5 мая 2013 каргополье лядинский погост

"НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО" - роспись "Неба",
 сгоревшего  Храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Пятого мая 2013 года, в Великий Праздник, на ПАСХУ,
в самом заповедном месте России, Архангельской области, Каргополе, почти полностью
 ВЫГОРЕЛ ЛЯДИНСКИЙ ПОГОСТ, 17-18 веков.

Сгорел шатровый Храм Покрова Пресвятой Богородицы \Покрово-Власьевский\ \1743-1761г\ и Колокольня.
Выгорело 400 квадратных метров.

Осталось одно пепелище, где можно собрать только кованные гвозди старинных строений........
В память об этом удивительном ПАМЯТНИКЕ, чтобы помнили и охраняли оставшееся, пишу, с состраданием .

Лядинский погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен в 38 километрах от Каргополя, старинного города Архангельской губернии, 1380 год - упоминание в летописях.
В XIX веке Погост был "гнездом" селений и объединял семь деревень.

"Лядинский погост был расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы которых вели к погосту".
Он один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области - 15 век.

В собрании Государственного Эрмитажа хранятся несколько предметов из Храмов Погоста:

Запрестольный выносной крест 15 век,
Икона «Сташный Суд», 16 век
 и Святой Георгий.

На Лядинском погосте было два храма: Шатровый Храм Покрова Пресвятой Богородицы \Покровско-Власьевский\ и Двенадцатиглавая Церковь во имя Богоявления Господня /1787 год/,
Шатровая Колокольня/1820 год/.

Погост представлял собой редкий пример тройного ансамбля, распространенного на Русском Севере.
Сейчас их осталось совсем немного, пример - Храмовый ансамбль в КИЖАХ..

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была удивительно гармоничным сооруженим.
Б Ы Л А..... Её и Колокольни уже нет!
Она была видна за несколько километров.
Величественный восьмигранный шатёр как бы парил в Пространстве Бытия!

С востока был "прирублен" алтарь, перекрытый нарядной "бочкой" .
С западной стороны к четверику примыкала трапезная и паперть.
Очень красиво было решено декоративное покрытие:
Главки на шатре и алтаре покрыты лемехом, удачно дополненным изящным "воротничком" (епанчей) .
Фигурный "гонт" покрывал поверхность алтарной "бочки" , а грани шатра были украшены рядами теса с фигурным краем.
Такое богатство приемов – само по себе явление уникальное в деревянном зодчестве.

В двух этажах церкви размещены два ее престола.
Большой интерес представлял собой почти полностью сохранившееся внутреннее убранство.
В трапезной перекрытия между этажами поддерживали два резных столба.

Они выполнены в виде тройной "дыньки" с двумя перехватами тройным "жгутом".
К столпам примыкали массивные скамьи.
Такие же скамьи, но с более нарядной резьбой тянулись вдоль стен трапезной.

Верхний – Покровский храм – украшен еще более нарядно.
В нем частично сохранился старинный иконостас.
Два нижних ряда иконостаса украшались пышной ажурной резьбой, сложными резными навершиями с изображениями херувимов.
Особое великолепие придавало убранству двенадцатигранное "небо" конца 18 века, притягивающее взгляд почти первоначальной яркостью красок.

"Небо" - это вид внутреннего потолочного перекрытия шатровых деревянных церквей и часовен Русского Севера.
Оно выполняется в виде усеченной пирамиды с гранями от восьми до восемнадцати, которые сходятся к центральному кольцу.
Широкое распространение "небеса" получили в 18-19 веках.
В росписи "неба" Покровской церкви было изображено "Небесное воинство".

В центральном медальоне Бог-Отец держит на коленях своего Сына – Иисуса Христа.
На груди медальон с Духом Святым в виде голубя и изображения шестикрылых серафимов.
В нижнем ряду в рост были представлены фигуры семи Архангелов, стоящих на облаках: Архангел Михаил показан с мечом, Архангел Гавриил с зерцалом, Архангел Рафаил с отроком.

В остальных четырех гранях евангелисты:
Иоанн – с орлом, евангелист Лука – с тельцом, евангелист Марк – со львом и евангелист Матфей с ангелом.
В Центральной восточной грани - "Распятие с предстоящими": изображены Пресвятая Богородица с Марией Магдалиной и Иоанн Богослов с Лонгиным Сотником.

На четырех угловых сегментах были фигуры трубящих ангелов.
Дополняли убранство небольшие иконы в медальонах и квадратных обрамлениях над входами в храм и его окнами.

Весь облик Покровской церкви : это был единый гармоничный ансамбль, рассчитанный на восприятие его со всех сторон и взаимосвязанным с летним храмом Богоявления Господня (1787 год) и его шатровой колокольней (1820 год)...


Рецензии