de omnibus dubitandum 119. 302

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.302. НАСИЛЬНО РОТ ЗАЖАВ…

Документ № 30

Протокол заседания бюро Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда

10 июня 1918 г.

Присутствуют: Берг, Смирнов, Яковлев, Борисенко, Шпаковский и приглашенные представители партий.

Слушали:
1. Сообщение приехавших из Москвы членов делегации Левтова и Смирнова.

Постановили:
1. Принять к сведению и пополнить делегацию {В апреле ЧСУФЗП послало в Москву первую делегацию (Н.К. Борисенко и А.Е. Розенштейн), 21 мая вторую делегацию: С.Е. Кононов (Арсенал), М.Ф. Зимницкий (завод Речкина), Н.К. Борисенко (Трубочный завод), О. Семенов (завод Эриксона), Я.Н. Панин («Сименс-Шуккерт»), Грабовский (Гильзовый завод), Кузнецов, Хробостов и Р.Б. Краковский (Сестрорецкий завод), Кузьмин (Обуховский завод), которые помогали созданию в Москве постоянного Собрания уполномоченных (см.: Народное сопротивление коммунизму в России. С. 151-152)}.

[Слушали:]
2. О Рабочем съезде.

[Постановили:]
2. Признать необходимым: 1) Созыв Всероссийского рабочего съезда

{4 июня «Новая жизнь» сообщила, что ЧСУФЗП единогласно приняло предложение о созыве Рабочего съезда и поручило своему Бюро разработать общий план представительства и инструкции по созыву съезда}.
2) Интенсивную работу на местах по созданию независимых организаций и устройству, где возможно и целесообразно, областных совещаний.
3) Создать организационный Комитет на совещании петроградской и московской областей. Для созыва этого совещания выбрать организационную Комиссию на заседании Собрания уполномоченных.

[Слушали:]
3. О воззвании ко всем рабочим относительно Рабочего съезда и резолюции по поводу ареста членов делегации.

[Постановили:]
3. Воззвание и резолюцию поручить составить А.Н. Смирнову и А.П. Краснянской.

[Слушали:]
4. О ликвидации дел Комитета по организации похорон Г.В. Плеханова

{Г.В. Плеханов скончался 30 мая в Финляндии. После переговоров с финскими властями Розалия Марковна, жена Плеханова, привезла гроб с его телом в Петроград. Организаторами похорон стали плехановская группа «Единство» и Чрезвычайное собрание уполномоченных фабрик и заводов Петрограда. 9 июня они выпустили газету-однодневку «Памяти Г.В. Плеханова» со статьями и воспоминаниями и возглавили траурную процессию десятков тысяч питерцев, в основном рабочих. С речами выступили меньшевики Л.Г. Дейч, А.Н. Потресов, С.Ю. Семковский, от Бюро ЧСУФЗП - Е.С. Берг и Н.Н. Глебов-Путиловский, а также рабочие. Хоронили Г.В. Плеханова на Литераторских мостках Волковского кладбища, рядом с В.Г. Белинским и Н.А. Добролюбовым. Большевики отказались от участия в похоронах. Г.Е. Зиновьев в некрологе писал: «С августа 1914 г., с того момента, как Плеханов благословил империалистическую войну, он больше не наш [...] Много вреда принес рабочему делу Г.В. Плеханов в последние годы его жизни. Но, стоя перед свежей могилой учителя, мы стараемся хоть на минуту заглушить в себе чувство горечи, посеянное в нас переходом Плеханова в лагерь социал-шовинистов» (Зиновъев Г. Сочинения. Л., 1924. Т. 16. Основоположники и вожди ком¬мунизма. Биографические очерки. С. 181).

5 мая 1921 г. В.И. Ленин просил Г.Е. Зиновьева: «[...] могилы Плеханова и Засулич заброшены. Нельзя ли дать приказ [...] присмотреть, налечь, проверить?» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.51. С. 177)}

[Постановили:]
4. Поручить ликвидацию дел Борисенко и Шпаковскому.

[Слушали:]
5. Об издании ежедневной газеты и продолжении выпуска журнала Собрания уполномоченных.

[Постановили:]
5. Подать на разрешение к выпуску ежедневной газеты под названием «Гудок». Сделать попытку выпустить следующий номер журнала.

[Слушали:]
6. О порядке дня Общего собрания.

[Постановили:]
6. Рабочий съезд. Союз металлистов.

Секретарь А. Краснянская

Источник: ЦГА СПб. Ф. 3390, on. 1, д. 12, л. 32. Копия. Машинопись, печать Чрезвычайного собрания уполномоченных.

Документ № 31

Резолюции Чрезвычайного собрания уполномоченных фабрик и заводов Петрограда

12 июня 1918 г.

12 июня 1918 года Бюро Собрания уполномоченных обратилось в Комиссариат по делам печати

{Комиссариат по делам печати Союза коммун Северной области (комиссар В. Володарский) входил в Совет комиссаров Союза коммун Северной области во главе с Г.Е. Зиновьевым, созданный 26 апреля 1918 г. Северная область объединяла восемь смежных губерний: Петроградская, Новгородская, Псковская, Череповецкая, Олонецкая, Вологодская, Северодвинская, Архангельская. Комиссариаты Северной области были созданы на основе комиссариатов Петроградской трудовой коммуны. В мае 1919 г. Наркомат внутренних дел РСФСР распустил Совет комиссаров Северной области, и высшая власть в Петрограде вернулась к Исполкому Петроградского Совета, который возглавлял тот же Г.Е. Зиновьев} за разрешением на издание газеты, которую постановило издавать Общее собрание уполномоченных.

    Вместе с тем, в связи с распоряжением Комиссариата печати относительно регистрации ранее выходивших органов, Бюро обратилось за регистрацией выходившего уже издания под названием «Чрезвычайное собрание уполномоченных фабрик и заводов Петрограда».

    Комиссариат отказался как в выдаче разрешения на газету, так и в регистрировании прежде выходившего органа. Таким образом, Собранию уполномоченных, этому единственному выборному представителю петроградских рабочих, насильственно зажат рот.

    В советской Империи представители рабочих в большей степени лишены права высказывать свое мнение и вести пропаганду своих идей, чем даже при царизме, ибо даже при царизме рабочие газеты имели возможность существовать.

    Собрание уполномоченных протестует против очередного преступления власти, боящейся свободного рабочего слова.

    Собрание уполномоченных призывает рабочих вместе с ним возвысить свой голос против подавления рабочей печати.

    Вместе с тем Собрание уполномоченных считает, что на товарищей-печатников, работающих на большевистских газетах, отравляющих умы рабочих злостной клеветой и систематической ложью, в особенности падает долг поднять свой голос протеста в защиту свободы печати, изыскав для этого подходящие средства.

Резолюция по докладу о Рабочем съезде

    Признать созыв Рабочего съезда неотложной задачей рабочего класса.
Предложить местным товарищам развить энергичную деятельность по созданию независимых рабочих организаций и созыву местных и областных совещаний.
Созвать в ближайшее время совещание петроградской и московской областей для выборов организационного Комитета по созыву Всероссийского Рабочего съезда.

Резолюция по поводу арестов членов делегации

    По полученным из Москвы сведениям, после рабочих собраний арестованы члены петроградской делегации, рабочий Сестрорецкого завода Краковский и Обуховского завода Кузьмин

{Представитель Сестрорецкого завода меньшевик Рафаэль Борисович Краковский был арестован в Москве 7 июня после митинга на фабрике Шредер. Представителя Обуховского завода Кузьмина арестовали 9 июня после митинга на Савеловском вокзале. Их дело передали в суд Верховного Революционного трибунала при ЦИК Советов. ЦК и Московский комитет меньшевиков ходатайствовали об освобождении рабочих (Дело народа. 1918, 15 июня).

    Из Москвы делегация переправила в Петроград открытое письмо:

«К петроградским рабочим

Товарищи рабочие.

Исполняя Ваше поручение, мы отправились в Москву для осведомления московских рабочих о тяжелом положении петроградского пролетариата и для совещания с их представителями относительно путей и способов улучшения положения рабочего класса всей России, воссоздания его независимых организаций, спасения нашей гибнущей революции и избавления России от иноземного ига и расчленения.
В Москве мы нашли много общего с Петроградом. Рабочие так же бедствуют и так же не имеют своих классовых организаций, которые защищали бы их интересы. Постоянное недоедание переходит в настоящий голод. Советы оторвались от рабочей массы и, являются проводниками антирабочей и противореволюционной политики Совета народных Комиссаров и считаются только с волей и приказами правительственных верхов и меньше всего с желаниями и стремлениями рабочих низов.
Объявлено военное положение.
Газеты закрываются десятками.
Свободное слово задушено.
Собрания запрещаются.
В рабочей среде производятся аресты.
Охранное отделение, именуемое «Комиссией по борьбе с контрреволюцией» (ЧК), получило право расстреливать без суда и малейшего следствия и широко пользуется этим правом.
В таких-то условиях нам пришлось приступить к выполнению возложенного на нас поручения. Мы распространили среди рабочих наказ, данный нам Петроградским собранием уполномоченных фабрик и заводов, объединяющим более ста тысяч рабочих, т.е. подавляющее большинство рабочих красного Петрограда. Рабочей массой, которая на некоторых заводах устраивала нам настоящие овации, мы были встречены повсюду очень сочувственно. Прибытие нашей делегации в Москву нашло немедленно отклик в рабочих массах Московской области и в более далекой провинции. Узнав о нашем приезде в Москву, рабочие Брянских заводов тотчас же выбрали делегацию из своей среды и поручили ей снестись с нами и московскими рабочими для совместного обсуждения вопросов, волнующих рабочий класс России. Независимо от них, такую же делегацию и, с той же целью, избрали рабочие Мальцевских заводов, расположенных в Орловской и Калужской губерниях. Выбрали делегацию в Москву и для объезда многих других рабочих центров России рабочие Коломенских заводов. Сормовские рабочие созвали на 9-ое июня совещание уполномоченных фабрик и заводов нижегородского района, которое было запрещено как контрреволюционное, но все же состоялось. Скоро прибудет делегация тульских рабочих. Вероятно, будут делегации и из других мест.
Стремясь войти в сношение с рабочей массой Москвы, мы решили, по соглашению с избранными представителями фабрики «Богатырь», завода «Бромлей» и мастерских Александровской железной дороги, созвать в Москве совещание уполномоченных всех фабрик и заводов наподобие петроградского и обратились к рабочим с соответствующим воззванием. В результате на ряде заводов были произведены выборы уполномоченных, а на многих заводах принят наш наказ и обещана полная поддержка петроградскому пролетариату в его стремлении спасти русскую революцию и объединить рабочих всей России в одну независимую широкую классовую организацию.
На некоторых заводах наши выступления встретили полное сочувствие большинства собравшихся рабочих, хотя наказ, благодаря срыву собраний большевиками, не мог быть проголосован.
Но не только в срывании собраний выразилось противодействие агентов большевистской власти общению петроградских рабочих с московскими. Находящиеся в руках большевиков фабрично-заводские комитеты старались помешать созыву собраний, на которых должны были выступать члены нашей делегации. В Мытищах собрание, назначенное рабочими, было запрещено Исполнительным комитетом Совета рабочих депутатов, причем было объявлено, что впредь рабочие собрания будут допускаться лишь с ведома и, разрешения Исполнительного комитета. Так, вслед за свободой слова уничтожается и свобода собраний.
На этом, товарищи, дело не ограничилось. Правительственная печать подняла против нас форменную травлю. Страницы большевистских газет запестрили самыми бранными словами. Делегаты петроградских рабочих именовались «коммивояжерами социал-предательства», «агентами желто-черного блока», их организации - совещание уполномоченных фабрик и заводов - называлась «провокаторской организацией» и т.д. Читая «Правду», «Красную газету», «Известия ЦИК», вы легко составите себе представление об ушатах грязи, которые на нашу голову выливали подобные им газеты в Москве.
Когда выяснилось, что это не помогает, что на рабочих брань большевистских газет не действует, тогда «черные рыцари» советской власти пошли дальше. Ценя дороже всего свою власть и свои привилегии, они решили сбросить с себя все маски и стали бесцеремонно арестовывать представителей рабочих. Попытки арестовать членов нашей делегации Кузнецова и Хробостова не увенчались успехом, потому что этого не допустили рабочие. Зато большевистским опричникам удалось захватить других двух товарищей - представителя Сестрорецкого завода Краковского и представителя Обуховского завода Кузьмина. Обоих взяли после собрания, причем Краковского обманули, дав ему и присутствовавшим на собрании рабочим слово, что никто не будет арестован. Вместе с тов. Краковским был арестован член Комитета РСДРП и Исполнительного комитета Замоскворецкого районного Совета Рабочих Депутатов тов. Рашковский и член Совета рабочих депутатов от фабрики Синано, тов. Сендерович. Последний после допроса в Комиссии Дзержинского был освобожден.
Арестом товарищей Кузьмина и Краковского большевики бросили открытый вызов петроградскому пролетариату. Создается исключительное положение для рабочих. Большевистская контрреволюция все больше и больше ударов направляет против рабочих, стоящих во главе борьбы за демократию, за Учредительное собрание и спасение революционной России.
Товарищи, несмотря на преследование и аресты, мы исполнили вашу волю и свой долг до конца. Но мы рассчитываем на вашу помощь. Вы не можете остаться безмолвными свидетелями тех насилий, которые творятся над вашими делегатами. Протестуйте против репрессий. Добивайтесь освобождения пленников большевистского самодержавия. Шлите немедленно сюда, в Москву, заместителей арестованных товарищей.
Долой произвол. Долой насилия. Долой расстрелы.
Да здравствует свобода слова, собраний, союзов. Да здравствуют независимые классовые рабочие организации.
Да здравствует Учредительное собрание. Да здравствует революционная Россия.
Делегация петроградских рабочих в Москве» (ЦГА СПб. Ф. 3390, oп. 1, д. 17, л. 41-43. Копия. Машинопись.).

    18 июня это письмо напечатало «Дело народа». (Опубл. в кн.: Народное сопротивление коммунизму в России. Независимое рабочее движение в 1918 г. С. 204-207).

    Р.Б. Краковского заключили в Бутырскую тюрьму и после объявления «красного террора» расстреляли без суда. Партийное совещание меньшевиков тщетно требовало от властей «честного расследования обстоятельств» расстрела и «привлечения к ответственности всех виновных» (Партийное совещание РСДРП 29 декабря 1918 г. - 1 января 1919 г. М., 1919. С. 8)}. Были попытки арестовать Кузнецова и Хробостова.
Собрание уполномоченных клеймит презрением жандармские приемы расправы с представителями рабочего класса. Собрание уполномоченных уверено, что никакие расправы не могут уже задушить борьбу за установление в России народовластия. Собрание уполномоченных призывает рабочих протестовать против преступлений власти, ложно именующей себя рабочей.
Собрание уполномоченных призывает рабочих к организации митингов и собраний в защиту неприкосновенности своих выборных и для выражения своей солидарности с ними.
Собрание уполномоченных постановляет немедленно пополнить состав делегации и, усилив делегацию, поручает ей распространить свою деятельность на весь центральный промышленный район.
Вместе с тем Собрание уполномоченных, во имя общих интересов борьбы, призывает московских рабочих на защиту представителей фабрик и заводов Петрограда.

Резолюция о Сормовских расстрелах

Собрание уполномоченных, до глубины души возмущенное расстрелом рабочих в Сормове {Сормовский завод в Нижнем Новгороде основан в 1849 г. как Нижегородские мастерские Камско-Волжского буксирного пароходства, в 1894-1918 гг. собственность Акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово». Был одним из крупнейших заводов России (в 1917 г. ок. 20 тыс. рабочих), выпускал пароходы, теплоходы, паровозы, железнодорожные вагоны, бронепоезда, землечерпалки, конструкции железнодорожных мостов. 18 июня 1918 г. национализирован, вошел в группу предприятий, управляемую «Объединением национализированных машиностроительных заводов Сормово-Коломна». Оснащал и вооружал Волжскую флотилию, был главным заводом, обслуживавшим железнодорожный и водный транспорт РСФСР, изготовлял пушки, снаряды, в 1920 г. здесь был выпущен первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин». В 1920 г. на заводе оставалось более 8 тыс. рабочих. Позднее был реконструирован, назывался «Красное Сормово» им. А.А. Жданова}, шлет свой братский привет товарищам, стойко борющимся за рабочее дело.

Одно правительство уже старалось кровавыми расправами раздавить рабочее движение. Народ ему вынес приговор в феврале.

Резолюция о порядке устройства рабочих собраний

Собрание уполномоченных, ознакомившись с появившимся в печати проектом союза металлистов относительно порядка устройства рабочих собраний, протестует самым решительным образом против желания наложить узду и цензуру на свободу рабочих собраний.

Источник: ЦГАСПб. Ф. 3290. on. 1, д. 17, л. 23-26. Копия. Машинопись.


Рецензии