгновения «большого взрыва». Прозаик поднимается от земли до всеохватывающего взгляда на мир и всечеловеческой открытости сердца. В 1978 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Феноменальная эрудиция, стремительный полет фантазии, точные характеристики композиторских стилей и почерков – все это музыковед Иван Иванович Соллертинский, знавший 26 иностранных языков и около 100 диалектов!
Жаль, что музыковедческие труды критика сгорели в огне пожара, а сам он умер в 41 год. Гении не задерживаются на земле!

Читая военные и производственные романы Александра Бека, еще раз убеждаешься, что Сталин, действительно, - «бетон и броня» советского народа и что благодаря Сталину Россия превратилась в великую державу.

Чешский журналист Юлиус Фучик – предвестник будущего счастливого общества, но фашисты бросили его в тюрьму и зверски убили.
Люди середины XX века зачитывались книгой Фучика «Репортаж с петлей на шее». Это самое известное произведение чешской литературы. К 1992 году книга была издана более 300 раз, будучи переведена больше чем на 90 языков мира, оставив позади сатирический роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка…».

Николай Заболоцкий растет в поэзии травинкой, цветком, кустом или высоким деревом. И всегда он – неотъемлемая часть природы.

Поэзию Заболоцкого питают земля и растения, вспаханные поля и урожай.

Заболоцкий – авангардистский почвенник в русской поэзии.

Заболоцкий в антропоморфном изображении природы оживляет и одухотворяет ее.

Армянский композитор Арам Ильич Хачатурян создает музыку спелой виноградной лозы, упоительного счастья и цветущей жизни.

Хачатурян – певец счастливой Армении.

В солнечной музыке Хачатуряна бурная радость сменяется блаженным наслаждением жизнью.

Музыка Хачатуряна стремится к гармонии и красоте, к счастью, преодолевающему трагедии жизни.

Музыка Хачатуряна – это роскошный ковер звукового разноцветья.

В музыке Хачатуряна торжествует праздник жизни.

Хачатурян создает торжественную, величественную музыку, словно накладывает густые краски на живописное полотно.

Хачатурян с профессиональным знанием дела пишет музыку для скрипки, радость в которой льется через край.

Хачатурян – корифей балетного и театрального искусства.

Хачатурян делает армянский мелос достоянием всего человечества.

Английский писатель Джордж Оруэлл – политический сатирик, занятый стряпней антиутопий.

Джордж Оруэлл и Андрей Платонов создают две сатирические антиутопии. Правда, роман «1984» англичанина переводится более чем на 60 языков мира, а произведения советского писателя никто не знает. Западные идеологи антикапиталистическую сатиру оруэлловского романа бесцеремонно переадресовывают на Советский Союз, тогда как проза Платонова лежит мертвым грузом. Вот что значит эффективная идеологическая борьба в «холодной войне»! Оруэлл прожил 46 лет и умер в 1950 году, жизнь Платонова длилась 51 год и закончилась в 1951 году. Оба обличителя тоталитаризма – близнецы-братья в литературе.

Проза американского романиста Ирвинга Стоуна благородна и гуманна, проникнута искренним сочувствием к людям, оказавшимся в трудном положении.

Создав 25 романов о великих людях, Стоун преподнес читателям возможность почувствовать себя в обществе гениев.

Стоун – большой труженик, добившийся небывалых высот мастерства.
 О своем распорядке дня Стоун писал: «Встаю каждое утро в одно и то же время, к половине девятого стараюсь сесть за стол, работаю без перерыва до половины первого или до часа дня. Затем съедаю сэндвич с сыром, выпиваю чашку чая и на протяжении часа занимаюсь физическим трудом. После этого возвращаюсь к письменному столу, работаю до шести вечера. Я не верю во вдохновение. Верю только в то, что ты работаешь и не думаешь больше ни о чем. Ты пишешь и пишешь, и, в конце концов, получится что-то хорошее».
Вот как рождаются гении!

Немецкий философ Теодор Адорно дал в руки западных политиков новое разрушительное оружие – «негативную диалектику». С ее помощью, а не посредством атомной бомбы они перекраивают мир, как им заблагорассудится.

Американский художник белорусского происхождения Марк Ротко – абстракционист, чародей красок.

Художник Марк Ротко и композитор Джон Кейдж создают абстрактное искусство через «трагическое ничто»: у первого – это мерцающее пятно, у второго – звучащая пауза.

Русско-американский композитор Владимир Дукельский – мастер на все руки: он преуспевал в классической и джазовой музыке.
Кроме того, он был талантливым поэтом и мемуаристом. Причина разносторонности натуры Дукельского объясняется его богатой родословной. Наряду с русским происхождением, у композитора были грузинские предки.

Писатель Гайто Газданов – типичный представитель белоэмигрантской литературы.

Проза Газданова преисполнена трагическим ощущением гражданской войны, изуродовавшей судьбы миллионов людей.

По мнению Газданова смерть всегда торжествует над жизнью.

Психология героев романа Газданова отравлена катастрофизмом или безвольным ожиданием смерти.

Герой романа Газданова упирается взглядом в стену одиночества, не зная, как и зачем дальше жить. Он гибнет под натиском саморефлексии.

Газданов погружает читателей в магию любви, в атмосферу влюбленных людей.

В прозе Газданова светская деликатность между мужчиной и женщиной, стоящих на пороге любви, настолько утонченная, что кажется, будто мы имеем дело с людьми из высшего света.

«Призрак Александра Вольфа» Газданова – бульварный роман с тонкой психологией героев и претенциозностью автора на исключительность.

Газданов пишет по-русски без русского духа.


Рецензии