Зачем девчонкам Пасха?

Я жила с бабушкой в Ленинграде на Васильевском острове.
В небольшой  коммунальной квартире мы занимали восьмиметровую комнату. Родители жили на Севере.

Бабушка - добрая и ласковая. Я - правильная девочка, отличница, любимое занятие которой - читать книги. Мы никогда не ссорились. Была только одна причина, когда у нас возникали небольшие разногласия. Это было отношение к религии.

Бабушка иногда ходила в церковь. А мне это не нравилось. Я подшучивала над этим её пристрастием. Она отмалчивалась. Иногда она шептала молитвы, а я смотрела на неё с противной улыбкой. Нам в школе очень чётко разъяснили, как нужно относиться к этому "пережитку прошлого". Атеистическая пропаганда в то время была на высоте.

Однажды перед самой  Пасхой - я училась тогда в 5 классе - мы встретились с подружками во дворе и стали обсуждать, чем заняться.

- Пошли на набережную! - весело сказала Люся.

На набережную Невы мы ходили очень часто. Никогда не надоедало смотреть на воду, на чаек, на большие корабли.

У Ирки вдруг загорелись глаза:
- Девчонки, а пошли смотреть  Пасху!

- Ты что, с ума сошла? В церковь? - изумилась Люся. У неё округлились глаза. - Мы же пионерки!

Ирка смутилась, но храбро сказала:
- Нет, в церковь мы не пойдём. Мне соседка тётя Маша сказала, что куличи  святят рядом с церковью.

Девочки посмотрели на меня. Я для них была "ученая". Они почти всегда прислушивались к моему мнению. А у меня, к моему собственному удивлению, вдруг появилось желание увидеть своими глазами то, что я всегда критиковала. А потом более чётко объяснить бабушке, что это действительно  "опиум для народа".

Воодушевлённые и даже возбуждённые новой непривычной целью, мы прошли под дворовой аркой и вышли на улицу, на 16-ю линию. Наш дом находился совсем недалеко от церкви. Первое, что мы увидели,  - принаряженных женщин, несущих сумки, корзинки с разными продуктами, с куличами. У многих в руках были скромные цветы. Нам почему-то стало смешно. Мои подружки так и сыпали остротами:

- Вон, посмотрите, эта тётка с большой корзиной всё из дома вынесла! Муж придёт с работы, а есть нечего!
- А у этой из корзины колбаса торчит, сейчас вывалится!
- А эта, вся расфуфыренная, довольная... А сумка- то маленькая и крепко  закрыта!
- И что же она там прячет?

Девчонки хохотали, а я вдруг заметила недобрый взгляд. Женщина, идущая впереди нас, оглянулась и, сузив глаза, что-то сердито сказала. За нами тоже шли люди, почти вплотную. Я почувствовала, что мы одиноки и окружены верующими.

- Девчонки, - тихо сказала я, - помолчите.
- А что такое?- удивилась Люся.
- А вот дождетесь, побьют нас!
- Светка, ну ты придумала! - со смехом выкрикнула Ира и тут же осеклась. Идущая впереди старушка остановилась и, обернувшись, сжала и приподняла палку.

Теперь мы шли молча, все в одну сторону. Дойдя до Камской улицы, повернули налево. А там совсем близко Смоленское кладбище, и церковь недалеко от входа.

Перед церковью были установлены длинные столы, покрытые белыми скатертями.
На них стояли миски, тарелки с разной снедью. Наши взрослые спутницы стали раскладывать на столах куличи, крашеные яйца, пирожки - в общем, всё, что принесли с собой.

Мы с интересом наблюдали за этим действом. Праздничное настроение втянуло и нас, девчонок, в свою орбиту. Уже казались красивыми нехитрые съестные припасы, так щедро разложенные  на столах. Деликатесов, конечно, не было.

Варёная картошка, украшенная жареным луком,  соседствовала с колбасой и рыбой. Солёные  огурцы,  маринованные помидоры,  разноцветные яйца играли весёлыми красками. Куличи, облитые  самодельной глазурью, дразнили и вызывали слюну. Продукты по отдельности выглядели скромно, но собранные в таком количестве, создавали впечатление невиданного пиршества. Это были 60-е годы, полуголодное время.

Появился священник с ведёрком, размахивающий пучком из каких-то прутьев. Люся прыснула, но зажала рот рукой. Рядом стоящая женщина перекрестилась и сказала Люсе с ласковой улыбкой: "Это святая вода". Священник окунал пучок в ведерко и брызгал на еду, расставленную на столах. Вдруг запел громким голосом: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав".

Я видела, что мои подружки во все глаза смотрят на окружающих людей, на незнакомое, но такое завораживающее действо. Мы попали в какой-то другой мир, где происходило неведомое таинство. А ещё я обратила внимание на лица этих людей.

Я помню, что в подростковом возрасте я часто мучилась вопросом, почему так много я вижу хмурых лиц, потухших глаз. А здесь, куда мы, три девчонки, совершенно случайно попали, я увидела просветлённые лица, добрые улыбки, ясные глаза. Все люди казались приветливыми и хорошими.

Домой мы возвращались в задумчивости. Не хотелось ни о чем говорить.


А вот сейчас я подумала: чем мешали верующие люди властям? Законопослушные, работящие, воспитанные на традициях доброго отношения друг к другу, верящие в идеалы человеческой любви...



Иллюстрация: Церковь Смоленской иконы Божией Матери, или Смоленская церковь - один из старейших православных храмов Санкт-Петербурга. Находится на Смоленском православном кладбище, на Васильевском острове.


Рецензии
Интересная зарисовка!

"Домой мы возвращались в задумчивости. Не хотелось ни о чем говорить". Понравилось, что ненавязчиво показано воздействие церковной службы на юных девочек.

"А вот сейчас я подумала: чем мешали верующие люди властям? Законопослушные, работящие, воспитанные на традициях доброго отношения друг к другу, верящие в идеалы человеческой любви..."

А православных верующих власти и не преследовали. В шестидесятых, по крайней мере (то, что я знаю), не преследовали. А вот баптисты, например, законопослушными не были.

Алёна Шаламина   21.02.2023 16:48     Заявить о нарушении
Алёна, да, православных верующих власти не преследовали. Но был негласный запрет на религию и религиозные действия. Осуждалось посещение церкви. От многих слышала, что детей крестили тайком и боялись об этом рассказывать. Атеистическая пропаганда была очень сильной.

Светлана Шаляпина   22.02.2023 23:34   Заявить о нарушении
Светлана - Вы полностью правы - так и было - с самого начала "Дорогой" Советской власти... - и Церкви разрушали(если получалось - не всегда - очень надежно были построены) - которые не удавалось разрушить - устраивали в них конюшни, овощехранилища и т.д. - были гонения и на священо служителей...

а всё это делалось для "порабощения"... люди без веры - с промытыми мозгами "коммунистической" агитации - ими легче управлять...

нет - не подумайте - я не фанатка религии - я вообще считаю что религия и вера в Бога - это разные вещи совершенно...

но человек с Богом в душе - это Человек с совестью и с любовью.
я просто подтверждаю - да - нельзя было крестить детей, венчаться и т.д. - могли и с работы выгнать за это...
а если школьник пошел в церковь - его тут же выгонят из пионеров или комсомола!!! - "Ужас"!!!
хотя на самом деле - если не комсомолец - проблемы по учебе...
если не коммунист - никакого продвижения по работе... - в начальство без "партии" - ни-ни!

Так и было!

Лариса Часовская   02.02.2024 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.